Интегрированное занятие-путешествие для детей 6-7 лет «Загадки из Японии»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Петрова Екатерина Александровна

Интегрированное занятие-путешествие для детей 6-7 лет

«Загадки из Японии»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Дюймовочка» №179

Интегрированное занятие-путешествие для детей 6-7 лет

«Загадки из Японии»

(по мотивам японской сказки «Самый красивый наряд на свете»).


Программное содержание:

Цели:

1)        Развитие речи детей по средствам знакомства с культурой и сказками других народов;

2)        Обогащение словаря;

3)        Систематизация знаний о жанровых, композиционных и языковых особенностях сказки;

4)        Совершенствование умений точно, ясно и выразительно излагать свои мысли.

Задачи:

Образовательные:

1) расширить знания детей о национальных особенностях Японии;

2) обогатить представления детей о предметах и явлениях из жизни японцев (кимоно, оригами, сакура, икебана и пр.);

Развивающие:

1) продолжать развивать восприятие художественного слова через знакомства со сказками других народов;

2) развивать умение логически излагать идею произведения;

Воспитательные:

1) формировать у детей навыки игрового взаимодействия;

2) воспитывать доброе отношение друг к другу во время коллективной деятельности;

3) формировать коммуникативные навыки;

4) совершенствовать навыки и приёмы работы с бумагой и клеем.

Словарная работа: кимоно, оригами, сакура, икебана, ханами.

Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие

Материалы и оборудование: глобус, фрагмент карты и фотографии с изображением Японии, флаг и герб Японии, карточки с изображением птиц, фигурки оригами, фотографии японцев в национальном костюме, иллюстрации к сказке «Самый лучший наряд на свете» («Сова-красильщица»), фонограмма с национальной японской музыкой, клей, ножницы, цветная гофрированная бумага, нитки веточка для создания икебаны.

Предварительная работа: создание праздничных японских фонариков, складывание из бумаги различных фигур в технике оригами, беседа на тему «Страны вокруг нас» (Япония).

Методы и приемы:

•        Информационно-рецептивный метод (рассматривание картинок и фотографий, демонстрация диафильмов, рассказ воспитателя, чтение);

•        Репродуктивный метод (упражнения на основе образца воспитателя, беседа);

•        Эвристический метод (самостоятельная работа детей);

•        Словесный метод (беседа, художественное слово);

•        Моделирование.

Ход занятия:

Оформление группы:

Дети сидят за столами. Перед ними воспитатель с глобусом в руках. На заднем плане (территория в игровой зоне) развешены японские праздничные фонарики (сделанные с детьми заранее), фото Японии.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в необыкновенное путешествие. Посмотрите, у меня в руках…? Что это?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Правильно. На глобусе мы можем увидеть много разных стран. Какие страны вы знаете? А в какой стране мы живем?

Ответы детей.

Воспитатель: Вот наша страна Россия (воспитатель показывает, отмечая флажком). А сегодня мы с вами познакомимся со страной Восходящего солнца. Может кто-то знает что это за страна?

Ответы детей.

Воспитатель: Это Япония. Сами жители Японии называют свою страну «Нихон коку», что и означает «Страна восходящего солнца», а японцы первыми встречают рассвет. Даже на флаге Японии изображено солнце – большой красный круг на белом фоне (Приложение 1).

Япония – страна восходящего солнца.

Есть у японцев для солнца оконца:

Утром посмотрит японец в окно –

И сразу увидит, как всходит оно!

Воспитатель: Япония – это островное государство, которое находится в северо-западной части Тихого океана. Эта страна (воспитатель показывает фрагмент карты с изображением Японских островов) со всех сторон окружена водой. А как же мы можем туда попасть?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, мы отправимся туда на самолете.

(Дети встают со своих мест и выполняют упражнения)

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет.                         (Руки в стороны)

Правое крыло вперед -                       (Правую руку вперед)

Левое крыло вперед -                         (Левую руку вперед)

Полетел наш самолет.                        (Руки в стороны)  

Над Японией летим

И в окошечки глядим.                          (Складываем руки окошком и смотрим

Посмотрели все направо                                       на демонстрацию картинок)

Гора над нами Фудзияма.                   (Повороты головы направо)

Повернулась голова -                          (Поворот головы налево)

Что за чудо острова?!

От волненья часто дышим:                  (Глубокий вдох)

«Всё б успеть и всё услышать!»

Вдохнули глубоко, друзья,

Нас ждет страна Япония!                    (Руки вверх)

Дети с воспитателем проходят в стилизованную под Японию зону (звучит фонограмма японской народной музыки (Появляется героиня в кимоно с веером в руках)

Японка: Охаё! Доброе утро, ребята. Охаё – это доброе утро по-японски. Давайте и поздороваетесь со мной на японском языке.

Дети здороваются (Охаё или Конитива (Привет)).

Японка: Меня зовут Кику. Это означает «хризантема». Этот цветок является гербом Императорского дома (золотистый цветок с шестнадцатью двойными лепестками) Моя страна очень гостеприимна. И я с радостью вам о ней расскажу. В наших домах очень мало мебели и японцы сидят на полу, когда обедают, пьют чай, даже спят на полу, застелив его специальным ковриком-матрасом. Давайте и мы сядем на пол.

Дети садятся на коврик.

Воспитатель: Кику, какой необычный у тебя наряд…

Японка: Да, с давних пор у нас и мужчины и женщины так одевались. Это наша национальная одежда – кимоно А в руках у меня  еще один символ Японии – веер. В старые времена японские женщины считали, что выставлять свое лицо напоказ неприлично и даже опасно. Неприличным считалось иметь загар. Одним из признаков настоящей красавицы была белая кожа. Таким образом, японский веер имел три основных предназначения: заслонял от солнца, освежал и прятал лицо. Есть складной веер (ооги) и круглый или овальный веер (утива). Считается, что первый веер был изобретен именно в Японии.

(Воспитатель демонстрирует различные веера, а гостья дает детям рассмотреть свой) Японка: Ребята, а вы любите праздники?

Дети: Да!

Японка: Вот и жители моей страны очень любят праздники, заранее к ним готовятся и празднуют весело и красиво – в нарядных костюмах с разноцветными фейерверками. А сегодня в Японии как раз День птиц.

Воспитатель: Ребята, а каких птиц вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Кику, а наши ребята очень умные и сообразительные. Они знают много птиц, а еще умеют отлично разгадывать загадки.

Загадки о птицах

Какая птица круглый год

Летает задом наперёд?

(Колибри)

Разодетый, как на праздник,

В перьях радужных цветов.

Передразнивать проказник

Всех без устали готов.

(Попугай)

Этой белокрылой птице

В зоопарке не сидится.

Чтобы люди улыбались,

К ним летит со свёртком ... (Аист)

Словно кошки не боится —

Собирает крошки,

А потом на ветку — прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей)

 

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее ... (ворона).

 

Кто присел на толстый сук

И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел)

 

Угадай, какая птица —

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная?

Звонко тенькает: «Тень, тень!

Как хорош весенний день!» (Синица)

 

Кто летает, кто стрекочет —

Рассказать нам новость хочет? (Сорока)

 

(На столе разложены картинки с изображением птиц

Воспитатель предлагает после того как дети отгадывают название птицы найти соответствующую картинку. А героиня Кику предлагает рассмотреть фигурки птиц-оригами

Воспитатель: (Физкультурная минутка – «Аист»)

(воспитатель берет фигурку аиста-оригами и выполняет физ. минутку):

- Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу                (Аист отвечает)

- Топай правою ногою,               (Спина прямая, руки на поясе.

Топай левою ногою.                    Дети плавно и медленно поднимают

Снова - правою ногой,                то правую, то левую ногу, согнутую в колене,

Снова – левою ногой.                  также плавно опускают,

После – правою ногой,                подражая движениям аиста. Спина прямая)

После – левою ногой        

И тогда придешь домой.    

(В конце упражнений дети садятся на свои места).

Воспитатель: Ребята, Кику, а вы любите сказки?

Ответы детей и девочки и японки.

Воспитатель: Я сегодня хочу рассказать вам японскую народную сказку «Самый красивый наряд на свете», еще она называется «Сова-красильщица», вы послушаете и отдохнете. А вот и главная героиня (воспитатель показывает иллюстрации к сказке и начинает чтение)

Чтение сказки.

Беседа по сказке:

- Ребята, понравилась ли вам новая сказка, которую я вам рассказала?

- А откуда эта сказка, какой народ ее сочинил?

- О чем она?

- Какого цвета был ворон? Почему он решил перекрасить свой наряд?

- И какого цвета стал ворон?

- Понравился ли ему его новый наряд?

- Чем закончилась сказка?

- А почему так произошло? Разве ворон точно знал, что ему нужно?

- А как теперь живут сова и ворон?

(Можно выборочно организовать пересказ по иллюстрации  с двумя-тремя детьми).

Кику: Вы молодцы, ребята. А давайте теперь с вами поиграем. Я знаю, есть такая игра «День и ночь». Вы, наверное, тоже ее знаете?! Я выберу водящего. Он отвернется, а я скажу «День», зазвучит музыка ребята будут прыгать, танцевать и веселиться. Но по сигналу «Ночь» все должны замереть, как будто заснуть. Водящий оглядывается и смотрит, кто не успел заснуть и пошевелился. Водящий его называет. И проигравший становится водящим.

Окончание (сюрпризный момент).

Воспитатель: Ребята, мы с вами отлично повеселились, но вместе с этим узнали много нового. Кику, спасибо тебе большое за удивительное путешествие в твою страну Японию.

Японка Кику: И вам спасибо, ребята. Очень приятно было с вами познакомиться. И в знак благодарности я хочу подарить вам веточку сакуры (цветущей японской вишни), но не просто подарить, а я научу вас ее делать. И это будет икебана в память о нашем путешествии

(Данная работа выполняется, если это не превышает допустимого регламента по времени проведения занятия. В противном случае, организуется доп. занятие, либо данная часть опускается и японская вишня становится просто сюрпризным моментом).

А теперь давайте полюбуемся. Это называется ханами (любование цветущей сакурой) и сделаем дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз.

В Японии древней обычай такой:

Лишь сакура ветки распустит весной,

Ей каждый японец идет любоваться

И нежным цветочкам готов поклоняться      (Дети наклоняются)

И мы полюбуемся чудом японским.

То, что не встретишь средь улиц московских.

На сакуре каждая ветка прекрасна,

Ведь любят японцы ее не напрасно!

Мы запах чудесный тихонько вдыхаем,        (Делают медленный вдох)

И медленно-медленно ртом выдыхаем          (Выдыхаем ртом)

Вот пчелка к пахучим цветам подлетает.

Глазами следить мы за ней начинаем           (Движение глазами вправо-влево)

Жужжа, заспешила то вправо, то влево,

То к веточкам верхним, то вниз полетела… (Движение глазами вверх-вниз)

Восьмёркой кружится пчела у ветвей,          («Рисуют» глазами восьмерку)

А мы наблюдаем тихонько за ней.

Пчела улетела… Глаза закрываем.                (Закрывают глаза)

И сакуры ветку себе представляем.

А зимней порой, когда вьюга резвится,

Чудесное дерево будет нам сниться.

(Японка благодарит детей, прощается и каждому ребенку вручает японскую куколку-закладку в технике оригами

Воспитатель: Ребята, сегодня вы очень постарались и хорошо поработали. Узнали много нового. Спасибо вам. Молодцы!


Приложение 1

Японская сказка

«Сова красильщица «

В старину, далекую старину, были у ворона перья белые-белые. Прискучил ему белый наряд. Вот и полетел ворон к сове.

В те времена сова была красильщицей. Она красила всем птицам платья в самые разные цвета. Не было отбою у нее от заказчиков.

— Выкр-р-рась мой наряд в самый кр-р-расивый цвет,— попросил ее ворон.

— У-гу, у-гу! — согласилась сова.— Могу в любой! Хочешь голубое платье, как у цапли? Хочешь узорчатый наряд, как у сокола? Хочешь пестрый, как у дятла?

— Нет, выбери для меня цвет совсем невиданный, чтобы я не был похож ни на какую другую птицу на свете!

Снял с себя ворон свой белый наряд, оставил его сове, а сам улетел.

Думала-думала сова, какой цвет самый невиданный, и выкрасила платье ворону в черный-черный цвет, чернее угля, чернее туши.

Страшно рассердился ворон. С той поры как увидит он сову, так и бросится на нее.

Вот почему сова день-деньской прячется в дупле. Не показывается она на свет, пока ворон летает.

 Приложение 2https://b1.m24.ru/c/1115164.jpg

Приложение 3      Веер овальный https://krot.info/uploads/posts/2020-01/1579424176_10-64.jpg


Веер складной

https://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=261c5abe38a3d304&mb=storage 

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/09b6/0001079d-fa885aab/4/img17.jpghttps://yt3.ggpht.com/a/AATXAJwWqD_lit_dYuTDTEqrTX4LnWaKjixkuXlr6w=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo

https://i.pinimg.com/736x/08/47/1d/08471d3b8c6df20524a6d84bc11b917f--origami-art-oragami.jpg

Список использованных источников:

1.        Баронова В.В. Грамматическое путешествие по странам и континентам. Занятия по познавательному и речевому развитию – «Сфера», 2016 г. – 128 с. (Библиотека воспитателя («ТЦ СФЕРА»))

2.        Рабочая программа подготовительной группы (с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой). – М.: Мозайка-Синтез, 2014 г. – 368с.

3.        Сказки Японии – Терра, 202 г. – (Сказки мира). – 400 с.

4.        Энциклопедия для детей. Япония/ сост. А.Л. Лисовецкая. – М.: РИПОЛ классик, 2014 г. – 40 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Путешествие в Японию"

Знакомство с географическим положением и традициями Японии; пользование пооперационными картами оригами при складывании фотоаппарата из бумаги....

интегрированное занятие «Путешествие в зоопарк" для детей второй младшей группы

Материал предназначен для  воспитателей детских садов....

Конспект итогового интегрированного занятия "Путешествие в сказку" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)

Данный конспект является интегрированной непосредственно организованной деятельностью для детей с общим недоразвитием речи. Доминирующий компонент - ФЭМП (ОО "Познание"), интегрируемые компоненты - Ра...

Конспект открытого интегрированного занятия- путешествия с элементами нетрадиционного рисования для детей средней группы: «Накормим снегирей

Продолжать обучать детей нетрадиционным техникам рисования, развивать навыки.Учить рисовать ягоды рябины методом тампонирования ватными палочками и методом сминания салфетки и катания шариков Учить ис...

Интегрированное занятие " Путешествие в Японию",

познакомить детей с традициями и обычаями в Японии, подвести детей к познанию этнокультурного мира во всем его многообразии, позволить в практической деятельности «прожить» особенности культуры Японск...

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в зимний лес» (для детей раннего возраста)

Цель: ·         Способствовать познавательному развитию: закреплять знания детей о диких животных (о зайце, белке), об их внешнем виде и питании.·...

Интегрированное занятие-путешествие для детей 6-7 лет " Удивительная страна Япония!"

Цели:  знакомство с особенностями культуры Японии. Способствовать музыкальному и общекультурному развитию детей. Приобщение к национальной и мировой культуре, формирование целостной картины мира....