«За лесами, за горами» по сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок»
план-конспект занятия по развитию речи
Предварительный просмотр:
Конструкт непосредственно образовательной деятельности
Тема: «За лесами, за горами» по сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок»
Возрастная группа: старшая группа
Форма совместной деятельности: квест - игра
Форма организации: групповая
Цель: создание условий для речевого развития детей и постижения особенностей родного языка средствами квест технологии по мотивам сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок»
Задачи:
Образовательные:
создать условия для восприятия детьми авторских выразительных средств;
способствовать совершенствованию наглядно-образного мышления (разрезные картинки) и развития логического мышления (последовательные картинки);
развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение, эмпатию, артистические способности;
продолжать совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения;
Развивающие:
закрепить значения устаревших слов (почивальня, басурман, городничий, малахай, стремянной, седмица-неделя, красно платье, плошка)
способствовать формированию выразительности речи;
способствовать развитию коммуникативных умений детей (обмен мнениями и новой информацией между детьми и педагогами).
развивать мыслительные операции: (воображение, память, внимание, логику, умение рассуждать);
Воспитательные:
воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу высказывать свою точку зрения; проявляет положительные эмоции.
Средства:
наглядные: портрет П.П.Ершова
мультимедийные: экран и проектор, презентация с заданиями.
Предварительная работа: чтение сказки П. Ершова «Конек-Горбунок», просмотр мультфильма «Конек-горбунок», рассматривание иллюстраций по сказке А. Власовой, беседа по сюжетам сказки, заучивание отрывков сказки, рисование главных героев сказки, слушание музыкальных произведений Р. Щедрина к балету «Конек-горбунок»
Информационные источники: https://docviewer.yandex.ru
Ход непосредственно образовательной деятельности
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание совместной деятельности | Деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
1 Этап. Мотивация к деятельности Цель. Мотивировать детей на совместную деятельность. | Воспитатель с детьми заходит в музыкальный зал. На экране изображено колесо фортуны. - По-моему, нас здесь ждёт что-то интересное, необычное. Как вы думаете? Я права? - А как вы догадались, что нас ждет. - А куда мы отправлялись с помощью колеса? - Вы готовы к новым приключениям? | Организует размещение детей в музыкальном зале, эмоционально включает действие. Отвечают на вопросы Произносят : «раз, два, три, колесо, крути!» | Слушают запись Сосредотачивают внимание. Отвечают на вопрос Размышляют.
| Проявляет готовность к действию, принимает живое заинтересованное участие, откликается на эмоции близких людей. |
2 Этап. Поиск, решение задачи, проблемы. Цель. Актуализировать знания детей. Выявление «знания-незнания» Стимулирование общения, любознательности детей. Создание ситуации выбора. Поддержание детской инициативы Поиск ответа на вопрос, решения проблемы. | Вращается колесо и останавливается на картинке по сказке П. Ершова «Конёк –Горбунок» - И где мы с вами сегодня будем искать приключения? - За горами, за лесами, за широкими морями против неба – на земле, жил старик в одном селе. А кто написал эту сказку? - А кто скажет, кто же главный герой этой сказки? - Вы хотели бы попасть в эту сказку? Если да, то, можем произнести сказочное заклинание | Задает вопросы. Слушает ответы детей. Фиксирует ответы детей. Активизирует познавательную деятельность, внимание детей. Уточняет ответы детей.
| Отвечают на вопросы, опираясь на собственный опыт. Решают интеллектуальную задачу.
| Умеют слушать взрослого и сверстника. Активно участвуют в общении с педагогом. Проявляют интерес к познавательной деятельности. |
3.Этап Работа в группе Цель: решение Предстоящей проблемы | Звучит сказочная музыка, появляется письмо от Ивана «Помогите, мне, пожалуйста. Бывший главный конюх изменил ход сказки, и из-за этого конец сказки может быть другим. Помогите сохранить сказку такой, какой написал её автор». - Кто мне может объяснить, о чем сказал Иванушка? Вы сможете помочь Ивану? «Что бы помочь, вам надо выполнить задания. Но сначала вспомните, какие приключения происходили в сказке». - Разделитесь на три команды по названию сюжетов сказки. Первое задание от Ивана. «Сложите мозаику с картинкой из сказки Конёк-Горбунок». - Готовы все команды? - Какие слова произносил Конек-горбунок, помогая Ивану в его приключениях? - Тогда приступайте! Чья команда будет готова, дайте знать. - Дети, скажите, какой сюжет из сказки на вашей картинке? После представления картинок на слайдах появляется неправильная хронология картинок из сюжета сказки. - Посмотрите на экран и расскажите, что было сначала, что потом. (на экране появляются три буквы О, Р, В) - Ребята, что бы это значило? - Назовите их. - Сколь букв не хватает что бы разгадать слово. Следующее задание от Ивана «У меня есть следующее задание. В сказке Конёк-Горбунок есть устаревшие слова, т. е. слова которые мы не употребляем в современном русском языке. Разгадайте значения слов, которые употреблялись в старину, а как сейчас». -почивальня-спальня, -басурман-иноземец, -городничий-начальник города, -малахай-тёплая меховая шапка -стремянной-конюх-слуга -седмица-неделя -красно платье-нарядное, красивое -плошка-плоский и круглый сосуд Ай, да, молодцы!!! На экране появляется буква (Ш) - Молодцы. Посмотрите на экран. Сколько букв не хватает? - Выполните последнее задание от Ивана. Готовы? - Скажите о ком или о чём эти строки. (воспитатель читает строки из сказки для каждой команды) (на экране появляется буква Е) -Что же это за слово? Ершов – автор сказки Конёк-Горбунок - Правильно. Молодцы! |
Задает вопросы Активизирует познавательную деятельность детей. Уточняет ответы наблюдает за детьми во время выполнения задания; предоставляет возможность для сотрудничества с детьми; советует, поддерживает.
способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникшие проблемы; наблюдает за детьми во время выполнения задания; предоставляет достаточно времени для изучения с ними объектов, явлении, наблюдений, экспериментов; предоставляет возможность для сотрудничества с детьми; вовлекает в совместную деятельность, совместное планирование; способствует групповой работе детей; предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение; советует, поддерживает. | Отвечают на поставленный вопрос Рассматривают иллюстрации Работают все вместе, проявляют заботу друг о друге; проявляют способность к критическому мышлению, наблюдают, делают выводы Отгадывают загадки | хорошо выражает свои мысли; начатое дело доводит до конца; умеет наблюдать, умеет следовать правилам; умеет подбирать необходимый материал для работы. |
4 Этап. Результат деятельности и рефлексия. Цель. Подвести детей к осознанию своей деятельности, самооценке её результатов. | - Теперь благодаря вам сюжет сказки останется такой, каким её написал автор П. Ершов. - Вот мы и помогли Ивану. И почему у вас это получилось? - А чем закончилась сказка? | Задает вопросы. Выслушивает ответы всех детей. Побуждает ребят к анализу деятельности. | Отвечают на вопросы. Рассуждают. Активно участвуют в диалоге. Высказывают свое мнение. | Осуществляют анализ. Умеют делиться с воспитателем и другими детьми своими впечатлениями. |
5 Этап. Открытость Цель: продолжение работы вне занятия | И сейчас я вам предлагаю нарисовать понравившийся сюжет из сказки «Конёк – Горбунок» | показ воспитателя Обсуждает с детьми продолжение работы в разных формах самостоятельной и совместной деятельности. | Соглашаются с воспитателем. | Проявляют заинтересованность. Выражает искреннее восхищение, подводит итоги. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кукольный спектакль по сказке П.П. Ершова "Конек-Горбунок"
Звучит «Музыка к сказке» (автор неизвестен), перед ширмой стоит домик, открываются ставни и в окошке появляется сказительница Сказительница: За горами, за лесами, за широкими морями,...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».
Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 1.Сказочный кроссворд 2. Игра «Узнай нас». 3. Игра «Волшебная корзинка» 4.Сказочные задачки. 5. Игра «Из какой сказки»? Найди...
Музыкально- театрализованное представление по сказке П.Ершова "Конек - Горбунок"
Сценарий музыкально - театрализованного представления для детей подготовительной группы "Конек - Горбунок" по сказке П.Ершова....
Литературная викторина по сказке П.П. Ершова "Конек - Горбунок"
Викторина, состоящая из 3 туров для старших дошкольников....
Анализ сказки Ершова «Конек горбунок»
Некоторые исследователи, проводя анализ, называли сказку Ершова «Конек-Горбунок» «мужицкой», сопровождая такое определение разными оценочными акцентами. Но, конечно же, такой х...
Творческий проект по П.П.Ершову "Конек-Горбунок"
Приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных, художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творч...
«В гостях у сказки П. Ершова «Конек-Горбунок»»
Конструкт непосредственно образовательной деятельности с детьми 6 года жизни по речевому развитию «В гостях у сказки П. Ершова «Конек-Горбунок»»...