Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».
Цели: познакомить детей с творчеством П. Ершова;
побуждать дошкольников эмоционально воспринимать образное содержание сказки;
закрепить представления о жанровых особенностях сказки;
продолжать формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные слова и выражения.
Демонстрационный материал: красочные книги со сказками А.С.Пушкина и П.П.Ершова, русские народные сказки, сказки зарубежных авторов,
сказочный кроссворд,
атрибуты к игре «Волшебная корзина»,
схемы-модели к сказкам.
Предварительная работа: чтение сказки П. Ершова «Конек-Горбунок».
Ход занятия Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда, узнаем, отгадав кроссворд.
1.Сказочный кроссворд
Рассмотрите кроссворд. Впишите правильные ответы.
1.Вспомните название сказки: « Финист – ясный…»
2.Маленькое насекомое, которое спасло Муху-Цокотуху от паука в сказке К. Чуковского.
3.Доктор, который лечил зверей.
4.Имя девочки, которую за доброту и трудолюбие Фея-крестная нарядила, как принцессу, и помогла попасть на бал.
5.Имя злого могущественного персонажа в русской народной сказке.
6.В какую страну отправился по морю доктор Айболит?
Ответы: 1.Сокол. 2.Комар. 3.Айболит. 4.Золушка. 5.Кощей. 6.Африка
Сказочный кроссворд
1 2 3 4 5 6
c | к | а | з | к | а |
о | о | й | о | о | ф |
к | м | б | л | щ | р |
о | а | о | у | е | и |
л | р | л | ш | й | к |
и | к | а | |||
т | а |
- Ребята, как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки?
- Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках зло наказывается, а добро побеждает.
- А что будет, если у народа не будет сказок?
- Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует решительно идти,
преодолевая трудности.
Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок.
Сейчас я проверю, как хорошо вы знаете сказки.
2. Игра «Узнай нас».
Послушайте стихи. Назовите героев сказок.
1. Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В скорлупе ореха девочка спала.
Какая же девочка в цветке жила? (Дюймовочка)
2. Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон)
Вместе с Карлсоном
Прыгал с крыш
Шалунишка наш … (Малыш)
3. О жадной старухе рассказ наш пойдет,
А жадность, ребята, к добру не ведет.
И кончится дело все тем же корытом,
Не новым, а старым, конечно, разбитым.
(Сказка о золотой рыбке)
4. Что за странный -
Человечек деревянный
На земле и над водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино)
5. На меня скорей садись,
Только знай себе, держись.
Я хоть росту небольшого
Да сменю коня любого. (Конек-горбунок)
- Молодцы! Видно для вас это легкое задание, а вот сможете ли вы по предметам из сказок угадать, какому сказочному герою они принадлежат и в какой сказке они живут.
3. Игра «Волшебная корзинка»
В корзине лежат предметы, принадлежащие сказочным героям.
Вам нужно взять из корзины предмет и угадать, из какой он сказки и какому сказочному герою он принадлежит.
1. Фонендоскоп (Доктор Айболит)
2. Красная шапочка (Красная шапочка)
3. Сапоги (Кот в сапогах)
4. Самовар (Муха-Цокотуха)
5. Туфелька (Золушка)
6. Зонт (Оле Лукое)
7. Стрела (Лягушка царевна)
8. Ключик (Буратино)
9. Зеркало (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
10. Одеяло (Мойдодыр)
11. Пушка (Сказка о царе Салтане…)
12. Пирожок (Гуси-лебеди)
- Ой, какие вы сказочные дети – прямо волшебники.
А в сказках существуют не только сказочные предметы и герои, но и волшебные цифры. Какие цифры чаще всего встречаются в сказках? Даже в сказках необходимо знать цифры и уметь считать. А мне придется взять в сказку тех, кто сможет решить сказочные задачки.
4.Сказочные задачки.
1. Шесть грибов нашел Кощей
И еще один для щей.
Вы ответьте на вопрос
Сколько он грибов принес?
6+1=7
2. Миша короб нес тяжелый
И отведал пирожки.
Он сначала съел четыре,
А потом, аж целых три.
4+3=7
3. Потеряла коза козлят,
А козлята сидят и молчат.
За кадушкой – один,
За подушкой – один,
Под столом – один,
Под кустом – один.
Как детей поскорее найти?
Их должно быть чуть меньше пяти.
1+1+1+1=4
4. Три медведя шли из школы.
И вдруг на них напали пчелы.
Два медведя спаслись едва.
А сколько не успело?
3 – 2=1
Считать то вы умеете, а чтобы попасть в нужную сказку надо их уметь читать.
5. Игра «Из какой сказки»?
Прочитай, вспомни и назови сказку. Тебе помогут сказочные герои.
Найди схему-модель к сказке.
Царь, три сына, стрела, болото, лягушка.
(«Царевна-лягушка»)
Царь, три сына, сивка-бурка, царевна.
(«Сивка-бурка»)
Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея.
(«Золушка»)
Злая мачеха, две дочери, дед мороз.
(«Морозко»)
Царь, три сына, конек-горбунок, царевна.
(«Конек-горбунок»)
- Теперь я точно знаю, что вас можно брать с собой в любую сказку, и вы не подведете. А в какую сказку мы отправимся, вы узнаете когда прослушаете отрывок из сказки.
В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить.
Мужички такой печали
Отродяся не видали;
Стали думать да гадать –
Как бы вора соглядать…
6. Подвижная игра «Конек-горбунок».
Проговаривание потешки с движениями.
Ваня, Ваня простота
Нашел игрушечку-конька.
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Гоп-гоп-гоп!
Ты скачи в галоп.
Ты лети, конь, скоро-скоро,
Через реки, через горы,
Все в галоп, в галоп, в галоп.
Гоп-гоп-гоп!
Тпру! - …
Конек-горбунок!
Стань передо мной,
Как лист перед травой.
7. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».
- Ребята, сказка «Конек-Горбунок» русская народная или у нее есть автор?
- Кто написал сказку «Конек-горбунок»?
- Чем отличаются сказки П. Ершова от других сказок, которые мы с вами читали? (Обратить внимание детей на то, что сказка П. Ершова написана в стихотворной форме.)
- Кто главный герой в сказке «Конек-Горбунок»?
- Какой Иван в сказке? Опишите его.
- За что Иван получил двух чудесных коней и Горбунка?
- Честно несет Иван трудную службу у царя. Сколько пришлось приложить труда, проявить смелости и настойчивости, чтобы выполнить все царские поручения. Какие поручения выполнял Иван?
- Какая волшебная сила постоянно помогала Ивану?
- Как писатель описал Конька?
«Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами,
Да с аршинными ушами».
- И вот награда: Иван владеет всем, что сам добыл для царя, да сверх того еще… Что еще получил Иван?
- Вы уже знаете, что в сказках есть особенное начало. Вспомните, как обычно начинаются сказки.
- Как начинается сказка «Конек-Горбунок»?
«За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле,
Жил старик в одном селе».
- В литературе эти слова называются присказка.
- Также в русских сказках все важные события случаются обычно трижды, т.е. повторяются три раза.
- Что трижды происходит в сказке «Конек-Горбунок»? (У отца три сына; трижды они ходили в караул; трижды царь посылал Ивана на задания; он окунается в трех котлах…)
- По-особому сказки и заканчиваются. Какими словами в основном они заканчиваются? Как заканчивается сказка «Конек-Горбунок»?
«Сердцу любо! Я там был,
Мед, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало».
- Расскажите, какой момент в сказке вам понравился больше всего?
- Ребята, а если бы вам в жизни повстречался такой Конек-Горбунок, о чем бы вы его попросили?
8. Игра «Загадай желание»
Дети загадывают желание Коньку-Горбунку.
- Можно и я загадаю хоть одно желание?
Хочу, чтобы появилось сладкое угощение со сказочным героем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В мире басен. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе
Работа над художественным произведением, содержащим моральные темы, дает возможность педагогу систематически расширять нравственный кругозор детей: на запечатлевающихся художественных образах конкрети...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе "Викторина по сказкам"
Данное занятие предусматривает соревнование двух команд в различных конкурсах, связанных с содержанием разнообразных сказок....
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на тему: «Чтение сказки С. Маршака « Двенадцать месяцев».
Занятие направлено на закрепление знаний месяце и времен года, грамматическую и артикуляционную работу с детьми 6-7 лет....
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе по теме «Русская народная сказка «Снегурочка».
Занятие проходит в форме творческой инсценировки текста с чтением отдельных отрывков....
Конспект занятия по " Ознакомлению с художественной литературой" в подготовительной группе "Литературная викторина по сказкам"
Конспект занятия по " Ознакомлению с художественной литературой" в подготовительной группе "Литературная викторина по сказкам"...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Путешествие на облаке»
Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое.Возраст детей: средняя группаФормы организации: подгруппа.Задачи:Образовательные...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе "Русская народная сказка «Мужик и медведь»"
Познакомить детей со сказкой.Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей.Обогащать словарный запас детей....