Викторина "Сказки любим мы читать и героев узнавать"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Одним из множества способов сделать процесс обучения в детском саду интереснее и увлекательнее является викторина. Для старших дошкольников отличным вариантом будет викторина по сказкам.
При помощи викторины и на основе прочитанных сказок можно закрепить пройденный материал, развивать способности к драматизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmnoe_soderzhanie.docx | 28.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина «Сказки любим мы читать и героев узнавать»
Программное содержание.
- Закрепить и расширить знания детей о русских народных и авторских сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в процессе творчества;
- Закрепить счёт в пределах 10; порядковый счёт; обратный отсчёт.
- Учить детей соотносить цифру и число; определять местоположение: справа, слева, впереди, сзади.
- Пробудить в детях интерес к театрализованной игре.
- Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость; способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы.
- Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.
Материал
- Жетоны, карточки с цифрами, говорящая ручка, фишки за правильный ответ, указатель.
- Костюмы и атрибуты, 2 метлы.
Предварительная работа
- Чтение и слушание в аудиозаписи русских народных и авторских сказок с беседами по содержанию.
Ход викторины.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что же это такое? Да это же указатель, на котором написано, куда мы с вами можем отправиться. Давайте прочитаем.
— Прямо пойдёшь – никуда не попадёшь,
— Назад пойдёшь – в группу попадёшь,
— Влево свернёшь – в викторину сказок попадёшь.
— Куда же мы с вами пойдём? (Ответы детей) - Сказки, ребята, пришли к нам с давних времён. Сказки передавались внукам из поколения в поколение. Одни сказки сочинял народ, а другие писались писателями, имена которых теперь знают дети всего мира. Мы с вами слушали и читали много как народных, так и авторских сказок. А сейчас проверим: были ли вы внимательны, всё ли запомнили, сумеете ли вы распознать сказки и их героев. Сейчас мы разделимся на две команды и проверим, какая команда самая внимательная. (Дети делятся на команды с помощью цветных жетонов
и рассаживаются на стулья, обозначенные соответствующим цветом.)
Разминка.
Что значит народная сказка?
Что такое авторская сказка?
ДОГОВОРИ СЛОВЕЧКО:
Кощей…. (Бессмертный)
Баба…….. (Яга)
Мышка…. (Норушка)
Лягушка…. .(Квакушка)
Курочка……(Ряба)
Гуси……………(Лебеди)
Лисичка…… (Сестричка)
Василиса……. (Премудрая)
Царевна………(Лягушка)
Зайчик………. (Побегайчик)
Сестрица………(Аленушка)
Братец…………(Иванушка)
Задание №1
Я вам буду задавать вопросы, а в ответ вы будете поднимать карточку с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя.
• покажите число больше 5 на 1 (6);
• число, которое меньше 7 на 1 (6);
• число, обозначающее день недели - вторник (2);
• число, последующее числа 4(5);
• сколько пальцев на правой руке (5);
• сколько глаз у светофора (3);
• сколько ушей у двух малышей (4);
• сколько лап у двух собак (8).
Задание №2
Угадай, кто из главных героев сказал эти слова. (слайды)
- Ловись рыбка, большая и маленькая! (волк)
- Не ешь меня, лиса, я тебе песенку спою (колобок) (Какой по счёту была лиса?) (четвёртая)
- Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы.
Котик - братик, спаси меня! (петушок)
- Высоко сижу, далеко гляжу! Не садись на пенек, не ешь пирожок!
(Машенька)
5. Молочная река - кисельные берега! Куда гуси – лебеди полетели?
(Аленушка) Какой по счёту была река? (третья)
6. Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты ещё только три дня подождал, я бы вечно твоей была. А теперь прощай. Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного...(Царевна -Лягушка)
7.Хочу, чтобы ведра сами пошли домой, и вода бы не расплескалась...
(Емеля)
Задание №3
Восстановить последовательность событий в сказках (детям выдаются карточки с последовательностью, в которых они должны восстановить правильный порядок событий)
Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди».
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
1. Алёнушка и Иванушка идут полю.
2. –Не пей, Иванушка, из копытца.
3. Не послушался Иванушка и превратился в козлёночка.
4. Выплынь, выплынь на бережок.
5. Вынес он Алёнушку на берег.
6. И стал Иванушка прежним
7. Посадили Иванушку на коня и поехали домой
8. Взял он Алёнушку замуж и стали они жить втроём.
«Гуси – лебеди»
1. Машенька встретилась с речкой
2. Девочка в избушке Бабы – Яги
3. Сестрица приводит братца домой
4. Девочка встретилась с печкой
5. Гуси – лебеди унесли Иванушку
6. Мышка помогает Машеньке
7. Девочка встретилась с яблоней
8. Машенька бросилась догонять гусей
Задание №4
Эстафета “Полёт Бабы-Яги”
– Непременными атрибутами Бабы-Яги были ступа и метла. В эстафете используется в качестве метлы – веник. Участник садится на веник, обегает вокруг стула и передает веник другому участнику.
Задание №5 (использование говорящих ручек)
«Песенки сказочных героев»
(Участникам игры необходимо определить, каким персонажам принадлежат песенки или слова из сказок.)
- Песенка молочной речки из сказки «Гуси-лебеди».
- Слова пузыря из сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».
- Слова солдата из сказки «Каша из топора».
- Слова петушка из сказки «Заюшкина избушка».
- Слова лисы из сказки «Хвост виноват».
- Слова журавля из сказки «Лиса и журавль».
Задание №6
1. -Из какой сказки эти слова: махнула левой рукой — сделалось озеро, махнула правой — и поплыли по воде белые лебеди; царь и гости диву дались.
«Царевна – Лягушка»
2. -Какие задания давал царь своим невесткам? (испечь хлеб, соткать ковёр, сшить рубаху)
3. - Сколько дней оставалось Царевне-Лягушке ходить в лягушечьей коже? (3 дня)
4. - Куда отправился Иван-Царевич искать Царевну? (За тридевять земель)
-Вы помните, ребята, что случилось, когда медведь повалил дуб? Упал сундук и из него выскочил заяц, из зайца - утка, из утки – яйцо, в яйце –игла.
Наша задача – найти иглу. Для этого нужно зажав мяч между ног допрыгать до стула, положить мяч и развернуть один предмет, вернуться назад и передать эстафету следующему участнику.
Авторские сказки.
Задание №7
Угадай героев сказок. (К. И. Чуковский, А.С. Пушкин, Ш. Перро)
- Кто, кому и в какой сказке сказал: «Уходи-ка ты домой, говорит, да лицо своё умой, говорит….» (Крокодил – грязнуле «Мойдодыр»)
- В какой сказке: «Рыбы по морю гуляют, жабы по небу летают, мыши кошку изловили – в мышеловку посадили». («Путаница»)
- В какой сказке и почему «Засмеялися кастрюли, самовару подмигнули.» («Федорино горе»)
- Что случилось и в какой сказке: «Отчего же всё кругом завертелось, закрутилось и помчалось колесом?..» («Мойдодыр»)
- Какими словами царица обращалась к волшебному зеркалу? («свет мой, зеркальце, скажи»)
- Кого шмель в «Сказке о царе Солтане» укусил в нос? (Бабариху)
- Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Жили- были старик со своею старухою…»)
- В какой сказке есть такие слова «Свет мой, зеркальце, скажи».
Угадай, кто из героев произнёс следующие фразы:
- -Не бойтесь, братцы. Я знаю, как нам вернуться. Ступайте за мной. (Мальчик с пальчик)
- -Принцесса уколет руку веретеном и от этого умрёт. (Старая фея – колдунья)
- -Помогите, помогите! Тонет маркиз Карабас! (Кот в сапогах)
- - Если ты опоздаешь хоть на одну минутку, твоя карета снова сделается тыквой. (Фея)
Задание №8
В сказке о Золушке, главная героиня, собирая на бал мачеху и сестёр, должна была очень быстро их одеть. Попробуем и мы справиться с таким заданием.
Игра «Наряжаемся на бал»
Играют по 4 человека из каждой команды. Девочка-«Золушка» должна нарядить 3-х человек. На стульях разложена одежда. Засекается время, и «Золушки» начинают одевать одновременно троих участников своей команды. Выигрывает та девочка, которая закончит быстрее, использует весь реквизит, а её «подопечные» будут выглядеть красиво.
Подведение итогов викторины–путешествия: все команды, преодолев трудности, дошли до финиша, победила дружба.
Подскажите, ребята, что побеждает в сказках: зло или добро? (Добро)
(Дети встают вкруг и под песню В. Толкуновой «Сказки гуляют по свету» выполняют танцевальные движения)
Воспитатель:
- Пора нам из сказок в детский сад возвращаться. Поедем мы на волшебном поезде. А чтобы поезд тронулся, начинаем обратный отсчёт (10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.) Занимайте скорее места, поезд отправляется, следующая станция – «Детский сад». (Дети вместе с воспитателями строятся «паровозиком» и с песней «Голубой вагон» отправляются в группу)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Космическое путешествие на планету сказок .Литературный калейдоскоп "Сказки любим мы читать и героев узнавать"
Сказки несут смысловую нагрузку, недаром издавна говорилось:"Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок". Сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, ...
Творческий проект «Сказки любим и читаем, в сказки весело играем!»
Дети старшего дошкольного возраста сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих...
Сказки любим мы читать и героев узнавать
Все дети любят сказки. С помощью викторины можно продеагностировать знания детей о сказках, их героях и авторов....
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Сказки любим мы читать и загадки сочинять».
Конспект занятия о придумывание загадок о литературных героях русской народной сказки « Кот, петух и лиса».Цель: Развитие связной речи.Задачи:Коррекционно – образовательные*Расширить...
Планирование образовательного процесса в подготовительной группе. Тема недели: «ИЗ ЧЕГО ЖЕ СДЕЛАНЫ ЭТИ ДЕВЧОНКИ? Любят девочки читать»
Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе.Цель: расширять преставления о сходстве и различия людей по половому признаку; о психологических характеристиках мальчиков и дево...
"Сказки любим мы читать и героев узнавать"
Развлечение для детей саршего дошкольного возраста.Театрализация сказки "Репка"...
Краткосрочный проект совместно с родителями "Береги, люби и узнавай природу"
Тип проекта: познавательно-информационный, групповой.Срок реализации проекта: 10 дней.База для реализации: 2 младшая группа....