Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы. Пересказ сказки Л. Н Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Бышева Елена

Конспект НОД по развитию речи  способствует  формированию умения детей  пересказывать литературный текст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы.

Пересказ сказки Л. Н Толстого

«Белка прыгала с ветки на ветку»

Подготовила  воспитатель Бышева Е.В.

Цель: формирование умения пересказывать литературный текст.

Задачи:

Образовательные: Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей; упражнять в образовании однокоренных слов, активизировать в речи детей антонимы; обратить внимание детей на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь.

Развивающие: Развивать память, мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь, грамматическую и звуковую культуру речи, а также развивать навыки драматизации

Воспитывающие: Воспитывать чувство коллективизма, и дружеские взаимоотношения, а также положительные качества личности- уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки

Словарная работа:

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие

Планируемые результаты: научатся пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавать речь персонажей, образовывают слова с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными, подбирают синонимы, могут замечать смысловые несоответствия, умеют объяснять значения слов, развивают связную диалогическую и монологическую речь, грамматическую и звуковую культуру речи, а также развивают навыки драматизации

Предварительная работа: загадывание загадок про животных, разучивание пословиц и поговорок про добро и зло.

Материалы и оборудование: иллюстрации главных героев сказки «Волк и белка"

Методические приемы:

1. Вводная часть

1.1. Организационный момент (сидят полукругом на стульчиках)

1.2 Загадывание загадок.

1.3. Физкульминутка «Белка прыгала, скакала»

2. Основная часть

2.1. Сообщения темы занятия (Русская народная сказка «Белка прыгала с ветки на ветку»)

2.2. Первичное чтение произведения воспитателем

2.3. Беседа по содержанию

А) Вопросы к детям:

-Про кого эта сказка?

-Что произошло с героями сказки?

-Почему волк отпустил белку?

-Почему волк решил,что белки всегда веселы?

-Отчего белки веселы, а волку всегда скучно?

-Про что можно сказать веселый?

-Про что можно сказать грустный?

Б) Словарная работа (добрый, злой, веселый, грустный, резвятся, скачут)

В) Рассматривание иллюстраций главных героев сказки

2.4. План пересказа :

1)название и автор сказки

2)рассказать о белке (что делала белка, куда упала)

3) рассказать о волке (что делал волк)

2.5. Повторное чтение сказки, с установкой на пересказ

2.6. Процессуальная оценка

2.7. Физминутка «Чтоб головка не болела»

3. Заключительная часть

3.1. Продуктивная деятельность (рисование белку и волка)

3.2. Рефлексия

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, рассаживаемся все на свои стульчики. Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я хочу пригласить вас в сказку. Закройте глазки «Раз, два, повернись, в сказке очутись».

Сегодня я для вас принесла шкатулку не простую, а сказочную, давайте посмотрим, что там лежит (достаю конверт).

Это конверт, здесь есть загадки, давайте мы с вами их отгадаем

Я люблю орешки,

И наряд мой прост,

Рыжая шубка

И пушистый хвост

С ветки прыгаю на ветку

По земле гуляю редко.

ДетиБелка

Воспитатель:

Злой и страшный серый зверь

Водится в лесу теперь

Всех зайчат перепугал

Белочек он разогнал

Он и хищный и голодный

Хоть и страшный и проворный

Дети: Волк

Воспитатель: Молодцы, умеете отгадывать загадки. А сейчас давайте с вами немного отдохнем.

Белка прыгала, скакала. (Дети прыгают на месте)

К зиме кладовки заполняла(Наклоны – как будто что собирают)

Здесь – орешки, (Поворот вправо)

Тут – грибочек (Поворот влево)

Для сыночков и для дочек. (Шагают на месте)

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной сказкой, которую написал Л. Н. Толстой «Белка прыгала с ветки на ветку» давайте внимательно ее послушаем (чтение сказки)

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть.

Белка стала просить :

- Отпусти меня.

Волк сказал :

- Хорошо, я пущу тебя. Но ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.

Белка сказала :

- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда скажу, а то я боюсь тебя.

Волк отпустил. Белка убежала повыше на дерево и оттуда сказала :

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Воспитатель: Про кого эта сказка?

Дети : про белку и волка

Воспитатель: Что произошло с героями сказки?

ДетиБелка прыгала и упала на спящего волка

Воспитатель: Почему волк отпустил белку?

Дети: Чтобы узнать, от чего белки так веселы

Воспитатель: Почему волк решил,что белки всегда веселы?

Дети: Потому что они скачут, резвятся

Воспитатель: Отчего белки веселы, а волку всегда скучно?

Дети: Волку скучно от того что он всегда злой

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас давайте с вами составим план для пересказа

ДетиПлан:

1)название и автор сказки

2)рассказать о белке (что делала белка, куда упала)

3) рассказать о волке (что делал, какой он был)

4) чем сказка закончилась.

2.5. Повторное чтение сказки, с установкой на пересказ

Воспитатель : Ребята, я начинаю рассказывать сказку, а вы все внимательно слушайте. Тот, на кого я укажу рукой, начнет рассказывать. Остальные внимательно следите. Следующий, на кого я укажу, должен продолжать начатое. Необходимо постараться рассказать как можно подробнее точнее, чтобы сказка получилась понятной и складной, как у писателя.

Воспитатель: Как называется сказка и кто ее автор?

Дети«Белка прыгала с ветки на ветку» автор- Л. Н толстой

Воспитатель: Что делала белка?

ДетиБелка прыгала с ветки на ветку

Воспитатель: что делал волк?

Дети: Волк спал

Воспитатель: Чем сказка закончилась?

ДетиСказка закончилась тем что что волк отпустил белку.

Воспитатель: Молодцы, как у вас все здорово получилось! Вы устали, давайте с вами отдохнем и выполним физкультминутку:

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо-влево.

А теперь руками крутим-

И для них разминка будет.

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим.

Повороты вправо-влево,

Плавно производим.

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол.

Потянули плечи, спинки

А теперь конец разминки

В: Молодцы, ребята. О чем мы сегодня с вами разговаривали? Кто написал сказку «Белка прыгала с ветки на ветку»?

Как вы понимаете эту сказку?

Дети: Мы разговаривали о русской народной сказки «Белка прыгала с ветки на ветку»

Дети: Эту сказку написал Лев Николаевич Толстой

Дети: Я понимаю эту сказку, так как что волки грустны от того что всегда злы, а белки всегда веселые потому что они добрые.

Воспитатель: В сказке говорилось,что белки веселые. Они прыгают с ветки на ветку, играют. А как они еще веселятся, что делают?

Дети: Скачут, резвятся, прыгают с ветки на ветку.

Воспитатель: Послушайте, как по-разному можно сказать о беличьем веселье : веселые белкибелки веселыбелкам весело.

Белкам весело, а волк совсем не веселый. А какой?

Дети: Грустный

ВоспитательБелки веселятся а волк?

Дети: Грустит

ВоспитательБелкам весело, а волку?

Дети: Грустно.

Воспитатель: Послушайте, сколько разных слов вы сказали о волке : грустный, грустит, грустно. Слова разные, но связаны друг с другом по смыслу. И звучат они похоже. Это слова-родственники.

И слова веселый, весело, веселиться- тоже родственные, потому что они связаны между собой по смыслу и звучат похоже.

Воспитатель: Про что можно сказать веселый?

Дети: Голос, смех, рассказ

Воспитатель: Про что можно сказать грустный?

Дети: Грустный человек, день, грустная книга

Воспитатель: Ребята, вы сегодня все молодцы, были внимательны, хорошо меня слушали, правильно отвечали на поставленные вопросы, были активны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки «Лиса и козёл».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки «Лиса и козёл»....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа "Как медведь сам себя напугал" (по Н.Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ произведения Л. Толстого «Девочка и грибы»

Конспект занятия в подготовительной группе «Пересказ произведения Л. Толстого «Девочка и грибы»Цель: способствовать развитию умения пересказывать несложные тексты связно, последовате...

Конспект НООД по развитию речи в подготовительной группе "пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»".

Конспект НООД по развитию речи в подготовительной группе "пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»"....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Пересказ сказки «Лиса и козел»

Задачи. Связная речь: закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно перед...