Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы. Пересказ сказки Л. Н Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект НОД по развитию речи способствует формированию умения детей пересказывать литературный текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_dlya_podgotovitelnoy_gruppy.docx | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы.
Пересказ сказки Л. Н Толстого
«Белка прыгала с ветки на ветку»
Подготовила воспитатель Бышева Е.В.
Цель: формирование умения пересказывать литературный текст.
Задачи:
Образовательные: Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей; упражнять в образовании однокоренных слов, активизировать в речи детей антонимы; обратить внимание детей на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь.
Развивающие: Развивать память, мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь, грамматическую и звуковую культуру речи, а также развивать навыки драматизации
Воспитывающие: Воспитывать чувство коллективизма, и дружеские взаимоотношения, а также положительные качества личности- уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки
Словарная работа:
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие
Планируемые результаты: научатся пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавать речь персонажей, образовывают слова с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными, подбирают синонимы, могут замечать смысловые несоответствия, умеют объяснять значения слов, развивают связную диалогическую и монологическую речь, грамматическую и звуковую культуру речи, а также развивают навыки драматизации
Предварительная работа: загадывание загадок про животных, разучивание пословиц и поговорок про добро и зло.
Материалы и оборудование: иллюстрации главных героев сказки «Волк и белка"
Методические приемы:
1. Вводная часть
1.1. Организационный момент (сидят полукругом на стульчиках)
1.2 Загадывание загадок.
1.3. Физкульминутка «Белка прыгала, скакала»
2. Основная часть
2.1. Сообщения темы занятия (Русская народная сказка «Белка прыгала с ветки на ветку»)
2.2. Первичное чтение произведения воспитателем
2.3. Беседа по содержанию
А) Вопросы к детям:
-Про кого эта сказка?
-Что произошло с героями сказки?
-Почему волк отпустил белку?
-Почему волк решил,что белки всегда веселы?
-Отчего белки веселы, а волку всегда скучно?
-Про что можно сказать веселый?
-Про что можно сказать грустный?
Б) Словарная работа (добрый, злой, веселый, грустный, резвятся, скачут)
В) Рассматривание иллюстраций главных героев сказки
2.4. План пересказа :
1)название и автор сказки
2)рассказать о белке (что делала белка, куда упала)
3) рассказать о волке (что делал волк)
2.5. Повторное чтение сказки, с установкой на пересказ
2.6. Процессуальная оценка
2.7. Физминутка «Чтоб головка не болела»
3. Заключительная часть
3.1. Продуктивная деятельность (рисование белку и волка)
3.2. Рефлексия
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, рассаживаемся все на свои стульчики. Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я хочу пригласить вас в сказку. Закройте глазки «Раз, два, повернись, в сказке очутись».
Сегодня я для вас принесла шкатулку не простую, а сказочную, давайте посмотрим, что там лежит (достаю конверт).
Это конверт, здесь есть загадки, давайте мы с вами их отгадаем
Я люблю орешки,
И наряд мой прост,
Рыжая шубка
И пушистый хвост
С ветки прыгаю на ветку
По земле гуляю редко.
Дети: Белка
Воспитатель:
Злой и страшный серый зверь
Водится в лесу теперь
Всех зайчат перепугал
Белочек он разогнал
Он и хищный и голодный
Хоть и страшный и проворный
Дети: Волк
Воспитатель: Молодцы, умеете отгадывать загадки. А сейчас давайте с вами немного отдохнем.
Белка прыгала, скакала. (Дети прыгают на месте)
К зиме кладовки заполняла: (Наклоны – как будто что собирают)
Здесь – орешки, (Поворот вправо)
Тут – грибочек (Поворот влево)
Для сыночков и для дочек. (Шагают на месте)
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной сказкой, которую написал Л. Н. Толстой «Белка прыгала с ветки на ветку» давайте внимательно ее послушаем (чтение сказки)
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть.
Белка стала просить :
- Отпусти меня.
Волк сказал :
- Хорошо, я пущу тебя. Но ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала :
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда скажу, а то я боюсь тебя.
Волк отпустил. Белка убежала повыше на дерево и оттуда сказала :
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Воспитатель: Про кого эта сказка?
Дети : про белку и волка
Воспитатель: Что произошло с героями сказки?
Дети: Белка прыгала и упала на спящего волка
Воспитатель: Почему волк отпустил белку?
Дети: Чтобы узнать, от чего белки так веселы
Воспитатель: Почему волк решил,что белки всегда веселы?
Дети: Потому что они скачут, резвятся
Воспитатель: Отчего белки веселы, а волку всегда скучно?
Дети: Волку скучно от того что он всегда злой
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас давайте с вами составим план для пересказа
Дети: План:
1)название и автор сказки
2)рассказать о белке (что делала белка, куда упала)
3) рассказать о волке (что делал, какой он был)
4) чем сказка закончилась.
2.5. Повторное чтение сказки, с установкой на пересказ
Воспитатель : Ребята, я начинаю рассказывать сказку, а вы все внимательно слушайте. Тот, на кого я укажу рукой, начнет рассказывать. Остальные внимательно следите. Следующий, на кого я укажу, должен продолжать начатое. Необходимо постараться рассказать как можно подробнее точнее, чтобы сказка получилась понятной и складной, как у писателя.
Воспитатель: Как называется сказка и кто ее автор?
Дети: «Белка прыгала с ветки на ветку» автор- Л. Н толстой
Воспитатель: Что делала белка?
Дети: Белка прыгала с ветки на ветку
Воспитатель: что делал волк?
Дети: Волк спал
Воспитатель: Чем сказка закончилась?
Дети: Сказка закончилась тем что что волк отпустил белку.
Воспитатель: Молодцы, как у вас все здорово получилось! Вы устали, давайте с вами отдохнем и выполним физкультминутку:
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
А теперь руками крутим-
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо-влево,
Плавно производим.
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол.
Потянули плечи, спинки
А теперь конец разминки
В: Молодцы, ребята. О чем мы сегодня с вами разговаривали? Кто написал сказку «Белка прыгала с ветки на ветку»?
Как вы понимаете эту сказку?
Дети: Мы разговаривали о русской народной сказки «Белка прыгала с ветки на ветку»
Дети: Эту сказку написал Лев Николаевич Толстой
Дети: Я понимаю эту сказку, так как что волки грустны от того что всегда злы, а белки всегда веселые потому что они добрые.
Воспитатель: В сказке говорилось,что белки веселые. Они прыгают с ветки на ветку, играют. А как они еще веселятся, что делают?
Дети: Скачут, резвятся, прыгают с ветки на ветку.
Воспитатель: Послушайте, как по-разному можно сказать о беличьем веселье : веселые белки, белки веселы, белкам весело.
Белкам весело, а волк совсем не веселый. А какой?
Дети: Грустный
Воспитатель: Белки веселятся а волк?
Дети: Грустит
Воспитатель: Белкам весело, а волку?
Дети: Грустно.
Воспитатель: Послушайте, сколько разных слов вы сказали о волке : грустный, грустит, грустно. Слова разные, но связаны друг с другом по смыслу. И звучат они похоже. Это слова-родственники.
И слова веселый, весело, веселиться- тоже родственные, потому что они связаны между собой по смыслу и звучат похоже.
Воспитатель: Про что можно сказать веселый?
Дети: Голос, смех, рассказ
Воспитатель: Про что можно сказать грустный?
Дети: Грустный человек, день, грустная книга
Воспитатель: Ребята, вы сегодня все молодцы, были внимательны, хорошо меня слушали, правильно отвечали на поставленные вопросы, были активны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе . Пересказ рассказа К. Ушинский "Четыре желания"
Пересказ рассказа "Четыре желания" К.Ушинский....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа Л.Толстого «Кувшин и галка».
Пересказ рассказа Л.Н Толстого "Кувшин и галка"...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки «Лиса и козёл».
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки «Лиса и козёл»....
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа "Как медведь сам себя напугал" (по Н.Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ произведения Л. Толстого «Девочка и грибы»
Конспект занятия в подготовительной группе «Пересказ произведения Л. Толстого «Девочка и грибы»Цель: способствовать развитию умения пересказывать несложные тексты связно, последовате...
Конспект НООД по развитию речи в подготовительной группе "пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»".
Конспект НООД по развитию речи в подготовительной группе "пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»"....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Пересказ сказки «Лиса и козел»
Задачи. Связная речь: закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно перед...