Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе «Пересказ сказки Алексея Николаевича Толстого "Еж"»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Распрудина Юлия Владимировна

обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_ezh.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организационной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе.

Тема: «Пересказ сказки Алексея Николаевича Толстого "Еж"»

Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

1. Образовательные:

познакомить со сказкой А. Н. Толстого «Еж»;

учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты;

учить составлять простые предложения, самостоятельно опираясь на картинки-схемы;

- закрепить знания детей о русских народных сказках («Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц – хвастун», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка»), сказках других народов («Айога», «Как лисичка бычка обидела»), сказках русских писателей «Серебряное копытце» П. П. Бажова, «Рифмы» Б. В. Шергина;

- закреплять представления детей о жанровых особенностях сказки, ее отличиях от рассказа;

2. Развивающие:

- расширять кругозор детей;

развивать умение отгадывать загадки;

-упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных  имен к определенному имени;

- продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение,понимать его смысл, умение отвечать на поставленные воспитателем вопросы;

совершенствовать связную речь;

-расширять словарный запас;

- развивать творчество, фантазию, воображение;

-развивать зрительную память, мышление, координацию движений;

-совершенствовать интонационную выразительность речи;

3. Воспитательные:

воспитывать культуру речевого общения; воспитывать любовь к животным.

формировать интерес у детей к ООД;

- формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении речевых задач;

воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.


Предварительная работа: чтение русских народных сказках, сказок других народов, сказок русских писателей, чтение художественной литературы о животных, рассматривание картинок с изображением диких и домашних животных и их детенышей, беседы о диких и домашних животных и их детенышах, отгадывание загадок, лепка, аппликация, рисование, настольно – печатные, дидактические и подвижные игры.

Словарная работа: еж, клубком свернуться, задрав хвост, боднуть норовить, растопырить.

Методы и приемы:

1) игровые: игровая мотивация, физкультминутка, дидактическая игра

2) словесные: беседы, чтение художественной литературы, объяснения, индивидуальные и хоровые повторения

3) наглядные: рассматривание книг, иллюстраций, картинок, графических схем

4) практические: работа с опорными схемами

Оборудование: книги со сказками («Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц – хвастун», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка», «Айога», «Как лисичка бычка обидела», «Серебряное копытце» П. П. Бажова, «Рифмы» Б. В. Шергина), портрет писателя А. Н. Толстого, книга со сказкой А. Н. Толстого «Еж», иллюстрации к сказке А. Н. Толстого «Еж», графические схемы к сказке А. Н. Толстого «Еж», мольберт.


Ход организационной образовательной деятельности по развитию связной речи.

Организационный момент.

-Посмотрите ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

-Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей)

-У меня тоже сегодня хорошее, радостное настроение.

Игра «Встали дружно все мы в круг».

Встали дружно все мы в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Давайте мы улыбнёмся, и подарим своё настроение всем, кто нас окружает.

Игровая мотивация.

- Ребята, сегодня мы отправимся на выставку. А на какую выставку, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Есть листок, есть корешок. 
А не куст и не цветок.
Нету лап, нету рук.
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет.

(Книга.)

- Правильно. Это книга. Я приглашаю вас на книжную выставку.

- Проходите, пожалуйста.

Рассматривание книжной выставки.

- Какие книги вы видите на этой выставке. (Ответы детей:«Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц – хвастун», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка», «Айога», «Серебряное копытце» П. П. Бажова и т. д.)

- К какому литературному жанру относятся все эти произведения? (Ответы детей: сказки)

- Но мы с вами читали не только сказки, но и рассказы. А кто мне скажет: Чем отличается сказка от рассказа? (В сказке много волшебных предметов, и существ, а в рассказе их нет).

Игровая мотивация.

- Сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой, а написал ее русский писатель А. Н. Толстого. (Показ портрета)

Но чтобы узнать про кого сказка, вам придётся отгадать загадку:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много

А ниток ни одной. (Ёжик)

- Молодцы, ребята, это действительно ёжик. (Показ картины с изображением ежа).

- Ребята, а вы знаете, почему этих животных так называют?(Ответы детей)

- По мнению некоторых исследователей, в слове «ёж» прослеживается индоевропейский корень, означающий «колоть». В связи с чем, под словом «еж» понимается буквально «колючий».

Дидактическая игра«Придумай ласковое слово».

- Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Придумай ласковое слово». Как вы ласково назовете ежа? (Ежонок, ежик, ежатки, ежичек и т. д.).

- Молодцы, ребята.

- Представьте, что встретились однажды ёж и телёнок, которые никогда раньше не видели друг друга. Интересно, что подумал ёж. С кем сравнил незнакомого ему огромного зверя?

- А что подумал телёнок, увидев ежа?

- Как вы думаете, чем закончилась эта встреча?

- А сейчас я вам прочитаю сказку Алексея Николаевича Толстого, которая называется «Ёж».(Показ книги)

Чтение сказки.

Теленок увидел ежа и говорит:

– Я тебя съем!

Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:

– Попробуй.

Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

– Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.

– Еж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.

А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:

– Я огромного зверя победил, должно быть, льва!

И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.

– У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.

Беседа по содержанию. Словарная работа.

-Ребята, вы внимательно слушали сказку? (Ответы детей).

- Давайте с вами побеседуем по содержанию этой сказки. Только отвечать нужно полным предложением

- Скажите, про кого эта сказка? (Ответы детей)

- Кто кого увидел в сказке? (Теленок увидел ежа).(Показ картинки с изображением теленка и ежа).

- Что теленок сказал ежу?(Я тебя съем.)

- А еж знал, что теленок не ест ежей? (Еж не знал, что теленок ежей не ест.)

- И что сделал еж? (Еж испугался, клубком свернулся и фыркнул:«Попробуй».)

- А что значит выражение «клубком свернулся»?(Ответы детей)

Воспитатель дает точное определение выражения.

Выражение «клубком свернулся» означает: скататься, скрутится в клубок.

-А почему так делают некоторые звери? (Ответы детей)

- Потому что чего- то боятся, от испуга.

- Что сделал теленок? (Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

- Как вы понимаете выражение «задрав хвост»? (Ответы детей)

Воспитатель дает точное определение выражения.

«Задрав хвост» значит поднять кверху.

- А что значит слово «норовит»? (Ответы детей)

Воспитатель дает точное определение выражения.

- «Норовит» значит настойчиво стремиться сделать что-нибудь – настойчиво стремиться боднуть рогами. Вообще, быки бодаются, потому что хотят показать свое преимущество над соперником.

- Что значит «растопырил»?(Отве6ты детей)

Воспитатель дает точное определение выражения.

- «Растопырить» значит неуклюже расставить в стороны, раздвинуть. Теленок неуклюже расставил передние ноги.

- Что закричал теленок?(Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жаловаться).(Показ картинки).

- Что сказал он матери? (Показ картинки) (Еж меня за язык укусил.)

- Что сделала корова? (Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.)

- Куда в это время покатился еж? (А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе: «Я огромного зверя победил, должно быть, льва!»)

- Почему он так сказал? (Потому что он не знал, что это был теленок, и он был намного больше его ежа).

- И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.Что это значит? (Что про его храбрость стало известно всем зверям).

- А на самом деле еж проявил свою храбрость или нет? (Нет. Он тоже испугался теленка и свернулся в клубок. И даже, наверное, не понял, почему теленок закричал и убежал.)

- А что говорили звери про него? (У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.)

- Почему они это говорили шепотом со страху? (Потому что они думали, что он действительно победил настоящего льва.)

- Давайте еще раз повторим конец сказки: И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за тёмный лес.

- А давайте произнесём последнюю строчку шёпотом: «У нас ёж-богатырь!»

- Сложим ладошки рупором и произнесём ещё раз: «У нас ёж-богатырь!»

- А сейчас давайте с вами превратимся в ежей и поиграем.

Физкультминутка «Ёжик».

По сухой лесной дорожке – Топ – топ – топ – топочут ножки. (Ритмично семенить на месте.)

Ходит, бродит вдоль дорожек весь в иголках серый ёжик. (Ходить вправо – влево.)

Ищет ягодки, грибочки для сыночка и для дочки. (Наклоны вниз.)

Если подкрадётся волк – превратиться ёж в клубок. (Присесть и сгруппироваться в комочек.)

Ощетинит ёж иголки – не достанется он волку. (Сидя комочком,кружиться на месте.)

Ёж не тронет никого, (Встать, встряхнуться.)

Но и ты не тронь его! (Погрозить назидательно пальчиком.)

Повторное чтение сказки.

- Я вам прочитаю сказку еще раз, вы слушайте внимательно, потом мы будем рассказывать. А читать сказку я буду с опорой на схемы.

Воспитатель во время чтения выставляет графические схемы.

Пересказ сказки с опорой на графические схемы.

Воспитатель: Ребята, пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, сказку можно пересказать втроем, даже вчетвером. Сначала надо рассказать о встрече теленка и ежа, потом как теленок лизнул ежа.

А потом? (Как теленок убежал рассказывать корове – матери жаловаться.)

- Потом? (Как еж рассказал ежихе, что он победил огромного зверя, возможно даже льва.)

- И чем завершить пересказ? (Что пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. И все звери со страху шепотом говорили: «У нас еж – богатырь».)

Пересказ сказки с опорой на графические схемы (по цепочке по частям).

- Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 4 детей к мольберту, потом еще 4 детей)

- А как бы ты озаглавил эту сказку?

Анализ ООД.

Воспитатель: С какой сказкой  вы сегодня познакомились? («Еж»)

Воспитатель:Кто написал эту сказку? (Алексей Николаевич Толстой)

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из сказки?

Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали? (клубком свернулся, задрав хвост, боднуть норовит и т. д.)

 Индивидуальный анализ деятельности детей на занятии.

Итог занятия.

- А где мы с вами сегодня были?

- Как называлась выставка? (книжная выставка сказок)

- Что вы там узнали нового?

- В следующий раз мы с вами познакомимся еще с одной сказкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации.

Конспект НОД  по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации....

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Пересказ рассказа "В берлоге" (по Н. Сладкову).

Обучение последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, демонстрация наглядной модели "медвежонок"....

НОД по развитию связной речи в старшей группе.Пересказ сказки «Хитрый козёл»

Учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры....

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе Пересказ сказки В. Сутеева «Разные колеса».

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе Пересказ сказки В. Сутеева «Разные колеса»....

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришёл» по серии сюжетных картин."

Обучать детей  пересказу рассказа, составленного по серии сюжетных картин.Формировать у детей навык целенаправленного восприятия  серии картин....

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе "Пересказ адаптированного отрывка из рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают журавли»"

Учить детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов.Закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова «перелётные», «зимующие»....

План-конспект по развитию связной речи детей подготовительной группы «Пересказ сказки К.Г. Паустовского «Дремучий медведь»

Аннотация: Конспект занятия содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой. Речевой материал, используемые в ходе занятия, способствуют развитию у дет...