Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки А.Н Толстого «Ёж»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект по РР в старшей группе "Картина ЕЖИ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx | 31.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида Высокогорского муниципального район Республики Татарстан
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе№1«Лучики»
«Пересказ сказки А.Н Толстого «Ёж»
Подготовила и провела: воспитатель
Закирова З.И
Апрель 2023 год
Цель: Познакомить со сказкой А.Н. Толстого «Еж». Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обработки. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Задачи:
Образовательные: - учить составлять простые предложения, самостоятельно опираясь на картинки-схемы;
- закреплять представления детей о жанровых особенностях сказки, ее отличиях от рассказа;
2. Развивающие:
- расширять кругозор детей;
-упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных имен к определенному имени;
- продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение, понимать его смысл, умение отвечать на поставленные воспитателем вопросы;
-совершенствовать интонационную выразительность речи;
3. Воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения; воспитывать любовь к животным.
- формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении речевых задач;
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Образовательная область: развитие речи.
Планируемый результат: пересказ детьми короткого рассказа с использованием опорных картинок.
Методические приемы: отгадывание загадок, беседа, чтение;
рассматривание предметных картинок , опорные картинки; выстраивание плана рассказа с опорой на предметные картинки; договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение «скажи слово одним словом ».
Предварительная работа:
беседа с детьми о диких животных;
разучивание слов к музыкальной игре «Жил в лесу колючий еж».
Материал: игрушка ежа, сказка А.Н. Толстого «Еж», опорные картинки к рассказу, раскраски, кубик «Блум»
Оборудование: мольберт, стол , колонка , коробка, ноутбук
Ход занятия
Орг. момент.
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Ну-ка, дети, соберитесь,
И друг другу улыбнитесь!
-Улыбнулись? (да)
- Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой!
- Проходите, садитесь на стульчики.
- Посмотрите ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.( Здравствуйте)
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня развитие речи , и давайте покажем нашим гостя как мы умеем говорить громко, выразительно, правильно.
2. Сюрпризный момент.
Воспитатель:
(Дети садятся на стульчики).
- Ребята, вы слышите, какой то звук? Я сейчас посмотрю.
(Воспитатель «находит» коробку).
- Здесь написано, что коробка откроется,если вы отгадаете загадку
Шубка - иголки,
Свернётся – он колкий.
Рукой не возьмёшь.
Кто же это? (Ёж)
- Вот коробка и открылась (достаёт ежа).
- Кто же спрятался в этой коробке?
3. Подготовка к восприятию текста.
- Что можете сказать про нашего гостя ? Какой он?( серый, большой и т. д.)
- Из чего сделана эта игрушка? (из искусственного меха)
- А чем покрыто тело настоящего ежа? (иголками)
- Зачем у ежа на спине иголки? (Еж иголками защищается от врагов.)
- Как еж спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки. А как он это делает , кто мне хочет показать ?
А мы можем погладить ежика? (нет)
-Почему же?(Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься)
- Правильно ребята молодцы
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу предложить вам игру которая называется «Скажи одним словом»
А) Заяц всех боится, значит, он какой? (трусливый);
Б) Лиса всех обманывает, значит, она какая? (хитрая);
В) У ежа иголки, он … (колючий);
Г) Белка делает запасы, значит она какая? (запасливая);
Воспитатель: Ребята, а сейчас поиграем с вами знакомую вам игру с кубиком Блум. Правило , если вам попадется вопрос на которую уже отвечали , то будем перекидывать кубик
4. Чтение сказки.
Воспитатель:
- Ребята, а сейчас я хочу прочитаю вам сказку . Вы, наверное, уже догадались, о ком она?( про ежика)
- Сказка называется «Еж», а написал его детский писатель Алексей Николаевич Толстой . Ребята вот его портрет вы видите на мольберте
Это великий детский писатель , которые написал очень много детских сказок, с которыми мы с вами познакомимся на других занятиях. А сегодня поговорим о сказке «Еж»
- Слушайте внимательно, потому что эту сказку мы будем учиться пересказывать.
А наш ежик пусть сядет на стульчик и тоже послушает.
Чтение сказки
Теленок увидел ежа и говорит:
– Я тебя съем!
Еж н11е знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:
– Попробуй.
Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
– Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.
– Еж меня за язык укусил.
Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.
А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:
– Я огромного зверя победил, должно быть, льва!
И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.
– У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.
5. Словарная работа.
Воспитатель: В этой сказке вы услышали не понятные вам слова
- «Норовит» значит настойчиво стремиться сделать что-нибудь – настойчиво стремиться боднуть рогами. Вообще, быки бодаются, потому что хотят показать своё преимущество над соперником.
- «Задрав хвост» значит поднять кверху.
-«Растопырить» значит неуклюже расставить в стороны, раздвинуть. Телёнок неуклюже расставил передние ноги..
6. Подготовка к сказке.
-Ребята, вы внимательно слушали сказку? (Ответы детей).
- Давайте с вами побеседуем по содержанию этой сказки. Только отвечать нужно полным предложением
- Скажите, про кого эта сказка? (Ответы детей)
- Кто кого увидел в сказке? (Теленок увидел ежа).
- Что теленок сказал ежу?(Я тебя съем.)
- А еж знал, что теленок не ест ежей? (Еж не знал, что теленок ежей не ест.)
- И что сделал еж? (Еж испугался, клубком свернулся и фыркнул:«Попробуй».).
- Что сказал он матери? (Еж меня за язык укусил.)
- И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.Что это значит? (Что про его храбрость стало известно всем зверям).
- А на самом деле еж проявил свою храбрость или нет? (Нет. Он тоже испугался теленка и свернулся в клубок. И даже, наверное, не понял, почему теленок закричал и убежал.)
- А что говорили звери про него? (У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.)
- Почему они это говорили шепотом со страху? (Потому что они думали, что он действительно победил настоящего льва.)
- Давайте еще раз повторим конец сказки: И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за тёмный лес.
- А давайте произнесём последнюю строчку шёпотом: «У нас ёж-богатырь!»
- Сложим ладошки рупором и произнесём ещё раз: «У нас ёж-богатырь!»
- А сейчас давайте с вами превратимся в ежей и немного отдохнем.
Музыкальная игра «Жил в лесу колючий ёжик»
(дети выполняют движения, согласно тексту)
Жил в лесу колючий ёжик, да-да-да,
Был клубочком и без ножек, да-да-да.
Не умел он хлопать —хлоп, хлоп, хлоп.
Не умел он топать — топ, топ, топ.
Не умел он прыгать — прыг, прыг, прыг.
Только носом шмыгал — шмыг, шмыг, шмыг.
В лес зайчата приходили, да-да-да,
И ежа всему учили — да-да-да.
Научили хлопать — хлоп, хлоп, хлоп.
Научили топать — топ, топ, топ.
Научили прыгать — прыг, прыг, прыг.
А он их… носом шмыгать — шмыг, шмыг, шмыг
(7. Повторное чтение сказки.
-Я вам сейчас прочитаю сказку еще раз, а вы слушайте внимательно не отвлекайтесь
(чтение еще раз сказки)
- Я сейчас хочу поработать с Алимом и спросить его как он запомнил сказку
- давай подойдем к мольбертам
(Воспитатель предлагает рассмотреть детям картинки).
- Посмотрите на картинки.Разложите их по порядку
-С чего все началось? Что было дальше?
( под руководством воспитателя выстраивают схему — цепной план сказки).
8. Пересказ сказки детьми по опорным картинкам.
Воспитатель:
- А сейчас мы с вами расскажем историю про ежа по схемам, которые только что разложили по порядку.
Воспитатель: Ребята, я знаю все хотят рассказать , но по времени мы можем не успеть А если разбить текст на части, сказку можно пересказать втроем, даже вчетвером.(Дети по очереди выходят)
Воспитатель: Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали. Кто не успел пересказать сказку , сможет сделать это на прогулке или дома родителям. Ведь они не знают этот рассказ.
Рефлексия
Воспитатель:.- Кто напомнит, как называется сказка ?
- А каких еще героев вы услышали в сказке?
Ребята, ёжик приготовил вам сюрприз. (Воспитатель достает из коробки раскраски).
Вот эти раскраски. Их вы раскрасите позже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. пересказ рассказа Л. Толстого "Косточка"
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ русской народной сказки «Морозко»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ русской народной сказки «Морозко»...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки».
Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки»....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "пересказ русской народной сказки Репка"
Цель занятия: совершенствовать монологическую речь детей.Задачи:Образовательная: учить детей пересказывать знакомую сказку связно и последовательно, используя сказочные повторы.Развивающая: побуждать ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и козел»
Конспект занятия в старшей группе...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки»....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...