Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки А.Н Толстого «Ёж»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Залина Закирова Ильдаровна

Конспект по РР в старшей группе "Картина ЕЖИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx31.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский  детский сад «Тургай» комбинированного вида Высокогорского муниципального район Республики Татарстан

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе№1«Лучики»

 «Пересказ сказки А.Н Толстого «Ёж»

                                                         

 Подготовила и провела:  воспитатель

                                                   Закирова З.И

Апрель 2023 год

Цель: Познакомить со сказкой А.Н. Толстого «Еж». Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обработки. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Задачи:

Образовательные: - учить составлять простые предложения, самостоятельно опираясь на картинки-схемы;

- закреплять представления детей о жанровых особенностях сказки, ее отличиях от рассказа;

2. Развивающие:

- расширять кругозор детей;

-упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных имен к определенному имени;

- продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение, понимать его смысл, умение отвечать на поставленные воспитателем вопросы;

-совершенствовать интонационную выразительность речи;

3. Воспитательные:

- воспитывать культуру речевого общения; воспитывать любовь к животным.

- формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении речевых задач;

- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Образовательная область: развитие речи.

Планируемый результат: пересказ детьми короткого рассказа с использованием опорных картинок.

Методические приемы: отгадывание загадок, беседа, чтение;

рассматривание предметных картинок , опорные картинки; выстраивание  плана рассказа с опорой на предметные картинки; договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение «скажи слово одним словом ».

Предварительная работа:

беседа с детьми о диких животных;

разучивание слов к музыкальной игре «Жил в лесу колючий еж».

Материал:  игрушка ежа, сказка А.Н. Толстого  «Еж», опорные картинки к рассказу, раскраски, кубик «Блум»

Оборудование: мольберт, стол , колонка , коробка, ноутбук

Ход занятия

Орг. момент.

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.
Ну-ка, дети, соберитесь,
И друг другу улыбнитесь!

-Улыбнулись? (да)

- Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой!

- Проходите, садитесь на стульчики.

-  Посмотрите ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.( Здравствуйте)

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня развитие речи , и  давайте покажем нашим гостя как мы умеем  говорить громко, выразительно, правильно.

2. Сюрпризный момент.

Воспитатель:

(Дети садятся на стульчики).

- Ребята, вы слышите, какой то звук? Я сейчас посмотрю.

(Воспитатель «находит» коробку).

- Здесь написано, что коробка откроется,если вы отгадаете загадку 

Шубка - иголки,

Свернётся – он колкий.

Рукой не возьмёшь.

Кто же это? (Ёж)

- Вот коробка и открылась (достаёт ежа).

- Кто же спрятался в этой коробке?

3. Подготовка к восприятию текста.

- Что можете сказать про нашего гостя ?  Какой он?( серый, большой и т. д.)

- Из чего сделана эта игрушка? (из искусственного меха)

- А чем покрыто тело настоящего ежа? (иголками)

- Зачем у ежа на спине иголки? (Еж иголками защищается от врагов.)

- Как еж спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки.  А как он это делает , кто мне хочет показать ?

А мы можем погладить ежика? (нет)

-Почему же?(Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься)

- Правильно ребята молодцы

Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу предложить вам игру которая называется «Скажи одним словом»

А) Заяц всех боится, значит, он какой? (трусливый);
Б) Лиса всех обманывает, значит, она какая? (хитрая);
В) У ежа иголки, он … (колючий);

Г) Белка делает запасы, значит она какая? (запасливая);

Воспитатель:  Ребята, а сейчас поиграем с вами знакомую вам игру с кубиком Блум. Правило , если вам попадется  вопрос на которую уже отвечали , то будем перекидывать кубик

4. Чтение сказки.

Воспитатель:

- Ребята, а сейчас  я хочу  прочитаю вам сказку . Вы, наверное, уже догадались, о ком она?( про ежика)

- Сказка называется «Еж», а написал его детский писатель Алексей Николаевич Толстой . Ребята вот его портрет вы видите на мольберте

Это великий детский писатель , которые  написал очень много детских сказок, с которыми мы с вами познакомимся на других занятиях. А сегодня поговорим о сказке «Еж»

- Слушайте внимательно, потому что эту сказку  мы будем учиться пересказывать.

А наш ежик пусть сядет на стульчик и тоже послушает.

Чтение сказки

Теленок увидел ежа и говорит:

– Я тебя съем!

Еж н11е знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:

– Попробуй.

Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

– Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.

– Еж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.

А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:

– Я огромного зверя победил, должно быть, льва!

И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.

– У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.

5. Словарная работа.

Воспитатель: В этой сказке вы услышали не понятные  вам слова

- «Норовит» значит настойчиво стремиться сделать что-нибудь – настойчиво стремиться боднуть рогами. Вообще, быки бодаются, потому что хотят показать своё преимущество над соперником.

- «Задрав хвост» значит поднять кверху.

-«Растопырить» значит неуклюже расставить в стороны, раздвинуть. Телёнок неуклюже расставил передние ноги..

6. Подготовка к сказке.

-Ребята, вы внимательно слушали сказку? (Ответы детей).

- Давайте с вами побеседуем по содержанию этой сказки. Только отвечать нужно полным предложением

- Скажите, про кого эта сказка? (Ответы детей)

- Кто кого увидел в сказке? (Теленок увидел ежа).

- Что теленок сказал ежу?(Я тебя съем.)

- А еж знал, что теленок не ест ежей? (Еж не знал, что теленок ежей не ест.)

- И что сделал еж? (Еж испугался, клубком свернулся и фыркнул:«Попробуй».).

- Что сказал он матери?  (Еж меня за язык укусил.)

- И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.Что это значит? (Что про его храбрость стало известно всем зверям).

- А на самом деле еж проявил свою храбрость или нет? (Нет. Он тоже испугался теленка и свернулся в клубок. И даже, наверное, не понял, почему теленок закричал и убежал.)

- А что говорили звери про него? (У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.)

- Почему они это говорили шепотом со страху? (Потому что они думали, что он действительно победил настоящего льва.)

- Давайте еще раз повторим конец сказки: И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за тёмный лес.

- А давайте произнесём последнюю строчку шёпотом: «У нас ёж-богатырь!»

- Сложим ладошки рупором и произнесём ещё раз: «У нас ёж-богатырь!»

- А сейчас давайте с вами превратимся в ежей и немного отдохнем.

Музыкальная игра «Жил в лесу колючий ёжик»

(дети выполняют движения, согласно тексту)

Жил в лесу колючий ёжик, да-да-да,

Был клубочком и без ножек, да-да-да.

Не умел он хлопать —хлоп, хлоп, хлоп.

Не умел он топать — топ, топ, топ.

Не умел он прыгать — прыг, прыг, прыг.

Только носом шмыгал — шмыг, шмыг, шмыг.

В лес зайчата приходили, да-да-да,

И ежа всему учили — да-да-да.

Научили хлопать — хлоп, хлоп, хлоп.

Научили топать — топ, топ, топ.

Научили прыгать — прыг, прыг, прыг.

А он их… носом шмыгать — шмыг, шмыг, шмыг

(7. Повторное чтение  сказки.

-Я вам сейчас прочитаю сказку еще раз, а вы слушайте внимательно не отвлекайтесь

(чтение еще раз сказки)

- Я сейчас хочу поработать с Алимом и спросить его как он запомнил сказку

- давай  подойдем к мольбертам

(Воспитатель предлагает рассмотреть детям картинки).

- Посмотрите на картинки.Разложите их по порядку

-С чего все началось? Что было дальше?

( под руководством воспитателя выстраивают схему — цепной план сказки).

8. Пересказ сказки  детьми по опорным картинкам.

Воспитатель:

- А сейчас мы с вами расскажем историю про ежа по схемам, которые только что разложили по порядку.

Воспитатель: Ребята, я знаю все хотят рассказать , но по времени мы можем не успеть  А если разбить текст на части, сказку можно пересказать втроем, даже вчетвером.(Дети по очереди выходят)

Воспитатель: Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали. Кто не успел пересказать сказку , сможет сделать это на прогулке или дома родителям. Ведь они не знают этот рассказ.

Рефлексия

Воспитатель:.- Кто напомнит, как называется сказка  ?

- А каких  еще героев  вы услышали в сказке?

Ребята, ёжик приготовил вам сюрприз. (Воспитатель достает из коробки раскраски).

Вот эти раскраски. Их вы раскрасите позже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ русской народной сказки «Морозко»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ русской народной сказки  «Морозко»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "пересказ русской народной сказки Репка"

Цель занятия: совершенствовать монологическую речь детей.Задачи:Образовательная: учить детей пересказывать знакомую сказку связно и последовательно, используя сказочные повторы.Развивающая: побуждать ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...