Проект по речевому развитию во второй группе раннего возраста
проект по развитию речи (младшая группа)

Марина Ивановна Орехова

Фольклор - это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог- народ,- создал также произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. С раннего возраста ребенок откликается на потешки,  приговорки, колыбельные и т.д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, считалок, колыбельных, сказок, стихи их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребенка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки, стихи). Если в первый и второй годы дети откликаются на ритм, рифму, игровые приемы потешек, то на третьем году их увлекает содержание художественного произведения, ход разворачивания событий, последовательность. У детей возникает не только способность, но и потребность понять причину и следствие описываемых событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_rechevomu_razvitiyu.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по речевому развитию

во второй группе раннего возраста

https://img.razvitum.ru/material_covers/1886_cover.jpg

Подготовила воспитатель

второй группы раннего возраста

Орехова Марина Ивановна

с.Нарышкино, 2022г.

Тема проекта: «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Тип проекта: информационно – творческий, игровой.

Длительность: долгосрочный (сентябрь - Апрель).

Участники проекта: педагог, дети второй группы раннего возраста, родители.

Пояснительная записка

Фольклор - это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог- народ,- создал также произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. С раннего возраста ребенок откликается на потешки,  приговорки, колыбельные и т.д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, считалок, колыбельных, сказок, стихи их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребенка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки, стихи). Если в первый и второй годы дети откликаются на ритм, рифму, игровые приемы потешек, то на третьем году их увлекает содержание художественного произведения, ход разворачивания событий, последовательность. У детей возникает не только способность, но и потребность понять причину и следствие описываемых событий.

Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.

Актуальность

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается задача развитие ребёнка. Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.

Проблема:

В современном мире все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Поскольку программа, используемая в ДОУ, не раскрывает в должной мере важности использования фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста. Изучив актуальность проблемы, разработала проект по теме: «Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Цель проекта: развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора.

Задачи проекта:  

-Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора.

-Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря.  

-Воспитание интереса к художественной литературе, формирование  способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

- Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.  

-Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе  работы.

Ожидаемые результаты:

-Словарь детей к концу года обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.  

-Сформируется  первоначальный интерес к устному народному  творчеству, художественной литературе;  

-Дети овладеют бесконфликтными навыками общения со взрослыми и сверстниками;  

-Сформируется  положительное отношение к режимным моментам;

 - У родителей сформируется понимание необходимости использования  малых форм фольклора в развитии речи детей.

Формы реализации проекта:

- наблюдение;

- чтение художественной литературы;

- игра;

Этапы проекта:

I этап - предварительный

- Составление плана реализации проекта;

- Изучение методической литературы;

- Формулирование целей и задач проекта.

II этап - Основной этап:

-Организация диагностического исследования речи детей.

- Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора.  Организация игрового взаимодействия.

 -Выставка книг с различными жанрами фольклора.

 -Рассматривание иллюстраций.

 -Инсценирование произведений фольклора.

 -Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.

 -Создание игровой среды в группе ДОУ на основе фольклорных произведений.

 -Деятельность в соответствии с тематическим планированием.

 -Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций.

- Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи».

III этап проекта – заключительный.

- Проведение сравнительного диагностического исследования уровня речевого развития с детьми группы.

- Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на методических объединениях, педагогическом совете, размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей, разработка методических рекомендаций и пр.

Перспективный план работы по проекту «Ладушки, ладушки» во второй группе раннего возраста

Месяц

Фольклорный материал

Задачи

Совместная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Сентябрь

Потешки.«До ждик, дождик, пуще…», «Водичка, водичка…», «Расти коса до пояса…», «Большие ноги шли по дороге…»

1. Познакомить детей с потешками. 2. Помочь детям запомнить потешки и выразительно рассказать их. 3. Стимулировать участие детей в исполнении потешек

1. Рисование дождика по потешке «Дождик, дождик, пуще…» (приложение7)

2. Физкультминутка

1. Исполнение потешек во время режимных моментов. 2. Игры по содержанию потешек. 3. Исполнение потешек в сюжетно-ролевых играх

Октябрь

Колыбельные. «Как у нашего кота…», «Котик серенький…», «Спят луга, спят леса…»

1. Познакомить детей с жанром колыбельной песни.

2. Дать некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельной песни, ее отличительных особенностях

1. Повторение сказки «Репка». Дидактические упражнения «Кто что ест?», «Скажи «а»». (приложение 5)

2. Игра –инсценировка «Уложим Таню спать». 3. Беседа о колыбельной песне.

1. Использовать колыбельные песни в сюжетно ролевых играх.

2. Дидактическая игра «Уложим куклу Катю спать».

Ноябрь

Заклички.«Со лнышко, солнышко…», «Дождик, дождик, капкап-кап…».

1. Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить.

2. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички.

1. Беседа о закличках 2. «Нарисуй дождик» 3. Подвижные игры «Дождик и солнце», «Дождик, дождик, кап, кап…».

4.  Дидактическая игра «Кто пришел? Кто ушел?». Чтение потешки «Наша уточка с утра…»

5. Дидактическая игра «Это я придумал».

Чтение детям русской народной потешки «Пошел котик на торжок…»

1. Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы.

2. Игра «Солнечный зайчик».

3. Рисование на песке дождика.

Декабрь

Русские народные сказки: «Теремок»,

«Репка»,

«Колобок»

1. Познакомить детей с героями фольклорных сказок (Мышка норушка, лягушкаквакушка и т.д.).

2. Воспитывать любовь к художественной литературе.

3. Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание.

4. Создать атмосферу радостного настроения, способствовать речевому общению

1. Интеграция образовательных областей «Художественно - эстетическая» и «Речевая»

2. Показ сказки «Теремок» с использованием театральных кукол бибабо.

1.Чтение сказок. 2.Рассматривание картинок с изображением персонажей по сказкам.

Январь

Потешки. «Ай,качи,качи, качи…», «Наша Маша маленька…», «Огуречик, огуречик…»

1. Познакомить детей с новыми потешками. 2.Вызывать желание слушать потешки неоднократно, самостоятельно исполнять

1. Лепка баранок-калачей из соленого теста.

2.  Повторение знакомых сказок. Чтение потешки «Огуречик, огуречик…»

1.Рассматривание картинок к потешкам. 2.Использование потешки в подвижной игре «Огуречик, огуречик…»

Февраль

Пальчиковые игры. «Пальчик – мальчик…», «Моя семья», «Капуста».

1.Познакомить детей с пальчиковыми играми.

2. Обогащать словарный запас: папенька, щи, маменька.

3. Развивать мелкую моторику пальцев

1.Выполнение действий согласно тексту.

 2. Игры – инсценировки по сюжету игр с использованием персонажей пальчикового театра 3. Рассказывание сказки «Теремок». Чтение русской народной песенки «Ай, ду-ду, ду-ду, дуду.»  Чтение потешки «Наша Маша маленька…», стихотворения С.Капутикян «Маша обедает». 5.Инсценирование сказки «Теремок»

1.Рассматривание картинок с изображением персонажей «Моя семья».

Март

Поговорки «Апрель с водой, а май с травой», «Где цветы, там и бабочки», «Солнце пригреет — все поспеет»

1. Познакомить детей с поговорками.

Использование поговорок во время совместной деятельности взрослого и детей, требующей определенных умственных усилий

1. Использование поговорок о труде во время трудовых поручений.

Апрель

Потешки «Ой, веснакрасна», «Божья коровка», «Дождик, дождик», «Весна, весна красивая!…», «Солнышковедрышко»

1.Познакомить с новыми потешками. 2.Закрепить умение использовать потешки в определенной ситуации. 3.Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешек

1. Интеграция образовательных областей «Художественно - эстетическая» и «Речевая» 2.Рисование «Солнышко, нарядись, красное, покажись». 3.Рисование «Колобок катится по дорожке» 4.Лепка Колобок». 5.Лепка «Миски для трех медведей». 5.Рисование «Светит солнышко».

6. Чтение сказки «Маша и медведь» 7. Повторение сказки «Маша и медведь», рассказ воспитателя об иллюстрациях к сказке.

1.Исполнение потешек на прогулке. 2.Рассматривани е иллюстраций по теме «Весна – красна!».

Май

Русские народные сказки: «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь»

1.Повторение старых сказок, знакомство с новыми.

2. Прививать интерес к драматизации.

1.Драматизация сказки «Репка»

1.Чтение сказок. 2.Показ сказок с помощью пальчикого театра.

Вывод:

Анализируя проделанную работу, я пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Данный проект предоставил большие возможности для творчества, позволил приблизить обучение к жизни, развил активность, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Литература:

1.Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с.

2.Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста  (2-3года)

 3.«Чтение художественной литературы» Книга для чтения в детском саду и дома 2-4 года,М.:2006.

4.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе 2- 7 лет.М.:2005

5.Т.С.Комарова. Детское художественное творчество 2-7 лет.М.:2005.

6.Л. К. Ладутько, «Картотеки дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников», - М.: Содействие, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию во второй группе раннего возраста "Матрешки в гостях у детей"

Конспект представляет собой интегрированное занятие, включающее следующие виды деятельности детей - развитие речи, навыков конструировыания. смена видов деятельности позволяет удерживать внимание дете...

Конспект игры-занятия по познавательно-речевому развитию во второй группе раннего возраста Тема: "В гостях у сказки"

Вовлекать детей в процесс слушания сказки.Учить детей действовать согласно стихотворному тексту.Учить слышать и понимать заданные вопросы.Развивать наглядно-действенное мышление.Создавать ощущение эмо...

Конспект РОД по речевому развитию во второй группе раннего возраста на тему: «Домашние животные»

С помощью рассматривания картин, вопросов развивается умение детей по словесному указанию находить домашних животных и их детенышей, имитировать звуки, издаваемые животными...

Занятие по речевому развитию во второй группе раннего возраста на тему: "Вышла курочка гулять"

Конспект занятия по речевому развитию в группе раннего возраста...

Представление группы по ФГОС ДО в предметно – пространственной развивающей среде по речевому развитию во второй группе раннего возраста.

В нашу группу ходят домашние дети, поэтому у нас ведется работа с родителями.На шкафчиках оформлены папки - передвижки.Здесь оформлен речевой уголок.Различные картотеки артикуляционных гимнастик и дых...