План-конспект занятия по развитию речи «Морские обитатели»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
План-конспект занятия по развитию речи «Морские обитатели»
Цель: расширять лексический словарь по теме «Морские обитатели»
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
· расширять и углублять знания детей о морских обитателях;
· совершенствовать словарный запас;
· совершенствовать навык звуко – слогового анализа слов;
· совершенствовать навык звукового анализа и синтеза;
· формировать умение делить слова на слоги;
· формировать умение согласовывать имя числительное и имя прилагательного с существительным.
Коррекционно – развивающие:
· развивать артикуляционную моторику;
· развивать координацию речи с движениями;
· развивать общую и мелкую моторику;
· развивать зрительное восприятие, внимание;
· развивать навык деления слова на слоги;
· совершенствовать умение собирать целое из частей.
Коррекционно – воспитательные:
· воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны;
· формировать умение работать и играть в коллективе;
· воспитывать умение работать по инструкции.
Методы и приёмы:
· практические: дидактическая игра
· наглядные: разрезные картинки, презентация, схемы.
· словесные: беседа, объяснение
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оснащение НОД: конверт с письмом, зеркала – по количеству детей, картинки с изображением морских обитателей, жемчужины, цветные фишки на каждого ребёнка, схемы для определения позиции звука в слове.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед приглашает детей в группу, слышны звуки морского прибоя, крики чаек.
Логопед: Мы с вами оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. Что мы слышим, сидя на берегу моря?
Дети: Мы слышим шум прибоя, шелест морской гальки, крики чаек, шум ветра.
Логопед: Ребята, давайте закроем глаза и насладимся морским воздухом.
Дыхательная гимнастика
Логопед: Ребята, посмотрите, морские волны прибили к берегу какой-то конверт. Давайте посмотрим, что там. Это письмо от Русалочки. Прочитаем его:
«Здравствуйте, ребята! Морской царь пригласил меня на бал. Но ожерелье, в котором я хотела идти на бал случайно порвалось, и все бусинки расплылись в разные стороны. Помогите мне, пожалуйста, их найти и собрать ожерелье, чтобы идти на бал к морскому царю»
Ребята, поможем Русалочке найти бусинки и собрать ожерелье?
Дети: Да!
Логопед: Жемчужинки, из которых состояло ожерелье, оказались у разных морских жителей. Но они не хотят отдавать их, они приготовили нам задания. А чтобы справиться с заданиями нужно отвечать полным ответом, внимательно слушать, не отвлекаться. Чтобы узнать какие морские обитатели нам приготовили задания, нужно собрать разрезные картинки. И назвать, кто изображён на них, начиная предложение со слов: «у меня на картинке….» или «я собрал картинку с изображением…..»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morskie_obitateli.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия по развитию речи «Морские обитатели»
Цель: расширять лексический словарь по теме «Морские обитатели»
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
∙ расширять и углублять знания детей о морских обитателях;
∙ совершенствовать словарный запас;
∙ совершенствовать навык звуко – слогового анализа слов;
∙ совершенствовать навык звукового анализа и синтеза;
∙ формировать умение делить слова на слоги;
∙ формировать умение согласовывать имя числительное и имя прилагательного с существительным.
Коррекционно – развивающие:
∙ развивать артикуляционную моторику;
∙ развивать координацию речи с движениями;
∙ развивать общую и мелкую моторику;
∙ развивать зрительное восприятие, внимание;
∙ развивать навык деления слова на слоги;
∙ совершенствовать умение собирать целое из частей.
Коррекционно – воспитательные:
∙ воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны;
∙ формировать умение работать и играть в коллективе;
∙ воспитывать умение работать по инструкции.
Методы и приёмы:
∙ практические: дидактическая игра
∙ наглядные: разрезные картинки, презентация, схемы.
∙ словесные: беседа, объяснение
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оснащение НОД: конверт с письмом, зеркала – по количеству детей, картинки с изображением морских обитателей, жемчужины, цветные фишки на каждого ребёнка, схемы для определения позиции звука в слове.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед приглашает детей в группу, слышны звуки морского прибоя, крики чаек.
Логопед: Мы с вами оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. Что мы слышим, сидя на берегу моря?
Дети: Мы слышим шум прибоя, шелест морской гальки, крики чаек, шум ветра.
Логопед: Ребята, давайте закроем глаза и насладимся морским воздухом.
Дыхательная гимнастика
Логопед: Ребята, посмотрите, морские волны прибили к берегу какой-то конверт. Давайте посмотрим, что там. Это письмо от Русалочки. Прочитаем его:
«Здравствуйте, ребята! Морской царь пригласил меня на бал. Но ожерелье, в котором я хотела идти на бал случайно порвалось, и все бусинки расплылись в разные стороны. Помогите мне, пожалуйста, их найти и собрать ожерелье, чтобы идти на бал к морскому царю»
Ребята, поможем Русалочке найти бусинки и собрать ожерелье?
Дети: Да!
Логопед: Жемчужинки, из которых состояло ожерелье, оказались у разных морских жителей. Но они не хотят отдавать их, они приготовили нам задания. А чтобы справиться с заданиями нужно отвечать полным ответом, внимательно слушать, не отвлекаться. Чтобы узнать какие морские обитатели нам приготовили задания, нужно собрать разрезные картинки. И назвать, кто изображён на них, начиная предложение со слов: «у меня на картинке….» или «я собрал картинку с изображением…..»
2. Д\и «Собери картинку. Составь предложение»
(Дети собирают разрезные картинки и составляют предложения. (разрезные картинки: морская черепаха, акула, осьминог, кит, дельфин)
Дети: У меня получилась морская черепаха…
Логопед: Сейчас я расскажу вам интересные факты о каждом из этих морских обитателях. Слушайте внимательно.
Морские черепахи - не могут втягивать голову под панцирь, в отличие от сухопутных. В поисках пищи морские черепахи совершают дальние путешествия. А для того чтобы отложить яйца, они возвращаются всегда на одни и те же пляжи.
У акул очень много острых зубов. Они растут в несколько рядов, имеют треугольную форму. По остроте они могут сравниться с ножом.
Осьминог - у осьминогов нет твёрдого скелета. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны.
Кит – крупнейшее животное на нашей планете. Киты похожи на огромных рыб, но они не рыбы, а млекопитающие, и внутреннее строение у них почти такое же, как у человека. И своих детёнышей киты, как и другие млекопитающие, кормят молоком. Ноздри китов расположены на макушке головы. Они открываются только на короткий момент вдоха выдоха, когда кит всплывает к поверхности воды.
Дельфины – самые разумные обитатели океана.. Дельфины хорошо имитируют звуки, издаваемые человеком, например, смех или плач. Они даже могут повторять отдельные слова и целые предложения. У дельфинов есть собственный язык общения. Друг с другом они «разговаривают», посвистывают и пощелкивают.
Медузы – их тело состоит из воды, поэтому попадая на сушу они быстро погибают.
- Ну что ребята, вы готовы к выполнению заданий?
Дети: Да!
Логопед: Давайте отгадаем загадку и узнаем, у кого первого искать жемчужину:
Очень медленны движенья,
И “походка” – как скольжение,
В дом свой прячется от страха,
Хвост поджавши, …
Дети: Черепаха.
«Артикуляционная гимнастика»
- Первое задание от морской черепахи. Морская черепаха хочет, чтобы мы выполнили артикуляционную гимнастику
«Морская черепаха»
Сверху блюдо, снизу блюдо «обезьянка» - ( язык прячем то под верхнюю, то под нижнюю губу)
Неожиданно откуда - (рот закрыт)
Появилась голова – («лопатка»)
Закивала всем она – (подъем языка вверх, вниз «Качели»)
На животик повернулась – (широкий язык на нижнюю губу «лопатка»)
Сладко, сладко потянулась - («Часики»)
Поднялась на вверх с размаху - («Грибок»)
Я – морская черепаха! - («Иголочка»)
- Молодцы, вы справились с первым заданием. Вот вам жемчужина.
- Послушайте следующую загадку:
Он, как дом, огромный,
Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит –
Так живёт на свете … (кит).
Логопед: Следующее задания от кита. Кит нам предлагает выполнить звуковой анализ слова «Кит» и выложить звуковую схему цветными фишками. Ребята, кто желает составить схему на доске? Остальные выкладывают звуковую схему самостоятельно.
Кит
Логопед: Сколько слогов в слове Кит?
Дети: В слове кит 1 слог.
Логопед: Почему в слове «кит» один слог? Какое есть правило?
Дети: В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
Логопед: Сколько звуков в слове Кит? Назовите.
Дети: Три звука.
Выкладывают схему
- Какой звук первый? ([К′]- согласный, мягкий, глухой)
- Каким цветом обозначим? (зелёным)
- Какой второй звук? ([И] – гласный, обозначим красным цветом.
- Какой третий звук? ([Т] – согласный, твёрдый, глухой, обозначим синим цветом)
Все справились? Молодцы! Вот вам ещё одна жемчужина
- Послушайте следующую загадку:
Всё без рук могу хватать!
Ног моих не сосчитать!
Но а тот, кто всё же смог,
Говорит я …
Дети: Осьминог
Физкультминутка
Осьминоги, осьминожки
Тренируют ручки, ножки.
Кисти рук ладонями вниз лежат на столе: правая рука с сомкнутыми пальцами, левая – с разомкнутыми. Одновременно менять положение пальцев (одни смыкать, другие размыкать).
Могут плавать вверх и вниз
Ладонь правой руки медленно движется вниз, а ладонь левой – вверх.
Сальто сделают на бис.
Ладони переворачиваются в воздухе.
Вправо проплывут и влево,
тренируются умело.
Ладонь правой руки медленно движется направо, ладонь левой – влево, затем наоборот.
Логопед: Молодцы! Следующая загадка:
Настоящий он циркач –
Носом отбивает мяч.
Знает и француз и финн:
Любит поиграть … (дельфин).
«Деление слов на слоги»
Задание у нас от «дельфина». Он просит разделить слова на слоги, пропрыгав каждое слово.
Дети: Море, акула, ракушка, дельфин, плавник, медуза, кит.
Логопед: Молодцы, ребята! Выполнив это задание, нам вернули жемчужину!
Логопед:
Эта рыба – хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно… (акула).
«Определи место звука [А]»
Следующее задание от акулы. Нужно определить место звука [А] в словах (начало, середина, конец) на схеме. (Акула, скат, кораллы, краб, морская звезда, медуза)
Очень хорошо вы справились и с этим заданием. Держите жемчужину.
Логопед:
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»
Ручки у неё и пузо.
А зовут её … (медуза).
«Посчитай «1 -2 – 5»
Медуза предлагает нам поиграть в игру “1,2,5» и посчитать морских обитателей.
Умный дельфин – (один умный дельфин, два умных дельфина, пять умных дельфинов).
Зубастая акула – (одна зубастая акула, две зубастые акулы, пять зубастых акул).
Прозрачная медуза– (одна прозрачная медуза, две прозрачные медузы, пять прозрачных медуз).
Большой кит – (один большой кит, два больших кита, пять больших китов).
Ленивый краб – (один ленивый краб, два ленивых краба, пять ленивых крабов).
Итог занятия:
- Ребята, ну что, мы помогли русалочке собрать жемчужины?
Теперь она сможет пойти на бал к Морскому царю.
- Я предлагаю отправить жемчужины «Русалочке» посылкой.
- Что вы сегодня нового узнали о морских обитателях?
(морская черепаха не может втягивать голову под панцирь;
у акулы зубы по остроте могут сравниться с ножом;
у осьминога нет твёрдого скелета, его тело может изгибаться в разные стороны;
кит самое крупнейшее животное на нашей планете, своих детёнышей киты кормят молоком;
дельфины самые разумные обитатели, они могут имитировать смех или плач человека)
- Какое задание было самым интересным?
- Какое задание было самым лёгким?
- Какое задание было самым трудным?
Ребята мне очень понравилось, как вы сегодня работали, спасибо вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект комплексного занятия по развитию речи в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет.
Тема: « Мы потешки распеваем и немного поиграем». Программное содержание:Закрепить с детьми знание потешек. Учить проговаривать их не торопясь, выразительно. Продолжать учить детей составля...
План- конспект интегрированного занятия( аппликация, развитие речи) младшая группа "Ночь за окном".
Открытое интегрированное занятие (развитие речи и аппликация) для младшей группы ...
План-конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ(1) и РТВ(2) для детей подготовительной группы «Приключения Снеговика»
(1) ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. (2) РТВ – развитие творческого воображения. ...
План-конспект комплексного занятия по развитию речи
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (образовательная область «Коммуникация») и сенсорному развитию (образовательная область «Познание») с учётом интеграции образова...
План-конспект подгруппового занятия по развитию речи для детей дошкольного возраста группа “Особый ребенок”.
Занятие для детей дошкольного возраста ,группы ''Особый ребенок", по развитию речи, на тему: "Фрукты"....
План-конспект открытого занятия по развитию речи
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая...
План-конспект проведения занятия по развитию речи во второй младшей группе «В гости к мышонку»
Задачи:Образовательные:1. Приобщать детей к рассматриванию картинок, побуждать их называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя;2. Совершенствовать умение внятно произносить в...