конспект ООД "Дифференциация звуков З и Ж"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3
с. Серафимовский
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
образовательная область «Речевое развитие»
раздел: звуковая культура речи
тема: «Дифференциация звуков [З] и [Ж]»
возрастная группа: старшая группа
Подготовил:
воспитатель
Терегулова Г.Х.
Педагогический стаж:
11 лет, 4 мес.
Категория: первая
с. Серафимовский - 2023г.
Цель: Учить детей различать звуки [З] и [Ж] в словах.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков [З] и [Ж]
2. Упражнять в различении на слух и отчетливом произношении сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [З] и [Ж].
Развивающие:
1.Продолжать развивать фонематический слух
2. Развивать речевое дыхание
Воспитательные:
1. Воспитывать умение детей работать сообща, слушать ответы и дополнять
друг друга.
Интеграция образовательных областей: ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Физическое развитие».
Средства реализации: мультимедийное оборудование, магнитная доска, картинки с предметами, названия которых включают звуки [З] и [Ж], разрезные картинки.
Методы и приемы: наглядные, словесные, практические, игровые.
Приемы: дидактические игры, дидактические упражнения.
Планируемый результат: освоение правил произношения звуков [З] и [Ж].
Активизация словаря: журавль, жираф, нож, змея, ваза, зонт, зебра, арбуз, заяц.
Ход ООД:
I. Организационный момент
Воспитатель:
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с
ними. А теперь поприветствуем друг друга – улыбку подарим соседу справа, соседу слева.
А у нас еще гости! Угадайте их! А подсказкой будет для вас загадки:
Громко я жужжу, летая,
Мёд целебный собирая.
Всем полезна и мила
Хлопотливая (пчела).
Словно гвоздик на магнит,
Он на нас бросается –
Без бубенчиков звенит,
Без зубов кусается. (комар)
Воспитатель:
- Сегодня у нас в гостях пчелка Жужа и комарик Звонарик. Они очень хотят знать, правильно ли вы умеете произносить звуки, которые они издают и предлагают выполнить задания. Выполним их?
Дети:
-Да
Воспитатель:
- Садитесь за столы. (внимание на осанку)
II.Основная часть
Воспитатель:
- Чтобы научиться правильно и красиво разговаривать, нужно ежедневно делать специальную гимнастику для язычка.
Выполнение артикуляционных упражнений
«Заборчик
Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг за другом, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.
«Трубочка»
Сомкнуть зубы, сделав «Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.
«Горка»
Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз.
Воспитатель:
-Молодцы. Теперь наши язычки готовы «работать».
А давайте мы с вами вспомним особенности этих звуков.
Воспитатель:
-Песенка комарика З-З-З – губы в улыбке, зубы закрыты, кончик языка за нижними зубами, по языку проходит холодный воздух, горлышко работает, значит этот звук звонкий.
-Как поет комарик?
Дети:
- ЗЗЗ
Воспитатель:
- Песенка пчелки Ж-Ж- Ж - губы трубочкой, зубы слегка разомкнуты, язычок за верхними зубками по языку проходит теплый воздух. Этот звук тоже звонкий.
- Как жужжит пчелка?
Дети:
- ЖЖЖ
Воспитатель:
- Давайте мы с вами тоже превратимся в пчелок и комариков, так нам будет
легче общаться с нашими гостями.
Я буду произносить звуки [Ж] и [З]. Если вы услышите звук [Ж], сразу машете кистями рук, как будто летит пчелка. А если услышите в звук [З], легонько хлопните в ладоши, как будто ловите комара.
Ж, ж, з, ж, з, ж, з, з, ж
- Ребята, молодцы! Наши гости предлагают нам спеть с ними их любимую
«Слоговую песенку». Повторяйте за мной:
за-жо- за, жы-зу- жы , зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы
- Молодцы! А теперь чистоговорки!
ЗА - ЗА - ЗА – летает стрекоза.
ЗЫ - ЗЫ – ЗЫ – два крыла у стрекозы.
Зу-зу-зу - едет Ваня на возу.
ЖИ – ЖИ - ЖИ – колючие ежи.
ЖУ – ЖУ – ЖУ – молока дадим ежу.
Жа-жа-жа - сто иголок у ежа.
Воспитатель:
-Молодцы! А теперь посмотрите внимательно на экран. Я предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний» внимательно рассматриваем картинки и отвечаем, какая картинка здесь лишняя.
(журавль, жираф, ежик, лиса;
Зонт, ваза, зебра, белка)
Воспитатель:
- Все молодцы. Наши гости очень довольны нашими результатами и предлагают нам немного отдохнуть.
Физминутка
Только в лес мы вошли (маршируют)
Появились комары.
(лёгкое похлопывание по телу)
Дальше по лесу шагаем (маршируют)
И медведя мы встречаем.
(раскачивают из стороны в сторону)
Снова дальше мы идём (маршируют)
Перед нами водоём (руки в стороны)
Прыгать мы уже умеем
(руки на пояс, полуприседания с поворотом вправо- влево)
Раз – два, раз – два! (прыжки)
Позади теперь вода! (маршируют)
Воспитатель:
- Садитесь на свои места. А давайте мы научили играть пчелку и комарика в нашу игру. Я предлагаю вам игру «Найди домик». Возьмите карточки с рамками и фишками. Следующее задание: надо определить место звука в слове (в начале, в конце)
- жираф, нож
- забор, арбуз
А сейчас для вас самое ответственное задание «Помоги животным найти свой домик». Предлагаю расселить животных по домикам: со звуком [З] - в зеленый домик, с [Ж]- в желтый (заяц, жираф, ежик, змея)
Воспитатель:
- Жираф в каком домике будете жить?
Дети:
- В желтом домике. Потому что слова жираф и желтый имеют звук «Ж»
Воспитатель:
- Молодец. Теперь зайчика поселим в домик. А еж с кем в домике по соседству будет жить? В желтый или зеленый домик пойдет?
Воспитатель:
-У нас змея ещё пока без домика. Где же ее домик?
Дети:
- Правильно, в желтый!
Воспитатель:
-Кого заселили в желтый домик ?
Дети:
- Жирафа, ежа.
А в зеленый - зайца, змею
- Молодцы! И с этим заданием вы справились. А вы знаете, что раньше дома – жилища человека, называли избой? Скажите, какой звук вы слышите в слове изба? Молодцы! Справились с заданием. Вы прекрасно сегодня работаете и стараетесь правильно выполнять задания. И поэтому пчелка и комарик предлагают вам еще одно задание. Посмотрите, это разрезные картинки, давайте мы с вами их соберем и узнаем, кто же там изображен. (зебра, жираф, змея, желудь)
III. Заключительная часть.
Рефлексия
Воспитатель:
- молодцы! У вас все хорошо получилось. Скажите, пожалуйста, какие звуки мы с вами учились различать?
- какое игровое упражение вам понравилось?
- какое для вас было легким?
- какое задание было для вас непростым?
Молодцы!
Воспитатель:
- Жужа и Звонарик прощаются с вами и благодарят за то, что вы играли с ними, и учились различать их любимые звуки. Ну а нам пора прощаться с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспект занятия "Звук и буква У"
Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...
Конспект занятия "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...
Конспект занятия "Звуки вокруг нас"для детей 6-7 лет
На данном занятии дети знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками....
Конспект НОД "Звук и буква З"
Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....
Конспект занятия: Звук «Х». Части тела.
Фронтальное логопедическое занятие (для детей старшей группы) с элементами фольклора. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые ...