Кружковая работа по развитию речи «Говорушки» В старшей разновозрастной группе.
материал по развитию речи (старшая группа)
Пояснительная записка:
Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Данная система занятий содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, формирование навыка построения связного высказывания при помощи использования нетрадиционных методов и способов развития речи. Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы «От рождения до школы», что создает преемственность в ходе работы по развитию речи в рамках непосредственно образовательной деятельности и кружковой работы, а это в свою очередь повышает результативность занятий.
Задачи программы кружка:
- пополнять словарный запас ребенка;
- продолжать развивать навыки общения;
- развивать творческое воображение, фантазию в речевых высказываниях;
- продолжать формировать грамматически правильные высказывания;
- продолжать воспитывать интерес к художественному слову;
- продолжать воспитывать внимательное отношение друг к другу и умение выслушать собеседника до конца, не перебивая.
Возраст детей:
Программа кружка рассчитана на детей 4-6 лет (старшая разновозрастная группа).
Режим занятий:
1 раз в неделю; продолжительность кружка - 30 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
119721-2808kruzhok_govorushki.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружковая работа
по развитию речи
«Говорушки»
В старшей разновозрастной группе.
Воспитатель: Бардасова Т.И.
2022
Пояснительная записка:
Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Данная система занятий содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, формирование навыка построения связного высказывания при помощи использования нетрадиционных методов и способов развития речи. Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы «От рождения до школы», что создает преемственность в ходе работы по развитию речи в рамках непосредственно образовательной деятельности и кружковой работы, а это в свою очередь повышает результативность занятий.
Задачи программы кружка:
- пополнять словарный запас ребенка;
- продолжать развивать навыки общения;
- развивать творческое воображение, фантазию в речевых высказываниях;
- продолжать формировать грамматически правильные высказывания;
- продолжать воспитывать интерес к художественному слову;
- продолжать воспитывать внимательное отношение друг к другу и умение выслушать собеседника до конца, не перебивая.
Возраст детей:
Программа кружка рассчитана на детей 4-6 лет (старшая разновозрастная группа).
Режим занятий:
1 раз в неделю; продолжительность кружка - 30 минут.
Перспективное планирование на 2022-2023 учебный год
Ноябрь
1неделя.
«Загадки на грядке»
Продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопросы, строить предложения из 4-6 слов. Развивать навыки составления рассказа на основе личного опыта. Закреплять обобщающие понятия (овощи, урожай); упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных.
2 неделя
Пересказ рассказа К. В. Лукашевича «Зима»
Закреплять связный, последовательный пересказ, выразительно передавать содержание, воспроизводить диалоги. Упражнять в подборе антонимов, заучить чистоговорки со звуком [з, з’].
3 неделя
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить»
Побуждать к связному последовательному пересказу, правильно передавать идею и содержание, выразительно воспроизводить диалоги.
4 неделя
«Бабушка- загадушка».
Закреплять умение детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества. Учить сочетать речь с движением; развивать воображение. Упражняться в интонировании диалогов. Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса. Учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями.
Декабрь
1 неделя
«Любимые сказки»
Продолжать закреплять умение детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения. Отрабатывать речевое дыхание, тренировать выдох. Учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре. Учить детей интонационно выразительно проговаривать слова.
2 неделя
Творческое рассказывание «Сочиняем стихи о зиме»
Развивать интерес к поэтическому жанру, развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас, упражнять в придумывании небольших стихов по теме зима.
3 неделя
«Новогодние загадки и пословицы»
Продолжать формировать представление о жанровых особенностях загадок, пословиц, учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм. Учить осмысливать загадки и пословицы. Расширять словарь по теме Новый Год. Совершенствовать умение регулировать силу голоса и темп речи.
4 неделя
Беседа «Новый год и Рождество»
Продолжать знакомить детей с историей празднования Нового Года и Рождества. Расширять словарь по теме. Учить отвечать на вопрос полным предложением. Упражнять в образовании однокоренных слов. Активизировать употребление в речи синонимов и антонимов.
Январь
2 неделя
Придумывание сказки на тему «Зимнее волшебство»
Формировать умение придумывать сказку на предложенную тему. Упражнять в подборе синонимов, антонимов, определений. Сравнение имен прилагательных женского, мужского, среднего рода. Упражнять в словообразовании.
3 неделя
Рассказывание по картинке «Зимние забавы»
Способствовать умению придумывать начало и конец к сюжету, изображенному на картинке. Активизировать употребление в речи слов по теме зима.
4 неделя
«Придумай рассказ»
Формировать умение понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют своё значение, и переносить их в связное высказывание.
Февраль
1 неделя
«Отвечай быстро»
Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, закреплять умение классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); приучать их быстро думать и отвечать.
2 неделя
«Наши защитники»
Учить детей словесно фантазировать по музыкальной композиции. Развивать чувство ритма, динамику музыкального образа и понимать настроение в мелодии. Отрабатывать четкую дикцию через скороговорки. Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов. Развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей. Практиковаться в обыгрывании придуманных ситуаций.
3 неделя
Творческое рассказывание «Почемучки»
Закреплять умение составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами-вопросами: «почему?», «отчего?», «когда?», «что?», «где?». Знакомить со способами словообразования.
Март
1 неделя
«Весна пришла!»
Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения. Учить сочетать напевную речь с пластическими движениями. Развивать воображение детей. Побуждать эмоционально отзываться на игру, входить в предлагаемые обстоятельства.
2 неделя
«К нам в гости пришел буратино»
Побуждать вступать в диалог со взрослым и сверстниками, подводить к составлению краткого описания игрушки, произвольно оперировать словами в игре по «живой» модели предложения, называть детали предметов; активизировать употребление глаголов; закрепить формы вежливого обращения; развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат.
3 неделя
«Кто быстрее?»
Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками; уточнять и расширять знания детей о видах спорта: зимних и летних; развивать быстроту реакции на сигнал, находчивость; расширять словарь детей.
4 неделя
«Кто больше заметит небылиц»
Побуждать вступать в диалог со взрослым и сверстниками, учить замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного; развивать словесно-логическое мышление.
Апрель
1 неделя
«Скажи по-другому»
Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению; развивать словесно-логическое мышление.
2 неделя
«Поиграем с пальчиками»
Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью. Формирование чувства музыкального темпа. Развитие чувства ритма и координации движений. Развитие сильного ротового выдоха.
3 неделя
«Добрые слова»
Побуждать к активному восприятию стихотворения. Понять смысловое содержание. Учить исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы. Воспитывать коммуникативные навыки общения.
4 неделя
«Веселые сочинялки»
Упражнять детей в подборе рифм к словам. Закрепить понятие “рифма”. Поощрять совместное стихосложение. Совершенствовать интонационную окраску речи; развивать умение пользоваться выразительными средствами речи. Побуждать детей сочинять несложные истории с героями. Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию.
Май
1 неделя
«В гостях у С.Я.Маршака»
Дать интонационно-образное представление о стихотворении. Побуждать к образному воплощению в роль. Развивать силу голоса. Учить выразительно двигаться, участвовать в драматизации произведений.
2 неделя
«Веселые загадки о домашних животных»
Дать представление о жанровых особенностях загадок. Учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм. Расширять словарь по теме «Домашнее животное».
Список литературы:
1. Гербова В. В. Учусь говорить. - М., 2003.
2. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой. -М., 1998.
3. Ушакова О. С., Арушанова А. Г., Занятия по развитию речи в детском саду у детей 5-6 лет., 2012.
4. Стрельцова Л. Е., Литература и фантазия. - М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы по развитию речи ("Говорушечки" Iмл.группа), по ИЗО деятельности ("Мир красок")
В программе кружка разработана работа с детьми по данной теме. Темы соответствуют общеобразовательной программе ДОУ....
Календарно-тематическое планирование кружковой работы по развитию речи с использованием ТРИЗ. старшая группа
Календарно-тематическое планирование кружковой работы по развитию речи с использованием ТРИЗ. старшая группа...
Рабочая программа кружковой работы по развитию речи в первой младшей группе.
Воспитать цельную личность — нелёгкая задача. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера, педагога - психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный откл...
Программа кружковой работы по развитию речи «Говорим правильно» в средней группе
Программа дополнительного образования «Говорим правильно» направлена на развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие гр...
кружка по развитию речи «Говорушки» воспитателя старшей группы «Звездочка» Арипшевой Светланы Юрьевны.
кружка по развитию речи «Говорушки» воспитателя старшей группы «Звездочка»Арипшевой Светланы Юрьевны....
Особенности работы по развитию связной речи у детей старшей разновозрастной группе
Конспект деления опытом на педагогическом совете...