Кружковая работа по развитию речи «Говорушки» В старшей разновозрастной группе.
материал по развитию речи (старшая группа)

Бардасова Татьяна Ивановна

Пояснительная записка:

Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Данная система занятий содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, формирование навыка построения связного высказывания при помощи использования нетрадиционных методов и способов развития речи. Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы «От рождения до школы», что создает преемственность в ходе работы по развитию речи в рамках непосредственно образовательной деятельности и кружковой работы, а это в свою очередь повышает результативность занятий.

 

Задачи программы кружка:

  • пополнять словарный запас ребенка;
  • продолжать развивать навыки общения;
  • развивать творческое воображение, фантазию в речевых высказываниях;
  • продолжать формировать грамматически правильные высказывания;
  • продолжать воспитывать интерес к художественному слову;
  • продолжать воспитывать внимательное отношение друг к другу и умение выслушать собеседника до конца, не перебивая.

 

Возраст детей:

Программа кружка рассчитана на детей 4-6 лет (старшая разновозрастная группа).

 

Режим занятий:

1 раз в неделю; продолжительность кружка - 30 минут.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 119721-2808kruzhok_govorushki.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:






Кружковая работа

по развитию речи

«Говорушки»

В старшей разновозрастной группе.






Воспитатель: Бардасова Т.И.





2022

Пояснительная записка:

Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Данная система занятий содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, формирование навыка построения связного высказывания при помощи использования нетрадиционных методов и способов развития речи. Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы «От рождения до школы», что создает преемственность в ходе работы по развитию речи в рамках непосредственно образовательной деятельности и кружковой работы, а это в свою очередь повышает результативность занятий.

Задачи программы кружка:

  • пополнять словарный запас ребенка;
  • продолжать развивать навыки общения;
  • развивать творческое воображение, фантазию в речевых высказываниях;
  • продолжать формировать грамматически правильные высказывания;
  • продолжать воспитывать интерес к художественному слову;
  • продолжать воспитывать внимательное отношение друг к другу и умение выслушать собеседника до конца, не перебивая.

Возраст детей:

Программа кружка рассчитана на детей 4-6 лет (старшая разновозрастная группа).

Режим занятий:

1 раз в неделю; продолжительность кружка - 30 минут.

Перспективное планирование на 2022-2023 учебный год

Ноябрь

1неделя.

«Загадки на грядке»

Продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопросы, строить предложения из 4-6 слов. Развивать навыки составления рассказа на основе личного опыта. Закреплять обобщающие понятия (овощи, урожай); упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных.

2 неделя

Пересказ рассказа К. В. Лукашевича «Зима»

Закреплять связный, последовательный пересказ, выразительно передавать содержание, воспроизводить диалоги. Упражнять в подборе антонимов, заучить чистоговорки со звуком [з, з’].

3 неделя

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить»

Побуждать к связному последовательному пересказу, правильно передавать идею и содержание, выразительно воспроизводить диалоги.

4 неделя

«Бабушка- загадушка».

Закреплять умение детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества. Учить сочетать речь с движением; развивать воображение. Упражняться в интонировании диалогов. Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса. Учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями.

Декабрь

1 неделя

«Любимые сказки»

Продолжать закреплять умение детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения. Отрабатывать речевое дыхание, тренировать выдох. Учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре. Учить детей интонационно выразительно проговаривать слова.

2 неделя

Творческое рассказывание «Сочиняем стихи о зиме»

Развивать интерес к поэтическому жанру, развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас, упражнять в придумывании небольших стихов по теме зима.

3 неделя

«Новогодние загадки и пословицы»

Продолжать формировать представление о жанровых особенностях загадок, пословиц, учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм. Учить осмысливать загадки и пословицы. Расширять словарь по теме Новый Год. Совершенствовать умение регулировать силу голоса и темп речи.

4 неделя

Беседа «Новый год и Рождество»

Продолжать знакомить детей с историей празднования Нового Года и Рождества. Расширять словарь по теме. Учить отвечать на вопрос полным предложением. Упражнять в образовании однокоренных слов. Активизировать употребление в речи синонимов и антонимов.

Январь

2 неделя

Придумывание сказки на тему «Зимнее волшебство»

Формировать умение придумывать сказку на предложенную тему. Упражнять в подборе синонимов, антонимов, определений. Сравнение имен прилагательных женского, мужского, среднего рода. Упражнять в словообразовании.

3 неделя

Рассказывание по картинке «Зимние забавы»

Способствовать умению придумывать начало и конец к сюжету, изображенному на картинке. Активизировать употребление в речи слов по теме зима.

4 неделя

«Придумай рассказ»

Формировать умение понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют своё значение, и переносить их в связное высказывание.

Февраль

1 неделя

«Отвечай быстро»

Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, закреплять умение классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); приучать их быстро думать и отвечать.

2 неделя

«Наши защитники»

Учить детей словесно фантазировать по музыкальной композиции. Развивать чувство ритма, динамику музыкального образа и понимать настроение в мелодии. Отрабатывать четкую дикцию через скороговорки. Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов. Развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей. Практиковаться в обыгрывании придуманных ситуаций.

3 неделя

Творческое рассказывание «Почемучки»

Закреплять умение составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами-вопросами: «почему?», «отчего?», «когда?», «что?», «где?». Знакомить со способами словообразования.

Март

1 неделя

«Весна пришла!»

Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения. Учить сочетать напевную речь с пластическими движениями. Развивать воображение детей. Побуждать эмоционально отзываться на игру, входить в предлагаемые обстоятельства.

2 неделя

«К нам в гости пришел буратино»

Побуждать вступать в диалог со взрослым и сверстниками, подводить к составлению краткого описания игрушки, произвольно оперировать словами в игре по «живой» модели предложения, называть детали предметов; активизировать употребление глаголов; закрепить формы вежливого обращения; развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат.

3 неделя

«Кто быстрее?»

Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками; уточнять и расширять знания детей о видах спорта: зимних и летних; развивать быстроту реакции на сигнал, находчивость; расширять словарь детей.

4 неделя

«Кто больше заметит небылиц»

Побуждать вступать в диалог со взрослым и сверстниками, учить замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного; развивать словесно-логическое мышление.

Апрель

1 неделя

«Скажи по-другому»

Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению; развивать словесно-логическое мышление.

2 неделя

«Поиграем с пальчиками»

Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью. Формирование чувства музыкального темпа. Развитие чувства ритма и координации движений. Развитие сильного ротового выдоха.

3 неделя

«Добрые слова»

Побуждать к активному восприятию стихотворения. Понять смысловое содержание. Учить исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы. Воспитывать коммуникативные навыки общения.

4 неделя

«Веселые сочинялки»

Упражнять детей в подборе рифм к словам. Закрепить понятие “рифма”. Поощрять совместное стихосложение. Совершенствовать интонационную окраску речи; развивать умение пользоваться выразительными средствами речи. Побуждать детей сочинять несложные истории с героями. Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию.

Май

1 неделя

«В гостях у С.Я.Маршака»

Дать интонационно-образное представление о стихотворении. Побуждать к образному воплощению в роль. Развивать силу голоса. Учить выразительно двигаться, участвовать в драматизации произведений.

2 неделя

«Веселые загадки о домашних животных»

Дать представление о жанровых особенностях загадок. Учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм. Расширять словарь по теме «Домашнее животное».




Список литературы:

1. Гербова В. В. Учусь говорить. - М., 2003.

2. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой. -М., 1998.

3. Ушакова О. С., Арушанова А. Г., Занятия по развитию речи в детском саду у детей 5-6 лет., 2012.

4. Стрельцова Л. Е., Литература и фантазия. - М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы по развитию речи ("Говорушечки" Iмл.группа), по ИЗО деятельности ("Мир красок")

В программе кружка разработана работа с детьми по данной теме. Темы соответствуют общеобразовательной программе ДОУ....

Календарно-тематическое планирование кружковой работы по развитию речи с использованием ТРИЗ. старшая группа

Календарно-тематическое планирование кружковой работы по развитию речи с использованием ТРИЗ. старшая группа...

Рабочая программа кружковой работы по развитию речи в первой младшей группе.

Воспитать цельную личность — нелёгкая задача. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера, педагога - психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный откл...

Программа кружковой работы по развитию речи в средней группе «Теремок» 2020-2021гг. «Речевая мозайка»

Цель:  развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыков практического общения в различных жизненных ситуациях. Создание благо...

Программа кружковой работы по развитию речи «Говорим правильно» в средней группе

Программа дополнительного образования «Говорим правильно» направлена на развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие гр...

кружка по развитию речи «Говорушки» воспитателя старшей группы «Звездочка» Арипшевой Светланы Юрьевны.

кружка по развитию речи «Говорушки» воспитателя старшей группы «Звездочка»Арипшевой Светланы Юрьевны....