Календарно-тематическое планирование кружковой работы по развитию речи с использованием ТРИЗ. старшая группа
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Календарно-тематическое планирование кружковой работы по развитию речи с использованием ТРИЗ. старшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование кружковой работы «По волнам художественной литературы» (средняя группа)
«Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.Логинова, В.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. Раздел: «Ребенок и книга».
Задача программы - поддержание активного тяготения старших дошкольников к книге, развитие интереса и любви к ней.
Основные задачи кружка:
- Обогащать словарный запас;
- Развивать умение анализировать, отбирать основные свойства и качества;
- Развивать умение устанавливать причинно-следственные и другие отношения между предметами и явлениями;
- Развивать воображение, умение детей придумывать рассказы, сказки, загадки, умение решать различные творческие задачи;
- Развивать умение устанавливать при слушании литературного произведения многообразные связи в тексте, проявлять внимание к языку, чувствовать и осознавать средства речевой выразительности;
- Учить активно использовать литературный опыт в творческой речевой деятельности;
- Учить воспринимать литературного героя в его разнообразных проявлениях;
- Обогащать духовный мир детей.
Список использованной литературы:
- «Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.Логинова, В.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», М. :ТЦ «СФЕРА», 2011.- 528 с.
- Апресова А.Г. Окно в школьный мир. Программа и методическое обеспечение интеллектуально-речевой подготовки детей 5-7лет к обучению в школе (Технология ТРИЗ), 2010. – 232с.
- Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского садка. Познавательное развитие. Развитие речи, 2008. – 333с.
- Т.Б.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.
- А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада»
- А.В.Корзун «Веселая дидактика», 2000. – 72 с.
- О.В.Акулова, Л.М.Гурович «Образовательная область «Чтение художественной литературы»: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», М. :ТЦ «СФЕРА», 2012. – 192 с.
- Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Подготовительная группа»: М., ООО «Центр педагогического образования», 2009. – 176 с.
Старшая группа.
№ | Тема и цель занятия |
Сентябрь | |
1 | Диагностика Цель: выявление уровня развития речи, творческого мышления, воображения дошкольников. |
2 | Диагностика Цель: выявление уровня развития речи, творческого мышления, воображения дошкольников. |
3 | «Всё о хлебе» Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о хлебе как продукте длительного и нелёгкого коллективного труда; продолжать упражнять в выстраивании временных зависимостей и характеристик (прошлое, настоящее, будущее); продолжать учить системно задавать вопросы при решении задач на сужение поля поиска; воспитывать уважение к хлебу и людям, его создавшим. А.В.Корзун «Веселая дидактика», стр.54 |
4 | « Возраст человека. Мой возраст ». (Составление описательных рассказов – системный оператор) Цель: Уточнить представления детей о возрасте человека и его социальном положении . Закрепить представление детей о частях человеческого тела в разные возрастные периоды и способах охраны собственной жизни . А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.12, з.1. |
Октябрь | |
5 | «Огонь-друг или враг» Цель: Систематизация и закрепление знаний об одной из природных стихий (огне), возможностей использования его человеком; отработка навыков поведения в экстремальной ситуации (пожар), закрепление знания домашнего адреса; продолжения формирования умений решать задачи на классификацию предметов материального окружения; отработка технических навыков многослойного и симметричного вырезания и наклеивания в коллективной деятельности. А.В.Корзун «Веселая дидактика», стр. 51 |
6 | «Тело. Моё тело» (Пересказ) Цель: Учить детей осознанно пересказывать текст небольшого произведения. Формировать понятие, что каждая часть тела человека выполняет определенную функцию. А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.13, з.2. |
7 | «Органы чувств » (Составление сравнений и загадок ) Цель: Учить детей подбирать сравнения, основанные на восприятиях человека (обонянии, осязании, зрении и тактильном ощущении), повторить имена признаков объекта и алгоритм составления загадки. А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.15, з.4. |
8 | Обработка информации, речь человека». (Анализ литературного произведения) Цель: Упражнять детей в поисках основной цели героя и установлению причинно-следственных связей, которые приводят к результату. Учить детей делать выводы из ситуации. Побуждать детей формулировать вопросы, искать нужную информацию. А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.16, з.5. |
Ноябрь | |
9 | «Эмоции » (Сочинение сказки « Путешествие Улыбки и Удивления ») Цель: Учить составлять сказку динамического типа, на основе морфологической таблицы (полуактивный этап). Учить детей считывать эмоциональные характеристики на схемах и самостоятельно моделировать с помощью мимики. Закрепить умение детей делать необычные задания в разных видах деятельности, с помощью наделения реальных объектов необычными свойствами. А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.17, з.6. |
10 | Поступки и характер человека ». (Составление рифмованных текстов) Цель: Уточнить понятия детей о том, что характер человека определяется по его поступкам. Познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованного текста. А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.20, з.8. |
11 | « Мир людей – это похожая разность (разность рас, мест проживания, языков, питания, традиций и др.» (Составление описательных рассказов по морфологической таблице.) Цель: Учить составлять описательный рассказ на основе морфологической таблицы . Уточнить знания детей о жизни народов в разных странах . А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.22, з.9. |
12 | «Правила достойной жизни в мире разных людей» (Анализ литературных произведений) Цель: Учить формулировать вопросы при отгадывании литературной « Да − нет ». Пополнять словарь детей словами, обозначающими черты характера. А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.23, з.11. |
Декабрь | |
13 | «Деятельность человека » (Составление фантастического рассказа) Цель: Учить создавать рассказы фантастического содержания с помощью системного оператора (полуактивный этап). Показать детям, что придуманные идеи человека могут воплотиться в жизнь: «сказки ходят рядом», «человек фантастику делает реальностью». А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.25, з.13. |
14 | « Из жизни древнего человека » (Пересказ) Цель: Знакомить детей с различными приемами запоминания, учить пересказывать текст, передавая интонацией состояние героя. Расширить представление о жизни древних людей. А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.27, з.15. |
15 | « Путешествие в Зазеркалье » Цель: Продолжать учить сравнивать объекты, встречающиеся в художественной литературе по различным признакам, понимать признак, по которому идет сравнение. Дать представление детям о том, что сравнивать, воображать могут только люди. А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.30, з.17. |
16 | « Думаем и создаем » (Составление фантастического рассказа) Цель: Продолжать учить создавать рассказы фантастического содержания с помощью системного оператора (полуактивный этап). Формировать понятие, что придуманные идеи человека могут воплотиться в жизнь: «сказки ходят рядом», «человек без мечты не может создать новое». А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.37, з.23. |
Январь | |
17 | «Стихи про то, о чём мечтаю ». ( Составление рифмованных текстов) Цель: Учить самостоятельно находить рифмующиеся слова и создавать четыре – пять рифмованных строчек о своей мечте. А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.33, з.20. |
18 | «Взгляд в свое личное будущее ». (Составление описательных рассказов – системный оператор) Цель: Учить детей составлять рассказ о своем будущем с помощью системного оператора. А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.34, з.21. |
19 | «Парадоксы, небылицы» (Анализ литературных произведений парадоксального плана) Цель: Учить детей выявлять некоторые закономерности, по которым устроены небылицы. Побуждать детей самостоятельно сочинять «перевёртыши ». Закреплять умение детей создавать рифмы. А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.35, з.22. |
20 | Условия жизни на земле » (Составление рифмованных текстов) Цель: Учить детей самостоятельно находить рифмованные слова и создавать рифмованные строчки по заданным объектам. Закрепить значение живой клетки и условия её выживания. А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.40, з.25. |
Февраль | |
21 | «Добрым быть совсем не просто» Цель: Формирование у детей представления об абстрактном понятии «доброта»; продолжать формировать умения коллективного обсуждения проблем; развивать основы логического мышления; побуждать к отражению абстрактных понятий через изобразительные средства, развивать воображение. А.В.Корзун «Веселая дидактика», стр.51 |
22 | « Сравнение » (Составление загадок) Цель: Учить самостоятельно выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов. Учить составлять двух-, трёхстрочные загадки. Закрепить знания детей о возможностях человека. А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.31, з.18. |
23 | «Условия выживания животного и растительного мира». (Пересказ) Цель: Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать рассказ, используя для запоминания приёмы моделирования. Уточнить представление о связи между условиями окружающей среды и состоянием животных. А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.43, з.29. |
24 | «Моделирование веществ ». (Анализ литературного произведения) Цель: Дать представление о строении веществ неживой природы, научить моделировать твердое, жидкое и газообразное вещества. Продолжать учить сужать поле поиска при анализе ситуаций. А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.48, з.33. |
Март | |
25 | «Новые приключения Царевны-Лягушки» Цель: Продолжать обучение составлению творческих рассказов на основе знакомого сюжета; продолжать отрабатывать навыки использования приёмов типового фантазирования; побуждать к использованию в речи с помощью педагога и самостоятельно разных типов предложений; формировать умения коллективного обсуждения общей проблемы, проявляя при этом внимание и такт по отношению к сверстникам. А.В.Корзун «Веселая дидактика», стр.42 |
26 | «Явления неживой природы » (Сравнения – метафоры) Цель: Систематизировать знания детей о явлениях неживой природы. Побуждать детей к созданию метафоры по предложенной модели. А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.49, з.34. |
27 | Моделирование процессов » (Решение творческой задачи) Цель: Закрепить умение детей моделировать твердые, жидкие и газообразные вещества и некоторые процессы, с ними происходящие. Продолжить учить решать творческие задачи по алгоритму. А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.50, з.35. |
28 | «Предметы – помощники человека». (Составление фантастического рассказа) Цель: Учить детей составлять связное высказывание фантастического плана на основе улучшения свойств реального объекта. А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.54, з.40. |
Апрель | |
29 | « Изменение предметов во времени ». (Сочинение сказки) Цель: Учить детей находить аналоги предметов быта в древнем и современном мире. Продолжать учить составлять сказку по алгоритму . А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.58, з.44. |
30 | «День, ночь – сутки прочь», «Вокруг Солнца шагаем – время года меняем» (Составление рифмованного текста) Цель: Закрепить умение подбирать рифмованные слова и составлять рифмованные тексты на заданную тему. Дать представление о том, что образ нашей жизни на планете Земля зависит от вращения Земли вокруг своей оси и Солнца. А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.62, з.48. |
31 | «Загадочный мир Космоса». (Составление загадок, моделирование .) Цель: Учить детей различать фазы Луны. Формировать понятие, что Луна имеет постоянную форму и размер, а с Земли она представляется разная по форме и размеру из-за того, что Земля загораживает Луну от солнечного света. Знакомить с некоторыми явлениями, связанными с Космосом: северное сияние, солнечное затмение, метеоритный дождь. А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.64, з.49. |
32 | Солнечная система » (Пересказ) Цель: Уточнить представление детей о Солнечной системе. Продолжить учить пересказывать небольшие тексты, используя разные виды моделирования. А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.67, з.51. |
Май | |
33 | «Человек в Космосе » (Решение творческой задачи) Цель: Продолжить учить решать творческие задачи по алгоритму. Закрепить знания ТПФ. Уточнить некоторые морально-этические нормы поведения человека. А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.68, з.52. |
34 | «Скафандр – важный помощник для работы космонавта». (Составление фантастического рассказа) Цель: Продолжить учить составлять фантастический рассказ по алгоритму. Уточнить знания детей о скафандре как мини-доме. Учить наделять скафандр новыми функциями. Закреплять знания о ТПФ. А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.69, з.53. |
35 | Диагностика Цель: выявление уровня развития речи, творческого мышления, воображения дошкольников. |
36 | Диагностика Цель: выявление уровня развития речи, творческого мышления, воображения дошкольников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно-тематическое планирование кружковых занятий по развитию речи для старшей логопедической группы с
В данной работе разработан план кружковой работы на учебный год по месяцам с темами и кратким содержанием....
Конспекты ООД тематического цикла "Случай в лесу" (кружковая работа по развитию музыкально - ритмических способностей детей старшей группы)
Известно, что при помощи движения ребёнок познаёт мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Видя красоту движения в играх, плясках, хоров...
Календарно-тематическое планирование по развитию речи с использованием ТРИЗ. Подготовительная к школе группа.
Календарно-тематическое планирование по развитию речи с использованием ТРИЗ. Подготовительная к школе группа....
Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе "Маша идет в школу"
Занятие по развитию речи в старшей группе "Маша идет в школу» Задачи:1. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление),...
Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ- технологий в старшей группе «Спаси заколдованную принцессу»
Цель: Формировать умение проявлять чудеса находчивости, сообразительности, нестандартного мышления, основанные на Теории Решения Изобретательских Задач....
Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе
НОД в старшей группе по развитию речи ,с использованием ТРИЗ....
Программа кружковой работы по развитию речи «Говорим правильно» в средней группе
Программа дополнительного образования «Говорим правильно» направлена на развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие гр...