Программа кружковой работы по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в средней группе «Говорущечки».
календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя группа) на тему

Никитина Анна Евгеньевна

                                                                    

  Программа кружковой работыпо развитию речи  и подготовке к обучению грамоте в средней группе«Говорущечки» 

 Цель: развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя его речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка.

     Задачи: 
- развитие познавательной речевой активности;

- развитие речевого общения со взрослыми и сверстниками;

- развитие умений говорения и слушания;

- развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

- обогащение активного, пассивного словаря;

- формирование описательной развернутой речи воспитанников;

- развитие фонематического слуха, развитие звуковой культуры речи детей. 
    Формы организации образовательной деятельности.

- Общение взрослого с  ребенком  во всех видах и сферах деятельности.

- Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками, детьми разного возраста.

- Высокая культура  речи взрослых.

- Проведение специальных  игр и упражнений по развитию речи детей.

- Предоставление воспитанникам в достаточном количестве образовательного материала: игрушек, книг, картинок и др.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_na_2017-2018.docx38.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 детский сад № 103

Программа

кружковой работы

по развитию речи  и подготовке к обучению грамоте в средней группе

«Говорущечки»

2017-2018 гг.

Возраст детей :дошкольный 4-5 лет

Срок реализации: 1 учебный год

                                    Автор: Никитина Анна Евгеньевна

Соответствие занимаемой должности

Ульяновск 2017

Пояснительная записка

Актуальность проблемы  речевого развития.

Речь-это удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им.

Г. Гегель.

Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. В наше время различаются следующие виды речи: внутренняя и внешняя.

Внутренняя речь - то, что мы произносим в своих мыслях.

Внешняя речь делится на диалогическую, эгоцентрическую, письменную и монологическую.

Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность.

Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста.

Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.

Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого они используют чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают звукоподражательные игры.

Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, так же знакомство с художественной литературой и разучивание стихов, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.

 Система психолого-педагогических принципов, положенных в основу рабочей программы

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности  ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения  доступных проблемных задач.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,

   

 Цели и задачи деятельности по реализации рабочей программы по данному курсу.

     Цель: развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя его речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка.

     Задачи: 
- развитие познавательной речевой активности;

- развитие речевого общения со взрослыми и сверстниками;

- развитие умений говорения и слушания;

- развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

- обогащение активного, пассивного словаря;

- формирование описательной развернутой речи воспитанников;

- развитие фонематического слуха, развитие звуковой культуры речи детей. 
    
Формы организации образовательной деятельности.

- Общение взрослого с  ребенком  во всех видах и сферах деятельности.

- Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками, детьми разного возраста.

- Высокая культура  речи взрослых.

- Проведение специальных  игр и упражнений по развитию речи детей.

- Предоставление воспитанникам в достаточном количестве образовательного материала: игрушек, книг, картинок и др.
                
Возрастные особенности детей 4-5 лет 

       Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных  движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах её достижения. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются  познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения. Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются ещё недостаточно отчётливыми и устойчивыми.

       Восприятие становится более расчленённым. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними. Важным

психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщённых свойствах этих предметов, связях и отношениях  между

предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечёт за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая,  к  своего рода, опытам, направленным  на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к  старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребёнка. На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

Пространственные  условия организации образовательного процесса.

Уголок художественной литературы в группе;
Уголок дидактических игр и наглядного материала в группе;                                              Листок  рекомендаций в родительском уголке.

                               

                 

Наглядное сопровождение курса развития речи.                                                                                    
Наглядно - дидактический материал;                                                                                       Игровые атрибуты; 
Сюжетные  картинки, открытки и иллюстрации для рассматривания.                                        

 Основные принципы организации обучения:

1.Принцип развивающего обучения.

2.Принцип доступности материала.

3.Принцип постепенности, последовательности, систематичности.

4.Принцип эмоциональной насыщенности.

5.Принцип одобрения и принятия.

Возраст детей: программа рассчитана на детей среднего дошкольного

возраста(4-5 лет)

Количество детей в группе : 10 человек.

Набор в группу производится в начале учебного года на свободной основе.

Длительность одного занятия: 15-20 минут

Количество занятий в неделю:1раз

Условия реализации программы:

Занятия организуются в форме кружковой работы и дополняют содержание основной общеобразовательной программы.

Формы предоставления результатов:

Оценка эффективности освоения курса программы проводится на основе:

-данных планового мониторинга детей в ДОУ (сентябрь,май).

-работа с родителями(консультации, совместные занятия);

-творческий отчет воспитателя-руководителя кружка на педсовете.                             

Планируемые промежуточные результаты освоения программы.

     К пятилетнему возрасту, при успешном освоении программы, должен быть  достигнут следующий уровень развития ребенка:

1.Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
2.  Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый - печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. 
3. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница-сухарница).
4. Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
5. Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. 
6. Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать открытки из знакомых произведений.
7. Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
8.  Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

                             

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2017-2018 учебный год

По развитию речи и подготовке к обучению грамоте

Группа №5 «Весёлый улей»

Воспитатель: Никитина Анна Евгеньевна

                            Учебно-тематический план:

Раздел, тема

Всего занятий

1

Мониторинг.

1

2

Мониторинг.

1

3

Осень

1

4

Овощи.

1

5

Фрукты.

1

6

Игрушки

1

7

Семья.

1

8

 Дом. Мебель

1

9

Зима.

1

10

Одежда..

1

11

Посуда

1

12

Домашние животные

1

13

Дикие животные

1

14

Весна

1

15

Продукты

1

16

Транспорт

1

17

Лето

1

18

Мониторинг

1

19

Мониторинг

1

Месяц

Тема

Цель

Количество занятий

Сентябрь

Мониторинг

Выявление уровня развития речи

2

Октябрь

1.Осень

2.Овощи

1. Цели:

-Познакомить детей с характерными признаками осени. 

-Формировать умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи: (холодает, идёт дождь, листья желтеют , опадают, птицы улетают в тёплые края)

-Расширять  словарный запас, обогащать пассивную речь по теме: «Осень» (осенние явления) .

-Формировать у детей основы речевого дыхания

-Развивать у детей внимание, восприятие, память, мелкую моторику руки. 

-Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к природе. 

2.-Закрепить умение правильно называть овощи,их цвет,форму.

-Уточнить представление об обобщающем понятии овощи.

-Уточнить пространственные отношения,вырвженные предлогами в,на.

-Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов с помощью суффиксов.

1

 

1                  

Ноябрь

1.Фрукты

2.Игрушки

1 -Обогащать и совершенствовать представления детей о фруктах;

-Учить употреблять обобщающее слово «фрукты»;

-Воспитывать чувство взаимопомощи;

- Развитие связной речи ; уточнение и закрепление словаря;

- Учить детей играть в игру «что лишнее».

2. -Отработка умения образовывать прилагательные;

-Соотносить существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;

-Расширение и систематизация словарного запаса;

1

1

Декабрь

1.Семья

2.Дом.Мебель

1. - Развивать диалогическую форму речи.
- Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
- Систематизировать представления детей о семье: закрепить умение называть членов семьи, понимать роль взрослых и детей в семье.
- Воспитывать привязанность ребенка к своему дому, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

2.  -Закрепить у детей знания о понятии «дом». Расширить активный словарь детей.

-Расширение представлений о мебели и ее назначении.

 -Уточнение и расширение словаря по теме (сидеть, лежать, спать, стол, стул, кровать, шкаф).

-Закрепление в речи существительного с обобщающим значением мебель.

-Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, употребление союза чтобы).

Закрепление математических представлений о фигурах-круг,квадрат, прямоугольник, овал.

1

1

Январь

1.Зима

2.Одежда

1.-Развитие связной речи.

  - Обобщать представления о зимних явлениях в природе.

- Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по её содержанию.

- Расширять словарь по теме: «Приметы зимы»

2.- Обогащение знаний детей об одежде. --Умение согласовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме.

-Развитие связной речи. Продолжать учить составлять описательный рассказ с помощью наглядного материала.

-Активизация и обогащение словаря.

1

1

Февраль

1.Посуда

2.Домашние животные

1. -Закрепить с детьми название посуды;

-Уметь различать виды посуды: кухонная, столовая, чайная.

-Определять посуду, которая  стоит, лежит, висит.

2. -Закрепить знания детей о домашних животных.

-Учить детей составлять небольшой рассказ по мнемотаблице;

-Упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и косвенных падежах;

1

1

Март

1.Дикие животные.

2.Весна

1. -Расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их внешнем виде и образе жизни;

-Закреплять в речи обобщающее понятие: «дикие животные»;

-Формировать навыки связной речи у детей, речевой слух.

-Формировать навыки мыслительной деятельности.

2. - Уточнить характерные признаки весны;

- Выявлять простейшие причинно-следственные связи;

- Развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику;

- Активизировать качественный словарь.

1

1

Апрель

1.Продукты

2.Транспорт

1. -Расширить словарь детей по теме: «Продукты питания»

-Научить использовать в речи относительные прилагательные.

2. -Знакомить детей с понятием –транспорт;

-Закреплять в активном словаре слова: транспорт  легковой, грузовой, пассажирский, наземный, воздушный, водный, специальный;

-Подводить к составлению небольших текстов-описаний, уточнять представление детей о транспорте.

1

1

Май

1.Лето

2.Мониторинг

1. -Расширить и уточнить знания детей о временах года.

- Обогащать и активизировать словарь по лексическим теме: «Лето».

-Закрепить употребление множественного числа имен существительных в родительном падеже, согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе.

-Учить составлять связный рассказ с опорой на схему, картину.

2.-Изучение качественных показателей достижений детей.

-Определить степень освоения ребенком образовательной программы.

1

2

 

Литература

1. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ Л.А.Венгер, М.О.Дьяченко. М., 1989.

2. Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина Развитие речи, подготовка к освоению письма: занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: ВАКО, 2007.

3. Волина, В.В. Учимся играя/ В.В.Волина, - М., 1994.

4. Корней Чуковский.  Стихи и сказки.- М.: ЗАО «ОЛМА Медиа групп», 2009.

5. Жукова, Н.С. Домашний букварь/ Н.С.Жукова. – Екатеринбург, 1998.

6.О.Н. Земцова «Развивающие тесты для детей 3-4 лет» -М.: Махаон , Азбука- Аттикус, 2013

7.О.Н.Земцова « Развивающие тесты для детей 4-5 лет»- М.: Махаон, Азбука- Аттикус, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи ( подготовка к обучению грамоте )в старшей группе.Знакомство со звуком «К.»

Цель: Учить выделять и правильно произносить звук «К» в словах, фразах  и изолированный, подбирать слова на заданный звук.Закреплять представления о слове, что слова могут быть длинные и короткие...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (разделы: развитие речи, подготовка к обучению грамоте, художественная литература и фольклор) для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...

Выступление Система работы по подготовке к обучению грамоте в средней группе.

       Дошкольный возраст  - важный этап в развитии будущего человека, личности. Именно к этому возрасту человек полностью овладевает речью, первыми формами мышления, у...

Семинар-обсуждение «Формы образовательной работы по подготовке к обучению грамоте в средней группе»

выписка из годового плана, выписка из протокола Совета педагогов-стажистов...