Программа кружковой работы по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в средней группе «Говорущечки».
календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя группа) на тему
Программа кружковой работыпо развитию речи и подготовке к обучению грамоте в средней группе«Говорущечки»
Цель: развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя его речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка.
Задачи:
- развитие познавательной речевой активности;
- развитие речевого общения со взрослыми и сверстниками;
- развитие умений говорения и слушания;
- развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащение активного, пассивного словаря;
- формирование описательной развернутой речи воспитанников;
- развитие фонематического слуха, развитие звуковой культуры речи детей.
Формы организации образовательной деятельности.
- Общение взрослого с ребенком во всех видах и сферах деятельности.
- Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками, детьми разного возраста.
- Высокая культура речи взрослых.
- Проведение специальных игр и упражнений по развитию речи детей.
- Предоставление воспитанникам в достаточном количестве образовательного материала: игрушек, книг, картинок и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_na_2017-2018.docx | 38.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 103
Программа
кружковой работы
по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в средней группе
«Говорущечки»
2017-2018 гг.
Возраст детей :дошкольный 4-5 лет
Срок реализации: 1 учебный год
Автор: Никитина Анна Евгеньевна
Соответствие занимаемой должности
Пояснительная записка
Актуальность проблемы речевого развития.
Речь-это удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им.
Г. Гегель.
Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. В наше время различаются следующие виды речи: внутренняя и внешняя.
Внутренняя речь - то, что мы произносим в своих мыслях.
Внешняя речь делится на диалогическую, эгоцентрическую, письменную и монологическую.
Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность.
Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста.
Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.
Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого они используют чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают звукоподражательные игры.
Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, так же знакомство с художественной литературой и разучивание стихов, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.
Система психолого-педагогических принципов, положенных в основу рабочей программы
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,
Цели и задачи деятельности по реализации рабочей программы по данному курсу.
Цель: развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя его речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка.
Задачи:
- развитие познавательной речевой активности;
- развитие речевого общения со взрослыми и сверстниками;
- развитие умений говорения и слушания;
- развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащение активного, пассивного словаря;
- формирование описательной развернутой речи воспитанников;
- развитие фонематического слуха, развитие звуковой культуры речи детей.
Формы организации образовательной деятельности.
- Общение взрослого с ребенком во всех видах и сферах деятельности.
- Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками, детьми разного возраста.
- Высокая культура речи взрослых.
- Проведение специальных игр и упражнений по развитию речи детей.
- Предоставление воспитанникам в достаточном количестве образовательного материала: игрушек, книг, картинок и др.
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах её достижения. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения. Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются ещё недостаточно отчётливыми и устойчивыми.
Восприятие становится более расчленённым. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними. Важным
психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщённых свойствах этих предметов, связях и отношениях между
предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечёт за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая, к своего рода, опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребёнка. На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.
Пространственные условия организации образовательного процесса.
Уголок художественной литературы в группе;
Уголок дидактических игр и наглядного материала в группе; Листок рекомендаций в родительском уголке.
Наглядное сопровождение курса развития речи.
Наглядно - дидактический материал; Игровые атрибуты;
Сюжетные картинки, открытки и иллюстрации для рассматривания.
Основные принципы организации обучения:
1.Принцип развивающего обучения.
2.Принцип доступности материала.
3.Принцип постепенности, последовательности, систематичности.
4.Принцип эмоциональной насыщенности.
5.Принцип одобрения и принятия.
Возраст детей: программа рассчитана на детей среднего дошкольного
возраста(4-5 лет)
Количество детей в группе : 10 человек.
Набор в группу производится в начале учебного года на свободной основе.
Длительность одного занятия: 15-20 минут
Количество занятий в неделю:1раз
Условия реализации программы:
Занятия организуются в форме кружковой работы и дополняют содержание основной общеобразовательной программы.
Формы предоставления результатов:
Оценка эффективности освоения курса программы проводится на основе:
-данных планового мониторинга детей в ДОУ (сентябрь,май).
-работа с родителями(консультации, совместные занятия);
-творческий отчет воспитателя-руководителя кружка на педсовете.
Планируемые промежуточные результаты освоения программы.
К пятилетнему возрасту, при успешном освоении программы, должен быть достигнут следующий уровень развития ребенка:
1.Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
2. Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый - печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов.
3. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница-сухарница).
4. Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
5. Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
6. Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать открытки из знакомых произведений.
7. Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
8. Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2017-2018 учебный год
По развитию речи и подготовке к обучению грамоте
Группа №5 «Весёлый улей»
Воспитатель: Никитина Анна Евгеньевна
Учебно-тематический план:
Месяц | Тема | Цель | Количество занятий |
Сентябрь | Мониторинг | Выявление уровня развития речи | 2 |
Октябрь | 1.Осень 2.Овощи | 1. Цели: -Познакомить детей с характерными признаками осени. -Формировать умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи: (холодает, идёт дождь, листья желтеют , опадают, птицы улетают в тёплые края) -Расширять словарный запас, обогащать пассивную речь по теме: «Осень» (осенние явления) . -Формировать у детей основы речевого дыхания -Развивать у детей внимание, восприятие, память, мелкую моторику руки. -Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к природе. 2.-Закрепить умение правильно называть овощи,их цвет,форму. -Уточнить представление об обобщающем понятии овощи. -Уточнить пространственные отношения,вырвженные предлогами в,на. -Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов с помощью суффиксов. | 1
1 |
Ноябрь | 1.Фрукты 2.Игрушки | 1 -Обогащать и совершенствовать представления детей о фруктах; -Учить употреблять обобщающее слово «фрукты»; -Воспитывать чувство взаимопомощи; - Развитие связной речи ; уточнение и закрепление словаря; - Учить детей играть в игру «что лишнее». 2. -Отработка умения образовывать прилагательные; -Соотносить существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; -Расширение и систематизация словарного запаса; | 1 1 |
Декабрь | 1.Семья 2.Дом.Мебель | 1. - Развивать диалогическую форму речи. 2. -Закрепить у детей знания о понятии «дом». Расширить активный словарь детей. -Расширение представлений о мебели и ее назначении. -Уточнение и расширение словаря по теме (сидеть, лежать, спать, стол, стул, кровать, шкаф). -Закрепление в речи существительного с обобщающим значением мебель. -Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, употребление союза чтобы). Закрепление математических представлений о фигурах-круг,квадрат, прямоугольник, овал. | 1 1 |
Январь | 1.Зима 2.Одежда | 1.-Развитие связной речи. - Обобщать представления о зимних явлениях в природе. - Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по её содержанию. - Расширять словарь по теме: «Приметы зимы» 2.- Обогащение знаний детей об одежде. --Умение согласовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме. -Развитие связной речи. Продолжать учить составлять описательный рассказ с помощью наглядного материала. -Активизация и обогащение словаря. | 1 1 |
Февраль | 1.Посуда 2.Домашние животные | 1. -Закрепить с детьми название посуды; -Уметь различать виды посуды: кухонная, столовая, чайная. -Определять посуду, которая стоит, лежит, висит. 2. -Закрепить знания детей о домашних животных. -Учить детей составлять небольшой рассказ по мнемотаблице; -Упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и косвенных падежах; | 1 1 |
Март | 1.Дикие животные. 2.Весна | 1. -Расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их внешнем виде и образе жизни; -Закреплять в речи обобщающее понятие: «дикие животные»; -Формировать навыки связной речи у детей, речевой слух. -Формировать навыки мыслительной деятельности. 2. - Уточнить характерные признаки весны; - Выявлять простейшие причинно-следственные связи; - Развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; - Активизировать качественный словарь. | 1 1 |
Апрель | 1.Продукты 2.Транспорт | 1. -Расширить словарь детей по теме: «Продукты питания» -Научить использовать в речи относительные прилагательные. 2. -Знакомить детей с понятием –транспорт; -Закреплять в активном словаре слова: транспорт легковой, грузовой, пассажирский, наземный, воздушный, водный, специальный; -Подводить к составлению небольших текстов-описаний, уточнять представление детей о транспорте. | 1 1 |
Май | 1.Лето 2.Мониторинг | 1. -Расширить и уточнить знания детей о временах года. - Обогащать и активизировать словарь по лексическим теме: «Лето». -Закрепить употребление множественного числа имен существительных в родительном падеже, согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе. -Учить составлять связный рассказ с опорой на схему, картину. 2.-Изучение качественных показателей достижений детей. -Определить степень освоения ребенком образовательной программы. | 1 2 |
Литература
1. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ Л.А.Венгер, М.О.Дьяченко. М., 1989.
2. Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина Развитие речи, подготовка к освоению письма: занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: ВАКО, 2007.
3. Волина, В.В. Учимся играя/ В.В.Волина, - М., 1994.
4. Корней Чуковский. Стихи и сказки.- М.: ЗАО «ОЛМА Медиа групп», 2009.
5. Жукова, Н.С. Домашний букварь/ Н.С.Жукова. – Екатеринбург, 1998.
6.О.Н. Земцова «Развивающие тесты для детей 3-4 лет» -М.: Махаон , Азбука- Аттикус, 2013
7.О.Н.Земцова « Развивающие тесты для детей 4-5 лет»- М.: Махаон, Азбука- Аттикус, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи ( подготовка к обучению грамоте )в старшей группе.Знакомство со звуком «К.»
Цель: Учить выделять и правильно произносить звук «К» в словах, фразах и изолированный, подбирать слова на заданный звук.Закреплять представления о слове, что слова могут быть длинные и короткие...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (разделы: развитие речи, подготовка к обучению грамоте, художественная литература и фольклор) для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...
Выступление Система работы по подготовке к обучению грамоте в средней группе.
Дошкольный возраст - важный этап в развитии будущего человека, личности. Именно к этому возрасту человек полностью овладевает речью, первыми формами мышления, у...
Карта (занятия) по образовательной области «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Подготовка к обучению грамоте». В старшей группе Тема: «Учимся читать» Название: «Играем с Роботом Робом»
Цель: формирование навыков и интереса к чтению складами с помощью кубиков Н.А. Зайцева....
Семинар-обсуждение «Формы образовательной работы по подготовке к обучению грамоте в средней группе»
выписка из годового плана, выписка из протокола Совета педагогов-стажистов...