Конспект организованной образовательной деятельности с элементами ТРИЗ и РТВ на тему «По сказочным дорожкам» (средняя группа)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Задачи:
Образовательные:
1. Упражнять детей в умении узнавать знакомые сказки, сказочных героев.
2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей,
3. Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное слово-произношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками, связную речь).
Развивающие:
1. Развивать мыслительную деятельность на основе приёмов анализа, синтеза, сравнения.
2. Развивать познавательную активность, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_vygotskiy.docx | 26.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Вахтанский детский сад «Одуванчик»
Конспект организованной образовательной деятельности
с элементами ТРИЗ и РТВ
на тему «По сказочным дорожкам» ( средняя группа)
Разработала: воспитатель
Блинова Лариса Анатольевна
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательные:
1. Упражнять детей в умении узнавать знакомые сказки, сказочных героев.
2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей,
3. Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное слово-произношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками, связную речь).
Развивающие:
1. Развивать мыслительную деятельность на основе приёмов анализа, синтеза, сравнения.
2. Развивать познавательную активность, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь.
Материал и оборудование: «Волшебный сундучок», в нем: «Колобок», рукавичка, бутылка из под молока, мягкая игрушка зайчик (ребёнок в костюме зайца), модули, диск с презентацией героев сказок и солнышка; в музыкальном зале создана обстановка приближенная к сказке: украшенные деревья и кусты, висят облака, на заднем плане стоят сказочные домики.
Предварительная работа:
чтение и просмотр сказок, театрализованная деятельность, подвижные игры,
решение проблемных ситуаций,
речевые игры ,
рассматривание предметов (из чего сделано, что из него можно сделать, чем он был раньше),
работа с мнемотаблицами
Методы и приёмы: игровые, словесные, наглядные
Технологии: совместной деятельности, здоровье-сберегающие, ТРИЗ, ИКТ, проблемные
ХОД образовательной деятельности:
I этап. Организационный
Воспитатель: Дети под музыку входят в зал и встают на коврике кружочком. Воспитатель приветствует детей. Ребятки я с вами поздоровалась, а теперь предлагаю вам всем поприветствовать друг друга.
1.Псисихогимнастика – приветствие (дети стоят в кругу, держась за руки).
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, в садике дружок!
Мы живём в одном краю,
Всех я вас приветствую!
II этап. Мотивационный
Воспитатель: обращает внимание детей на конверт, который спускается с облачка. Вместе с детьми открывают конверт и находят маленькие солнышки. Читает письмо от солнца детям: «Солнышко послало нам своих маленьких друзей, и их получит тот, кто правильно ответит на вопрос. Нужно сохранить маленькое солнышко до окончания нашего путешествия по сказкам. У кого будет больше солнышек, тот самый главный путешественник по сказкам». Ребята, а вы сказки-то знаете? А путешествовать любите? Хотите отправиться в путешествие по сказкам? Вот я сейчас и увижу, кто много сказок знает!
(метод «Мозговой штурм»).
1. Какое яичко снесла курочка Ряба? (золотое)
2. Кто разбил яичко курочки Рябы? (мышка)
3. Какой овощ не мог вытащить из земли дед и вся его дружная семья? (репка)
4. Кто помог внучке вытащить репку? (Жучка)
5. Сколько было деток у мамы-козы? (семь)
6. Куда спрятался самый маленький козлёнок, чтобы его не съел злой волк? (в печь)
7. Какой герой был такой круглый, что укатился и от бабы и от деда? (Колобок)
8. Кто съел Колобка? (лиса)
9. Страшная и злая, любит летать на метле. Кто это? (Баба Яга)
10. Какие птицы были верными помощниками Бабы Яги? (Гуси – Лебеди)
11. Кто жил в теремке? (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк и медведь)
12. Что случилось с ледяной избушкой? (растаяла)
13. В какой сказке кот спасал петушка? (кот и дрозд)
14.Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке? (медведь)
Воспитатель: задает вопросы, дети отвечают на вопросы воспитателя и получают за правильные ответы солнышки. Молодцы, ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться в путь.
III этап. Практический
Воспитатель: На чём же можно отправится в путь по сказкам? Как в сказках герои перемещаются? (Ответы детей) А мы с вами полетим на ковре-самолёте. Садитесь на коврик, закрывайте глазки и представьте, что мы с вами летим(дети садятся на ковер и закрывают глаза)(Звучит шум ветра в аудиозаписи) А теперь открывайте глаза.
Воспитатель: Посмотрите, мы с вами попали в сказочную страну. Нас встречает сказочное солнышко.
(на экране появляется слайд с картинкой солнышко)
Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся (дети здороваются с солнышком)
-Оно поможет нам не заблудиться в этой стране. Я буду читать вам отрывок, а вы отгадывать какая это сказка. Солнышко после ваших ответов будет показывать картинку, так мы узнаем, в какую же сказку оно нас привело?
«Из какой сказки отрывок?»
1. Жили - были дед и баба, и была у них (Курочка -Ряба)
2. Не садись на пенек, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке! (Маша и медведь)
3. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле, и положила на окошечко постудить. (Колобок)
4. Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, да торопился, а курочка знай себе да приговаривает: - Петя, не торопись. Петя, не торопись. (Петушок и бобовое зёрнышко)
5. - Я, мышка-норушка!
-Я, лягушка-квакушка!
-А ты кто?
- А я зайчик - побегайчик. -
- Иди к нам жить! (Теремок)
6. Эта простая ложка — Котова, эта простая ложка — Петина, а эта не простая —
точеная, ручка золоченая (Жихарка)
7. По щучьему веленью, По моему хотенью —
ступайте, ведра, сами домой (Емеля)
8. - Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!
- Не пей, братец, козлёночком станешь! (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Воспитатель: (за правильные ответы дети получают солнышки). Ребята, солнышко, я вижу, подмигивает, что - то сказать желает?
-Пойду я послушаю (воспитатель прикладывает ухо к экрану, имитируя разговор с солнышком)
Воспитатель: Оно говорит, что прислало нам волшебный сундучок. Где же он? Ребята, вы где-нибудь видите сундучок? Молодцы, ребята, такие внимательные, любознательные, всё видите. Смотрите, какой красивый сундучок, что же там лежит? (воспитатель побуждает детей заглянуть в сундучок). Здесь лежат разные предметы и мы сейчас с вами определим, откуда же они к нам пришли (достает Колобка) ( Ответы детей)
Воспитатель: Это кто? (Колобок)
- А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).
- А что еще бывает такое же? (метод анализа).
(шар, мяч, яблоко, булка, конфета)
- Что случилось с Колобком? (ответы детей).
- Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок)
Воспитатель: А теперь посмотрите, в какую же сказку привело нас солнышко?
(на экране появляется слайд с картинкой сказки «Рукавичка»)
Воспитатель: Дети, а в корзинке тоже есть рукавичка.
(Воспитатель достает из корзинки рукавичку)
- А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная).
- А из чего она сделана? ( из ниток, из ткани)
- А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей) .
- Для чего нужна рукавичка (руки греть, что-то вытереть, взять горячее).
- А кто жил в рукавичке? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте представим себя животными, которые жили в рукавичке. Закрывайте глазки, я произнесу волшебные слова, и вы превратитесь в героев сказки.
(метод эмпатии)
Воспитатель:
- Кто вы сейчас? Как двигается лисичка?;
Как передвигается волк?
(Дети имитируют героев сказок по желанию.) Вместе с воспитателем определяют кого именно изображает ребёнок.
Воспитатель: Мы превращаемся в ребяток и продолжаем путешествие.
Воспитатель: А сейчас мы с солнышком, в какую сказку попали?
(на экране появляется слайд с картинкой сказки «Волк и семеро козлят»)
Воспитатель: Кто здесь живет? (Коза с козлятами)
- У мамы Козы было двое козлят? (нет семеро)
- А какая была мама Коза? (добрая, заботливая).
-Почему козлята попали в беду? (были непослушными)
- А какой был серый волк? (серый, злой, зубастый).
-Посмотрите, что это лежит в корзинке? (молоко) А причем тут молоко?
- А хорошо или плохо, что мама Коза уходила в лес? (метод «Хорошо-плохо»).
Ответы детей: (хорошо - поест, козлятам будет молоко, плохо - оставляла козлят одних).
Воспитатель: Смотрите, а солнышко зовет нас дальше. В какую сказку мы попали?
(на экране появляется слайд с картинкой сказки «Заюшкина избушка»)
- Что случилось с зайчиком в этой сказке? Кто его обидел?
(его лиса выгнала из дома).
- Смотрите, а зайка-то настоящий и он плачет (ребенок из старшей группы одет в костюм зайца)
- А как можно развеселить зайчика? (ответы детей).
Воспитатель: Конечно, давайте построим ему новый домик.
- Подскажите зайчику из чего еще можно построить дом? (из бревен, из кирпича, из соломы, из глины и т. д. )
(метод проб и ошибок)
-А из чего мы с вами можем построить домик зайке? (ответы детей) Да, у нас в группе есть модульные кубики. И мы можем из них построить домик для зайчика
-Посмотри, зайка, какой мы тебе красивый дом построили.
Давайте спросим зайку, хочет он жить в нашем домике. (Зайчик радостный, благодарит детей и убегает в сказку.)
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Солнышко что-то хочет мне сказать: «Мне с вами было очень весело и интересно. Очень хочется узнать, кто больше всех из ребят получил сегодня мини-солнышек, моих друзей?» ( Воспитатель и дети подсчитывают количество солнышек у каждого).
Все ребята молодцы, хорошо знают сказки, правильно называют героев. Солнышко очень радо, что ребята такие активные, внимательные, добрые, отзывчивые, любознательные, умные. И ему очень понравилось с нами играть. Подошло время прощаться с солнышком. Давайте скажем ему спасибо и пообещаем ещё с ним поиграть.
Воспитатель: А нам пора возвращаться домой. Садитесь на ковер, Закрывайте глазки и представьте, что мы с вами летим на ковре-самолёте. (Звучит шум ветра в аудиозаписи)
Открывайте глаза, где мы?
Давайте вспомним, где мы с вами побывали?
А что делали?
Что вам понравилось больше всего?
А что не понравилось? (ответы детей).
А мне понравилось, как вы старались, были активными (назвать положительные моменты и отрицательные, если таковые имелись).
Мне очень понравилось наше путешествие в сказки.
И я думаю, что мы скоро вновь отправимся по дорогам сказок (Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и развитию речи в средней группе «Что нам осень принесла»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «По сказочным тропинкам» (с использованием блоков Дьенеша, «живого» песка, с элементами моделирования и сюжетного конструирования) в подготовительной к школе гр
Аннотация «Логические блоки Дьенеша» Золтан Дьенеш безусловно выдающаяся фигура в дошкольном образовании. Это венгер...
Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию на тему: «Учимся дружить» в средней группе
Цель: прививать интерес к физическому развитию.Задачи организованной образовательной деятельности:Образовательные:- Совершенствовать навыки основных видов движений: умение ползать на животе по скамье,...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Насекомые» для воспитанников средней группы.
Развитие позновательного интереса детей среднего дошкольного возраста к насекомым....
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию (конструирование из бумаги) в средней группе. Тема: Самолет.
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию (конструирование из бумаги) в средней группе.Тема: Самолет.Цель: формирование умений работать в технике о...
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию(Х-Э-Р) в средней группе на тему "Расцвели красивые цветы"
Конспект ООД (Х-Э-Р) (Рисование) в средней группе .Тема ;"Расцвели красивые цветы".Цель: учить детей рисовать красивые цветы, испльзуя разнообразные формообразующие движения, работая всей ки...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВНЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ) В ПОМЕЩЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ. ТЕМА: «ЯРМАРКА НАРОДНЫХ ИГР»
Цель: продолжать знакомить детей с русскими народными играми, доставить детям удовольствие от совместной двигательной деятельности в играх.Задачи:Приобщать детей к народному творчеству, русской культу...