КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «По сказочным тропинкам» (с использованием блоков Дьенеша, «живого» песка, с элементами моделирования и сюжетного конструирования) в подготовительной к школе гр
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Аннотация
«Логические блоки Дьенеша»
Золтан Дьенеш безусловно выдающаяся фигура в дошкольном образовании. Это венгерский психолог, теоретик и практик так называемой «новой математики». Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадке и читая скучные учебники, а играя.
Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1. формой — круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2. цветом — красные, желтые, синие;
3. размером - большие и маленькие;
4. толщиной - толстые и тонкие.
Каждая фигура характеризуется 4 свойствами. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
Основная цель:
научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Задачи:
– познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов;
– развивать пространственные представления;
– развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование);
–кодирование и декодирование информации;
– усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления;
– развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения;
– развивать познавательные процессы, мыслительные операции;
– воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели;
– развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;
– развивать речь;
– успешно овладеть основами математики и информатики.
Прогнозируемый результат:
Дети смогут моделировать важные понятия математики и информатики. У них ускориться развитие способностей к логическому структурному мышлению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цель:
- создание условий для реализации интеллектуально-творческих способностей каждого ребенка в процессе конструктивно-модельной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать и расширять знания детей о хорошо знакомых сказках;
- упражнять детей в умении конструировать модель объекта с опорой на зрительный образец-схему, выделять предмет, называя его свойства (форма, цвет, толщина, размер);
- через игровые ситуации привлечь детей к созданию новых объектов постройки, побуждая использовать дополнительные детали («живой» песок и блоки Дьенеша);
- учить создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажей сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям, подбирать заместители по цвету, характеру персонажей сказки;
- создать условия для речевого и игрового общения.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, творческое воображение, зрительную память, фантазию;
- развивать выразительную речь детей, умение отвечать полными предложениями.
Воспитательные:
- воспитывать целеустремленность, упорство, настойчивость, умение доводить начатое до конца, умение помочь друг другу.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Предварительная работа:
- чтение сказок «Золушка», «Царевна - лягушка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и др.;
- конструктивная деятельность (из блоков Дьенеша и «живого» песка);
- использование мнемотехники;
- рассматривание сказочных иллюстраций;
- просмотр мультфильмов
Методы и приемы:
наглядные-
- мультимедийная презентация;
- демонстрация наглядных пособий – показ слайдов;
- показ образца - схемы
словесные-
- беседа;
- пояснение;
- педагогическая оценка;
- педагогическая драматизация;
- вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности (хитрые вопросы)
игровые-
- воображаемая ситуация (путешествие в сказочную страну) ;
- пальчиковая игра;
- внезапное появление камня – указателя;
- загадывание загадки
практические-
- моделирование;
- самостоятельная работа.
Материал и оборудование:
- интерактивная доска;
- книга сказок;
- клубок;
- камень - указатель;
- «клубочки настроения»;
- ноутбук.
Раздаточный материал:
- цветы с заданиями;
- геометрические фигуры разного цвета и размера;
- логические блоки Дьенеша;
- «живой » песок.
Форма организации деятельности: групповая
Место проведения: музыкальный зал
Под музыку «В гостях у сказки» дети входят в зал
и встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Они пришли к
нам, чтобы посмотреть, какие вы смышленые, отзывчивые,
дружные, какие вы умнички, как много вы уже знаете и умеете.
Давайте мы все поздороваемся.
Дети здороваются.
Дети: Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» гостям-
Скажем «Здравствуйте» друзьям!
Воспитатель: Дети, а вы любите сказки?
Ответы детей
Воспитатель: Я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она
красивая!
Открываю книгу, выясняется, что все страницы исчезли
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги?
Дети рассуждают, высказывают свои предположения
Воспитатель: Смотрите, вместо страниц лежит письмо. От кого оно может быть?
Давайте прочтем:
«Здравствуйте, дети! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Могучий Ветер разбросал их по Стране Сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»
Воспитатель: Мы же остались без книги. Что же нам делать? Как быть?
Ответы детей
Воспитатель: Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. Как же нам туда
попасть?
Воспитатель: Ребята, я вспомнила, кто нам сможет помочь. Это – добрая Фея. А
находится она в сказочной стране. Нам нужно туда попасть. Вы
готовы?
Ответы детей
Воспитатель: Тогда закроем глаза и произносим такие слова:
Звучит тихая волшебная музыка
Воспитатель: Добрая фея нам помоги, в страну волшебную нас перенеси.
В ладоши мы хлопнем, ногою притопнем
1,2,3,4,5 – можно глазки открывать.
Воспитатель: Вот мы и оказались в сказочной стране.
Сказочная Фея (на экране): Здравствуйте, ребята! Вы очутились в сказочной
стране. Я - Волшебная Фея из сказок. Чем я могу вам помочь?
Воспитатель: Уважаемая Фея. В нашей книге сказок пропали все страницы. Мы
хотим вернуть их, но как это сделать не знаем?
Сказочная Фея (на экране): Сказки отыскать вам поможет мой волшебный
клубок. Ловите его.
За ним смело вы ступайте,
Свои сказки возвращайте.
Появляется клубок
Воспитатель: Спасибо, тебе Фея.
Воспитатель: (обращается клубку) Куда нам отправиться?
Воспитатель: На носочках мы пройдем
На поляну сказок попадем.
Дети проходят на носочках и останавливаются возле цветочной поляны,
звучит задорная музыка.
Воспитатель: А какие красивые цветы выросли на поляне. Но они не простые,
волшебные и помогут нам вернуть потерянные страницы книги.
Чтобы найти сказку, нам нужно составить предложения из четырех
слов и отгадать сказку.
Воспитатель: Объединитесь в пары и получившиеся предложения скажите друг
другу.
Дети садятся на ковер, в круг и составляют предложения по мнемотаблице. Идет работа в парах, дети по очереди говорят свои предложения друг другу. Воспитатель выборочно опрашивает детей.
Воспитатель: О какой сказке шла речь? Как вы догадались? Почему ее назвали
Золушкой?
Ответы детей
Сказочная Фея (на экране): Внимание: ваши ответы верные. Возвращаем сказку
в вашу книгу.
Воспитатель: Клубок нам предлагает отправиться дальше.
Воспитатель: По узенькой тропинке мы пойдем,
На следующую поляну попадем.
Дети под тихую музыку дети проходят по канату.
Воспитатель: Ребята, клубок нас привел на поляну, где ждет нас следующее
задание. Не выполнив его, мы не сможем вернуть следующую
сказку.
На этой поляне нельзя громко говорить
Чтобы сказку не спугнуть.
Воспитатель: Нам нужно сказку выложить из геометрических фигур. А какую
сказку, отгадайте сначала загадку. Ответ вслух не говорим, а
шепотом друг другу - на ушко.
Ответы детей
Домик в поле появился
Он в жилище превратился.
Для мышонка и лягушки
Зайца, волка и лисички…
Воспитатель: Как называется сказка?
Воспитатель: Вспомните, какой фигурой мы обозначаем животных.
- Что обозначает квадрат в нашей сказке?
- Каким цветом обозначите мышку?
- Кого можно заменить зеленым кружком?
Ответы детей
Воспитатель: Садитесь за столы. Сели ровно, спина прямая.
Работа за столом. Дети выкладывают модель сказки «Теремок».
Звучит нежная медленная музыка.
Воспитатель: Кто пришел сначала?
-Кто находится между зайцем и волком?
-Которым по счету пришел медведь?
-Какой круг самый маленький?
-Кто стоит после зайца?
-Кто пришел пятым?
-А кто же пришел до лягушки?
-Сколько всего животных подошли к теремку?
-Назовите эту сказку все вместе только шепотом.
Ответы детей
Сказочная Фея (на экране): Вы справились с заданием. Теремок отправляется
в волшебную книгу.
Воспитатель: (обращается к клубку) Нам пора в путь.
Воспитатель: Ребята, на дороге камень – указатель, он покажет нам дорогу, если
мы ответим на его хитрые вопросы и вернем следующие страницы
сказок.
-Назовите предмет, который в тридевятом царстве выполнял роль самолета?
(ковер-самолет, ступа)
- Какой предмет выполнял роль телевизора? (тарелка, зеркало)
-Что использовали вместо компаса, навигатора? (клубок, камень)
-Стиральная машина в сказке? (корыто)
- С помощью этого предмета можно поесть, как в ресторане? (скатерть - самобранка).
Ответы детей
Каждый отгаданный ответ появляется на экране.
Камень переворачивается и указывает путь.
Сказочная Фея (на экране): И с этим заданием вы справились. Сказки
возвращаются в книгу.
Воспитатель: Посмотрите, камень нам указал дорогу. Продолжаем наше
путешествие.
-Пройдем по кочкам, чтобы не упасть в болото.
-Посмотрите на экран и узнайте, в какой сказке живет этот герой?
-А чтобы найти следующие страницы, нам нужно выложить героя этой сказки по схеме с помощью геометрических блоков.
-А теперь присаживайтесь поудобнее и начинайте строить. Все сели ровно, спина прямая.
Дети, сидя за столами, выкладывают «лягушку» из блоков Дьенеша. Воспитатель обращает внимание на осанку детей.
Воспитатель: Как называется сказка, в которой живет наш герой?
Ответы детей: "Лягушка-царевна"
Воспитатель: Как вы догадались?
Ответы детей
Сказочная Фея (на экране): Ребята, вы так ловко и правильно строите по схеме.
Вы собрали всю книгу, возвращаю вам ее.
Воспитатель: Спасибо, тебе Добрая Фея за помощь.
Сказочная Фея (на экране): Я убедилась, что вы талантливые и творческие
ребята. У меня есть волшебный песок, и я вам предлагаю
сочинить свою сказку.
Воспитатель: (обращается к детям) Ну что попробуем?
Воспитатель: Я предлагаю разделиться на две команды и используя песок и
геометрические блоки построить мальчикам свою, а девочкам
свою сказку. Но для этого вам нужно придумать название
сказки, выбрать персонажей.
Мальчики и девочки посовещайтесь между собой, как будет
называться сказка и кто что будет строить.
Включается звук секундомера
Прежде чем начать работу, мы разомнем пальчики:
Раз, два, три, четыре, пять –
Любим сказки мы читать.
Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,
Мышка-норушка и Колобок.
Курочку Рябу назвать еще надо –
Героев из сказок вспомнить мы рады!
Сжимают – разжимают пальчики на обеих руках.
Сжимают пальцы в кулачок. Начиная с большого пальца,
разжимают по одному на название каждой сказки
Воспитатель: Также можете использовать мелкие игрушки.
Дети, стоя за столом, из песка «строят» сказку.
Звучит тихая спокойная мелодия.
Воспитатель: Ребята, как бы вы назвали сказку?
Воспитатель: Какие герои есть в вашей сказке?
Ответы детей
Воспитатель: Я предлагаю продолжить наши сказки, когда вернемся в детский
сад и добавить в волшебную книгу.
Сказочная Фея (на экране): Отличное предложение. Но прежде чем вы
отправитесь обратно в детский сад, предлагаю оставить свои
пожелания в книге почетных гостей. Сейчас каждый из вас
выберет для себя клубок:
- если вы считаете, что были активными, отвечали на все
вопросы, и если вам понравилось путешествие, то выбирайте
веселый;
- если вы затруднялись в выполнении заданий и недовольны
нашим путешествием, то выберете грустный.
Дети выбирают веселый или грустный клубок
и вывешивают их на мольберте.
Сказочная Фея (на экране): Спасибо за ваши пожелания.
Воспитатель: Спасибо тебе добрая Фея. Ты помогла нам найти нашу волшебную
книгу сказок. Мы возвращаем тебе клубок.
Сказочная Фея (на экране): Поймала. До свидания, до новых встреч.
Воспитатель: (Обращается к детям) Ну, а нам пора возвращаться в детский сад.
Снова мы глаза закроем
В ладоши мы хлопнем,
Ногою мы топнем.
1,2,3,4,5,
Можно глазки открывать.
Воспитатель: Вот мы оказались в детском саду. До свидания, до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»Программные задачи:Продолжать знакомить детей со свой...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП на тему: «Соберем осенний букет» с использованием блоков Дьенеша во второй младшей группе № 1
КонспектНепосредственной образовательной деятельности по ФЭМПна тему: «Соберем осенний букет»с использованием блоков Дьенешаво второй младшей группе № 1...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: « Загадочный мир насекомых» с использованием технологии: моделирование. ( для детей среднего дошкольного возраста)
Уточнять и расширять представления о насекомых (муравей, бабочка, кузнечик, божья коровка, стрекоза) и их характерных признаках; знакомить со строением тела; умение устанавливать причинно-...
Конспект организованной образовательной деятельности «Речевое развитие» на тему «Город Октября» с воспитанниками подготовительной к школе группы
Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Данный материал позволяет активизировать речевое развитие детей, систематизировать знания детей о родном городе, воспит...
Конспект ООД По образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Путешествие по космосу» с использованием технологии: исследование в обучении, моделирование. (для детей старшего дошкольного возраста)
Конспект ООД "Путешествие по космосу" , расширение и закрепление знаний детей о космосе....
Конспект организованной образовательной деятельности (познавательное развитие) на тему «Путешествие в поисках воздуха и ветра» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект организованной образовательной деятельности (познавательное развитие) на тему «Путешествие в поисках воздуха и ветра» для детей старшей группы...
Конспект Организованной образовательной деятельности (Познавательное развитие. Окружающий мир) В подготовительной к школе группе Тема: «Две вазы»
КонспектОрганизованной образовательной деятельности(Познавательное развитие. Окружающий мир)В подготовительной к школе группеТема: «Две вазы»...