КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «По сказочным тропинкам» (с использованием блоков Дьенеша, «живого» песка, с элементами моделирования и сюжетного конструирования) в подготовительной к школе гр
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Зайнетдинова Раиса Анисламовна

Аннотация

«Логические блоки Дьенеша»

             Золтан Дьенеш безусловно выдающаяся фигура в дошкольном образовании. Это венгерский психолог, теоретик и практик так называемой «новой математики». Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадке и читая скучные учебники, а играя.

        Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

1. формой — круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

2. цветом — красные, желтые, синие;

3. размером - большие и маленькие;

4. толщиной - толстые и тонкие.

Каждая фигура характеризуется 4 свойствами. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

       

 Основная цель:

 научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.

 

Задачи:

– познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов;

– развивать пространственные представления;

– развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование);

–кодирование и декодирование информации;

– усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления;

– развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения;

– развивать познавательные процессы, мыслительные операции;

– воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели;

– развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

– развивать речь;

– успешно овладеть основами математики и информатики.

 

 Прогнозируемый результат:

      

      Дети смогут моделировать важные понятия математики и информатики. У них ускориться развитие способностей к логическому структурному мышлению.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: 

  • создание условий для реализации интеллектуально-творческих способностей каждого ребенка в процессе  конструктивно-модельной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать и расширять знания детей о хорошо знакомых сказках;  
  • упражнять детей  в умении  конструировать модель объекта с опорой на зрительный образец-схему, выделять предмет, называя его свойства (форма, цвет, толщина, размер);  
  • через игровые ситуации привлечь детей к созданию новых объектов постройки, побуждая использовать дополнительные детали («живой» песок и блоки Дьенеша);
  • учить создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажей сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям, подбирать заместители по цвету, характеру персонажей сказки;
  • создать условия для речевого и игрового общения.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, творческое воображение, зрительную память,  фантазию;
  • развивать выразительную речь детей, умение отвечать полными предложениями.

Воспитательные:

  • воспитывать целеустремленность, упорство, настойчивость, умение доводить начатое до конца,  умение помочь друг другу.

Приоритетная образовательная область: познавательное  развитие.

Предварительная работа:

  • чтение сказок «Золушка», «Царевна - лягушка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»  и др.;
  • конструктивная деятельность (из блоков Дьенеша и «живого» песка);
  • использование мнемотехники;
  • рассматривание сказочных иллюстраций;
  • просмотр мультфильмов

Методы и приемы:

наглядные- 

  • мультимедийная презентация;
  • демонстрация наглядных пособий – показ слайдов;
  • показ образца - схемы

словесные-

  • беседа;
  • пояснение;
  • педагогическая оценка;
  • педагогическая драматизация;
  • вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности (хитрые вопросы)

игровые-

  • воображаемая ситуация (путешествие в сказочную страну) ;
  •  пальчиковая игра;     
  • внезапное появление камня – указателя;
  • загадывание загадки

практические-

  • моделирование;  
  • самостоятельная  работа.

Материал и оборудование:

  • интерактивная доска;
  • книга сказок;
  • клубок;
  • камень - указатель;
  • «клубочки настроения»;
  • ноутбук.

Раздаточный материал:

  • цветы с заданиями;
  • геометрические фигуры разного цвета и размера;
  • логические блоки Дьенеша;
  • «живой » песок.

Форма организации деятельности: групповая

Место проведения: музыкальный зал

Под музыку «В гостях у сказки» дети входят в зал

и встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Они пришли к  

                        нам, чтобы посмотреть, какие вы  смышленые, отзывчивые,

                        дружные, какие вы умнички, как много вы уже знаете и умеете.  

                        Давайте мы все поздороваемся.

 Дети здороваются.

Дети: Скажем «Здравствуйте» руками!

           Скажем «Здравствуйте» глазами!

           Скажем «Здравствуйте»  гостям-

           Скажем «Здравствуйте» друзьям!

Воспитатель: Дети, а вы любите сказки?

Ответы детей

Воспитатель: Я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она

                          красивая!

Открываю книгу, выясняется, что все страницы исчезли

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги?

Дети рассуждают, высказывают свои предположения

Воспитатель: Смотрите, вместо страниц лежит письмо. От кого оно может быть?  

                          Давайте прочтем:

«Здравствуйте, дети! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Могучий Ветер разбросал их по Стране Сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»

Воспитатель: Мы же остались без книги. Что же нам делать? Как быть?

Ответы детей

 Воспитатель: Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. Как же нам туда

                           попасть?

Воспитатель: Ребята, я вспомнила, кто нам сможет помочь. Это – добрая Фея. А

                          находится она в сказочной стране. Нам нужно туда попасть. Вы

                          готовы?

Ответы детей

 Воспитатель: Тогда закроем глаза и произносим такие слова:

Звучит тихая волшебная  музыка

 

Воспитатель: Добрая фея нам помоги, в страну волшебную нас перенеси.

                          В ладоши мы хлопнем, ногою притопнем

                          1,2,3,4,5 – можно глазки открывать.

Воспитатель: Вот мы и оказались в сказочной стране.

Сказочная Фея (на экране): Здравствуйте, ребята! Вы очутились в сказочной

                              стране. Я - Волшебная Фея из сказок. Чем я могу вам помочь?

Воспитатель: Уважаемая Фея. В нашей книге сказок пропали все страницы. Мы  

                          хотим вернуть их, но как это сделать не знаем?

Сказочная Фея (на экране): Сказки отыскать вам поможет мой волшебный  

                             клубок. Ловите его.

                             За ним смело вы ступайте,

                             Свои сказки возвращайте.

Появляется клубок

Воспитатель: Спасибо, тебе Фея. 

Воспитатель: (обращается клубку) Куда нам отправиться?

Воспитатель: На носочках мы пройдем

                          На поляну сказок попадем.

Дети проходят на носочках и останавливаются возле цветочной поляны,

 звучит задорная музыка.

Воспитатель: А какие красивые цветы выросли на поляне. Но они не простые,  

                         волшебные и помогут нам вернуть потерянные страницы книги.  

                         Чтобы найти сказку, нам нужно составить предложения из четырех  

                          слов и отгадать сказку.

Воспитатель: Объединитесь в пары и  получившиеся предложения скажите друг

                          другу.

Дети садятся  на ковер,  в круг и составляют предложения по мнемотаблице. Идет работа в парах,  дети по очереди говорят свои предложения друг другу. Воспитатель выборочно опрашивает детей.

Воспитатель: О какой сказке шла речь? Как вы догадались? Почему ее назвали  

                          Золушкой?

Ответы детей

Сказочная Фея (на экране): Внимание: ваши ответы верные. Возвращаем   сказку

                             в вашу книгу.

Воспитатель: Клубок нам предлагает отправиться дальше.

Воспитатель: По узенькой тропинке мы пойдем,

                          На следующую поляну попадем.

Дети под тихую музыку дети проходят по канату.

Воспитатель: Ребята, клубок нас привел на поляну, где ждет нас следующее  

                          задание. Не выполнив его, мы не сможем вернуть следующую  

                          сказку.

                                         На этой поляне нельзя громко говорить

                                         Чтобы сказку не спугнуть.

Воспитатель: Нам нужно сказку выложить из геометрических фигур. А какую  

                          сказку, отгадайте сначала загадку. Ответ вслух не говорим, а

                          шепотом друг другу - на ушко.

Ответы детей

Домик в поле появился

      Он в жилище превратился.

   Для мышонка и лягушки

    Зайца, волка и лисички…

Воспитатель: Как называется сказка?

Воспитатель: Вспомните, какой фигурой мы обозначаем животных.

                         - Что обозначает квадрат в нашей сказке?

                         - Каким цветом обозначите мышку?

                         - Кого можно заменить зеленым кружком?

Ответы детей

Воспитатель: Садитесь за столы. Сели ровно, спина прямая.

Работа за столом. Дети выкладывают модель сказки «Теремок».

Звучит нежная медленная музыка.

Воспитатель:   Кто пришел сначала?

-Кто находится между зайцем и волком?

-Которым по счету пришел медведь?

-Какой круг самый маленький?

-Кто стоит после зайца?

-Кто пришел пятым?

-А кто же пришел до лягушки?

-Сколько всего животных подошли к теремку?

-Назовите эту сказку все вместе только шепотом.

Ответы детей

Сказочная Фея (на экране): Вы справились с заданием. Теремок отправляется

                              в волшебную книгу.

Воспитатель: (обращается к клубку) Нам пора в путь.

Воспитатель: Ребята, на дороге камень – указатель, он покажет нам дорогу, если  

                          мы ответим на его хитрые вопросы и вернем следующие страницы  

                          сказок.

-Назовите предмет, который в тридевятом царстве выполнял  роль самолета?

(ковер-самолет, ступа)

- Какой предмет выполнял роль телевизора? (тарелка, зеркало)

-Что использовали вместо компаса, навигатора? (клубок, камень)

-Стиральная машина в сказке? (корыто)

- С помощью этого предмета можно поесть, как в ресторане? (скатерть - самобранка).

Ответы детей

Каждый отгаданный ответ появляется на экране.

Камень переворачивается и указывает путь.

 Сказочная Фея (на экране): И с этим заданием вы справились. Сказки  

                              возвращаются в книгу.

Воспитатель: Посмотрите, камень нам указал  дорогу. Продолжаем наше  

                          путешествие.

-Пройдем по кочкам, чтобы не упасть в болото.  

-Посмотрите на экран и узнайте, в какой сказке живет этот герой?

-А чтобы найти следующие страницы, нам нужно выложить  героя этой сказки по схеме с помощью геометрических блоков.

-А теперь присаживайтесь поудобнее и начинайте строить. Все сели ровно, спина прямая.

 

Дети, сидя за столами, выкладывают «лягушку» из блоков Дьенеша. Воспитатель обращает внимание на осанку детей.

Воспитатель: Как называется сказка, в которой живет наш герой?

Ответы детей: "Лягушка-царевна"

Воспитатель: Как вы догадались?

Ответы детей

Сказочная Фея (на экране): Ребята, вы так ловко и правильно строите по схеме.

                             Вы собрали всю книгу, возвращаю вам ее.

Воспитатель: Спасибо, тебе Добрая Фея за помощь.

Сказочная Фея (на экране): Я убедилась, что вы талантливые и творческие

                             ребята. У  меня есть волшебный песок, и я вам предлагаю

                             сочинить свою сказку.

Воспитатель: (обращается к детям) Ну что попробуем?  

Воспитатель: Я предлагаю разделиться на две команды и используя песок и  

                          геометрические блоки построить мальчикам свою, а девочкам

                          свою сказку. Но для этого вам нужно придумать название

                          сказки, выбрать персонажей.

                          Мальчики и девочки посовещайтесь между собой, как будет

                          называться сказка и кто что будет строить.    

Включается звук секундомера

                         

                          Прежде чем начать работу, мы разомнем пальчики:

Раз, два, три, четыре, пять –

Любим сказки мы читать.

Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,

Мышка-норушка и Колобок.

Курочку Рябу назвать еще надо –

Героев из сказок вспомнить мы рады!

Сжимают – разжимают пальчики на обеих руках.

Сжимают пальцы в кулачок. Начиная с большого пальца,

разжимают по одному на название каждой сказки

Воспитатель: Также можете использовать мелкие игрушки.

Дети, стоя за столом, из песка «строят» сказку.

Звучит тихая спокойная мелодия.

Воспитатель: Ребята, как бы вы назвали сказку?

Воспитатель: Какие герои есть в вашей сказке?

 

Ответы детей

Воспитатель: Я предлагаю продолжить наши сказки, когда вернемся в детский

                         сад и добавить в волшебную книгу.

 

Сказочная Фея (на экране):  Отличное предложение. Но прежде чем вы

                             отправитесь обратно в детский сад, предлагаю оставить свои  

                             пожелания в книге почетных гостей. Сейчас каждый из вас  

                             выберет для себя клубок:

                             - если вы считаете, что были активными, отвечали на все

                             вопросы, и если вам понравилось путешествие, то  выбирайте

                             веселый;

                             - если вы затруднялись в выполнении заданий и недовольны  

                            нашим путешествием, то  выберете грустный.  

Дети выбирают веселый или грустный клубок

 и вывешивают их на мольберте.

Сказочная Фея (на экране): Спасибо за ваши пожелания.

Воспитатель: Спасибо тебе добрая Фея. Ты помогла нам найти нашу волшебную  

                          книгу сказок. Мы возвращаем тебе клубок.

Сказочная Фея (на экране): Поймала. До свидания, до новых встреч.

Воспитатель: (Обращается к детям) Ну, а нам пора возвращаться в детский сад.

Снова мы глаза закроем

В ладоши мы хлопнем,

Ногою мы топнем.

1,2,3,4,5,

Можно глазки открывать.

Воспитатель: Вот мы оказались в детском саду. До свидания, до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»Программные задачи:Продолжать знакомить детей со свой...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП на тему: «Соберем осенний букет» с использованием блоков Дьенеша во второй младшей группе № 1

КонспектНепосредственной образовательной деятельности по ФЭМПна тему: «Соберем осенний букет»с использованием блоков Дьенешаво второй младшей группе № 1...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: « Загадочный мир насекомых» с использованием технологии: моделирование. ( для детей среднего дошкольного возраста)

Уточнять и расширять представления о насекомых (муравей, бабочка, кузнечик, божья коровка, стрекоза) и их характерных признаках; знакомить со строением тела; умение устанавливать причинно-...

Конспект организованной образовательной деятельности «Речевое развитие» на тему «Город Октября» с воспитанниками подготовительной к школе группы

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Данный материал позволяет активизировать речевое развитие детей, систематизировать знания детей о родном городе, воспит...

Конспект организованной образовательной деятельности (познавательное развитие) на тему «Путешествие в поисках воздуха и ветра» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности (познавательное развитие) на тему «Путешествие в поисках воздуха и ветра» для детей старшей группы...

Конспект Организованной образовательной деятельности (Познавательное развитие. Окружающий мир) В подготовительной к школе группе Тема: «Две вазы»

КонспектОрганизованной образовательной деятельности(Познавательное развитие. Окружающий мир)В подготовительной к школе группеТема: «Две вазы»...