Карточки для взаимодействия с педагогами группы по лексическм темам
картотека по развитию речи (старшая группа)
Данный материал адресован педагогам групп компенсирующей направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fevral.docx | 34.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Февраль, 1-я недели
Лексическая тема «Детский сад. Профессии».
Предварительная работа. Подготовка специалистов учреждения к проведению бесед с детьми во время экскурсии по детском у саду. Подготовка к составлению рассказа по серии картинок «День в детском саду» с воспитателями. Составление плана рассказа о работнике детского сада на занятии по развитию речи. Составление сложноподчиненных предложений со словами для того чтобы, потому что
Игра с мячом № 42 «Кто что делает?»
Педагог Я буду бросать одному из вас мяч и называть профессию. Вы будет ловить мяч и перечислить, что делает этот человек. Помощник воспитателя.
1-й ребенок. Подметает и моет пол, моет посуду, вытирает пыль, проветривает помещения.
Педагог. Психолог
2-й ребенок. Учит детей думать, играет и рисует с ними, читает им.
Педагог. Логопед.
3-й ребенок. Учит детей правильно и красиво говорить, рассказывать
Игра с мячом № 43 «Семейка слов». [Расширение словаря по теме «Детский сад. Профессии» (образование однокоренных слов).]
Педагог приглашает детей выйти на ковер, берет в руки мяч.
Воспитатель . Все педагоги воспитывают детей в детском саду. Давайте попробуем образовать слова от слова воспитывать.
Проводится игра с мячом.
Педагог. Как называется человек, который воспитывает детей?
1-й ребенок. Воспитатель.
Педагог. Какие дети в детском саду?
2-й ребенок. Воспитанные.
Педагог. Как воспитатели называют детей?
3-й ребенок. Воспитанники.
Педагог. Что получают дети в детском саду?
4-й ребенок. Воспитание.
Игра № 44 «Нужные предметы». [Совершенствование грамматического строя речи]
Педагог рассыпает на столе маленькие предметные картинки поварешка, сковорода, кастрюля, скакалка, мяч, обруч, шприц, лекарство, вата, зеркало, соска, шпатель).
Педагог . Теперь давайте выберем предметы, которыми пользуются работники детского сада. Выберите каждый по три предмета, положите их под свою большую картинку и составьте предложение — ответ на вопрос «Кто чем пользуется?»
1-й ребенок. Логопед пользуется зеркалом, шпателем, соской.
2-й ребенок. Повар пользуется поварешкой, кастрюлей, сковородой.
3-й ребенок. Руководитель физвоспитания пользуется обручем, скакалкой, мячом.
4-й ребенок. Медсестра пользуется шприцем, лекарством, ватой.
Педагог Теперь я уберу некоторые предметы, а вы ответите на вопрос «У кого чего нет?»
Воспитатель убирает те предметы, в названиях которых нет звука [с].
1-й ребенок. У логопеда нет зеркала и шпателя.
2-й ребенок. У повара нет поварешки.
3-й ребенок. У руководителя физвоспитания нет обруча и мяча.
4-й ребенок. У медсестры нет шприца и ваты.
№45 Составление рассказа о профессии по заранее составленному плану. [Развитие рассказа по заранее составленному плану.]
Педагог раздает детям картинки с изображениями работников детского сада.
Педагог. Сейчас вы расскажете о работниках детского сада по плану, Посмотрите на картинку, скажите, кто это, где он работает, что делает, что ему нужно для работы.
1-й ребенок. Это воспитатель. Он работает в детском саду. Он учит детей рисовать, лепить, считать, трудиться. Для работы ему нужны книга, тетради, бумага, карандаши, ножницы, пластилин.
Игра № 46 «Кто лишний?» [Развитие речевого слуха, мышления, связной речи.]
Педагог. Давайте сыграем в игру «Кто лишний?» Слушайте внимательно, определяйте лишнего и объясняйте, почему вы так решили. Воспитатель, машинист, логопед, психолог. Кто лишний?
1-й ребенок. Лишний машинист, потому что он не работает в детском саду. А воспитатель, логопед и психолог работают.
Февраль, 2-я неделя
Лексическая тема «Профессии. Швея».
Предварительная работа. Экскурсия с родителями в ателье по пошиву одежды или в Дом мод. Разучивание пальчиковой гимнастики «Наперсток». Проведение сюжетно-ролевой игры «В ателье» Составление описательных рассказов об одежде, разучивание стихотворение Е. Тараховской «Девочки» на занятии по развитию речи.
Упражнение № 47 «Нужные предметы» [Совершенствование грамматического строя речи.]
Педагог помещает на магнитную доску картинку с изображением швеи за работой и предметные картинки с изображениями необходимых ей предметов и инструментов.
Педагог. Внимательно рассмотрите предметы и инструменты, нужные швее и ответьте на мои вопросы. Чем пользуется швея?
1-й ребенок. Швея пользуется швейной машиной, нитками, ножницами, мелом, портновским метром.
Педагог. Кому нужны все эти предметы?
2-й ребенок. Швейная машина, нитки, ножницы, мел, портновский метр нужны швее.
Педагог. Без чего не может обойтись швея?
3-й ребенок. Швея не может обойтись без швейной машины, ниток, ножниц, мела, портновского метра.
Педагог убирает ножницы и нитки.
Педагог. Чего не хватает швее, Настя?
4-й ребенок. Швее не хватает ножниц и ниток
№47 Беседа. [Расширение и уточнение представлений о профессии швеи. Расширение и активизация словаря по теме «Профессии. Швея».]
Развитие диалогической речи.
Педагог помещает на магнитную диску картинки с изображениями здания ателье по пошиву одежды или Дома мод и швейной фабрики и те картинки, которые убрал при выполнении предыдущего задания.
Педагог. Продолжим беседу. Отвечайте на мои вопросы полными ответами. Где работает швея?
1-й ребенок. Швея работает в ателье, Доме мод или на швейной фабрике.
Педагог. Что она делает?
2-й ребенок. Она шьет одежду.
Педагог. Что ей нужно для работы?
3-й ребенок. Для работы ей нужны швейная машина, нитки, ножницы, мел, портновский метр.
№48 Составление рассказа по схеме. [Развитие связной речи.]
Педагог помещает на магнитную доску схему рассказа о профессии.
Педагог. Используя схему, повторите рассказ о швее.
Ребенок. Это швея. Она работает на швейной фабрике, в Доме мод иди в ателье. Швея шьет одежду. Для работы ей нужны швейная машина, нитки, ножницы, мел, портновский метр.
Игра с мячом №49 «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование глаголов с приставками).]
Воспитатель берет в руки мяч
Педагог. A теперь давайте образуем слова из одной семейки со словом шьет. Я буду начинать предложение и бросать мяч одному из вис. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение. Швея пуговицы к платью...
1-й ребенок. Пришивает
Педагог . Швея цветы на блузке?
2-й ребенок. Вышивает.
Педагог. Швея юбку...
3-й ребенок. Подшивает.
Педагог. Швея аппликацию на рубашку…
4-й ребенок. Нашивает.
Упражнение № 5о «Чего не стало?» [Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи.]
Воспитатель помещает на магнитную доску большие плоскостные изображения иголки с ниткой, ножниц, швейной машины, портновского метра. Пока логопед размещаем картинки на доске, можно предложить детям назвать их
Педагог. Следующая игра — на внимание. Посмотрите на эти предметы, запомните, как они выглядят, и закройте глаза
Педагог вытаскивает нитку из иголки, убирает одно кольцо ножниц, снимает катушку с нитками с машинки, меняет изображение портновского метра
Педагог. Откройте глаза и скажите, чего не стало.
1-й ребенок. Не стало нитки в иголке.
2-й ребенок. Не стало одного кольца у ножниц.
3-й ребенок. Не стало катушки с нитками на машинке.
4-й ребенок. На портновском метре нет цифр.
Упражнение №51 «Свяжи пары». [Развитие логического мышления. Совершенствование навыка составления сложносочиненных предложений со словами для того чтобы.]
Педагог. Свяжите картинки парами с помощью шнурочков и составьте предложения со словами для того чтобы.
1-й ребенок. Швее нужна швейная машина для того, чтобы шить на ней одежду.
2-й ребенок. Медсестре нужны шприцы, чтобы делать уколы, и йод, чтобы смазывать царапины.
3-й ребенок. Повару нужны вилка и нож, чтобы готовить еду.
4-й ребенок. Продавцу нужны весы для того, чтобы взвешивать продукты
Игра с мячом № 52 «Какая одежда?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).]
Педагог. Вы знаете, что одежду шьют из разных тканей. Давайте вспомним, какой бывает одежда. Проведем игру с мячом. Будем катать мяч по столу друг другу. Одежда из шелка какая?
1-й ребенок. Шелковая.
Педагог. Одежда им шерсти какая?
2-й ребенок. Шерстяная.
Педагог. Одежда из вельвета какая?
3-й ребенок. Вельветовая.
Педагог. Одежда из драпа какая?
Зучивание стихотворения Е. Тараховской «Девочки».
Девочки
Вышивают девочки.
Сидя ил траве.
Вышивают девочки
Шелком по канве.
— Это клюв! А это шпоры!
А вот это гребешок!.. —
Приутихли разговоры,
За стежком бежит стежок,
Оживают петушки —
Золотые гребешки.
Вдруг живой петух явился,
Наклонился к петушку.
Наклонился, удивился
И спросил: «Ку-ка-ре-ку?»
Февраль 3-я неделя
Лексическая тема «Профессии на стройке»
Предварительная работа. Экскурсия к строящемуся дому. Наблюдение с безопасного расстояния за работой подъемного крана и техники, подъезжающей на стройку. Организация сюжетно-ролевой игры «На стройке». Расширение и уточнение словаря по теме «Строительные специальности», конструктивная игра «Строим дом»,
№53 Беседа о профессиях строителей. [Расширение и закрепление представлений о профессиях людей, работающих на стройке. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Профессии на стройке» .
Воспитатель помещает на магнитную доску картинки с изображениями строителей.
Педагог. Рассмотрите и назовите картинки.
Дети. Крановщик, бульдозерист, экскаваторщик, каменщик, инженер, архитектор, штукатур, маляр, плотник, сантехник, кровельщик.
Педагог. Расскажите, что делают эти люди
1-й ребенок. Бульдозерист расчищает площадку для дома.
2-й ребенок. Экскаваторщик роет котлован.
3-й ребенок. Архитектор создает проект дома.
4-й ребенок. Каменщики кладут стены.
№54 Рассказывание стихов о профессиях строителей. (Развитие общих речевых навыков.]
1-й ребенок. Каменщик
В переулке дом растет,
Стены каменщик кладет.
С ним помощник — мастерок,
Мастерок-лопатка.
Будет дом построен в срок.
Прочной будет кладка.
2-й ребенок. Маляр
В новый дом маляр пришел,
Красит стены, двери, пол?
А наличник на окне
Он доверил красить мне.
3-й ребенок. Плотник
Он бревно отешет ловко,
Рамы сделает, навес.
У него смолой спецовка
Как сосновый пахнет лес.
4-й ребенок. Крановщик
Ходит, ходит кран стальной
Над кирпичною стеной.
За стрелой его ажурной
Крановщик следит дежурный.
Нажимает неустанно
Он в кабине рычаги.
Разговаривает с краном;
«Ты рабочим помоги.
Поддержи людей трудом.
Люди людям строят дом».
Игра № 55 «Кто что делает?» [Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Профессии строителей».]
Педагог . Поиграем в мяч. Я бросаю мяч и называю профессию строителя. Вы ловите мяч и перечисляете все, что может делать этот человек. Крановщик.
1-й ребенок. Управляет краном, поднимет груз
Педагог. Каменщик.
2-й ребенок. Берет раствор и кирпичи, кладет стену
Педагог. Маляр.
3-й ребенок. Разводит краску, красит стену.
Педагог. Штукатур.
4-й ребенок. Берет раствор, выравнивает стену.
Игра №56 «Кто лишний?» [Развитие речевого слуха, мышления. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений со словами потому что).]
Педагог. А сейчас я буду называть профессии, а вы будете определять, кто лишний и почему. Врач, воспитатель, каменщик, логопед. Кто лишний?
1-й ребенок. Лишний каменщик, потому что он работает на стройке. А врач, логопед и воспитатель работают в детском саду.
Педагог. Маляр, продавец, штукатур, архитектор. Кто лишний?
2-й ребенок. Лишний продавец, потому что он работает в магазине. А маляр, штукатур и архитектор работают на стройке.
Педагог. Кондуктор, крановщик, экскаваторщик, плотник, сантехник. Кто лишний?
3-й ребенок. Лишний кондуктор, потому что он работает на транспорте. Крановщик, экскаваторщик, плотник, сантехник работают на стройке.
Педагог. Летчик, капитан, плотник, машинист. Кто лишний?
4-й ребенок. Лишний плотник, потому что он работает на стройке. А летчик, капитан и машинист работают на транспорте
Игра с мячом № 57 «Что делает?» [Уточнение и расширение словаря глаголов по теме «Строительные специальности».]
Педагог Сейчас я буду называть специальности строителей и бросать вам мяч. Тот, кто поймает мяч, должен сказать, что делает этот строитель, и бросить мяч мне. Экскаваторщик.
1-й ребенок. Роет котлован.
Педагог. Бульдозерист.
2-й ребенок. Расчищает площадку.
Педагог. Каменщик.
3-й ребенок. Кладет стену.
Педагог. Штукатур.
4-й ребенок. Штукатурит стену
Педагог. Маляр.
1-й ребенок. Красит стену и потолки.
Педагог. Кровельщик.
2-й ребенок. Кроет крышу.
Педагог. Стекольщик.
3-й ребенок. Вставляет стекла в окна.
Педагог. Крановщик.
4-й ребенок. Работает на подъемном кране, поднимает разные грузы.
Упражнение №58 «Какой? Какая? Какие?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).]
Педагог. Давайте расскажем, какие домики были у поросят, буду прокатывать мячик по столу одному из вас и говорить, из чего сделан домик или его части, а вы будете говорить, какие домик или его части, и возвращать мяч мне. Домик из соломы — какой?
1-й ребенок. Соломенный
Педагог. Домик из дерева — какой?
2-й ребенок. Деревянный.
Педагог. Домик из камня - какой?
3-й ребенок. Каменный.
Педагог. Пол из земли — о кой?
4-й ребенок. Земляной.
Педагог. Пол из глины — какой?
1-й ребенок. Глиняный.
Педагог. Крыша из железа — какая?
2-й ребенок. Железная.
Педагог. Труба из кирпича — какая?
3-й ребенок. Кирпичная.
Педагог. Ступеньки из досок - какие?
4-й ребенок. Дощатые
Игра №59 «Что лишнее?» [Развитие речевого слуха, мышления.]
Педагог. Я хочу проверить, хорошо ли вы запомнили, что использовал Нуф-Нуф для строительства своего замечательного домика. Поиграем в игру «Что лишнее?» Камни, песок, вата, железо.
Дети. Лишняя вата.
Педагог. Глина, стекло, драп, доски.
Дети. Лишний драй.
Педагог. Кирпич, цемент, гвозди, соль.
Дети. Лишняя соль.
Февраль, 4-я неделя
Лексическая тема «Наша армия»
Предварительная работа. Организация сюжетно-ролевой игры «Моряки». Разучивание стихотворений «Танкист», «На границе», «Моряк». Организация сюжетно-ролевой игры «Пограничники». Проведение сюжетно-ролевой игры «Танкисты», расширение и уточнение в игре словаря по теме «Наша армия».Составление плана рассказа о профессии на занятии по развитию речи. Проведение сюжетно-ролевой игры «На подводной лодке». Разучивание игры «Капитан»
№ 6о 3аучивание стихов о военных. [Развитие общих речевых навыков.]
Танкист
Я сегодня был танкистом,
В танке мчался в поле чистом,
По оврагам, по холмам.
Управлял я танком сам.
Ничего, что это ящик.
Танк совсем как настоящий,
Я немного подрасту,
В армию служить пойду. И. Нищева
На границе
На ветвях застыли птицы,
Звезды в небе не горят.
Притаился у границы
Пограничников отряд.
Пограничники не дремлют
У родного рубежа:
Наше море, нашу землю
У границы сторожат.
Моряк
Охраняет наше море
Славный, доблестный моряк.
Гордо реет на просторе
Наш родной российский флаг.
Игра с мячом №61 «Кто что делает?» [Расширение и уточнение глагольного словаря по теме «Наша армия». Совершенствование грамматического строя речи]
педагог. Мы с вами много говорили о профессиях военных, рассматривали картинки, учили стихи, играли. Давайте вспомним, что они делают, чем занимаются. Я качу мяч одному из вас и называю профессию. Вы ловите мяч, говорите, что делает этот человек, и возвращаете мяч мне. Летчик.
1-й ребенок. Управляет самолетом, держит штурвал, проводит испытания.
Педагог. Пограничник.
2-й ребенок. Охраняет границу, разговаривает по рации, смотрит в бинокль.
Педагог. Капитан военного корабля.
3-й ребенок. Стоит на капитанском мостике, смотрит в бинокль, отдает команды.
Педагог. Танкист.
4-й ребенок. Управляет танком, переключает рычаги, смотрит в прицел.
№ 62 Составление рассказов о профессиях по заранее составленному плану. [Развитие связной речи.]
Педагог помещает на магнитную доску картинки с изображениями военных.
Педагог. Давайте составим рассказы о профессиях военных. Сначала надо назвать того, кто нарисован на картинке. Потом рассказать, где он работаем что делает, что ему нужно для работы. В конце надо сказать, какая работа у этого человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности
Данный материал адресован педагогам и молодым специалистам...
Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности
Данный материал адресован педагогам групп компенсирующей направленности и молодым специалистам...
Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности
Материал адресован воспитателя групп компенсирующей направленности (старшая группа)...
Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности по лексическим темам
Материал адресован воспитателям групп компенсирующей направленности...
Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности
Материал адресован педагогам групп компенсирующей напрвленности и молодым специалистам...
Карточка для взаимодействия с педагогами группы по лексической теме: "Насекомые и пауки"
Материал адресован педагогам и родителям...
Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности по лексической теме: "«Мы читаем. А. С. Пушкин»
Материал адресован педагогам группы компенсирующей направленности...