Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности по лексической теме: "«Мы читаем. А. С. Пушкин»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Материал адресован педагогам группы компенсирующей направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskaya_tema_iyun.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Мы читаем. А. С. Пушкин»
Беседа о творчестве А. С. Пушкина
Предварительная работа. На занятии по ознакомлению с художественной литературой. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке*. Просмотр мультипликационного фильма «Сказка о рыбаке и рыбке». Разучивание стихотворных отрывков и ролей из «Сказки о рыбаке и рыбке». Подготовка к игре-драматизации. И оформление поделок «Золотая рыбка» в совместной с родителями деятельности.. Чтение «Сказки о паре Салтане». Просмотр художественного фильма «Сказка о царе Салтане». Заучивание отрывков из сказки, упражнения «Шмель», работа над общими речевыми навыками, просодической стороной речи. Рисование иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина на занятии по изобразительной деятельности. Слушание и обсуждение темы «Полет шмеля» Чтение «Сказки о золотом петушке» Разучивание отрывков из сказок А. С. Пушкина и вступления к поэме «Руслан и Людмила». Слушание и обсуждение отрывков из оперы Н. А. Римского-Корсакова«Сказка о царе Салтане» на музыкальном занятии.
228.Игра с мячом «Скажи наоборот».
[Пополнение активного словаря прилагательным с противоположным значением.]
Педагог. Старик добрый, а старуха...
1- й ребенок. ...злая.
Педагог. Старуха строптивая, а старик...
2- й ребенок. ...покорный.
Педагог. Сначала море спокойное, а потом...
3- й ребенок. ...бурное.
Педагог. Землянка была старая, а терем...
4- й ребенок. ...новый.
Педагог. Одежда у старика была бедной, а у боярыни...
1- й ребенок. ...богатой.
Педагог. Землянка была низкой, а терем...
2- й ребенок. ...высоким.
229. Игра «В синем море-океане».
[Совершенствование грамматического строя речи
(предложно-падежные конструкции).|
Педагог перемещает изображение рыбки на коврографе, а дети это комментируют.
1- й ребенок. Золотая рыбка выплыла из раковины.
2- й ребенок. Золотая рыбка заплыла за камень.
3- й ребенок. Золотая рыбка выплыла из-за камня.
4- й ребенок. Золотая рыбка проплыла в зарослях водорослей.
230.Игра «Семейка слов». [Обогащение экспрессивной речи однокоренными словами. Совершенствование навыков словообразования.
Педагог. Давайте попробуем образовать слова одной семейки со словом рыбка. Как назвать очень большую рыбу?
1- й ребенок. Рыбища.
Педагог. Как называют пирог с рыбой?
2- й ребенок. Рыбник.
Педагог. Как называют процесс ломи рыбы?
3- й ребенок. Рыбалка.
Педагог. Как называют человека, который ловит рыбу?
4- й ребенок. Рыболов.
Педагог. А по-другому?
1 -й р еб е н о к. Рыбак.
Педагог. Если старик рыбак, то как можно назвать его старуху?
2- й ребенок. Рыбачка.
Педагог. Что делал старик на море?
3- й р е б е н о к. Рыбачил.
Педагог. Как называют суп из рыбы?
4- й ребенок. Рыбный.
Педагог Повторите все слова из одной семейки.
Дети. Рыбка, рыбища, рыбник, рыбалка, рыболов, рыбак,рыбачка, рыбачил, рыбный.
231.Игра с мячом «Вспомни сказку». |(Развитие памяти, ловкости. )
Педагог. Следующая игра называется «Вспомни сказку».
Я буду бросать каждому из вас мяч и задавать вопрос. Вы будете ловить мяч и отвечать на мой вопрос, при этом бросив мяч мне. Кто и в какой сказке Пушкина пел песенку «Во саду ли, в огороде»?
1 -й р е б е н о к. Эту песенку пела белка в «Сказке о царе Салтане».
Педагог. У кого из героев и в какой сказке «месяц под косой блестит»?
2- й ребенок. У царевны Лебедь из «Сказки о царе Салтане».
Педагог. В какой сказке на берег из моря выходят тридцать три богатыря и как зовут их дядьку?
3- й ребенок. Из моря выходят тридцать три богатыря в «Сказке о царе Салтане». С ними был дядька Черномор.
Педагог. В какой сказке главный герой превращался в насекомых и в каких?
4- й ребенок. В «Сказке о царе Салтане» князь Гвидон превращался в комара, шмеля и муху.
232.Игра «Закончи отрывок».( Развитие речевого слуха и чувства рифмы.)
Педагог. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,—
Говорит одна девица,—
То на весь крещеный мир...»
1-й ребенок. «...приготовила б я пир».
Педагог. Из какой сказки эти строки?
1- й ребенок. Это строки из «Сказки о царе Салтане».
Педагог Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать...
2- й ребенок. ...многочисленную рать.
Педагог. Из какой сказки эти строки?
2- й ребенок. Это отрывок из «Сказки о золотом петушке».
Педагог. Медвежатушки испугалися,
За медведиху бросалися,
А медведиха осержалася...
3- й р е б е н о к. ...на дыбы подымалася.
Педагог.А эти строчки из какой сказки?
- й ребенок. Это отрывок из «Сказки о медведихе».
- Педагог. «Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее...»
4- й ребенок, «...всех румяней и белее».
Педагог. А этот отрывок из какой сказки?
4-й ребенок. Это строчки из «Сказки о мертвой царевне».
233.Игра с мячом «Семейка слов». (Совершенствование грамматического
строя речи (навыки словообразования).]
Педагог. Как вы назвали этого героя «Сказки о золотом петушке»?
Дети. Это звездочет.
Педагог .Это слов образовано из двух слов — звезда и считать.
А какое слово можно образовать от слов звезда и летать!
1- й ребенок. Звездолет.
Педагог. А какое слово можно образовать от слов звезда и падать?
2- й ребенок. Звездопад.
Педагог. Давайте, образуем ешё несколько слов от слова звезда. Как назвать маленькую звезду?
3- й ребенок. Звездочка.
Педагог. Каким бывает небо, когда на нем много звезд?
4- й ребенок. Звездным.
Педагог. Все вместе повторите слова, образованные от слова звезда.
Дети. Звезда, звездочет, звездолет, звездопад, звездочка, звездное.
234.Игра «Будь внимательным». (Развитие речевого слуха и памяти.]
Педагог. Слушайте меня внимательно и отвечайте на мои вопросы.
В какой сказке Пушкина «помутилось синее море»?
1- й ребенок. В «Сказке о рыбаке и рыбке».
Педагог. В какой сказке морс спокойное, «не шумит оно, не хлешет»?
2- й ребенок. В «Сказке о царе Салтане».
Педагог. В какой сказке Пушкина «вьется вьюга, снег ложится на поля»?
- й ребенок. В «Сказке о мертвой царевне».
- Педагог.. В какой сказке «лихие гости идут с моря»?
4-й ребенок. В «Сказке о золотом петушке».
235. Заучивание отрывка из произведения «Руслан и Людмила»
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом...
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит.
Русалка на ветвях сидит...
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей...
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей...
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных.
И с ними дядька их морской...
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя...
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря...
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит...
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой...
Там царь Кощей над златом махнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил,
У моря видел дуб зеленый,
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
236. Игра-викторина «Волшебный ларец». [Развитие связной
речи, зрительного восприятия, внимания, памяти. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения)
Педагог. Посмотрите-ка, а под дубом зеленым стоит волшебный ларец. Давайте посмотрим, что же в нем лежит. Рассказывая, составляйте предложения со словом который.
Дети открывают ларец. Взрослый начинает по одному доставать лежащие в нем предметы.
Педагог. Что это?
1- й ребенок. Этот пряжа, которую пряла старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке».
Педагог достает следующий предмет.
Педагог. А это что за предмет и из какой сказки?
2- й ребенок. Это кораблик из «Сказки о царе Салтане*, который бежал «на надутых парусах».
Педагог достает еще один предмет.
Педагог. Что же это?
3- й ребенок. Это волшебное зеркальце, в которое смотрелась царица из «Сказки о мертвой царевне».
Педагог. Ой, а это что?
4- й ребенок. Это шатер из «Сказки о золотом петушке», в котором сидела шамаханская царица.
237.Упражнение «Составь схему». (Совершенствование навыка анализа предложений.)
Педагог. Посмотрите иллюстрации к сказкам Пушкина и составьте предложения по ним.
1- й ребенок. Старик вытянул невод с золотой рыбкой.
2- й ребенок. Золотой петушок сидит на шпиле.
3- й ребенок. Царица смотрится в зеркальце.
4- й ребенок. Белочка грызет золотые орешки.
Педагог. Сосчитайте слова в предложениях и составьте схемы предложений.
Дети выкладывают схемы. Воспитатель задает им контрольные вопросы.
Педагог. Сколько слов в этом предложении? Какое слово
третье по счету? Есть ли в твоем предложении предлог? (И т. п.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности
Данный материал адресован педагогам и молодым специалистам...
Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности
Данный материал адресован педагогам групп компенсирующей направленности и молодым специалистам...
Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности
Материал адресован воспитателя групп компенсирующей направленности (старшая группа)...
Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности по лексическим темам
Материал адресован воспитателям групп компенсирующей направленности...
Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности
Материал адресован педагогам групп компенсирующей напрвленности и молодым специалистам...
Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности
Материал адресован педагогам группы...
Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности
Материал адресован педагогам и родителям...