Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности по лексической теме: "«Мы читаем. А. С. Пушкин»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Самовилова Алла Владимировна

Материал адресован педагогам группы компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_iyun.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Мы читаем. А. С. Пушкин»

Беседа о творчестве А. С. Пушкина

         Предварительная  работа. На занятии по ознакомлению с художественной литературой. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке*. Просмотр мультипликационного фильма «Сказка о рыбаке и рыбке». Разучивание стихотворных отрывков и ролей из «Сказки о рыбаке и рыбке». Подготовка к игре-драматизации. И оформление  поделок «Золотая рыбка» в совместной с родителями деятельности.. Чтение «Сказки о паре Салтане». Просмотр художественного фильма «Сказка о царе Салтане». Заучивание отрывков из сказки, упражнения «Шмель», работа над общими речевыми навыками, просодической стороной речи. Рисование иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина на занятии по изобразительной деятельности. Слушание и обсуждение темы «Полет шмеля» Чтение «Сказки о золотом петушке» Разучивание отрывков из сказок А. С. Пушкина и вступления к поэме «Руслан и Людмила». Слушание и обсуждение отрывков из оперы Н. А. Римского-Корсакова«Сказка о царе Салтане» на музыкальном занятии.

228.Игра с мячом «Скажи наоборот».

[Пополнение активного словаря прилагательным с противоположным значением.]

Педагог. Старик добрый, а старуха...

1- й ребенок. ...злая.

Педагог. Старуха строптивая, а старик...

2- й ребенок. ...покорный.

Педагог. Сначала море спокойное, а потом...

3- й ребенок. ...бурное.

Педагог. Землянка была старая, а терем...

4- й ребенок. ...новый.

Педагог. Одежда у старика была бедной, а у боярыни...

1- й ребенок. ...богатой.

Педагог. Землянка была низкой, а терем...

2- й ребенок. ...высоким.

229. Игра «В синем море-океане».

[Совершенствование грамматического строя речи

 (предложно-падежные конструкции).|

Педагог перемещает изображение рыбки на коврографе, а дети это комментируют.

1- й ребенок. Золотая рыбка выплыла из раковины.

2- й ребенок. Золотая рыбка заплыла за камень.

3- й ребенок. Золотая рыбка выплыла из-за камня.

4- й ребенок. Золотая рыбка проплыла в зарослях водорослей.

230.Игра «Семейка слов». [Обогащение экспрессивной речи однокоренными словами. Совершенствование навыков словообразования.

Педагог. Давайте попробуем образовать слова одной семейки со словом рыбка. Как назвать очень большую рыбу?

1- й ребенок. Рыбища.

Педагог. Как называют пирог с рыбой?

2- й ребенок. Рыбник.

Педагог. Как называют процесс ломи рыбы?

3- й ребенок. Рыбалка.

Педагог. Как называют человека, который ловит рыбу?

4- й ребенок. Рыболов.

Педагог. А по-другому?

1 -й р еб е н о к. Рыбак.

Педагог. Если старик рыбак, то как можно назвать его старуху?

2- й ребенок. Рыбачка.

Педагог. Что делал старик на море?

3- й р е б е н о к. Рыбачил.

Педагог. Как называют суп из рыбы?

4- й ребенок. Рыбный.

Педагог Повторите все слова из одной семейки.

Дети. Рыбка, рыбища, рыбник, рыбалка, рыболов, рыбак,рыбачка, рыбачил, рыбный.

231.Игра с мячом «Вспомни сказку». |(Развитие памяти, ловкости. )

Педагог. Следующая игра называется «Вспомни сказку».

Я буду бросать каждому из вас мяч и задавать вопрос. Вы будете ловить мяч и отвечать на мой вопрос, при этом бросив мяч мне. Кто и в какой сказке Пушкина пел песенку «Во саду ли, в огороде»?

1 -й р е б е н о к. Эту песенку пела белка в «Сказке о царе Салтане».

Педагог. У кого из героев и в какой сказке «месяц под косой блестит»?

2- й ребенок. У царевны Лебедь из «Сказки о царе Салтане».

Педагог. В какой сказке на берег из моря выходят тридцать три богатыря и как зовут их дядьку?

3- й ребенок. Из моря выходят тридцать три богатыря в «Сказке о царе Салтане». С ними был дядька Черномор.

Педагог. В какой сказке главный герой превращался в насекомых и в каких?

4- й ребенок. В «Сказке о царе Салтане» князь Гвидон превращался в комара, шмеля и муху.

232.Игра «Закончи отрывок».( Развитие речевого слуха и чувства рифмы.)

Педагог. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,—

Говорит одна девица,—

То на весь крещеный мир...»

1-й ребенок. «...приготовила б я пир».

Педагог. Из какой сказки эти строки?

1- й ребенок. Это строки из «Сказки о царе Салтане».

Педагог Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать...

2- й ребенок. ...многочисленную рать.

Педагог. Из какой сказки эти строки?

2- й ребенок. Это отрывок из «Сказки о золотом петушке».

Педагог. Медвежатушки испугалися,

За медведиху бросалися,

А медведиха осержалася...

3- й р е б е н о к. ...на дыбы подымалася.

Педагог.А эти строчки из какой сказки?

  1. й ребенок. Это отрывок из «Сказки о медведихе».
  2. Педагог. «Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее...»

4- й ребенок, «...всех румяней и белее».

Педагог. А этот отрывок из какой сказки?

4-й ребенок. Это строчки из «Сказки о мертвой царевне».

233.Игра с мячом «Семейка слов». (Совершенствование грамматического

строя речи (навыки словообразования).]

Педагог. Как вы назвали этого героя «Сказки о золотом петушке»?

Дети. Это звездочет.

Педагог .Это слов образовано из двух слов — звезда и считать.

А какое слово можно образовать от слов звезда и летать!

1- й ребенок. Звездолет.

Педагог. А какое слово можно образовать от слов звезда и падать?

2- й ребенок. Звездопад.

Педагог. Давайте, образуем ешё несколько слов от слова звезда. Как назвать маленькую звезду?

3- й ребенок. Звездочка.

Педагог. Каким бывает небо, когда на нем много звезд?

4- й ребенок. Звездным.

Педагог. Все вместе повторите слова, образованные от слова звезда.

Дети. Звезда, звездочет, звездолет, звездопад, звездочка, звездное.

234.Игра «Будь внимательным». (Развитие речевого слуха и памяти.]

Педагог. Слушайте меня внимательно и отвечайте на мои вопросы.

В какой сказке Пушкина «помутилось синее море»?

1- й ребенок. В «Сказке о рыбаке и рыбке».

Педагог. В какой сказке морс спокойное, «не шумит оно, не хлешет»?

2- й ребенок. В «Сказке о царе Салтане».

Педагог. В какой сказке Пушкина «вьется вьюга, снег ложится на поля»?

  1. й ребенок. В «Сказке о мертвой царевне».
  2. Педагог.. В какой сказке «лихие гости идут с моря»?

4-й ребенок. В «Сказке о золотом петушке».

235. Заучивание отрывка из произведения  «Руслан и Людмила»

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом...

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит.

Русалка на ветвях сидит...

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей...

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей...

 Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных.

И с ними дядька их морской...

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя...

 Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря...

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит...

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой...

Там царь Кощей над златом махнет;

Там русский дух... там Русью пахнет!

И там я был, и мед я пил,

У моря видел дуб зеленый,

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

236. Игра-викторина «Волшебный ларец». [Развитие связной

речи, зрительного восприятия, внимания, памяти. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения)

Педагог. Посмотрите-ка, а под дубом зеленым стоит волшебный ларец. Давайте посмотрим, что же в нем лежит. Рассказывая, составляйте предложения со словом который.

Дети открывают ларец. Взрослый начинает по одному доставать лежащие в нем предметы.

Педагог. Что это?

1- й ребенок. Этот пряжа, которую пряла старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Педагог достает следующий предмет.

Педагог. А это что за предмет и из какой сказки?

2- й ребенок. Это кораблик из «Сказки о царе Салтане*, который бежал «на надутых парусах».

Педагог достает еще один предмет.

Педагог.  Что же это?

3- й ребенок. Это волшебное зеркальце, в которое смотрелась царица из «Сказки о мертвой царевне».

Педагог. Ой, а это что?

4- й ребенок. Это шатер из «Сказки о золотом петушке», в котором сидела шамаханская царица.

237.Упражнение «Составь схему». (Совершенствование навыка анализа предложений.)

        Педагог. Посмотрите иллюстрации к сказкам Пушкина и составьте предложения по ним.

1- й ребенок. Старик вытянул невод с золотой рыбкой.

2- й ребенок. Золотой петушок сидит на шпиле.

3- й ребенок. Царица смотрится в зеркальце.

4- й ребенок. Белочка грызет золотые орешки.

Педагог. Сосчитайте слова в предложениях и составьте схемы предложений.

Дети выкладывают схемы. Воспитатель задает им контрольные вопросы.

Педагог. Сколько слов в этом предложении? Какое слово

третье по счету? Есть ли в твоем предложении предлог? (И т. п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности

Данный материал адресован педагогам и молодым специалистам...

Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности

Данный материал адресован педагогам групп компенсирующей направленности и молодым специалистам...

Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности

Материал    адресован воспитателя групп компенсирующей направленности (старшая группа)...

Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности по лексическим темам

Материал адресован воспитателям групп компенсирующей направленности...

Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности

Материал адресован педагогам групп  компенсирующей напрвленности  и молодым специалистам...