Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности
картотека по логопедии (старшая группа)
Материал адресован воспитателя групп компенсирующей направленности (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskaya_tema_vesna.docx | 54.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Весна».
Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за весенними изменениями в природе, беседа о признаках весны. Разучивание упражнения «Клен». Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем пьесы П. И. Чайковского «Подснежник» из альбома «Времена года». Рассматривание и обсуждение с воспитателями картин С. Герасимова «Последний снег», И. Левитана «Март». Изготовление разноцветных бумажных корабликов с воспитателями. Рассматривание на занятии по развитию речи картины «Весна», беседа по ней, словарная работа, коллективное составление плана рассказа.
Наблюдение за перелетными птицами во время прогулки, уточнение понятия перелетные птицы, расширение словаря по теме «Перелетные птицы». Наблюдение за весенним небом. Проведение опытов со снегом в уголке экспериментирования, расширение словаря прилагательных при ответе на вопрос «Какой снег?»
Упражнение № 63 «Раздели на слоги». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие тонкой моторики и тактильной чувствительности.]
Педагог Прохлопайте слово, на ударный слог топните ногой.
1-йребенок. Сол-ныш-ко. Три слога.
2-й ребенок. Со-суль-ка. Три слога.
3-й ребенок. Под-снеж-ник. Три слога.
4-й ребенок. Грач. Один слог.
Игра с мячом № 64 «Приметы весны». [Уточнение и расширение знаний о весне и ее признаках.]
Педагог. Сейчас мы будем бросать мяч друг другу по кругу и вспоминать приметы весны, которые наблюдали на прогулке в парке, по дороге в детский сад и из детского сада. Солнце светит ярко и пригревает.
Бросает мяч стоящему рядом ребенку.
1 -й р е б е н о к. На солнце снег начал таять.
Бросает мяч следующему ребенку.
2-й ребенок. Появились первые проталинки вокруг деревьев.
Бросает мяч следующему ребенку.
3-й р е б е н о к. На проталинках зазеленела травка.
Бросает мяч следующему ребенку.
4-й ребенок. Побежали веселые ручейки.
Бросает мяч следующему ребенку.
1-й ребенок. Ночи стали короче, а дни длиннее.
Игра-соревнование № 65 «У кого больше корабликов». [Расширение словаря глаголов по теме «Весна».]
Педагог Сейчас проведем соревнование. Вы должны рассказать обо всем, что может происходить с предметом на вашей картинке, что он делает. За каждое подобранное слово вы будете получать один кораблик. Победит тот, у кого будет наибольшее количество корабликов. Кораблики пригодятся вам, когда вы пойдете на прогулку к ручейку.
1-й ребенок. Ветка вербы оживает, распускается, качается, наклоняется.
2-й ребенок. Грач летает, ходит, ищет червей, строит гнездо, выводит птенцов.
3-й ребенок. Подснежник появляется, расцветает, качается, дрожит.
4-й ребенок. Парусники плывут, качаются, переворачиваются.
№66 Составление рассказа по картине «Весна» по коллективно составленному плану. [Развитие связной речи.)
Педагог Как называется картина?
Дети. Картина называется «Весна».
Педагог Примерный план рассказа по картине
Дети. Сначала мы скажем, кого видим на картине, куда они пришли, что делают. Потом опишем весеннюю природу, расскажем про небо, солнце, снег, ручеек, растения, животных. В конце мы расскажем о том, какое настроение вызывает картина.
№67 3аучивание стихов о первых весенних цветах. [Совершенствование общих речевых навыков.)
1-й ребенок. Я расскажу стихотворение о подснежнике.
Я родился!
Я родился!
Снег пробил,
На свет явился!
Ух какой ты, снег, колючий,
Ты холодный, снег, и злющий.
О морозах зря мечтаешь,
Очень скоро ты растаешь.
Уплывешь потоком в речку
И не скажешь ни словечка.
А. Матутис
2-й ребенок. А мое стихотворение о мать-и-мачехе.
Золотые лепестки,
Хрупкий стебелек.
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки,
На зеленых стебельках —
Круглые комочки.
Н. Нищева
3-Йребенок.Я буду рассказывать стихотворение о простреле.
На проталинке прострел —
Как пучок лиловых стрел.
На мохнатых стебельках
Капли солнышка в цветках.
Н. Нищева
4-й ребенок. Ая хочу рассказать о ветренице.
На снежинки похожи цветки,
Как снежинки, белы и легки,
Как снежинки, изящны, прекрасны,
Ветерка дуновенью подвластны.
Н. Нищева
Игра с мячом «Семейка слов». [Развитие грамматического строя речи (образование однокоренных слов).]
Логопед убирает книжки и контейнер с карандашами, приглашает детей на ковер, берет в руки мяч.
Логопед. Давайте представим, что мы вышли на полянку в весеннем лесу, и поиграем с мячом в знакомую вам игру «Семейка слов». Сегодня мы образуем семейку от слова весна. Во время игры будем перебрасывать мяч друг другу. Как называют клюкву, которую собирают весной?
1-й ребенок. Веснянка.
Логопед. Что появляется на носу и щеках весной?
2-й ребенок. Веснушки.
Логопед. О каких цветах мы говорим сегодня?
3-й ребенок. О весенних.
Логопед. Какую песенку поют скворцы?
4-й ребенок. Весеннюю.
Март, 2-я неделя
Лексическая тема «Комнатные растения».
Предварительная работа. Рассматривание комнатных растений в уголке природы, в зимнем саду, их изображений в альбоме «Живая природа. В мире растений», расширение словаря по теме. Беседа о комнатных растениях, способах их размножения, уходе за ними на занятии по ознакомлению с окружающим. Рассматривание и сравнение листьев комнатных растений, обогащение словаря прилагательными опушенный, мясистый, сочный, глянцевый, гладкий, блестящий. Составление словосочетаний: две пальмы, пять кактусов, три бегонии и т. п.
Игра №68 «Что лишнее?» [Развитие речевого слуха.]
Педагог предлагает детям сесть правильно и быть внимательными.
Педагог .Сейчас проверим , умеете ли вы внимательно слушать. Я буду произносить ряд слов, а вы будете определять, какое слово лишнее и почему. Гортензия, стебель, колеус, фикус, бальзамин. Что лишнее?
Дети. Лишнее слово стебель. Это часть растения. А все остальные слова — названия комнатных растений.
Педагог предлагает детям еще два-три аналогичных задания, а потом оценивает работу детей.
№69 Рассказы о комнатных растениях по схеме. [Развитие связной речи, мышления.]
Педагог. Xочу предложить вам рассказать о комнатных растениях. Выберите каждый по одной картинке и, пользуясь схемой, составьте рассказ. Сначала назовите растение, потом скажите, комнатное оно или садовое, опишите его части, расскажите об уходе за ним.
1-й ребенок. Это герань. Герань — комнатное растение. У нее прочные стебли, округлые волнистые листья и нежные розовые цветы. Герань нужно поливать, опрыскивать, она хорошо растет на светлом месте у окна.
Аналогично составляют рассказы все дети.
Рис. 54
Как называется растение?
Оно комнатное или садовое?
Какие части есть у растения? Их особенности.
Как за ним следует ухаживать?
.Игра №7о «Сосчитай ка»[Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два и пять).
Педагог предлагает рассмотреть картинки с изображениями комнатных растений
Педагог. Посмотрите на картинки. На них нарисованы комнатные растения. Представьте что на ниx два и пять растений
1-й ребенок. У меня два кактуса и пять кактусов.
2-й ребенок. У меня два фикуса и пять фикусов.
3-й ребенок. У меня две пальмы и пять пальм.
4-й ребенок. У меня две бегонии и пять бегоний.
Упражнение №71 «Чего не стало?» [Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи.]
Педагог предлагает закрывать глаза по команде и убирает одно растение. А дети будут рассказывать, чего не стало.
По команде воспитателя дети закрывают глаза. Педагог убирает фиалку.
Логопед. Чего не стало?
1-й ребенок. На стало фиалки.
Игра проводится до тех пор, пока не ответит каждый ребенок.
Март, 3-я неделя
Лексическая тема «Аквариумные и пресноводные рыбы».
Предварительная работа. Просмотр слайдов с изображениями аквариумных и пресноводных рыб, беседа об образе жизни аквариумных и пресноводных рыб. Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка». Разучивание стихов о пресноводных рыбах. Чтение рассказов Б. Житкова «Кружечка под елочкой», Н. Калининой «Как Вася ловил рыбу», «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина Составление плана рассказа о пресноводной рыбе на занятии по развитию речи. Изготовление рыбок в технике оригами на занятии по конструированию.
№72 3аучивание детьми стихов о пресноводных рыбах. [Развитие общих речевых навыков.]
1-йр е б ен о к.
В пруду или озере, больше нигде,
В тихой, спокойной стоячей воде,
Где буйная зелень на дне разрослась, —
Вот именно там обитает карась.
В. Нищев
2-й ребенок.
С длинным телом серебристым,
Обитает в речке быстрой.
Многим рыбам — страшный враг.
Догадался? Нет? Судак.
В. Нищев
3-й ребенок.
Ерш колючий, конопатый,
Некрасивый и горбатый.
Но ушила без ерша
Вряд ли будет хороша.
Н. Нищева
4-й ребенок.
Щука — хищница речная,
Щука всех в реке пугает.
Разевает щука пасть —
Страшно щуке в пасть попасть.
Игра № 73 «Кого не стало?» [Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления. Совершенствование грамматического строя речи.]
Педагог помещает на магнитную доску пять картинок с изображениями пресноводных рыб.
Педагог . Посмотрите внимательно и запомните, изображения каких рыб перед вами. Сейчас вы закроете глаза, я уберу одну картинку, а вы скажете, кого не стало.
По команде воспитателя дети закрывают глаза. В3рослый убирает одну картинку.
Педагог. Кого не стало?
1-йребенок. Не стало щуки.
Игра № 74 «Кто лишний?» [Развитие речевого слуха, мышления, связной речи.]
Педагог . Помогите мне определить, какое слово лишнее в цепочке и почему. Сом, ерш, гурами, щука. Кто лишний?
1 -й р е б е н о к. Лишняя гурами. Это аквариумная рыбка, а сом, ерш и щука — пресноводные рыбы.
Воспитатель предлагает детям еще два-три подобных задания.
Игра с мячом №75 «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).]
Педагог приглашает детей выйти на ковер и берет в руки мяч.
Педагог. Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову рыба. Как можно назвать маленькую рыбу?
1-й ребенок. Рыбка.
Педагог. Как еще?
2-й ребенок. Рыбешка.
Педагог. Как называют человека, который ловит рыбу?
3-й ребенок. Рыболов.
Педагог. А еще как?
4-й ребенок. Рыбак.
Педагог. Что делает рыбак?
1-й ребенок. Рыбачит.
Педагог. Куда ходит рыбак?
2-й ребенок. На рыбалку.
Педагог. Какой суп варят из рыбы?
3-й ребенок. Рыбный.
Педагог. Как можно назвать большую рыбу?
4-й ребенок. Рыбина.
№ 76 Рассказ о пресноводных рыбах по плану. [Развитие связной речи.]
.
Педагог. Давайте расскажем о пресноводных рыбах по плану, Назовите рыбу, скажите, где она обитает, чем питается. Опишите части тела рыбы.
1-й ребенок. Я расскажу о щуке. Это пресноводная рыба. Она водится в реках. Щука — хищница, питается другой рыбой. Щука довольно крупная рыба. У нее длинная голова, длинное туловище, сильный хвост, большие плавники и острые зубы.
Игра с мячом №77 «Чей? чья? чьё? чьи?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).]
педагог. Поиграем в игру «Чей? чья? чьё? чьи?» Хвост щуки чей?
1-йребенок. Щучий.
Педагог. Усы сома чьи?
2-й ребенок. Сомовьи.
Педагог. Голова судака чья?
3-й ребенок. Судачья.
Педагог. Туловище окуня чье?
4-й ребенок. Окуневое.
Март, 4-я неделя
Лексическая тема «Наш город».
Предварительная работа. Экскурсии с родителями по центру города. Просмотр слайдов с видами Таганрога, уточнение и расширение словаря по теме, расширение знаний о родном городе. Разучивание упражнения «Летний сад».
Игра №78 «Что изменилось?» [Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия.]
Педагог помещает на магнитную доску несколько открыток или фотографий с видами города.
Педагог. Какие места нашего города вы видите на этих фотографиях?
Педагог Сейчас вы закроете глаза, а я поменяю фотографии местами или заменю одну из них. Вы должны будете рассказать, что изменилось.
Игра с мячом №79«Продолжи предложение». [Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.]
Педагог. Давайте поиграем в игру «Продолжи предложение», поучимся подбирать слова-«наоборот». Нева широкая, а Мойка...
1 -й р е б е н о к. ...узкая.
Педагог. Нева глубокая, а Карповка...
2-й ребенок. ...мелкая.
Педагог. Исаакиевский собор высокий, а домик Петра I...
3-й ребенок. ...низкий.
Педагог. Невский проспект длинный, а улица Зодчего Росси...
4-йребенок. ...короткая.
Игра с мячом №8о «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).!
Педагог предлагает поиграем в игру «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» Хвост льва чей?
1-й ребен ок. Львиный.
Педагог. Усы льва чьи?
2-й ребенок. Львиные.
Педагог. Голова льва чья?
3-й ребенок. Львиная.
Педагог. Туловище льва чье?
4-й ребенок. Львиное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности
Данный материал адресован педагогам и молодым специалистам...
Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности
Данный материал адресован педагогам групп компенсирующей направленности и молодым специалистам...
Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности по лексическим темам
Материал адресован воспитателям групп компенсирующей направленности...
Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности
Материал адресован педагогам групп компенсирующей напрвленности и молодым специалистам...
Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности
Материал адресован педагогам группы...
Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности по лексической теме: "«Мы читаем. А. С. Пушкин»
Материал адресован педагогам группы компенсирующей направленности...
Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности
Материал адресован педагогам и родителям...