Проект по самообразованию "Развитие связной речи в старшей группе"
проект по развитию речи (старшая группа)

Зырянова Юлия Витальевна

Речь - одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шеркальская средняя общеобразовательная школа»

Структурное подразделение «Дошкольное образование»

Проект по самообразованию

для детей старшего дошкольного возраста

«Развитие связной речи»

Воспитатель: Зырянова

Юлия Витальевна

Шеркалы 2022 г.

Содержание проекта

Паспорт проекта ……………….…………………………………………….1

Пояснительная записка………………………………………………………4

Актуальность проекта  ..……………………………………………………..4

Задачи  проекта ………………………………………………………………5

План работы с родителями   ………………………………………………...5

Этапы реализации проекта  …………………………………………………5

Формы реализации проекта    ………………………………………………6

Список используемой литературы  ………………………………………...6

План реализации проекта  …………………………………………………..7

Ожидаемые результаты   …………………………………………………..10

Приложение

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Основание для разработки

Федеральный уровень:

-Указ Президента РФ В.В. Путина об объявлении 2022 года годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России;

-Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. (с изменениями от 31июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации");

-Национальная  Доктрина образования в РФ;

-Стратегия развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года;

-Указ Президента РФ В.В. Путина от 21.07.2020 №474 ««О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;

Региональный уровень:

-Региональная Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2025 г.;

-Государственная программа ХМАО – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 г.»;

-Концепция гражданско-патриотического воспитания граждан Ханты-Мансийского автономного округа Югры» с изменениями в распоряжении от 20.05.2016 г. № 253-рп.

Участники

проекта

-дети старшего дошкольного возраста;

-педагоги системы дошкольного образования ХМАО-Югры

Цель проекта

 Развитие навыков свободного общения со взрослыми и сверстниками.

Вид проекта

Познавательно – речевой, долгосрочный.

Сроки  реализации проекта

Сентябрь 2022 – май 2023

Этапы реализации

проекта

I этап- подготовительный;

  • Мониторинг речевого развития старших дошкольников, обработка данных
  • Изучение методической литературы по теме «Речевое развитие детей». Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», «Дошкольник».
  • Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов образовательной деятельности
  • Анкетирование родителей
  • Самооценка профессионализма педагогов по разделу речевое развитие дошкольников.

II этап – основной:

        Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом, мнемотаблицами, алгоритмами, демонстационным материалом

        Проведение разнообразных форм образовательной деятельности по формированию связной речи дошкольников.

        Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.

        Повышение компетентности педагогов по речевому развитию. Формирование умений детей практическим  владениям выразительной речью в условиях детского сада и семьи.

        Вовлечение родителей в совместную творческо-речевую деятельность.

 

III этап – заключительный:

- подведение итогов реализации проекта;

- соотнесение ожидаемых и реальных результатов

Принципы и подходы к созданию Программы

-личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых

-принцип возрастообразности и индивидуализации - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

-принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

-принцип последовательности и систематичности;

-принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса - создает условия для обогащения детских представлений о Родном крае, позитивно отражается на перспективах развития ребенка.

Содержание проекта

  1. Пояснительная записка.
  2. Актуальность проекта.
  3. Задачи проекта.
  4. План работы с родителями.
  5. План реализации проекта.
  6. Список используемой литературы.
  7. План реализации проекта.
  8. Результат проекта.

Ожидаемые результаты

1. Совершенствование связной речи.

2. Пополнение и активизация словарного запаса детей словами-определениями.

3. Умение договариваться и работать слажено.

4. Умение составлять предложения- просьбы..

5. Умение ребенка отвечать на вопросы.

6.Развитие духовно-нравственных качеств в соответствии с программой  «Социокультурные истоки»

 

Сопровождение при внедрении проекта

Разработчик оставляет за собой право осуществлять методическую поддержку  педагогическим работникам и дошкольным образовательным организациям в форме проведения вебинаров, семинаров-практикумов, мастер-классов и др., а также  осуществлять координацию деятельности по внедрению проекта в образовательный процесс.

Пояснительная записка


           Речь занимает центральное место в психическом развитии ребёнка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом.
 Основное назначение речи – служить средством общения между людьми. Наличие у ребёнка выраженных нарушений речи, обычно, сказывается на всём его психическом развитии, приводит к отклонениям в его поведении. К концу дошкольного периода дети должны владеть развёрнутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. 

            Связная речь - высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.). Из выше сказанного следует, что связная речь – это совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Связная речь – это речь одного лица, служащая для целенаправленной передачи информации. Основными видами, в которых осуществляется монологическая речь в старшем дошкольном возрасте являются: описание, повествование и элементарные рассуждения. Их существенными характеристиками являются связность, последовательность, логико-смысловая организация.

Актуальность темы

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.

Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связанных друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями.

Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений. Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т. е. должны намечаться «вехи», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).

Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.

Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образ.

Задачи проекта:

 - совершенствовать диалогическую форму речи;

-развивать монологическую форму речи;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта;

- формировать духовно-нравственную основу личности, а также присоединение ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

План работы с родителями (законными представителями):

Создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;

Обеспечение эффективной общей и речевой подготовки к школе;

Повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье;

Выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;

Определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно-образовательную работу ДОУ и семьи;

Этапы реализации проекта:

1этап: подготовительный:

1.     Накопление информации. Мониторинг речевого развития старших дошкольников.

2.     Изучение методической литературы по теме.

     «Методика оценки уровня сформированности словесно-логического мышления, мыслительных операций, исследование связной речи и взаимосвязи мышления и речи старших дошкольников, обработка данных».

3.     Разработка проекта по теме «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

4.     Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин и т. п.

2этап: основной :

1.     Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом с, опорных картинок, алгоритмов.

2.     Составление конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме проекта.

3.     Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений..

4.     Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.

5.     Изготовление игр, наглядных пособий для детей.

6.     Составление перспективного плана работы «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

3этап заключительный:

1.     подведение итогов реализации проекта;

2.      соотнесение ожидаемых и реальных результатов

Формы реализации проекта:

    • игры: дидактические, сюжетно – ролевые;

• просмотр и обсуждение содержания сказок и рассказов;

• чтение и обсуждение художественных произведений и иллюстраций;

• беседы, ситуативные разговоры с детьми;

• разгадывание загадок, разучивание стихотворений;

• составление рассказов по мнемотаблицам.

Список используемой литературы:

  1.  Лебедева Л.В. Козина И.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. - М., Центр , педагогического образования, 2008
  2. Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.
  3. Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  4. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной  речи  дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007).
  5. Антропова Т. А., Мареева Г. А. Страна чудесных слов: метод. пособие: [занятия для детей 5-7 лет по развитию связной речи]. М. : Сфера, 2016. 61 с.
  6. Губайдуллина Е. В. Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях современного детского сада // Образование и воспитание. 2017. №5. С. 34-36.
  7. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе. М. : Гном, 2013. 160 c.
  8. Ельцова О. М., Прокопьева Л. В. Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета. СПб. : Детство-Пресс, 2016. 191 с.
  9. Казачук И. Г., Фомина Н. В. Развитие речи у детей дошкольного возраста с помощью современных технологий. СПб. : Питер, 2018. 304 с.
  10.  Калимуллина Л. Ф., Колосова И. В. Речевая развивающая среда как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста. Новосибирск : НГПУ, 2018. 400 с
  11.  Шемелова О. Ю., Гурова И. В. Развитие речевого творчества старших дошкольников (на материале загадки) // Молодой ученый. 2017. №15.2. С. 208-210.
  12.  Шмакова Я. О. Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников.

План реализации проекта

Сроки реализации

Формы работы с детьми

Взаимодействие с родителями

Октябрь 2022 г.

1. Работа с мнемотаблицей по теме «Осень»

2. Заучивание стихотворения И. Винокуров «Подарки осени» (при помощи родителей).

3. Лексическая тема «Перелетные птицы»

4.  Грамматика с детьми (скажи ласково, чье яйцо?)

5. Стихи для тренировки речи

Родительское собрание Консультация для родителей: «Дефицит общения – проблема развития речи детей»

Ноябрь 2022 г.

1. Знакомство с условным изображением предметов

Задачи: научить условному изображению любых предметов, умению их классифицировать.

2. Знакомство с карточками-символами

Задачи:  при помощи карточек-символов обозначать разные предметы и действия.

3. Русская народная сказка «Зимовье зверей»

Задачи:  учить  составлять сказку совместно с воспитателем по готовой схеме, развивать духовно-нравственные качества у ребенка.

4. Обучение рассказыванию: описание кукол

Задачи:  посодействовать детям сформировать план описания куклы; обучать дошкольников, составляя описание без помощи других, руководствоваться планом.

5. Дидактическая игра «Произнеси только окончание»

6. Учимся составлять предложения

Буклет консультация для родителей: «Роль родителей в звуковой культуре речи детей»

Декабрь 2022 г.

1. Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.

Задачи:  посодействовать детям проанализировать и наименовать картину. Обучать без помощи других составлять рассказ по иллюстрации, держась плана

2. Составление собственных рассказов

Задачи:  учить составлению собственных сказок по самостоятельно составленным схемам с использованием знаков-символов.

3. Придумывание продолжения рассказа

Цель: закрепление умений детей составлять продолжение связного текста.

4. Русская народная сказка «Белая уточка»

Задачи:  учить  составлять сказку совместно с воспитателем по готовой схеме, развивать духовно-нравственные качества у ребенка.

5. Дидактическая игра «Назови одним словом»

6. Дидактическая игра «Что везет трактор»

7. Стихи для развития памяти.

Консультация для родителей по теме: «Особенности речевого развития ребенка пятого года жизни».

Январь 2023 г.

1. Беседа на тему: «Я мечтал…».

Дидактическая игра «Подбери рифму»

Задачи:  обучать детей принимать участие в корпоративном разговоре, помогая им обширно строить высказывания.

2. Чтение «Предание о первой рождественской елке» Е. Ивановская.

Задачи: познакомить ребенка с новейшим художественным творением, развивать духовно-нравственные качества у ребенка.

3. Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»

Задачи:  обучать ребенка направленному рассматриванию картины, развивать способность составлять логичный, эмоциональный и обширный рассказ.

4. Чтение сказки Т.С. Аксаков  «Аленький цветочек», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»

Задачи: познакомить ребенка со сказкой Т.С. Аксакова  «Аленький цветочек» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать лексикон ребенка приветливыми словами и развивать духовно-нравственные качества у ребенка.

5. Дидактическая игра «Составь предложения »

6. Дидактическая игра «Фруктовый и ягодный чай»

7. Игры и упражнения на развитие логического мышления и связной речи

Семинар-практикум для родителей «Как учить стихи с детьми через мнемотаблицу»

Февраль 2023 г.

1. Пересказ русской народной сказки «Пастушья дудочка»

Задачи:  посодействовать ребятам осознать и запомнить сказку, обучать пересказывать её, развивать духовно-нравственные качества у ребенка.

2. Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»

3. Чтение русской народной сказки «Названный отец»

Задачи:  посодействовать ребятам осознать и запомнить сказку, развивать духовно-нравственные качества у ребенка.

4. Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце».

5. Дидактическая игра «Составь предложения »

6. Игра-лото «Предлоги»

7. Карточки для составления предложений

Консультация «Как говорит ваш ребенок»

Март 2023 г.

1.Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном»

Задачи:  посодействовать детям осознать, как большое количество времени и сил отбирает у мам работа по дому; указать на потребность помощи мамам; развивать хорошее, внимательное, почтительное отношение к старшим.

2.Составление рассказа по картинкам «Купили щенка».

Задачи:  обучать ребенка работать с иллюстрациями с поочередно развивающимся действием

3.Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем».

Задачи:  обучать ребенка составлять детальные и увлекательные рассказы на темы из личного навыка; совершенствовать инициативу, умение импровизировать.

4.Чтение рассказов из книги В. Сутеева  «Палочка-выручалочка».

 5. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Задачи:  познакомить ребенка с небольшими рассказами из жизни животных. Обучать строить сложноподчиненные предложения. Активизировать словарь детей.

5. Дидактическая игра «Составь предложения »

6. Дидактическая игра «Найди слова на букву»

Консультация для родителей: «Влияние мелкой моторики руки на развитие речи у детей»

Апрель 2023 г.

1.Беседа на тему «О друзьях и дружбе»

Задачи:  продолжать помогать ребятам изучать нормы поведения, обучать доброжелательности, развивать духовно-нравственные качества у ребенка.

2. Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово»

Задачи:  обучать ребенка составлять рассказы на темы из индивидуального опыта. Тренировать в образовании слов-антонимов.

3. Игра-лото «Антонимы»

4. Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»

5. Дидактическая игра «Составь предложения »

6. Дидактическая игра «Подбери соответствующую картинку»

7. Раскрась, то на чем можно»

Рекомендации  для родителей: «Речевые игры по дороге домой»

Май 2023 г.

1.Пересказ повести И. С. Шмелев «Лето Господне».

Задачи:  обучать ребенка легко, без повторов и лишних (препятствующих восприятию) слов составлять рассказ, развивать духовно-нравственные качества у ребенка.

2.Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»

Задачи:  познакомить ребенка с повествованием В. Драгунского «Друг детства», посодействовать им оценить поступок мальчишки.

3.Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

Задачи: познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (перевод М. Боровицкой).

4.Чтение сказки «Сивка-Бурка»

Задачи:  посодействовать ребятам вспомнить сущность знакомых сказочных русских народных сказок, познакомить с басней «Сивка-бурка» (обрабатывание М. Булатова).

5. Дидактическая игра «Составь предложения »

Составление рассказа по таблице.

Консультация для родителей «Развиваем речь через речевые игры»

  

Приложение.

Консультации для родителей.

Дефицит общения – проблема развития речи детей.

Нередко дети, не имеющие проблем в умственном и психическом развитии, испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин, одна из них недостаточность опыта общения.

Современные родители в быстроменяющемся современном информационном мире, просто не находят времени для своих детей. Родители озабочены обеспечить детей всем необходимым, удовлетворить их физиологические жизненно-важные потребности, забывая о такой важной потребности, как общение.  

Дефицит общения – проблема развития речи детей.

От того, насколько ребёнок чётко и красиво говорит, умеет ли выразить свои мысли, зависит его успешность в дальнейшей жизни, в учебной и профессиональной деятельности.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со всеми членами семьи, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Не стоит забывать, что речь дети усваивают на подражательном уровне, поэтому взрослым необходимо следить за своей речью, быть для ребёнка примером (исключить из речи жаргонные словечки, не сюсюкать, правильно и чётко говорить).

Очень важным этапом в развитии речи является переход от диалогической речи к различным формам монологической. Диалогическая речь – это простая форма речи, которая состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонации, которые могут изменять значение слова. Не имея навыков общения, дети испытывают трудности даже в этой простой форме речи. Необходимо развивать у детей умение строить диалог – спросить, ответить, объяснить, попросить, пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого рекомендуется проводить с детьми беседы на самые различные темы, связанные с жизнью в семье, в детском саду, о его отношениях с друзьями и со взрослыми, о его интересах, желаниях. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.  

Монологическая речь более сложная и в большей степени произвольная. Говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание. Монологическая речь – это организованный и относительно развернутый вид речи. Владение связной монологической речью – одна из центральных задач речевого развития детей.  

У детей в период дошкольного детства необходимо развивать и совершенствовать все стороны речи (грамматическую, лексическую, фонетическую, связную). Связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики, представляющая собой единое целое, обладающая относительной самостоятельностью, законченностью.  

Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников.  

Развивать речь необходимо в игровой форме и делать это можно где угодно, не затрачивая на это много времени. Например: по дороге домой, в магазин, детский сад, на кухне при приготовлении еды, на даче, в транспорте и т.д.

При работе по развитию речи можно использовать следующие игры:

Игра «Отгадай, на что я смотрю? »

Ребёнок (или родитель) по дороге в детский сад находит предметдля описания и, не называя его, описывает его признаки, его предназначение, а родитель (или ребёнок) отгадывает предмет.

Игра «К чему относится?»

Взрослый называет какой-либо предмет, а ребенок называет обобщающее понятие, к которому этот предмет относится.

Например: заяц – животное, карась – рыба, диван – мебель и т.д.

Игра «Потому и почему»

Цель игры - научить детей задавать вопрос: «Почему?» и отвечать на него, используя союз « …потому что ».

Игра «Назови лишний предмет»

Вы называете ребенку серию обобщающих слов, среди которых

Находится одно, не подходящее данному понятию. Ребенок называет лишнее слово.

Игра «Бывает – не бывает»

Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает – не бывает», например: весной созревают яблоки.

Игра «Отгадай слово».

Предложите малышу отгадать слово, которое вы задумали,

пользуясь подсказками, например: круглое, румяное, красное (яблоко)

Игра «Скажи наоборот».

Вы называете ребенку прилагательное или глагол, ребенок подбирает

противоположное по смыслу слово. Пример: старый – молодой, стоит – идёт и т.д.

Игра «Кто больше придумает слов»

Вы называете ребенку предмет, ребёнок придумывает к нему слова– прилагательные. Пример: дом – кирпичный, высокий, крепкий и т.д. Затем вы меняетесь ролями: ребенок называет слово, вы подбираете

Наряду с речевыми играми обязательно также развивать у детей навыки: в пересказе текстов, рассказывании сказок, составлении описательных и повествовательных рассказов, в отгадывании загадок, выразительном рассказывании стихов.

Мышление – это внутренняя речь. И от того как происходит развитие речи, зависит развитие мышления

«Роль родителей в звуковой культуре речи детей»

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В 4-5 лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

Наша задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, чем раньше вы научите ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Особую значимость вопрос о чистоте речи приобретает с приходом ребенка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика.

Особенно важное значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковыхвоздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2—3 года учить правильно, произносить шипящие, звук р).

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы -  взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными иди ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т. п.), взрослый же за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Игры и стихи, упражнения, которые вы можете использовать дома. Они служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребенка.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата

«Лопаточка».

Рот открыт, широкий расслабления язык лежит на нижней губе.

Раз-два-три-четыре-пять,

Мы идем, идем гулять,

Все лопаточки возьмем

И в песочницу пойдем.

У меня лопатка —

Широка да гладка.

«Чашечка»

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Ты любишь пить чай?

Тогда не зевай!

Рот открывай,

Чашку доставай.      

«Стрелочка».

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Раскрывай пошире рот

И тяни язык вперед.

Раз, два, три, четыре, пять —

Стрелку будем выполнять.

Динамические упражнения для языка.

«Лошадка».

Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Цок-цок-цок!

Мы все сказали,

Как лошадки поскакали.

Вот лошадки поскакали,

Язычок, поцокай с нами

Эй, а где ж улыбка?

Зубки и «прилипка».

«Гармошка».

Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

У Антошки есть гармошка.

Поиграй-ка нам немножко.

«Маляр».

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

Старательно красим: назад и вперед,

Я улыбаюсь, а язык не поймет,

Как твердое небо он выкрасит в срок?

Давайте покрасим скорей потолок!

Маляр торопился

И кисть уволок.

«Вкусное варенье».

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Ох, какое объеденье!

Очень вкусное варенье!

Язык широкий положи

И края приподними.

Оближем верхнюю губу —

Варенье очень я люблю.

Всем на удивление

Вкусное варенье.

Кто любит варенье,

Делает движение —

Губу оближи,

Язычок покажи.

Упражнения для губ.

«Заборчик».

Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Улыбнись и ты,

Покажи зубки крепкие твои.

Мы покрасим дощечки

И поставим вот так.

За забором утки ходят

И кричат кря-кря!

Шире рот открыли мы,

Зубы показали

Губы растянули,

В улыбке утонули.

«Трубочка».

Выпячивать губы вперед бочкой.

Чи-чи-чи, как трубачи,

Все потянем губочки

И покажем трубочки.

«Хоботок».

Вытягивать сомкнутые губы впе

Посмотрите, это кто? Это слоник с хоботком.

Упражнения для пальчиковой гимнастики.

«Дом»

Разведенные книзу пальцы опираются на стол.

«Зайчик»

Указательный и средний пальцы разведены, безымянный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому.

Указательный и средний пальцы подняты вверх — это ушки; оставшиеся пальцы собраны в кулак — туловище.

«Воспитание звуковой культуры речи в домашних условиях».

При решении многих задач воспитания звуковой культуры речи в детском саду ведущими являются фронтальные формы работы с детьми в непосредственной образовательной деятельности. Но в силу разных причин некоторые дети плохо усваивают материал, неправильно произносят звуки или вовсе их пропускают. В этом случае необходима, среди прочих, помощь родителей, как закрепляющий и упражняющий фактор. Не все родители, даже при большом желании, имеют навыки работы по воспитанию звуковой культуры речи, владеют необходимыми методами и приемами. Одним из самых необходимых условий становления правильного произношения в домашней обстановке можно считать правильную, грамотно построенную, литературно выдержанную речь близких людей, окружающих ребенка дома. Именно она послужит примером для подражания.

Не секрет, что ребенок, слыша дефекты речи от старших родственников, может перенять их, не подозревая об их неправильности. Особенно ярко это проявляется у детей младшего дошкольного возраста, когда запас впечатлений еще очень мал, работа речедвигательного аппарата несовершенна, но вместе с тем ярко выражена способность к подражанию. В таких случаях необходимо мягко, но настойчиво поправлять ребенка, не произнося неправильный звук.

Эффективным методом стимуляции правильного произношения у детей могут стать совместные чтения родителей и ребенка таких поучительных детских произведений, как рассказы Н. Носова, В. Драгунского.Читая их вместе с детьми, нужно показать ребенку всю комичность такого произношения, подтолкнуть к желанию произнести тот или иной звук правильно. Плохую услугу и детям, и родителям могут оказывать неконтролируемые ими просмотры телепередач, мультфильмов, особенно последнего поколения. В них герои, на которых наши дети равняются, им подражают, зачастую шепелявят, картавят, сюсюкают, произносят слова и словообороты, далекие от стандартов литературной речи. Ребенок хочет быть похожим на них, особенно если это Супермен, Человек-Паук и т.д.

Для закрепления полученного в детском саду материала дома можно поиграть с детьми в несложные словесные игры» «Цепочка слов», «Поймай звук», «Назови слово,  «Сколько в слове частей», «Где спрятался звук?», «Скажи иначе» и т.д. Эти игры не требуют специального оборудования, особой подготовки, но хорошо развивают фонематический слух, речевой аппарат.  По дороге в детский сад можно поиграть в другие словесные игры на развитие слухового внимания: «Какие звуки ты слышишь?», «Как гудит транспорт?». В это время можно повторить с детьми знакомые стихи, потешки, считалки, заклички – все это развивает у ребенка дикцию, темп, дыхание, позволяет родителям чаще произносить «неудачные» звуки с детьми, добиваясь лучшего результата.

Многие родители, вопреки рекомендациям педагогов, очень рано стремятся научить детей читать в ущерб развития других речевых задатков. Механический способ обучения всегда менее эффективен чем тот, который строится на понимании звукового анализа слова. Развитие звуковой культуры речи тесно связано с обучением ребенка грамоте, умением распознавать место звука в слове, вычленяя звуки шипящие, свистящие, сонорные, мягкие и твердые, гласные и согласные. Все эти умения необходимы ребенку для дальнейшего обучения его чтению. На помощь родителю в этом случае придут такие игры, как «Сосчитай слоги в слове», «Звуки подружились», «Какой звук потерялся», «Звуковые паровозики» и т.д.Как только ребенок поймет слогослияние, его можно приобщать к такому увлекательному и развивающему занятию, как разгадывание ребусов. Это можно делать и раньше — когда он знакомится со звуками и буквами. Это замечательные игры с родителями: «Секретное письмо», «Разведчики», «Шпионы», «Первобытный человек».

Таким образом, работая с детьми над устранением недостатков и дефектов речи, и педагогам, и родителям нужно:

1)    правильно произносить все звуки родного языка, иметь ясную, четкую и отчетливую речь;

2)    следить за речевым окружением детей, пресекая сюсюканья, коверканья слов;

3)    больше внимания уделить развитию речевого слуха, речевого аппарата, используя для этого игровые задания, ребусы;

4)    привлекать детей к семейным чтениям, дружеской беседе.

Итак, семья – важный элемент системы образования, где работа с детьми по воспитанию звуковой культуры речи продолжается в неформальной обстановке, закрепляется, совершенствуется. Родители, не равнодушные к будущему своего ребенка, способны совместно с воспитателями детского сада качественно улучшить, а при необходимости и исправить недостатки речи детей.

«Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения».

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является необходимым компонентом общения. Именно в процессе общения она и формируется.

Цель занятий по развитию речи в детском саду – помочь ребенку овладеть родным языком. Это очень непростая задача, т.к. ребенок дошкольного возраста – это не ученик, которому можно изложить и объяснить правила склонения или спряжения, структуру простых и сложных предложений. Развитие речи у детей также тесно связано с формированием мышления и воображения ребенка.

Основными задачами развития речи в детском саду являются:

 - воспитание звуковой культуры речи,

 - обогащение и активизация словаря,

 - формирование грамматического строя речи,

 - развитие связной речи.

Необходимо формировать качественную сторону речевой деятельности в процессе общения.

Крайне важно создать в работе эмоционально благоприятную ситуацию, которая способствовала бы возникновению желания у ребенка активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создавать такие ситуации, в которых даже самые стеснительные и необщительные дети раскрываются. Писатель ДжанниРодари говорил, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку».

Вовлечение детей в игровую деятельность помогает активизировать их речевое развитие. Речь ребенка формируется поэтапно. На каждом возрастном этапе решаются свои задачи. От возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Благодаря многообразию речевых игр и упражнений у дошкольников формируется четкость произношения каждого слова, грамотность, ясность, умение правильно формулировать свою мысль, развиваются монологическая и диалогическая речь. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими. Используя речевые игры в качестве сотворчества ребенка и взрослого, необходимо следить за его настроением и учитывать речевые возможности.

К трем годам ребенок владеет теми средствами, которые необходимы и достаточны для повседневного общения. Его речь - разговорная речь. Она непроизвольна и ситуативна, в ней много неполных предложений.

На этапе 4-5 лет главным направлением является формирование конкретной речи. На пятом году жизни ребенок начинает видеть связь между структурой слова и функцией предмета, который этим словом обозначается. Дети начинают активно экспериментировать со словами. В этом возрасте ребенка начинает привлекать повествование-импровизация. Помимо сюжетно-ролевых игр полезно разыгрывать театрализованные представления. Речевые умения, которые дошкольник получает в игре, необходимо перенести в монологическую связную речь. Для этого в педагогический процесс включается ситуация устного рассказа. Воспитатель помогает ребенку оформить свои мысли в виде рассказа: подсказывает сюжетный ход, логические связи, а иногда и начало каждого предложения. Например, «Расскажем про Дашу и зайчика». Воспитатель предлагает рассказать про Дашу: «Как-то раз Даша…(проснулась, умылась и решила пойти в лес). Она…(пригласила на прогулку братика Мишу). Ребята взяли с собой…(мячи, совки и ведерки). На полянке …(они увидели ежика), который…(очень испугался и сразу свернулся в клубок). Даше и Мише…(стало очень весело).

Примеры речевых игр и упражнений, которые проводятся с детьми в средней группе.

Узнай по описанию.

Цель: формировать умение ориентироваться на окончание слов при согласовании прилагательного и существительного в роде.

Материал: расписное деревянное яйцо, расписная деревянная матрешка, блестящая пуговица, расписной поднос, большое колесо, голубые блюдце и чашка, зеленое ведро и совок, большая тарелка.

Воспитатель раскладывает предметы на подносе, затем дает их описание. Дети должны угадать, о каком предмете идет речь.

Воспитатель. Она круглая, блестящая, как золотая…(пуговица); оно требуется для игры в песок, оно большое, зеленое…(ведро) и.т.д

Чего не стало?

Цели: формировать умение образовать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Материал: кукла Петрушка, открытки (картинки) с изображением фруктов и овощей (яблоко, груша, вишня, черешня, слива, банан, апельсин, лимон, помидор, огурец).

К детям в гости приходит Петрушка. Воспитатель говорит от его имени. Здоровается. Предлагает рассмотреть открытки, которые он принес. Воспитатель по одной показывает открытки, дети называют то, что нарисовано. Названные открытки размещают на стенде так, чтобы по одну сторону оказались существительные с нулевым окончанием.

Петрушка предлагает детям поиграть в игру «Чего не стало?». На стенде оставляют пять картинок, например: яблоки, груши (слева) и бананы, лимоны, апельсины (справа).

Петрушка.Ребята, запомните хорошо картинки. Запомнили? Закройте глаза.

Петрушка прячет бананы. На место бананов ставит огурцы.

Теперь откройте. Чего не стало? (бананов). Что появилось? (огурцы). Снова закройте глаза.

Петрушка убирает яблоки. На их место ставит груши. и.т.д

Дается образец правильного ответа: «Надо говорить так: не стало яблок. Не стало бананов».

В следующий раз в игре можно использовать открытки с изображением цветов, предметов.

Зайка, сделай!

Цель: формировать умение образовывать формы повелительного наклонения глаголов (спой, поскачи, танцуй, положи, нарисуй, поезжай).

Материал: плюшевый заяц, автомашина, кисточка, лист бумаги, краска, вода. тряпочка для вытирания кистей.

Ход: К детям приезжает заяц на машине.

Воспитатель. Посмотрите, зайка что-то привез. Тут и краски, и кисточка, и вода. Зачем все это зайцу? Оказывается, что заяц необыкновенный: он умеет рисовать, петь, плясать, высоко скакать, любит ездить на машине.

Давайте поиграем с зайкой. Вы будете отдавать команды, а заяц выполнять, если высказывание будет сформулировано правильно.

Если ребенок ошибается, заяц не двигается, ждет, когда ошибка будет исправлена.

После игры заяц прощается с детьми и уезжает.

Что изменилось?

Цель: формировать умение употреблять предлоги с пространственным значением (на, между, около).

Материал: лесенка, игрушки – мишка, кот, лягушка, заяц, лиса.

Ход: На ступеньках лесенки воспитатель расставляет игрушки.

Воспитатель.Сейчас мы проведем игру на внимание. Запомните, какая игрушка где стоит. Закройте глаза. Что изменилось? Что стало с мишкой? (Он стоял на верхней ступеньке слева, а сейчас стоит на средней ступеньке между котом и лягушкой).

Таким образом обыгрываются все возможные положения игрушек на лесенке. Игра повторяется 5-6 раз.

Кафетерий.

Цель: познакомить с неизменяемыми словами.

Материал: поднос с кубиками.

Ход: Воспитатель. У нас открылся кафетерий. Вы можете отдохнуть там и выпить чаю, сока, кофе или какао. Я хотела бы чашечку какао. А вам кофе? Кофе должен быть с молоком или черный? А вам налить чаю? Какой чай вы любите – с молоком или с лимоном?

Воспитатель обходит детей, протягивая им поднос с кубиками. Дети говорят, чего они хотели бы выпить, «пробуют» напитки.

Ребята, а вы обратили внимание, что слова кофе и какао не изменяются? Мы говорим: выпить сока, чаю; выпить кофе, какао.

Что за животное?

Цель: формировать умение точно использовать названия детенышей животных в единственном и множественном числе.

Ход: Воспитатель предлагает детям отгадать загадку и изображает тигренка (рычит, растопыривает пальцы).

Воспитатель. Кого я изобразила? Кто это? (тигр). А кто детеныш у тигра? Один – тигренок, а если их много, как мы скажем? (тигрята). Изобразите тигрят.

Воспитатель дает шепотом одному из детей задание изобразить котенка. Котенок моет лапкой мордочку, мурлычет.

Отгадайте, кто это?

Дети. Котенок.

Воспитатель.Да, это котенок.

Аналогичное задание дается ещё нескольким детям.

А теперь кто у нас?

Дети.Котята

Воспитатель. Котята испугались, убежали, и не стало кого?

Дети. Котят.

Аналогично дети изображают и называют козленка, козлят, утенка, утят. Затем козлята и утята убегают.

Магазин посуды.

Цель: формировать умение образовывать наименования предметов посуды.

Материал: полочка с посудой – две сухарницы, хлебница, салфетница (разные по форме, размеру, материалу), блюдо для печенья, масленка, солонки.

Ход: Воспитатель говорит детям, что открылся магазин посуды. Чтобы купить посуду, надо точно знать, что они хотят купить: какой это предмет, зачем он нужен. Если предмет будет назван неправильно, продавец не поймет и не продаст нужную вещь. Но сначала надо рассмотреть. какая посуда есть в магазине. Воспитатель указывает на предметы, дети их называют (хлебница, сахарница, салфетница).

Воспитатель. Вот специальное блюдо для сухарей – су…(харница). А вот блюдо для печенья. У него нет другого названия. Просто блюдо. А вот солонка и мас…(ленка). Пожалуйста, подходите, магазин открыт.

Чьё, чьё? Мое!

Цели: формировать умения образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать существительное и прилагательное в роде.

Материал: мешок, сорока (игрушка или картинка), детские вещи (одежда, игрушки).

Ход: Воспитатель складывает в мешок детские вещи и игрушки. Мешок вносит в комнату вместе с сорокой.

Воспитатель. Это сорока-воровка. Она насобирала разных вещей у нас в комнате, все схватила, что плохо лежит. Смеется над вами: «Чьё, чьё все? Моё!» Давайте-ка рассмотрим, что чьё. Это что?

Дети.Туфли.

Воспитатель. Чьи туфли?

Дети отвечают.

Вещи по одной достают из мешка, называют, определяют хозяина (чьи? чья? чье?). Хозяин получает свою вещь и убирает её на место.

Найди ручку.

Цель: формировать умение составлять предложения со словом  ручка, употребляя его в разных значениях.

Материал: кукла Таня.

Ход: Дети отвечают на вопросы, которые им задает воспитатель, заканчивают начатые им предложения.

К детям приходит кукла Таня, здоровается.

Воспитатель. У меня большая рука, а у Тани?

Дети. Маленькая.

Воспитатель. Как мы называем ласково руку ребенка?

Дети. Ручка.

Воспитатель. Какие ещё предметы называются словом ручка?

Дети. Которыми пишут.

Воспитатель. А теперь говорите, что я делаю.

Воспитатель кладет ручку на стол, берет чашку, держит её за ручку.

Дети. Кладете, берете, держите.

Воспитатель.Какие ручки вы видите в комнате?

Дети отвечают.

Какие ручки встречались вам дома, на улице, в транспорте? Закончите предложения, которые я начну.

Ручкой можно…(писать).

Ручку можно на стол…(положить).

За ручку можно чашку…(держать, взять).

У кастрюли две…(ручки).

Для чего нужна ручка? Вспомните, что сказала Таня, когда пришла к вам.

Дети. Она сказала «здравствуйте», поздоровалась.

Воспитатель. А теперь что она делает?

Дети. Прощается, машет ручкой, говорит «до свидания».

Какая? Какой? Какое?

Цель: формировать умение подбирать определения к предмету, явлению.

Ход: Воспитатель называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

Волк – серый, зубастый, злой, голодный.

Солнце – яркое, лучистое, горячее.

Хлеб – свежий, горячий, вкусный, ржаной.

Мяч – резиновый, круглый, синий, большой.

Шапка – вязаная, теплая, зимняя, белая.

Бывает – не бывает.

Цели: формировать умения воспринимать на слух простые предложения и представлять ситуации, о которых в них говорится, уточнить значения слов.

Материал: кукла Незнайка.

Ход: В гости к детям приходит Незнайка.

Воспитатель. Незнайка говорит, что зря над ним смеются из-за того, что как будто бы он ничего не знает и не умеет. Вот как раз он-то знает, что бывает и что не бывает, а ребята не знают.

Незнайка говорит разные небылицы. Дети должны заметить ошибки и объяснить, почему так нельзя говорить.

Незнайка. Собака под дверью мяукает. Собака дом сторожит. Мальчик зимой катается на лыжах. Девочка летом едет по воде на санках. Белка в гнезде птенцов высиживает. Куры во дворе зернышки клюют. Самолет землю пашет.

Закончи предложение и подбери к нему картинку.

Цели: формировать умение заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими  словами в предложении.

Материал: предметные картинки – мяч, рыба, кит, лягушка, косточка, тапочки, карандаш, яйцо, платье, пальто, кофта, книги, газета, ёлка, дом, диван.

Ход: Воспитатель начинает фразу, дети по очереди заканчивают её, выбрав предварительно среди картинок подходящую по содержанию.

 - девочка рисует…(ёлку, дом,  диван);

 - папа читает…(книгу, журнал, газету);

 - курица снесла…(яйцо);

 - мама стирает…(платье, пальто, кофту) и т.д .

Придумай другое слово.

Цели: углублять знания о лексическом значении слова, формировать умение образовывать новые конструкции с помощью префиксов и суффиксов.

Ход: Воспитатель.Из одного слова можно сделать другое, похожее. Например, можно сказать «бутылка из-под молока», а можно – «молочная бутылка».

- компот из яблок (яблочный компот);

- варенье из груш (грушевое варенье);

- полка для книг (книжная полка);

- ваза из стекла (стеклянная ваза);

- крыша из соломы (соломенная крыша);

- горка из снега (снежная горка);

- кораблик из бумаги (бумажный кораблик).

Как сказать по-другому?

Цель: формировать умение подбирать синонимы к заданным словам.

Ход: Воспитатель называет словосочетание, а дети заменяют его одним словом.

Сильный человек (силач), сильный ветер (ураган), трусливый человек (трус), лживый мальчик (лжец), глупый человек (глупец), сильный дождь (ливень).

Я начну, а ты продолжи.

Цели: формировать умения продолжать синонимический ряд, находить слова, близкие по смыслу.

Ход: Воспитатель говорит предложение, выделяя в нем какое-то слово, ребенок подбирает к этому слову синонимы.

 - В шкафу висит чистая рубашка. Чистая… (свежая, негрязная, постиранная);

 - Мальчик ударился ногой о камень. Ударился…(ушибся, стукнулся);

 - Нам в лесу было страшно. Страшно…(боязно);

- Дети побежали по тропинке. Побежали…(понеслись, помчались).

Подбери слово.

Цель: формировать умение подбирать подходящие по смыслу слова.

Ход: Воспитатель предлагает ситуацию, а дети подбирают подходящие по смыслу слова.

1. Вова, как просыпается, начинает разыскивать свои вещи: рубашку под столом, тапочки на стуле, брюки под кроватью. Каждое утро ищет, ищет, в детский сад опаздывает. Как можно назвать Вову? (лентяй, неряха, лодырь). Что нужно делать, чтобы в садик не опаздывать?

2. Играли ребята в песочнице. Наложили полное ведро песка. Не могут его поднять. Какое стало ведро? (Тяжелое). Что значит тяжелое? А что еще может быть тяжелым?

3. Решила Машакуклу искупать. Налила в таз воды, опустила руку, но быстро одернула и закричала. Как вы думаете, почему девочка закричала? Какую воду она налила в таз? А какую надо было налить? Какая еще бывает вода?

4. Мама купила арбуз, но он не помещался в сумке, потому что он был…(большой). Она еле принесла его домой, разрезала и обрадовалась, потому что он оказался такой…(красный). Мама нарезала арбуз дольками и угостила…(детей). Дети откусили по кусочку и причмокнули губами. Мама поняла, что арбуз был очень…(вкусный и сочный). А что значит сочный? Что ещё может быть сочным?

Вариантов таких игр и упражнений может быть множество. Все зависит от фантазии воспитателя, от его опыта и умения заинтересовать ребят.

Придумывайте! Играйте! Увлекайте!    Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию навыков связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи III уровня

Очень часто у детей с речевыми нарушениями наблюдается отставание в развитии связной речи. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, выполняет важную роль в процессе в...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тема: «Какая бывает Весна?»

Цель: Уточнить и расширить  знания детей по теме «Весна», активизировать словарь детей по данной теме.Коррекционно-образовательные задачи:- Закрепить знание весенних месяцев,  ве...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Проект. «Развитие связной речи детей старшей группы посредством экологического воспитания. «Времена года». МАДОУ «Детский сад № 35 компенсирующего вида», г.Печора

Данный проект способствует развитию у детей связной речи, обогащению  и активизации словаря.  Формированию эмоционального, положительного отношения к природе, умению видеть прекрасное в разн...