Проект. «Развитие связной речи детей старшей группы посредством экологического воспитания. «Времена года». МАДОУ «Детский сад № 35 компенсирующего вида», г.Печора
проект по развитию речи (старшая группа)

Часовская Марина Георгиевна

Данный проект способствует развитию у детей связной речи, обогащению  и активизации словаря.  Формированию эмоционального, положительного отношения к природе, умению видеть прекрасное в разное время года. Воспитывает экологическую культуру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  Проект.

«Развитие связной речи детей старшей группы посредством экологического воспитания.  «Времена года».     

МАДОУ «Детский сад № 35 компенсирующего вида», г.Печора

Часовская Марина Георгиевна   -  воспитатель.

 Актуальность проекта.

Учитывая рекомендации Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования по подготовке к следующей ступени обучения очень важно подходить  комплексно и качественно.

  • Формирование  звуковой  культуры  речи детей через художественно-эстетическую и  игровую  деятельность в детском саду и в семье.
  • Продолжать обогащать представление детей о мире предметов.
  • Укрепление связи ДОУ с семьёй.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • В результате развивающих занятий научить детей логическому мышлению, способности к анализу, знакомить с устройством окружающего мира и формировать умение детей  общаться между собой.  

Аннотация проекта.

Данный проект помогает развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь.  Формировать эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года. Воспитывать экологическую культуру.

Практико-ориентированный проект

Срок реализации:      с 1 сентября 2018 по 31 августа 2019 года.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:       Развитие связной речи детей.

 ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:  Развивать у детей особенность связной, диалогической и монологической речи. Активизировать  словаря детей.

       Формировать  эмоциональное, положительное отношение  к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

       Закреплять  знания детей о сезонных изменениях в природе, отражать в рисунках признаки природы в разное время года, используя различные методы рисования, познакомить с нетрадиционными техниками рисования.

       Закреплять умение  самостоятельно сочинять экологические сказки, составлять загадки, придумывать небылицы.

       Развивать внимание, память, мышление, эстетический вкус.

       Воспитывать у детей любовь к природе и бережное к ней отношение.

Участники проекта:

  • Воспитатели.
  • Дети старшей группы №10 «Оленёнок»
  • Специалисты.
  • Родители.

Предполагаемый результат.   

Сформированы:

  • Навыки связной речи у старших дошкольников, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи.
  • Положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

 Результаты работы с родителями:

  • Повышена  педагогическая компетентность родителей,
  • Установлено деловое взаимодействие.

Необходимая поддержка проекта:

  • Совместная работа со специалистами. Рекомендации педагога-психолога,  логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
  • Поддержка родителей, проведение дополнительных консультаций по развитию связной речи, экологическому воспитанию, использованию  музыкальных произведений и художественной литературы по названной теме. 

Этапы проекта.

I этап. Подготовительный:

  • разработка гипотезы, цели и задач проекта;
  • подбор методического материала и литературы;
  • анкетирование детей и родителей

II этап.   Основной.   Реализация проекта.

  • Работа с детьми;
  • Работа со специалистами;
  • Работа с родителями.

III этап. Заключительный.

  • Анализ результатов реализации проекта;
  • Театрализованные представления;
  • Совместные итоговые выставки творческих работ;
  • Презентация проекта;
  • Размещение информации в  СМИ. 

Результаты.  Выводы.

  • Сформированы навыки диалогической и монологической речи.
  • Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения, сравнивают, анализируют,  обобщают, устанавливают причинно-следственные связи.
  • Пополнился запас знаний о родном крае, об общечеловеческих ценностях.
  • Повысилась экологическая культура, как детей, так и взрослых.
  • Улучшились отношения детей друг с другом.
  • Установлено деловое взаимодействие с родителями.
  • Сделали кормушки и скворечники для птиц.
  • Принимали активное участие в конкурсе рисунков и поделок.
  • Составляли рассказы, загадки и небылицы и оформили их в книги. 

Перспективы на будущее.

  • Продолжать работу с детьми по развитию связной речи.
  • Содействовать формированию экологической культуры детей и взрослых.
  • Развивать внимание, память, мышление.

           Последовательность разворачивания проекта.

                                     СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ - НОЯБРЬ.

1. Вводная беседа.   Тема: «Как природа рисует красками".

Рассматривание иллюстраций художников:  Шишкин И.,  Левитан И.,  Грабарь И., Коровин К., Трубецкой П.

Цель:  Развитие  эстетическое восприятие детей, формирование навыков эстетических контактов с произведениями искусства, обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы, какие цвета были использованы художниками.

2.  Экскурсии в природу.

Цель: знакомство детей с разнообразием осенних красок. Побуждать в детях способность наслаждаться изяществом и многообразием форм, красок, звуков окружающей их природы.

3. Чтение художественной литературы. 

Заучивание стихов: И.Бунин «Первый снег», А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», И.Белоусова «Осень»;  умение отгадывать загадки; объяснять значение примет.

Дидактические игры: "Времена года."

"Когда это бывает?",

"Сложи картинку."

«С какого дерева этот листочек?",

 "Подбеги к дереву».

 "Узнай по описанию"

 «Назови детёнышей»

Словесные игры:  «Мяч бросай – быстро отвечай!»

                                «Закончи слово»

                                 «Обними словами»

                                 «Расскажи картину»

                                  «Скажи наоборот»

                                  «Словесный волейбол»

                                  «Задом наперёд»

                                   «Похожие слова» 

                                               «Незнайкины ошибки»…

Составление рассказов об осени.

Работа в тетради: «Составь рассказ по картине и раскрась её».

Цель: формирование у детей смекалки, сообразительности, логического мышления.

4.Прослушивание аудиозаписей:

1.Концерт "Осень" ("Сбор Урожая") из цикла "Времена года" (А.Вивальди)

2. "Осенняя песня" (октябрь) из цикла "Времена года" (П.Чайковский)

         Цель: развитие  у детей музыкального слуха, певческих навыков.

5.Занятия по изобразительному искусству. 

Цель: Овладение различными изобразительными техниками, в том числе нетрадиционными. Формирование умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных явлений и предметов.

Рисование. Темы: «Космея»

                               «Осень золотая».

                               «Волшебные краски осени»- техника печатания листьями.

                               «Грибочки в лукошке»

                               «Дары осени»

                               «Ветка рябины»

                                «Идёт дождь»

                                «Что нам осень принесла»…

Лепка.        Темы:   «Грибы»

        «Овощи и фрукты для магазина»

        «Перелётные птицы»

        «Сказочный  Мишутка в осеннем лесу»

        «Козлик» (По мотивам дымковской игрушки)

        «Олешек»

        «Моя любимая игрушка» (животное)

Аппликация.  Темы:   «На лесной полянке выросли грибы»

                                      «Загадки с грядки»

                                       «Блюдо с фруктами и ягодами»

        «Мишка и его друзья»

        «Мой город осенью»

                                «Машины едут по лицам города»

 6. Музыкальные развлечения: /сценарий праздника, фотоотчёт прилагается/

             «ПРАЗДНИК ОСЕНИ»

             «ДЕНЬ  НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

              «ДЕНЬ МАТЕРИ»

 Цель: закрепление представлений о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью. Создание эмоционального настроя. Формирование эстетического вкуса. Приобщение детей  к миру прекрасного.

7. Взаимодействие с семьёй.

1. Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечениям.

2. Семейная выставка  поделок из природного материала.

3. Фотовыставка: «Осенняя пора - очей очарованье», «Наши праздники и будни»,  «Заниматься нам не лень».

4. Размещение информации для родителей на сайте группы «Оленёнок» в Контакте и на информационном стенде в приёмной: «Тематические недели в группе «Оленёнок», «Что мы узнали нового?»

 

                             ДЕКАБРЬ - ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ.

1. Экскурсии по территории детского сада.

Цель: Закрепление представления детей о характерных признаках зимы и зимних явлениях.

Задачи.  Способствовать умению детей видеть красоту и мощь природы, обратить внимание на"тихую грусть"засыпания природы с наступлением зимы. 

Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Формировать умение устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.

Закреплять умение составлять рассказ детей по мнемотаблице, называть приметы зимы, изменения в природе, используя образные слова и предложения.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям и животным.

2. Знакомство с искусством. 

Рассматривание зимних пейзажей.

Цель: формирование знаний  детей о сезонных изменениях в природе. Дать представление о жанре изобразительного искусства – ПЕЙЗАЖЕ.

Игры:  «Времена года.», «Узнай по описанию», «Времена года», «Когда это бывает?», «Сложи картинку»…

Цель: развивать внимание, сообразительность.

3. Рассматривание репродукций картин по теме"3има":

                        К. Юон  «Русская  зима»,

                        И.Шишкин «Сосна»,

                        И.Грабарь «Февральская глазурь».

Цель: обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники для более яркой передачи зимнего пейзажа; развивать эстетическое восприятие; формировать навыки эстетических контактов с произведением искусства.

4. Прослушивание аудиозаписей:

  1.П.Чайковский из цикла "Времена года" «Декабрь - Святки»,

  2.В. Шаинский «Снежинки»

  3.Концерт «Зима» («Вьюга», «У камина») из цикла «Времена года» (А.Вивальди)

 

5. Музыкальные развлечения: /сценарий праздника, фотоотчёт прилагается/

«НОВЫЙ ГОД»

«ДЕНЬ ГОРОДА»

«ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»

6.Заучивание стихотворений:

                              С. Маршак «Тает месяц молодой…

                               И. Суриков"Зима", «Детство»

                               А Фёдоров" Мороз",

                              Л.Толстой"Декабрь".

                              Стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме.

Цель: оказание помощи детям в запоминании и выразительном прочтении стихов о природе.

7. Занятия по изобразительной деятельности  на тему:

Рисование. Темы:  «Волшебница зима».

         «Большие и маленькие ели»

                                 «Волшебные снежинки» (акварель)

                                 «Первый снег»

                                 «Моё любимое дерево зимой» (гуашь).

                                 «Птицы синие и красные»

        «Наша ёлка нарядилась»

        «Усатый –полосатый»

        «Дети катаются с горки»

        «Животный мир Арктики и Антарктиды»/Белый медведь, пингвин/

        «Развесистое дерево зимой», «Деревья в инее»

        «Я играю в детском саду»

        «Солдат на посту»,  «Пограничник с собакой»

        «Сказочная гжель»

Лепка. Темы:         «Девочка в шубке»

         «Снегурочка»

                                  «Северный олень»

          «Собака со щенком»

Аппликация. Темы: «Новогодняя открытка»

           «Петрушка на празднике»

           «Пингвин» /оригами/

                                    «Матрос с сигнальными флажками»

                                    «Пароход»

                                    «Открытка для папы»

8. Взаимодействие с семьёй. 

Семья обладает объективными возможностями для формирования ребёнка, как личности. Деловое сотрудничество с родителями – важный фактор  в развитии и воспитании гражданина современного общества.

1.Разучивание стихов к новогоднему утреннику о зиме.

2. Привлечь родителей к оформлению группы и музыкального зала к празднику.

3. Выставка семейного рисунка «Новогодняя сказка»

4. Выставка поделок «Мастерская Деда Мороза»

                                           

                                 

                                  МАРТ-АПРЕЛЬ-МАЙ.

Задачи:      

Обобщить и систематизировать знания детей о весне.

Формировать умение устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений.

Закреплять умение составлять рассказ детей по мнемотаблице, называть приметы весны, изменения в природе, используя образные слова и предложения.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям и животным.

1. Дидактические игры:

«Времена года»,  

«Узнай по описанию»,

 «Кто, где живёт?»,  

«Чей голосок?»

Цель: закрепить знания детей о последовательности цикличности; изменений в природе весной,  летом,  зимой,  сенью по существенными признакам.

2. Художественная литература. 

Знакомство с приметами, пословицами,  поговорками, стихами о весне.

Разучивание стихов: Е.Благинина «Посидим в тишине», Ф.Тютчев «Весна»,  «Весенние воды»,  С.Есенин «Черёмуха»

Цель: развитие связной речи, памяти, продолжать учить понимать смысл пословиц, поговорок.

3. Рассматривание фотографий, открыток о весне.

Цель: познакомить  детей с работами профессиональных  фотографов. Дать представление  о том,  как они  передавали неповторимость, очарование этого времени года.

Знакомство с искусством - рассматривание картин художников: «Вешний поток», «Март» И. Грабаря;  «Изумруд весны» В. Бялыницкого – Бирули.

4. Беседы на тему «Весна».

Цель: побуждать детей к составлению рассказов об этом чудесном времени года, формировать у детей эстетическое отношение к природе.

5. Прослушивание песен и классических музыкальных произведений о весне.

1. "Весенняя песня" (Ф.Мендельсон)

2. Концерт "Весна" из цикла "Времена года" (А.Вивальди)

3. "Утро" (Э.Григ)

4. "Песня жаворонка" из "Детского альбома" (П.Чайковский)

5. "Жаворонок" (М.Глинка)

6."Подснежник" (апрель) из цикла "Времена года" (П.Чайковский)

7. "Май, милый май" (Р.Шуман)

8. Концерт "Лето" ("Гроза") из цикла "Времена года" (А.Вивальди)

9. "Бабочки" (Ф.Куперен)

10. "Кукушка" (Л.Лакен)

11. "Баркарола" (июнь) из цикла "Времена года" (П.Чайковский)

6. Художественно-эстетическое развитие – изобразительная деятельность. 

Музыкальное развитие. Утренники и развлечения:

«Мужество и красота»

«День победы»

Рисование.         Темы: «Дети делают зарядку»

                                       «Ветка с первыми листочками»

                                       «Весенний букет», «Открытка к маминому празднику»

                                       «Была у зайчика избушка лубяная…»

                                       «Грачи прилетели» (акварель).

                                       «Как я  с мамой иду домой из детского сада»

                                       «Спасская башня Кремля»

                                       «Дети танцуют в детском саду»

        «Салют в честь праздника Победы»

        «Первые бабочки»

        «Радуга-дуга»

Лепка.              Темы:        «Кувшинчик»

        «Птицы на кормушке»

        «Петух»

        «Белочка грызёт орешки»

        «Дети танцуют»

        «Сказочные животные»

        «Красная Шапочка несёт бабушке гостинцы»

        «Зоопарк»

Аппликация.   Темы:        «Красивые цветы» /панно/

        «Сказочная птица»

        «Любимая игрушка»

        «Моя кукла»

        «Весенние загадки»

Оформить альбом с иллюстрациями, детскими работами, фотографиями, стихами,  народными приметами на тему «Времена года».

Цель: совершенствовать умения и навыки в изобразительных техниках,

развивать чувство композиции.

7. Взаимодействие с семьёй.

1.Оформление альбома на тему «Времена года».

2. Изготовление информационного стенда для родителей.

3.Привлечь родителей к подбору бросового и природного материала.

8. Взаимодействие со специалистами.

Тесная взаимосвязь со специалистами детского сада помогает решать общие задачи в воспитании и качественной подготовке детей к школьному обучению.

                                 ИЮНЬ - ИЮЛЬ  - АВГУСТ.

1. Дидактические игры:

 Цель: развитие  у детей слухового внимания, активизация в речи детей соответствующего словаря.

  1. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи.

 «Поиграем в сказку»

 «Испорченный телефон»

 «Светофор» 

«Когда это бывает?»,

«А что потом?» 

  1. Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря).

 «Переезжаем на новую квартиру»

«Фрукты – овощи»

«Новоселье»

«В мире растений»

«Летает, а не птица»

  1. Игры для развития грамматического строя речи.

 «Размытое письмо»

«Живые слова»

«Дополни предложение»

«Придумай предложение».  

  1. Игры для развития связной речи.

«Кто больше заметит небылиц?»

«Где начало рассказа?»

«Найди картинке место»

«Исправь ошибку»

«Какая картинка не нужна?»

«Верно или нет?»

2.  Экскурсия в природу.

Цел: учить наблюдать за изменениями в природе, уметь составлять рассказ о  погоде, используя эпитеты образные выражения.

3.  Беседа: «Как я отдыхаю летом», «Лето»,  «Наблюдаем за природой».

Цель: Закрепление представлений  детей о характерных признаках лета и летних явлениях. 

Формирование умения наблюдать за изменениями в природе, описывать погоду, закрепление  основных признаков и примет  лета.

Задачи:

Обобщить и систематизировать знания детей о лете.

Формировать умение устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений.

Закреплять умение составлять рассказ детей по мнемотаблице, называть приметы лета, изменения в природе, используя образные слова и предложения.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям и животным,

побуждать детей к составлению рассказов о своём отдыхе, учить отбирать нужные слова. 

4. Художественно-эстетическое развитие. 

1.Знакомство с искусством - рассматривание картин художников «Сныть - трава» И. Шишкина, «На озере» И. Грабаря.

Цель: Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники для более яркой передачи летнего пейзажа.

Развивать эстетическое восприятие.

Формировать навыки эстетических контактов с произведением искусства.

Разучивание стихов, песен.

Рисование, лепка, аппликация.

Изготовление картин о лете из природного и бросового материала.

«Летнее настроение»

«На реке»

«Летом в лесу»

«Мои любимые цветы»

Цель: развивать художественный вкус, воображение.

6. Лето в народном календаре. 

Цель: знакомство детей с народными приметами.

Дидактические игры:  «Отвечай быстро»

                                       «Кузовок»

                                       «Летом в деревне»

7.  Развлечение.  «Круглый год»

Цель: закрепление знаний о сезонных изменениях, происходящих в природе. Создать эмоциональный настрой (радостный, приподнятый), формировать эстетический вкус и приобщение к прекрасному.

Литература: 

  • Д ы б и н а О. Б. Ребенок и окружающий мир. - М.: Мозаика-Синтез  2005
  • Д ы б и н а О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей.-М, 2002.
  • Д ы б и н а О. Б. Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов. - М.1999. 
  • Д ы б и н а О. Б. Предметный мир как источник познания социальной действительности. — Самара, 1997.
  • Ге р б о в а В. В. Развитие речи в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005
  • Ге р б о в а В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.-М.: Мозаи-ка-Синтез, 2007 
  • Ге р б о в а В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. 
  • Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 лет / Сост. В. В. бова, Н. П. Ильчук и др. — М., 2005. 
  • Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005
  •  Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. — М., 2005.
  • Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным ис-кусством. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. 
  • Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Мозаика-Синтез, 2009
  • Евдокимова Е. С, Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010. 
  • Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. — М: Мозаи-ка-Синтез, 2010.
  • Шорыгина Т.А.: «Беседы о русском Севере», «Беседы о насекомых», Беседы о комнатных растениях», «Месяцы, какие они?»…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие связной речи детей средней группы посредством дидактических игр"

Консультация "Развитие связной речи детей средней группы посредством дидактических игр"...

Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей средней группы посредством инсценировки литературных произведений"

Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей средней группы посредством инсценировки литературных произведений"...

Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей старшей группы посредством инсценировки литературных произведений"

Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей старшей  группы посредством инсценировки литературных произведений"...

Педагогический проект « Развитие связной речи детей старшего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходи...