Мастер-класс "Использование игровых технологий в развитии речи детей"
учебно-методический материал по развитию речи
Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми, распространение разновидностей форм работы.
Задачи: Познакомить педагогов с эффективными методами использования игровых технологий в жизни ребёнка; с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; дыхательной; релаксационной; пальчиковой гимнастики; игрового массажа и самомассажа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
85.docx | 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР- КЛАСС (Засемковой А.Л,воспитателя)
для воспитателей
«Использование игровых технологий в развитии речи детей».
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Актуальность выбранной темы:
Важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей - это хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы.
Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми, распространение разновидностей форм работы.
Задачи:
- Познакомить педагогов с эффективными методами использования игровых технологий в жизни ребёнка; с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; дыхательной; релаксационной; пальчиковой гимнастики; игрового массажа и самомассажа.
- Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Целевая аудитория мастер-класса: воспитатели дошкольных образовательных учреждений.
Организационные параметры мастер-класса:
- мастер-класс состоит из одной встречи;
- рекомендованное время встречи-30 минут;
Требования к материальному обеспечению мастер-класса:
- раздаточный материал: прищепки, карандаши, пробки.
Алгоритм технологии мастер-класса:
- Теоретическая часть.
- Практическая часть.
- Рефлексия. Итог.
Ход мастер-класса
Теоретическая часть
Здравствуйте уважаемые коллеги. Я хочу вас познакомить с игровыми технологиями, которые я использую в работе с детьми по развитию речи.
Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук.
Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные игровые технологии.
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Цель игровых образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность развития речи, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, , научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Одним из видов игровых технологий является гимнастика.
Виды гимнастики, используемые мною для развития речи детей:
- артикуляционная гимнастика;
- дыхательная;
- релаксационная;
- пальчиковая гимнастика;
- игровой массаж, самомассаж.
Активизация педагогов:
Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на собрание, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)
Практическая часть.
А сейчас я предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
1. Артикуляционная гимнастика - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка к правильному произнесению звуков.
Упражнение «Жаба Квака» Упражнение для мышц мягкого нёба и глотки.
Жаба Квака с солнцем встала, - потягиваются, руки в стороны
Сладко-сладко позевала, - дети зевают
Травку сочную сжевала - имитируют жевательные движения,
Да водички поглотала, - глотают
На кувшинку села,
Песенку запела:
"Ква-а-а-а! - произносят звуки отрывисто и громко
Ква-а-а-а!
Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!
2. Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо – эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.
Игра-упражнение «Жуки»
Цель: обучение постепенному выдоху воздуха Дети сидят на стульях, воспитатель произносит: «Ж- ж – ж, - сказал крылатый жук, - посиж- ж – ж – у». Дети обнимают себя за плечи, произносят: «Поднимуся, полечу; громко, громко зажуж – ж – ж – ж – у». Дети разводят руки в стороны и перемещаются по залу с произнесением звуков «ж- ж – ж – ж – ж» (2-3-мин.)
3.Релаксационная гимнастика–снимает психическое и физическое напряжение. Проводится в любое время в течение дня. Продолжительность 1 – 7 минут.
Пример «Замедленное движение»
Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную музыку:
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно – расслабление приятно!
4. Пальчиковая гимнастика - позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.
- Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок.
Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у ребенка. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития: развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров.
Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д. Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «сорока- сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры (совместно с педагогами проводится игротренинг).
«Моя семья»
Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе)
Дома дружная семья: (и в соответствии с текстом)
Это – мама, (в определенной последовательности загибают пальцы:)
Это – я, (сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,)
Это – бабушка моя, (средний и большой)
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.
«Мы спортсмены»
Пошли пальчики гулять, «Шагают» большие пальцы,
А вторые догонять. «Шагают» указательные пальцы
Третьи пальчики бегом, «Бегут» средние пальцы
А четвёртые пешком. «Шагают» безымянные пальцы
Пятые пальчики поскакали, «Скачут» мизинчики.
И в конце пути упали. Сжать кулачки, положить на стол.
5. Игровой массаж и самомассаж - позволяет стимулировать рост нервных клеток, развитие мелкой моторики, а также помогает наладить эмоциональный контакт и снять напряжение.
В некоторые игр мы с вами поиграем.
Игры с сыпучими материалами
- Насыпаем в кружку сухую фасоль. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую чашку. Одной рукой, потом другой рукой.
«Зашагали наши ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ – топ – топ.
Ну-ка, веселее: топ- топ- топ.
Вот как мы умеем: топ - топ-топ».
- «Чудесный мешочек» В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только горох или только бобы.
- Игры с пробками от бутылок
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы»
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. Если пробки просверлить посередине – можно использовать для нанизывания бус.
- Игры с прищепками.
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок - глупыш.
Он думает это не палец, а мышь, (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! »
( силуэт-прищепка )
- Игра с карандашом.
(лучше использовать карандаш - шестигранник)
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
Подвижно – речевые игры.
Пример. Игра «Шаги» («Кто быстрее доберется до… »)
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса и развитием речи, в общем. 2 игрока стоят на старте. Через 8-10 шагов финиш.
Называется тема: «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав вежливое слово. Другие темы: «Все круглое», «Слова утешения», «Ласковые слова для мамы»….
Рефлексия.
Завершающее упражнение "Благодарю! "
Дорогие педагоги предлагаю каждому участнику мастер-класса мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят БЛАГОДаРЮ! Психологический смысл упражнения позволяет завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.
В заключении хочу сказать что, приоритетным в работе с детьми по развитию речи являются игровые технологии, которые включают в себя не только комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, но и дают ребёнку возможность обрести уверенность в себе, улучшить результаты коррекции речи.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игровых технологий в развитии речи детей младшего возраста
Игра тесно связана со всеми сторонами воспитательно - образовательного процесса в детском саду. Поэтому, игровые технологии, как современные образовательные технологии, активно применяются в дошкольно...
Игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Liberation Serif","Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Dro...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА..
Целенаправленное развитие речи младших дошкольников –одно из самых ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее современное психическое развитие детей. . Согласно,...
Игровые технологии в развитии речи детей
презентация...
Роль игровых технологий в развитии речи детей с общим недоразвитием речи
Основная идея статьи: работа с детьми дошкольного возраста осуществляется в игровой деятельности...
Игровые технологии в развитии речи детей
Данный материал поможет педагогам детских садов в формировании у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи....
Паспорт проекта «Мобильные игровые технологии по развитию речи детей»
Паспорт проекта «Мобильные игровые технологии по развитию речи детей» Актуальность проекта:С каждым годом наблюдается рост числа детей со сложными формами речевых нарушений. Наряду с ...