Игровые технологии в развитии речи детей
консультация по развитию речи

Данный материал поможет педагогам детских садов в формировании у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx42.94 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста

            Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание. Работу по формированию правильной речи необходимо начинать уже в среднем дошкольном возрасте (4- 5 лет).

           В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация,  как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.    Психолого - педагогические исследования доказали положительную роль игры в развитии и обучении детей. В работе по развитию речи дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие,  делает процесс обучения более интересным и занимательным для детей, а,  следовательно, и более эффективным.

Основным видом игр, используемых в работе по развитию речи, является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многословное,  сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.  Существуют следующие виды дидактических игр: игры с предметами (игрушками), настольно - печатные игры, словесные игры.  Таким образом, для развития речи детей дошкольного возраста рекомендуется использовать дидактические игры, направленные на развитие всех сторон речи (лексикограмматической, фонетико - фонематической, связной речи).

         

Особенности  речевого развития детей среднего дошкольного возраста.

           В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов,   действия с ними,   их функциональные признаки. Они начинают подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и близким (синонимы), употребляют обобщающие слова. К 5 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 2000 – 2500. Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том,   что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом – неправильно. Типична и обратная замена звуков: шапка – сапка, жук – зук и т.д.). У многих детей наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков   («Р»,   «Л»),   что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи.  В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде,   числе и падеже, ориентироваться на окончания слов   (красный шар, красная шапка); начинают активно использовать в речи предлоги (в, над, под, между, около). Речь становится связной и последовательной.   Происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая,   так и монологическая речь.   Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам, игрушкам.

         

Рекомендации по развитию речи детей среднего дошкольного возраста:

1)расширять словарный запас по лексическим темам: «Времена года»,  «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Зимующие птицы», «Одежда», «Обувь»:

- закреплять в активной речи конкретные (т. е. названия птиц, животных,  предметов одежды и обуви и т. д.)  и обобщающие понятия (одежда, обувь, фрукты, овощи, птицы, дикие животные и т. д.), отличительные признаки тех или иных животных, птиц, предметов, времен года;

- развивать умение подбирать прилагательные к заданным существительным: яблоко какое?  вкусное, сладкое, сочное и т.д ;

- развивать умение подбирать глаголы к заданным существительным:  воробей что делает?  чирикает, летает, прыгает, клюёт и т. д.;

- учить подбирать слова с противоположным значением (подбор антонимов).

2) развивать навыки словообразования:

- учить образовывать уменьшительноласкательную форму слова: яблоко — яблочко, юбка — юбочка и т. д.;

- учить образовывать прилагательные от существительных: суп из овощей — овощной, сок из яблок — яблочный. Совершенствовать грамматический строй речи;

- упражнять детей в правильном употреблении существительных множественного числа, именительного падежа: апельсин — апельсины,  куртка — куртки;

-упражнять в правильном употреблении простых предлогов: у, на, в, из.

3) развивать связную речь:

- учить пользоваться распространенными предложениями: У меня красивое белое платье. Маша ест вкусную кашу.  Учить составлять короткие рассказы (например, о временах года,   зимующих птицах по схемам, картинным планам);

- учить пересказывать короткие тексты;

- заучивать стихи.

4) развивать фонематическое восприятие:

- развивать чувство ритма, рифмы, учить подбирать нужное слово в конец стихотворной строки;

- учить выделять первый гласный ударный звук в словах (Оля, осы, Аня,  уши, окна и т. д.).

5) артикуляционная гимнастика. С помощью упражнений артикуляционной гимнастики осуществлять подготовку артикуляционного аппарата к овладению правильным произношением звуков.

6) развивать мелкую моторику рук. Для этого используются пальчиковые игры, массажные шарики, мозаика,  шнуровка, бусы и т. д.

Игры на развитие речи детей 4 — 5 лет.

1. Игры на расширение словарного запаса (предметного, глагольного словаря и словаря признаков).

 Игра «Я знаю три слова». Взрослый бросает мяч ребёнку, называя обобщающее понятие, а ребёнок должен назвать три конкретных понятия:  овощи — огурец, картошка, помидор; фрукты — яблоко, банан, груша; домашние животные — кот, собака, лошадь.

Игра «Назови одним словом». Взрослый бросает мяч ребёнку называя несколько слов, ребёнок должен дать обобщающее понятие и бросить мяч обратно: апельсин, яблоко, лимон — фрукты; волк, лиса, заяц — дикие животные.

Игра «Какой? Какая? Какое?». Взрослый бросает мяч ребёнку, называя существительное, ребенок должен подобрать как можно больше слов признаков и бросить мяч обратно: апельсин (какой?)  вкусный, сладкий, сочный, круглый, оранжевый и т. д. зима (какая?)  холодная, морозная, снежная и т. д.

 Игра «Что делает?». Ребенку предлагается подобрать как можно больше словдействий к существительным: Дети — играют, бегают, веселятся, смеются и т. д.; Ворона — каркает, летает, клюёт и т. д.

  Игра «Скажи наоборот» (игра с мячом).  Взрослый предлагает ребёнку подобрать слова с противоположным значением (т. е. сказать наоборот): Ворона большая, а воробей … (маленький); Ваня высокий, а Саша … (низкий); Катя весёлая, а Маша … (грустная); Летом на улице тепло, а зимой … (холодно).

2. Игры на развитие грамматического строя речи.

Игра «Скажи ласково». Взрослый предлагает ребенку назвать ласково предметы: яблоко — яблочко, диван — диванчик и т. д.

 Игра «Скажи иначе». Образовать от существительных прилагательные: сок из яблок — яблочный; суп из молока — молочный; компот из ягод — ягодный; стол из стекля — стеклянный.  Игра «Один — много». Образование формы множественного числа 4 существительных: мяч — мячи; птица — птицы; груша — груши

.  Игра «Посчитай». Ребёнку предлагается посчитать предметы от 1 до 5: один мяч, два мяча …. пять мячей; одно яблоко, два яблока …. пять яблок.

 3. Игры на развитие связной речи.

 Игра «Придумай предложение». Взрослый предлагает ребёнку составить предложение с одним заданным словом, затем с двумя заданными словами: апельсин — Маша ест апельсин; ворона, дерево — Ворона сидит на дереве.

  Игра «Большое предложение». Взрослый предлагает ребёнку придумать предложение с заданным словом. Затем предложение увеличивается с помощью вопросов:  апельсин — Девочка ела апельсин. Какая девочка ела апельсин?  Маленькая девочка ела апельсин. Какой апельсин ела маленькая девочка?  Маленькая девочка ела вкусный апельсин.

 

4. Игры на развитие фонематического восприятия.

  Игра «Какой первый звук в слове?». Ребёнку предлагается опредлить начальный ударный гласный звук в слове: Оля — первый звук «О»; Аня — первый звук «А».

 Игра «Придумай слово на звук...». Взрослый предлагает ребёнку придумать как можно больше слов на заданный звук: А — Аня, арбуз, ананас и т. д.; У — утка, улитка, улица и т. д.

5. Игры на развитие мелкой моторики.

 Пальчиковые игры. Например: Апельсин Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает) Много нас – а он – один Эта долька – для ежа (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке) Эта долька – для чижа Эта долька – для котят Эта долька  для утят Эта долька  для бобра А для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти)

 Мозаика, шнуровка, бусы, конструктор.

 Игра «Золушка». Ребёнку предлагается разложить по разным тарелочкам сушеный горох, фасоль и т. д.

Особенности речевого развития детей 5- 6 лет.

           В речи ребенка этого возраста появляются собирательные существительные,   т. е. существительные, обозначающие совокупность лиц, предметов,   явлений как единство,   как одно неделимое целое.   Например: детвора, листва, бельё и т. д. Ребенок употребляет в речи большое количество прилагательных,   обозначающих состав,   состояние предметов   (деревянный, замёрзший),   а также отвлечённые,   абстрактные понятия   (добрый,   душевный, весёлый).  Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями. Например: «транспорт», указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет, вертолет), водный (катер, паром), наземный (автобус, поезд), подземный (метро).  Дети ориентируются в пространстве и времени и употребляют соответствующие наречия (слева, сзади, вверху, вчера, сегодня, ночью).  Происходят некоторые изменения в грамматическом строе речи.   Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги   (из,   изпод); правильно изменяет имена существительные по числам и падежам; правильно согласовывает в речи существительные с числительными   (пять ложек,   пять яблок,   груш,   конфет);   согласовывает прилагательные с именами существительными в роде числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой);   образовывает притяжательные прилагательные   (медвежья,   собачьи, папин); правильно по смыслу применяет все части речи.  В этом возрасте продолжает развиваться связная речь. На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 40 - 50 предложений, т.е. владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической.  В диалогической речи дети дают и сжатые,   и развернутые ответы.  К концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. В этом возрасте продолжает формироваться звукопроизношение и слоговая структура более сложных слов. Пятилетние дети воспроизводят слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных,   мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. Достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить слово, и малыш быстро введет это новое слово в самостоятельную речь.  Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого неба, нижней челюсти) к произношению полноценных звуков речи.   К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно. От того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько интонационно выразительна,  мелодична,   эмоционально окрашена и чиста будет ваша речь, зависит и качество речи вашего ребёнка.

Игры на развитие речи детей 5-6 лет.

1. Игры на расширение и уточнение словарного запаса:

- игра «Фрукты – овощи» Цель игры: дифференциация сходных понятий и закрепление правильного названия соответствующих обобщающих понятий. Ход игры. В начале игры ведущий напоминает детям,   какие растения мы называем фруктами,   какие        овощами.  Для фруктов выбирается картинка «Сад», а для овощей – «Огород». Эти картинки выкладываются на разных краях стола. Предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, лежат на столе стопкой изображенными вниз.   По очереди дети берут из стопки по одной картинке,   называют её,   а также объясняют,   к какой группе она относится. Объяснение должно быть полным: «Помидор – это овощ, потому что он растёт на огороде». Если ребёнок дал неправильный ответ, картинка возвращается на место, а если ребёнок  верно назвал картинку и отнёс её к нужному понятию, он забирает её себе.   Игра заканчивается после того,   как всё картинки будут находиться у детей. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.

- игра «Фрукты - ягоды». Проводится так же,   только перед игрой уточняются данные понятия и выбираются другие картинкисимволы: кустик для ягод и дерево для фруктов.

- игра «Четвёртый лишний» Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление словобобщений. 7 Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какойнибудь другой группе. Детям дается задание:   рассмотрите картинки и определите,   какая из них лишняя. Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание,   его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.  В эту игру можно поиграть с мячом.  Взрослый бросает мяч ребёнку, называя четыре слова. Ребёнок исключает лишнее слово, объясняет свой выбор и бросает мяч обратно.   Например:   рубашка,   туфли,   брюки,   пиджак;   яблоко, крыжовник, смородина, малина; кукушка, сова бабочка, сорока.

-игра «Эстафета». 1 вариант. Цель: активизация глагольного словаря. Ход игры. Играющие стоят в кругу.   У ведущего палочкаэстафета.   Он произносит какоенибудь слово  и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее словодействие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если ктото затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков. Например:   собака   –   лает,   кусает,   бежит,   сторожит,   скулит,   воет;     кошка   – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается. 2 вариант. Игра проводится аналогичным образом, но на этот раз игрокаем предлагается подбирать словапризнаки.   Например:   яблоко   —   сочное,   румяное,   вкусное, сладкое, большое и т. д.

2. Игры на развитие фонематического восприятия,   навыков звукового анализа и синтеза:

- игра «Испорченный телефон» Цель: развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Игровые правила. Передавать слово ( или пару слогов)  надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали.   Кто неправильно передал слово,   т.е.   испортил телефон, пересаживается на последний стул. Игровое действие: шепотом говорить слово на ухо рядом сидящему игроку;

-игра «Светофор» Взрослый дает ребёнку два кружка – красный и зелёный, и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, чтобы изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный.  Банан — Баман  Паман   Банан  Банам  Баван  Ванан Шапка — Шанки, санки,щанки, ханки санки.

- игра «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике»;

-игра «Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши»;

- игра «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла».  Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом;

-игра«Поймай звук». Взрослый называет звуки (М, Н, Т, К, П, Т, Б и т. д.), ребёнок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук (например, звук Т.);

- игра «Найди слово со звуком С». Взрослый называет слова,   ребёнок должен хлопнуть в ладоши   (или топнуть ногой, или поднять флажок), услышав слово со звуком С.  Можно изначально задавать для игры любой другой звук;

- игра «Телеграф» Цель: развивать умение делить слова на слоги. Материал: палочки. Ход игры: ребёнок   «передаёт»  заданное слово,   отстучав его ритмический рисунок;

- игра «Сосчитай, не ошибись» Цель: учить делить слова на слоги,   одновременно выполняя механическое действие. Материал: пирамидка, кубики, камешки. Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее;

-игра «Кого позовут в гости» Цель: научить определять количество звуков в словах,   произносимых вслух самим ребёнком. Ход игры. Играют четверо, у каждого играющего – какой - нибудь домик. На столе разложены предметные картинки с изображениями различных животных (по числу играющих),   а также стопка карточек изображениями вниз.   Дети выбирают себе нужные картинки из тех,   что лежат изображениями вверх,    «находят хозяина дома». Затем каждый по очереди берет по одной карточке картинке из стопки, называет вслух слово и определяет, надо «позвать в свой домик в гости эту картинку или нет».   Если в слове   –   названии картинки, открытой ребенком, столько же звуков, сколько в слове – «хозяине, то в гости звать нужно, и тогда играющий получает право на дополнительные ходы до тех пор, пока встретится  неподходящая картинка. Если количество звуков другое, картинка подкладывается в конец стопки. Выигрывает тот, кто раньше созвал своих гостей. В один набор входит по четыре картинки с каждым количеством звуков. Картинный материал для игры: картинки «хозяева»: кот, волк, кабан, собака; картинки «гости»: три звука – оса, сом, жук, рак; четыре звука – коза, сова, бобр, крот; пять звуков – галка, жираф, сурок, мишка; шесть звуков – корова, курица, кролик, ворона.

3. Игры на развитие грамматического строя речи:

- игра «Чей, чья, Чьи». Взрослый называет слова и бросает мяч ребенку, ребёнок должен назвать этот предмет своим и бросить мяч обратно: апельсин — мой апельсин, куртка — моя куртка и т.д..  Игра «Назови ласково» Взрослый называет слова и бросает мяч ребенку,   ребёнок должен назвать предмет ласково и бросить мяч обратно: юбка — юбочка, яблоко — яблочко. Игра «Скажи по - другому». Игра проводится с мячом. Образование прилагательных от существительных: шапка из меха — меховая, суп из овощей — овощной и т.д.

4. Игры на развитие связной речи:

- игра «Где начало рассказа?». Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок. Ход игры. Ребенку предлагается составить рассказ.  Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа,   позволяют точно передать сюжет,   от начала до конца.   По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ;

- игра «Найди картинке место». Цель: научить соблюдать последовательность хода действия. Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок;

- игра «Исправь ошибку». Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия. Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок;

- игра «Какая картинка не нужна?» Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали. Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

Особенности речевого развития детей 6 - 7 лет.

           К 6 - 7 годам развитие речи достигает такого уровня, при котором ребенок свободно общается на любые знакомые ему темы, как с другими детьми, так и со взрослыми. Для речи детей этого возраста характерно увеличение количества метафор, эпитетов, многозначных слов в различных их значениях (ключ от замка и ключ - родник). Рассказывая или рассуждая о чем - либо, дошкольник старается правильно подбирать слова, четко и точно выражать свои мысли. Развитие речи детей в 6 лет формируется под влиянием взрослых. Многое зависит от культуры окружающих людей, от того, насколько умело они пользуются разными формами и категориями слов. Очень важно своевременно указывать малышу на его ошибки, но делать это необходимо максимально тактично. Седьмой год жизни характеризуется тем, что речь в этот период становится максимально точной, логичной и правильной. Кроме использования в беседе простых и сложных предложений всевозможных типов и форм, дети уже вставляют в них причастные и деепричастные обороты. Характерно правильное произношение всех звуков (что является в этом возрасте нормой), умение регулировать громкость, интонацию и темп делает речь богатой эмоциями и переживаниями. Детям, которые посещали детский сад, знаком звуковой анализ слов. Они умеют подбирать слова на заданные звуки, выделять определенные звуки в слове, определять место заданного звука в слове, определять последовательность и количество звуков в слове. Все эти навыки пригодятся при освоении грамоты в школе.

 Игры на развитие речи детей 6 – 7  лет.

 1. Игры на развитие лексико - грамматического строя речи:

- игра «Скажи ласково» (образование уменьшительно - ласкательной формы существительных). 1 вариант. Дети становятся в круг, чтобы поздороваться друг с другом. Нужно передавать мяч по кругу, здороваясь друг с другом, при этом ласково называть имена своих товарищей: «Доброе утро, Машенька. Здравствуй, Катюша». 2 вариант. Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок называет этот предмет ласково и бросает мяч обратно: стол — столик, апельсин —  апельсинчик;

- игра «Один — много» (образование формы множественного числа существительных). Взрослый бросает мяч ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок образуют форму множественного числа и бросает мяч обратно. Например: стул — стулья, дом — дома, мяч — мячи,  арбуз — арбузы и т. д. Эта игра может проводится не только на устном уровне, но и с помощью картинок, муляжей,  игрушек и т. д.;

- игра «Сосчитай» (согласование числительных «один», «два», «много» с существительными). Взрослый предлагает детям «сосчитать» предметы от одного до пяти. Для игры можно использовать картинки, реальные предметы, схему. Игра «Жадина» (согласование местоимений «мой», «моя», «моё», «мои»  с существительными). Взрослый предлагает детям назвать предметы своими: мой мяч, моя рубашка,  мои сапоги, моё яблоко. Игра может проводится с картинками, реальными предметами, с мячом (в форме игры «лови - бросай»);

- игра «Что (кого) ты видишь?» (употребление существительных в форме В.п.). 1 вариант. Взрослый предлагает рассмотреть картинки и ответить на вопрос «Что (кого) ты видишь?» полным ответом: «Я вижу машину. Я вижу дом и т.д.» 2 вариант. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы или людей, которых они видят: «Я вижу игрушку. Я вижу Машу и т.д.». Игра «Чего не стало?»  (употребление существительных в форме Р.п.). Воспитатель кладет перед ребенком 5 - 10 картинок (предметов). Ребенок должен запомнить эти картинки (предметы). Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый в это время убирает одну (затем можно убирать по две, три картинки) картинку.  Ребенок должен сказать, чего не стало: «Не стало помидора. Не стало апельсина и яблока.»;

- игра «Скажи иначе» (образование прилагательных от существительных). Взрослый предлагает детям сказать иначе (по - другому): сок из апельсинов —  апельсиновый сок, уши зайца — заячьи уши, одежда, которую носят летом —  летняя одежда и т. д. Игра «Чей предмет?» (образование притяжательных прилагательных) У мамы чашка — чья это чашка? (Мамина чашка) У Сони сарафан — чей это сарафан? (Сонин сарафан) У Димы мяч — чей это мяч? (Димин мяч);

- игра «Назови» (расширение и уточнение словарного запаса) 1 вариант. Взрослый предлагает назвать как можно больше овощей, фруктов,  предметов одежды, головных  уборов и т.к. 2 вариант. Дети становятся в круг. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч одному из детей. Ребенок называет конкретное понятие из этой категории и бросает мяч обратно. Например: овощ — огурец, транспорт —  автобус и т.д. 3 вариант. Взрослый бросает мяч ребенку, называя какой - либо предмет.  Ребенок говорит, к какой категории относится этот предмет. Например: стол —  мебель, морковь — овощ, яблоко — фрукт и т. д.;

- игра «Три слова» (расширение и уточнение словарного запаса) Взрослый бросает мяч одному из детей, называя обобщающее понятие. Ребенок должен назвать три предмета, относящихся к названной категории. Например:  фрукты — яблоко, апельсин, персик, мебель — стол, комод, шкаф и т. д.;

- игра «Назови одним словом» (расширение и уточнение словарного запаса) Взрослый называет три слова, ребенок должен дать обобщающее понятие.  Например: ворона, воробей, голубь — птицы; шапка, платок, панама —  головные уборы;

- игра «Подбери признаки» (расширение и уточнение словаря прилагательных) Дети становятся в круг. Взрослый предлагает детям подобрать как можно больше словпризнаков к существительному. Дети передают мяч по кругу,  называя по одному слову. Например: яблоко — сочное, вкусное, сладкое,  кислое, красивое, большое, красное, румяное и т. д. Игра «Что бывает?» (расширение и уточнение словарного запаса) Взрослый называет признак, а дети должны сказать, что таким бывает.  Например: что бывает круглым?  яблоко, колесо, апельсин и т. д. Что бывает серым — платье, небо, дорога и т. к. Что бывает длинным?  Веревка, нитка, нос, дорога и т.д.;

- игра «Назови действия» (расширение и уточнение глагольного словаря) Взрослый предлагает подобрать как можно больше слов - действий к существительному, т. е. что можно делать с названным предметом: платье —  шить, вязать, стирать, носить, надевать, снимать, зашивать, гладить, вешать,  примерять, покупать, продавать, дарить и т. д. Игра «Кто чем занимается?» (расширение и уточнение глагольного словаря) Взрослый называет профессии, поочередно бросая мяч детям. Тот, кто словил мяч, говорит, чем занимается человек названной профессии. Например: учитель — учит, повар — готовит, парикмахер — стрижет и т.д.;

- игра «Скажи наоборот» (подбор антонимов);

- игра с мячом. Взрослый предлагает детям сказать наоборот: летом на улице тепло, а зимой... (холодно), у Саши обувь грязная, а у Кати … (чистая). Сонин папа высокий, а Петин папа … (низкий) и т. д.

2.Игры на развитие фонетико - фонематической стороны речи:

- игра «Попугай» (развитие фонематического слуха) Взрослый бросает мяч ребенку и просит повторить за ним слоги с близкими по звучанию фонемами:  датада, пубубу, когоко, нянаня, сацаса, чущучу и т. д.;

- игра «Хлопай, не зевай» (развитие фонематического слуха) 1 вариант. Взрослый называет звуки (м, к, т, р, к, п, к), дети должны хлопнуть в ладоши (поднять флажок, потопать ногами), услышав заданный звук (например,  звук К.). 2 вариант. Взрослый называет слоги. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если в слогах есть заданный звук. 3 вариант. Взрослый называет слова. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если в словах есть заданный звук;

- игра «Какой первый (последний) звук в слове?» (развитие навыков звукового анализа и синтеза) Взрослый называет слова и предлагает ребенку определить, какой первый (последний) звук в слове;

- игра «Посчитай» (развитие навыков звукового анализа и синтеза). Дети становятся в круг. Взрослый бросает мяч ребенку и называет слово,  предлагая посчитать сколько звуков в слове. Например: дом — три звука, мак — три звука, мама — четыре звука;

- игра «Придумай слово» (развитие навыков звукового анализа и синтеза) 1 вариант. Игра с мячом. Взрослый предлагает придумать слово на заданный звук. Например, на звук У — утка, улитка и т. д. 2 вариант. Игра с мячом. Ребенку предлагается придумать слово с заданным количеством звуков. Например, придумать слово, в котором три звука — дом,  ком, сом и т. д.;

- игра «Слоги» (развитие навыков звукового анализа и синтеза) 1 вариант. Игра с мячом. Детям предлагается придумать слово с заданным количеством слогов. Например, придумать слово, состоящее из двух слогов —  мама, Дима, дача и т. д. 2 вариант. Проводится с игральным кубиком. Ребенок бросает кубик. Сколько точек выпало на кубике, столько же слогов должно быть в слове, которое должен придумать ребенок;

- игра «Гласные звуки» (развитие навыков звукового анализа и синтеза) Взрослый называет односложные слова (мак, кот, рот, дуб, дым и т. д.), ребенок называет только гласный звук в слове;

- игра «Правильно — неправильно» (развитие фонематического слуха,  формирование правильного звукопроизношения) Взрослый называет слова со звуком С (или Р, Ш, Л и т. д.). В некоторых словах взрослый намеренно произносит звук С неправильно. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит правильное произношение. Например: самокат, фад,  сады, Сёня, фода, салют, салат  и т. д.

3.Игры на развитие связной речи:

- игра «Придумай предложение». Игра может быть проведена по демонстрации картинок или с мячом. Взрослый демонстрирует картинку с изображение предмета (либо бросая мяч называет слово), ребенок должен придумать предложение с этим словом. Например: мяч — У Маши красный мяч;

- игра «Закончи предложение» Взрослый предлагает закончить начатое им предложение: Хлеб лежит в хлебните, а масло в ...(маслёнке). Мама купила в магазине вкусные, спелые …  (яблоки). Игра «Составь предложение». Взрослый дает несколько слов в начальной форме. Ребенок должен составить предложение из заданных слов. Например: Сильный, дуть, ветер — Дует сильный ветер; Купить, мама, сапоги, новые — Мама купила новые сапоги;

- игра «Расскажи историю» Взрослый предлагает ребенку рассказать о каком - либо событии из личного опыта. Например, о посещении зоопарка, о проведенном отдыхе, Дне рождения и т. д.;

- игра «Расскажи» 1 вариант. Дети становятся в круг. Взрослый просит рассказать о чем - то.  Например: расскажи про осень. Дети передают мяч по кругу. Каждый ребенок составляет по одному предложению. 2 вариант. Дети становятся в круг. Взрослый бросает мяч каждому ребенку поочередно, задавая им разные задания. Например: расскажи про весну,  расскажи про осень, расскажи про лес и т. д.;

- игра «Загадки» 1 вариант. Ребенок описывает какой - либо предмет в рамкой заданной лексической темы (например, только овощи), не называя его. Остальные игроки должны отгадать этот предмет. 2 вариант. Взрослый не называет, к какой категории относится загаданный предмет. Ребенок сам начинает рассказ со слов «это овощ (фрукт, ягода или что - то другое)», далее описывает этот предмет. 3 вариант. На столе разложены картинки лицевой стороной вниз. Ребенок берёт любую из них и описывает предмет, изображённый на картинке;

- игра «Сравни» Взрослый предлагает сравнить два предмета изображенных на картинке. Ребенок должен составить сложное предложение с союзом «а»: Апельсин кислый, а 16 яблоко сладкое. Апельсин оранжевый, а яблоко зеленое. Апельсин большой, а яблоко маленькое и  т. д.;

- игра «Придумай сказку» Воспитатель предлагает ребенку придумать небольшую сказку про кого - либо (персонаж, животное, насекомое и т. д.). Например, придумать сказку про медведя, про бабочку и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий в развитии речи детей младшего возраста

Игра тесно связана со всеми сторонами воспитательно - образовательного процесса в детском саду. Поэтому, игровые технологии, как современные образовательные технологии, активно применяются в дошкольно...

Игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Liberation Serif","Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Dro...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА..

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников –одно из самых ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее современное психическое развитие детей.  .  Согласно,...

Роль игровых технологий в развитии речи детей с общим недоразвитием речи

Основная идея статьи: работа с детьми дошкольного возраста осуществляется в игровой деятельности...

Паспорт проекта «Мобильные игровые технологии по развитию речи детей»

Паспорт проекта «Мобильные игровые технологии по развитию речи детей» Актуальность проекта:С каждым годом наблюдается рост числа детей со сложными формами речевых нарушений. Наряду с ...

«Игровая технология в развитии речи детей раннего дошкольного возраста» для детей от 1 до 3 лет

Подвижная игра "Зайка беленький сидит" в 1 младшей группе.Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами,бегать,подпрыгивать на двух ногах,способствовать развитию речи.Зайк...