Применение игровых технологий в развитии речи детей младшего возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме
Игра тесно связана со всеми сторонами воспитательно - образовательного процесса в детском саду. Поэтому, игровые технологии, как современные образовательные технологии, активно применяются в дошкольной практике. Цель игровой технологии в образовательном процессе - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким - либо специальным навыкам, а дать возможность ребёнку "прожить" в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение. Все функции речи связаны между сабой. Для маленького ребёнка овладение речью - это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в правельном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в общении не только с близкими ему людьми - взрослыми, но и сверстниками. Народные игры таят в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать их в воспитании детей. Приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогощается и расширяется словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tekhnologii_kak_osnova_razvitiya_detey_doshkolnogo_vozrasta_sayt.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии как основа развития детей дошкольного возраста
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов:
1. Занятия в форме игр-инсценировок, игр-драматизаций.
2. Чтение художественной литературы.
3. Игры и упражнения, развивающие речевую активность.
4. Игровые ситуации.
5. Общение.
Более подробно хочу остановиться на приёме использования народных игр, так как он позволяет развить речь детей в доступной и интересной для них форме и даёт отличные результаты.
В произведениях устного народного творчества заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
- воспитание звуковой культуры речи.
Например, потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
- обогащение словаря.
Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Народные игры сопровождаются потешками, прибаутками с множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения
и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению.
- формирование грамматического строя речи.
- развитие монологической и диалогической речи.
- развитие мелкой моторики.
Народные игры как способ воспитания детей высоко оценивали К.Д.Ушинский, Е.М.Водовозова, Е.И.Тихеева, П.Ф.Лесгафт. Ушинский подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных игр. По его мнению, каждая народная игра содержит в себе доступные формы обучения, она побуждает детей к игровым действиям, общению с взрослыми. Характерной особенностью народных игр является обучающее содержание, которое подаётся в игровой форме.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш век. В них наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. И что еще очень важно – в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание, которое в данном случае происходит без заранее поставленной цели – стихийно.
Методические рекомендации по применению игровых технологий в образовательном процессе ДОО
Использование народных игр, песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития
двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу.
Немаловажное значение народных игр состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновение, поглаживание) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.
Целенаправленное и систематическое использование народных игр в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического
благополучия ребёнка, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства.
При проговаривании этих произведений, воспитатель должен обеспечить понимание содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса. Таким образом, восстанавливается речевое взаимодействие с ребёнком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.
Особую значимость приобретают народные игры в первые дни жизни ребёнка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми. Воспитатель может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё мало знакомому человеку-воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, можно в адаптационный период использовать такие потешки как, например:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
(имя ребёнка) - хороший!
(имя ребёнка) - пригожий!
Познакомьтесь, дети, это ваш новый друг.
Ласковое обращение к ребёнку создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает, радует ребёнка. Благодаря такому приему ребенок не только легче адаптируется к детскому саду, главное его речь начинает развиваться, ребёнок пытается повторять за воспитателем все произведения, сопровождая это всё пальчиковой игрой, а через развитие мелкой моторики рук, идёт и развитие речи
Спецификой народных игр является их динамичность. В них обязательно содержится игровое действие, которое побуждает ребёнка к активности: либо к простому наследованию действий по тексту, либо к выполнению комплекса действий в хороводе. На первых этапах развития речь малышей тесно связана с их практическими предметными действиями. Ребенок может говорить только о том, что видит и делает в данный момент. Поэтому связь слов с конкретными действиями очень важное условие формирования
активной речи у детей, а большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности ребёнка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.
Это игры - хороводные игры, игры - заводилки, игры-инсценировки, звукоподражательные игры, игры с предметными и сюжетными картинками, игры с движениями кистей и пальцев рук, игры-потешки. Многие из них
сопровождаются стихами, песенками, поговорками, пестушками которые отражают знакомые детям события. При организации этих игр
целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи. Остановимся коротко на некоторых из игр.
Хороводные игры помогают установить эмоциональный контакт взрослого с ребенком, что способствует пониманию и подражанию речи взрослого. В коллективе малыши учились двигаться в кругу, выполнять элементарные движения по роли.
Подвижные игры. Подвижные народные игры сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами, они не только развивают физические качества детей, учат выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения, развивают слуховое восприятие, но и пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Путём проговаривания вместе с педагогом словесного сопровождения подвижных игр у детей появляется желание говорить, подталкивает их к речевым контактам.
Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас слов помогут игры-потешки, в которых привлекается внимание детей к предметам, животным, людям. Например, при изучении домашних птиц и животных можно использовать потешки: «Петя, Петя, петушок-золотой гребешок… », «Наши уточки с утра – кря–кря–кря!», «Пошел котик на торжок».
Потешки привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, способствует развитию разговорной речи. Они начинают вводить слова потешек в свои игры - во время кормления куклы или укладывания её спать.
Под потешку дети с удовольствием умываются, и постепенно выучат её наизусть.
Чистая водичка умоет
Саше личико
Анечке — ладошки, пальчики — Антошке.
Через игры - потешки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
- Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь?
- Еду сено косить.
- На что тебе сено?
- Коровок кормить.
- На что тебе коровы?
- Молоко доить.
- А зачем молоко?
- Ребяток кормить.
Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом.
Народные детские игры имеют и такую особенность: игре предшествует игровой зачин, «игровая прелюдия». Речь идет обо всем с детства знакомой
«считалке». Она как бы вводит в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизацией детей, подобно присказке, которая вводит в сказки. Стоит понаблюдать начало детской игры, как бросается в глаза какая-то таинственная возня, в которой заинтересованы все дети и только после которой они начинают настоящую игру. Это дети «считались». Общеизвестны такие считалки:
Кады – бады, Налей воды,
Корове пить, Тебе водить.
Катился горох по блюду
Ты води, а я не буду.
«Считалки» занимают большое место в детской игре, в них своеобразно проявляется словесное детское творчество. Здесь мы находим и плясовые ритмы, и подражание различным шумам и игру словом, звуком, образующие игровой зачин. Зачин всегда краток, чтобы удержать внимание играющих. Чем их меньше, тем короче считалка.
Игры - заклички украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее. Они помогут научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой, стремиться узнать о них как можно больше.
«Уж ты зимушка – зима»
«Ой, ты радуга – дуга»
«Солнышко – ведрышко! Взойди поскорей!»
Народные игры таят в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать их в воспитании детей. Приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас.
Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и вами! Развивайте речь средствами фольклора, ведь малышам эти произведения близки!
Играйте с ребёнком, пойте, рассказывайте потешки, и ваши дети заговорят гораздо быстрее, делайте всё это с душой!
Занятия с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышом. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Liberation Serif","Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Dro...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА..
Целенаправленное развитие речи младших дошкольников –одно из самых ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее современное психическое развитие детей. . Согласно,...
Мастер-класс для педагогов «Использование игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»
данный материал будет полезен педагогам...
Мастер-класс "Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"
Мастер-класс для воспитателей по работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи.Подробное описание для чего нужны пальчиковые игры,иры с клавесами,кинезеологические упражнения,орто-палы,с приве...
Использование в логопедической работе игровых технологий для развития речи детей дошкольного возраста
Изучение современных подходов по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста...