Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Ознакомление со звуками [ф], [ф’] и буквой Ф ф».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Таушева Клариса Сагабетдиновна

Программные задачи:

Образовательные:

  • Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'].
  • Продолжать учить выделять звуки [ф, ф'] на фоне слова.
  • Закреплять умение определять место звука в слове.

Развивающие:

  • Развивать навык звукового и слогового анализа и синтеза.
  • Развивать фонематическое восприятие: умение выделять звуки [ф, ф'] в ряду звуков, слогов, слов.
  • Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.

Воспитательные:

  • Формирование навыков сотрудничества, добро­желательности, самостоятельности, ответственности.
  • Повышать речевую активность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19.12.19_otkrytoe_nod_po_ob.gr_.zvuk_i_bukva_f.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Программные задачи:

Образовательные:

  • Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'].
  • Продолжать учить выделять звуки [ф, ф'] на фоне слова.
  • Закреплять умение определять место звука в слове.

Развивающие:

  • Развивать навык звукового и слогового анализа и синтеза.
  • Развивать фонематическое восприятие: умение выделять звуки [ф, ф'] в ряду звуков, слогов, слов.
  •  Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.

Воспитательные:

  • Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
  • Повышать речевую активность.

Методы и приёмы: Словесный (вопросы, объяснение), наглядный (показ картинок), игровой, практический (звуковой анализ, составление предложений).

Оборудование. Предметные картинки, магнитная доска, карточки по числу детей для развития тонкой моторики (штриховка), контейнеры с карандашами, кружки синие и зелёные, «ниткопись» для выкладывания букв, картинки с изображением мальчиков Феди и Фомы, интерактивная доска, ноутбук, презентация.

Предварительная работа.

Разучивание пальчиковой гимнастики «Облака».

ХОД НОД:

1.Организационный момент.

           (На доске беспорядочно размещены буквы и картинки)

Воспитатель: Ребята, что это такое? Я утром все правильно расставляла.

Уже гости пришли, а здесь беспорядок.

Может вы мне поможете?

(Ответы детей)

Воспитатель:  Нужно поставить буквы над теми картинками, названия которых начинаются именно с этой буквы.

                    Дети комментируют выполнение задания.

1-й ребенок. Я поставил букву Г над грушей.

2-й ребенок. Я поставила букву Д над домом

3-й ребенок. А я поставил букву К над котом.

4-й ребе нок. Я поставила букву Б над барабаном

Воспитатель: Вы отлично справились с заданием.

                     Убрать картинки и буквы.

Воспитатель: Я вам приготовила игры и задания, думаю вы легко справитесь с ними, если будем соблюдать правило:
          Говорим всегда красиво.
          Правильно, неторопливо,
          Кто хочет отвечать,

           Нужно руку поднимать,
          Чётко выговаривать
          Всё правильно и внятно,
          Чтоб всем было понятно.

2. Развитие фонематического восприятия.

Воспитатель: Внимательно послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.

Фиолетовый фломастер

Все неправильно раскрасил.

Флаг, жираф, фонтан — все это

Фиолетового цвета.

Дети. Звук [ф] слышится чаще других.

3. Сообщение темы

Воспитатель: Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [ф, ф'].

Воспитатель: Давайте произнесем звук [ф] все вместе.

                      Дети вместе с педагогом произносят звук [ф].

Воспитатель: Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы смыкаются, и нижние зубы прижимаются к нижней губе.

Значит, во рту есть преграда из губ и языка.

- Как вы думаете, звук [ф] — гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Воспитатель: Верно. Его нельзя петь, открыв рот.

Каким кружком мы будем обозначать этот звук?

Дети. Синим.

Воспитатель: Приложите руку к горлышку и определите, звук Ф звонкий или глухой.

Дети. Он глухой.

Воспитатель: Посмотрите на картинку. Это большая и маленькая буквы Ф ф.

4. Игровое упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Воспитатель: А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?»

Я буду перечислять слоги и слова, а вы если услышите звук Ф в слогах и в словах поднимите синий кружок:  

Для упражнения предлагается следующий материал: фа, бу, мо, фы, фу, па, фо, бо;

                                  флаг, батон, кофта, фарфоровый, столовый, футбольный.

                   Дети слушают и поднимают флажки, услышав звук [ф].

Воспитатель: Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.

5.Определение места звука [ф] в слове.

Воспитатель: положите перед собой схемы, и приготовьте синий кружок.

Внимательно слушайте и определите, где стоит звук Ф в начале, в середине или в конце слова.

  • Слово Флаг (Выставить картинку)
  • Жираф (Выставить картинку)
  • Кофта (Выставить картинку)

 (Дети выполняют задание при помощи схем-табличек.)

                                     Физминутка

Воспитатель: А сейчас все по порядку

                           Встанем дружно на зарядку.

                           Руки в стороны, согнули,

                           Вверх подняли, помахали.

                           Спрятали за спину их и оглянулись

                           Через правое плечо, через левое еще.

                           Дружно присели, пяточки задели.

                           На носочки поднялись,

                           Опустили руки вниз.

6. Игровое упражнение «Поможем Фоме и Феде найти нужную фотографию».      

          Дифференциация звуков. 

Воспитатель: А теперь посмотрите, под буквами два кружка: синий и зеленый.

Что это значит?

Дети. Значит, буква Ф ф обозначает два звука: [ф] –твёрдое

                                                                                и [ф’]- мягкое

Воспитатель: Посмотрите, ребята, это два друга Фома и Федя.

Они очень любят фотографировать.

Воспитатель: Фома и Федя сделали фотографии.

Но перепутали их. Спорят, где чья фотография.

Давайте им поможем разделить фотографии.

- На фотографиях, которые делал Фома, изображены предметы, в названии которых есть твердый звук [ф], а на фотографиях, сделанных Федей, изображены предметы, в названии которых есть звук [ф'].

Фома будет помещать фотографии в синий фотоальбом,

А Федя в зелёный фотоальбом.

(Дети по очереди берут картинки, определяют наличие в них звуков [ф, ф'] и отдают Фоме или Феде.)

Картинки: Фикус, фиалка, фея, зефир, конфеты,

                   Шкаф, шарф, фонтан, фрукты, фартук.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень помогли друзьям.

           Деление слов на слоги:

Воспитатель: Разделите слово Фикус на слоги?  (Фи-кус.)

                           Слова: Фо-то-аль-бом, кон-фе-ты.

7. Знакомство с буквой Ф.

Воспитатель: Вы сегодня слушали и произносили звуки [ф, фь].

Эти звуки обозначает буква Ф.

                                       (Показ картинки с изображением буквы Ф.)

Воспитатель: Посмотрите на букву.

                           Как вы думаете, на что она похожа?

                                                         (Дети отвечают.)

Воспитатель:– Филин, два огромных глаза,

                              Букву Ф напомнит сразу. (Показать картинку)

                             

                               Всем известно без подсказки,
                              Буква Ф – как ключ из сказки.
(Показать картинку)

Воспитатель: Посмотрите, из каких элементов состоит буква Ф.

Дети. Палочка и два полукруга.

Воспитатель: Полукруги по отношению к палочке в верхней части палочки, с двух сторон от нее.

Воспитатель: Теперь «напишем» букву Ф в воздухе.

Посмотрите, как я делаю это.

                          «Пишем» букву в воздухе.

Воспитатель: Теперь посмотрите, как я пишу новую букву на доске.

Сначала я пишу сверху вниз прямую палочку, а потом два полукруга слева и справа в верхней части палочки.

 Воспитатель: Напишите буквы нитками «Ниткопись»

                            Дети выполняют задание.

8. Пальчиковая гимнастика «Облака». Координация речи с движением.

В синем небе облака,             Ритмично хлопают в ладоши

Белоснежные бока.                 и стучат кулачками.

Это - зайка,                              Загибают большие пальцы на обеих руках.     

Это - кот,                                  Загибают указательные пальцы на обеих руках.

А вот это - бегемот,              Загибают средние пальцы на обеих руках.

Над рекой - высотный дом, Загибают безымянные пальцы на обеих руках.

А за домом - снежный ком. Загибают мизинцы на обеих руках.

Можно целый день сидеть,    Попеременно ритмично хлопают в ладоши

В небо синее глядеть,             и стучат кулачками.

Где летают облака,

Белоснежные бока.

9. Работа с карточками «Штриховка» Развитие тонкой моторики.

(У детей карточки с изображением букв Ф ф и цветные и простые карандаши.)

Воспитатель: Посмотрите на карточки. Что вы видите?

Дети. Большую и маленькую буквы Ф ф.

Воспитатель: Нужно заштриховать буквы.

- В каком направлении будете штриховать? (Слева направо)

 Выполняйте задание.

Дети выполняют задание, педагог контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.

ИТОГ НОД

С какой буквой вы ознакомились сегодня?

Что узнали нового и интересного?

Какие задания вам показались легкими?

А какие тяжёлыми?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познание». «Математика» в подготовительной группе Тема: «День и ночь – сутки прочь»

·         Закрепление понятий у детей «сутки», «части суток», «вчера», «сегодня», «завтра», представление о сменяемости суток и частей суток.  Активизирова...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе Тема:"Путешествие в страну Заниматику".

Программные задачи: закрепить знание детей о последовательности дней недели ;упражнять в решении задач путем сложения и вычитания однозначных чисел , формировать навыки  ориентировки в пространст...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 5 - 6 лет с нарушениями речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 5 - 6 лет с нарушениями речиТема: "День рождения буквы Б"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 5 - 6 лет с нарушениями речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 5 - 6 лет с нарушениями речиТема: "День рождения буквы Б"...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Путешествие по стране гласных и согласных звуков и букв»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественноэстетическое развитие; физическое развитие. Задачи:– закрепл...