Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Ознакомление со звуками [ф], [ф’] и буквой Ф ф».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Программные задачи:
Образовательные:
- Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'].
- Продолжать учить выделять звуки [ф, ф'] на фоне слова.
- Закреплять умение определять место звука в слове.
Развивающие:
- Развивать навык звукового и слогового анализа и синтеза.
- Развивать фонематическое восприятие: умение выделять звуки [ф, ф'] в ряду звуков, слогов, слов.
- Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.
Воспитательные:
- Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
- Повышать речевую активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
19.12.19_otkrytoe_nod_po_ob.gr_.zvuk_i_bukva_f.docx | 28.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Программные задачи:
Образовательные:
- Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'].
- Продолжать учить выделять звуки [ф, ф'] на фоне слова.
- Закреплять умение определять место звука в слове.
Развивающие:
- Развивать навык звукового и слогового анализа и синтеза.
- Развивать фонематическое восприятие: умение выделять звуки [ф, ф'] в ряду звуков, слогов, слов.
- Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.
Воспитательные:
- Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
- Повышать речевую активность.
Методы и приёмы: Словесный (вопросы, объяснение), наглядный (показ картинок), игровой, практический (звуковой анализ, составление предложений).
Оборудование. Предметные картинки, магнитная доска, карточки по числу детей для развития тонкой моторики (штриховка), контейнеры с карандашами, кружки синие и зелёные, «ниткопись» для выкладывания букв, картинки с изображением мальчиков Феди и Фомы, интерактивная доска, ноутбук, презентация.
Предварительная работа.
Разучивание пальчиковой гимнастики «Облака».
ХОД НОД:
1.Организационный момент.
(На доске беспорядочно размещены буквы и картинки)
Воспитатель: Ребята, что это такое? Я утром все правильно расставляла.
Уже гости пришли, а здесь беспорядок.
Может вы мне поможете?
(Ответы детей)
Воспитатель: Нужно поставить буквы над теми картинками, названия которых начинаются именно с этой буквы.
Дети комментируют выполнение задания.
1-й ребенок. Я поставил букву Г над грушей.
2-й ребенок. Я поставила букву Д над домом
3-й ребенок. А я поставил букву К над котом.
4-й ребе нок. Я поставила букву Б над барабаном
Воспитатель: Вы отлично справились с заданием.
Убрать картинки и буквы.
Воспитатель: Я вам приготовила игры и задания, думаю вы легко справитесь с ними, если будем соблюдать правило:
Говорим всегда красиво.
Правильно, неторопливо,
Кто хочет отвечать,
Нужно руку поднимать,
Чётко выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно.
2. Развитие фонематического восприятия.
Воспитатель: Внимательно послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.
Фиолетовый фломастер
Все неправильно раскрасил.
Флаг, жираф, фонтан — все это
Фиолетового цвета.
Дети. Звук [ф] слышится чаще других.
3. Сообщение темы
Воспитатель: Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [ф, ф'].
Воспитатель: Давайте произнесем звук [ф] все вместе.
Дети вместе с педагогом произносят звук [ф].
Воспитатель: Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы смыкаются, и нижние зубы прижимаются к нижней губе.
Значит, во рту есть преграда из губ и языка.
- Как вы думаете, звук [ф] — гласный или согласный?
Дети. Согласный.
Воспитатель: Верно. Его нельзя петь, открыв рот.
Каким кружком мы будем обозначать этот звук?
Дети. Синим.
Воспитатель: Приложите руку к горлышку и определите, звук Ф звонкий или глухой.
Дети. Он глухой.
Воспитатель: Посмотрите на картинку. Это большая и маленькая буквы Ф ф.
4. Игровое упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Воспитатель: А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?»
Я буду перечислять слоги и слова, а вы если услышите звук Ф в слогах и в словах поднимите синий кружок:
Для упражнения предлагается следующий материал: фа, бу, мо, фы, фу, па, фо, бо;
флаг, батон, кофта, фарфоровый, столовый, футбольный.
Дети слушают и поднимают флажки, услышав звук [ф].
Воспитатель: Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.
5.Определение места звука [ф] в слове.
Воспитатель: положите перед собой схемы, и приготовьте синий кружок.
Внимательно слушайте и определите, где стоит звук Ф в начале, в середине или в конце слова.
- Слово Флаг (Выставить картинку)
- Жираф (Выставить картинку)
- Кофта (Выставить картинку)
(Дети выполняют задание при помощи схем-табличек.)
Физминутка
Воспитатель: А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали.
Спрятали за спину их и оглянулись
Через правое плечо, через левое еще.
Дружно присели, пяточки задели.
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
6. Игровое упражнение «Поможем Фоме и Феде найти нужную фотографию».
Дифференциация звуков.
Воспитатель: А теперь посмотрите, под буквами два кружка: синий и зеленый.
Что это значит?
Дети. Значит, буква Ф ф обозначает два звука: [ф] –твёрдое
и [ф’]- мягкое
Воспитатель: Посмотрите, ребята, это два друга Фома и Федя.
Они очень любят фотографировать.
Воспитатель: Фома и Федя сделали фотографии.
Но перепутали их. Спорят, где чья фотография.
Давайте им поможем разделить фотографии.
- На фотографиях, которые делал Фома, изображены предметы, в названии которых есть твердый звук [ф], а на фотографиях, сделанных Федей, изображены предметы, в названии которых есть звук [ф'].
Фома будет помещать фотографии в синий фотоальбом,
А Федя в зелёный фотоальбом.
(Дети по очереди берут картинки, определяют наличие в них звуков [ф, ф'] и отдают Фоме или Феде.)
Картинки: Фикус, фиалка, фея, зефир, конфеты,
Шкаф, шарф, фонтан, фрукты, фартук.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень помогли друзьям.
Деление слов на слоги:
Воспитатель: Разделите слово Фикус на слоги? (Фи-кус.)
Слова: Фо-то-аль-бом, кон-фе-ты.
7. Знакомство с буквой Ф.
Воспитатель: Вы сегодня слушали и произносили звуки [ф, фь].
Эти звуки обозначает буква Ф.
(Показ картинки с изображением буквы Ф.)
Воспитатель: Посмотрите на букву.
Как вы думаете, на что она похожа?
(Дети отвечают.)
Воспитатель:– Филин, два огромных глаза,
Букву Ф напомнит сразу. (Показать картинку)
Всем известно без подсказки,
Буква Ф – как ключ из сказки. (Показать картинку)
Воспитатель: Посмотрите, из каких элементов состоит буква Ф.
Дети. Палочка и два полукруга.
Воспитатель: Полукруги по отношению к палочке в верхней части палочки, с двух сторон от нее.
Воспитатель: Теперь «напишем» букву Ф в воздухе.
Посмотрите, как я делаю это.
«Пишем» букву в воздухе.
Воспитатель: Теперь посмотрите, как я пишу новую букву на доске.
Сначала я пишу сверху вниз прямую палочку, а потом два полукруга слева и справа в верхней части палочки.
Воспитатель: Напишите буквы нитками «Ниткопись»
Дети выполняют задание.
8. Пальчиковая гимнастика «Облака». Координация речи с движением.
В синем небе облака, Ритмично хлопают в ладоши
Белоснежные бока. и стучат кулачками.
Это - зайка, Загибают большие пальцы на обеих руках.
Это - кот, Загибают указательные пальцы на обеих руках.
А вот это - бегемот, Загибают средние пальцы на обеих руках.
Над рекой - высотный дом, Загибают безымянные пальцы на обеих руках.
А за домом - снежный ком. Загибают мизинцы на обеих руках.
Можно целый день сидеть, Попеременно ритмично хлопают в ладоши
В небо синее глядеть, и стучат кулачками.
Где летают облака,
Белоснежные бока.
9. Работа с карточками «Штриховка» Развитие тонкой моторики.
(У детей карточки с изображением букв Ф ф и цветные и простые карандаши.)
Воспитатель: Посмотрите на карточки. Что вы видите?
Дети. Большую и маленькую буквы Ф ф.
Воспитатель: Нужно заштриховать буквы.
- В каком направлении будете штриховать? (Слева направо)
Выполняйте задание.
Дети выполняют задание, педагог контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.
ИТОГ НОД
С какой буквой вы ознакомились сегодня?
Что узнали нового и интересного?
Какие задания вам показались легкими?
А какие тяжёлыми?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познание». «Математика» в подготовительной группе Тема: «День и ночь – сутки прочь»
· Закрепление понятий у детей «сутки», «части суток», «вчера», «сегодня», «завтра», представление о сменяемости суток и частей суток. Активизирова...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе Тема:"Путешествие в страну Заниматику".
Программные задачи: закрепить знание детей о последовательности дней недели ;упражнять в решении задач путем сложения и вычитания однозначных чисел , формировать навыки ориентировки в пространст...
Открытое занятие непосредственно образовательной деятельности "Коммуникация. Обучение грамоте" Подготовительная группа.
Согласный звук [ш], буква "Ш"....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 5 - 6 лет с нарушениями речи
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 5 - 6 лет с нарушениями речиТема: "День рождения буквы Б"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 5 - 6 лет с нарушениями речи
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 5 - 6 лет с нарушениями речиТема: "День рождения буквы Б"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей подготовительной группы с ТНР словообразованию, формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи.
Цель: формирование навыков словообразования и словоизменения; составление описательного рассказа по плану....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Путешествие по стране гласных и согласных звуков и букв»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественноэстетическое развитие; физическое развитие. Задачи:– закрепл...