Развитие читательской грамотности детей старшего дошкольного возраста
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Дошкольный возраст – сензитивный период для начала обучения чтению, так как дошкольники обладают избирательной восприимчивостью. Ребёнок пяти лет обладает особой чувствительностью к звуковой стороне родной речи. Дети уже шести лет проявляют повышенный интерес к чтению и успешно им овладевают. А вот формирование ориентировки к звуковой действительности целесообразно начинать раньше, с 4 – 5 лет, когда ребёнок испытывает наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, словотворчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
books2.pptx | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Как хорошо уметь читать»! Большинство родителей дошкольников стремятся, чтобы ребенок еще в детском саду научился читать, имел интерес к чтению, считая это умение одним из основных показателей его готовности к школе. И это стремление не лишено смысла . Дошкольное детство — именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этому процессу, об умении и желании работать с книгой, воспитание читательской культуры. К сожалению, сегодня реализовать эту задачу становится все сложнее. Стремительный темп жизни влияет не только на взрослых, но и на детей. Огромное значение оказывает разнообразие мультимедийных развлечений, доступных современному дошкольнику. Целая совокупность различных факторов влияет на снижение интереса ребенка к книге, чтению .
По моему мнению, низкий интерес детей к книгам — большая трагедия. И в ней есть по крайней мере две составляющие — нейрофизиологическая и культурная. Так, оксфордские ученые и французский нейрофизиолог С. Дегене доказали: во время чтения начинают функционировать те зоны коры головного мозга, которые бывают задействованы в других видах деятельности . Это связано с так называемым эффектом «погружения» в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, строит в воображении образы других персонажей, художественный мир. Этот эффект не возникает при просмотре телевизора или компьютерной игры. В начальной школе педагоги в основном занимаются техникой чтения, тогда как у многих детей вообще нет желания держать книгу в руках (не говоря уже о том, чтобы слушать, познавать или читать самостоятельно ). Поэтому, интерес к чтению и техника чтения может быть сформирована, а чтение как полноценная деятельность, имеющая статус культурной ценности, не складывается.
Интерес к чтению воспитывается, прежде всего, через развитие познавательной активности ребенка. У ребенка должна быть сформирована потребность познавать окружающий мир и себя, искать ответы на свои «почему» самостоятельно и с помощью взрослого, общаться с людьми, природой, искусством. Задача взрослого — помочь ребенку осознать, что книга является одним из средств познания нового, а художественное слово — высоким искусством. Кроме того, по мнению многих ученых, прежде чем ребенок начнет читать, он должен хорошо овладеть речью и иметь интерес к чтению . Ребенок должен освоить звуковую культуру речи: иметь развитые артикуляционный аппарат, речевое дыхание и слух; уметь четко и правильно произносить звуки родного языка, понимать. как звуки складываются в слова; «узнавать» фонемы, идентифицировать звуки в окружающей среде (голоса животных, шум транспорта, музыку и т. д).
У ребенка должен быть богатый словарный запас; грамматически правильная речь (умение согласовывать слова в роде, числе, падеже, строить различные типы предложений); развита связная речь (способность спросить и ответить на поставленный вопрос, пересказать текст, составить рассказ и др.) согласно возрастным возможностям. Сначала следует научить ребенка слушать, говорить, воспринимать, понимать речь других, а только потом — читать и писать. Только, опираясь на такой фундамент, заложенный в дошкольном детстве, можно вырастить грамотного, заинтересованного читателя. Существует огромное число методов, приемов, развивающих интерес к книге и чтению. Я хочу остановиться на некоторых.
В первую очередь, это слушание прочитанного взрослым. Ведь лучший способ воспитать активного читателя — собственный пример. Взрослые должны сами читать книги, показывать, как обращаться с ними: рассматривать обложку, читая название и автора, осторожно листать страницы, внимательно рассматривать иллюстрации и тому подобное . На интерес к чтению у ребенка и осознание содержания прочитанного (прослушанного) произведения в значительной степени влияет мастерство чтения взрослым. Выразительное чтение взрослого стимулирует работу воображения детей: они четко представляют персонажей произведения, обстановку действия, картины природы и тому подобное. На основе эмоционального восприятия формируется отношение к поступкам персонажей, адекватная их оценка. Чтение произведения становится словесным действием, назначение которой — вызвать эмоциональный отклик, дать импульс мыслям, воображению, творческому мышлению.
Не менее важна и эмоциональная поддержка взрослым детского влечения к чтению или ознакомления с книгой. Просматривая вместе со взрослым интересную книгу, уже в раннем возрасте малыш обращает внимание не только на изображение, но и на тексты, а в них слова и буквы. У него возникает желание «читать», подражая взрослому. Малыш может самостоятельно взять книгу, и, водя пальчиком по тексту, -«читать» любимую сказку или стихотворение, воспроизводя их по памяти. В это время важно, чтобы взрослый был рядом, хвалил ребенка, стимулировал его интерес. Важно создать среду, которая будет стимулировать познавательную и творческую активность ребенка. В стенах детского сада мы стремимся к созданию такой благоприятной среды. В группе оборудована детская библиотека, книги в которой подобраны согласно возрасту и интересам детей. Периодически экспозиция выставленных книг обновляется, привлекая ребенка, вызывая интерес рассматривать и читать книги. Для родителей размещается информация о том, какие произведения рекомендуются для чтения по изучаемой теме, предлагаются стихотворения и малые жанры фольклора для разучивания дома.
Кроме этого наш детский сад сотрудничает с детской библиотекой, проводятся экскурсии и развивающие программы совместно с сотрудниками библиотеки. В начале этого учебного года мы с ребятами посетили экскурсию «Знакомство с библиотекой». Могу сказать, что эта экскурсия впечатлила ребят, они с интересом рассматривали понравившиеся книги, у многих появилось желание стать абонентами детской библиотеки .
Еще одним действенным методом по воспитанию любви к книге является создание книжек-малышек. Эта деятельность не оставляет равнодушной старшего дошкольника. Ни с чем не сравнимое удовольствие они получают, держа в руках собственную книгу, рассказывая о ней сверстникам. С большим желанием дети не только знакомят со своей книгой, но и рассматривают книги других ребят. Можно с уверенностью сказать, что книжки-малышки – это действенный стимул для не читающего ребенка учиться читать, а для читающих ребят – практиковаться в чтении. Огромная роль в этой деятельности принадлежит родителям. Такие книжки-малышки пополняют нашу групповую детскую библиотеку. А ребята становятся не только читателями, но и авторами, иллюстраторами, издателями. Что, безусловно, способствует развитию интереса к книге, желанию научиться читать.
.
Так же, хочу рассказать о технологии скрайбинг , способствующей развитию читательской грамотности детей дошкольного возраста. Известно, что мышление дошкольника наглядно-образное, любой педагог понимает о необходимости наглядности в любой деятельности. В детстве все немного « скрайберы ». Ребенок сначала учится рисовать, и лишь затем - писать. Каждый ребенок через свои рисунки пытается донести информацию до взрослых. Не даром, рисование – это один из самых любимых видов деятельности в дошкольном возрасте. Через простые рисунки, сопровождающие текст можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить определенный материал. Данный метод получил название скрайбинг — процесс визуализации содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации.
Особенность скрайбинга , по сравнению с другими способами донесения сложной информации, в том, что он задействует одновременно слух, зрение и воображение человека. Когда рисование простых образов происходит в процессе донесения информации, человек её не только лучше понимает, но и запоминает. Именно эти особенности делают скрайбинг одной из современных педагогических технологий, доступных педагогу дошкольного образования. Эта технология помогает доступно и легко объяснять сложный материал, способствует развитию умения структурировть материал, соверешенствовать технику пересказа, облегчить процесс заучивания наизусть. Стоит отметить доступность скрайбинга , ведь использовать эту технологию может каждый педагог, не прибегая к серьезным материальным, трудовым и организационным затратам.
Разновидности скрайбинга . Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов: 1. Рисованный. Рука человека рисует картинки, схемы, записывает ключевые слова параллельно с текстом. 2. Аппликация. На лист бумаги или любой другой фон выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту. 3. Магнитный. Похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску. 4. Компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн - сервисы.
Рисованный скрайбинг На примере заучивания наизусть стихотворений «Огород» и «Дикие животные»
Аппликативный скрайбинг Составление рассказа о полезном питании
Магнитный скрайбинг Рассказывание сказки «Кот, лиса и петух»
Можно сделать вывод, что использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников. В результате использования скрайбинга расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников, и таких психических процессов как память, внимание, образное мышление . Следствием решения указанных задач становится повышение читательской грамотности ребенка, поэтические, художественные, естественно-научные тексты становятся более доступны ребенку. Не вызывают у него страха и отторжения. Так как любой текст при помощи взрослого и рисунков скрайбинга можно наглядно структурировать, «разложить по полочкам» и запомнить.
Итогом работы, обобщением нашего опыта по обучению детей чтению, развитию читательской грамотности и любви к книге. Стало создание дополнительной программы интеллектуально-познавательной направленности «Давайте почитаем». Программа реализуется в старшей и подготовительной к школе группах. Целью данной программы является поэтапное обучение чтению, воспитание читательского интереса у дошкольников, развитие речи детей. Дошкольный возраст – сензитивный период для начала обучения чтению, так как дошкольники обладают избирательной восприимчивостью. Ребёнок пяти лет обладает особой чувствительностью к звуковой стороне родной речи. Дети уже шести лет проявляют повышенный интерес к чтению и успешно им овладевают. А вот формирование ориентировки к звуковой действительности целесообразно начинать раньше, с 4 – 5 лет, когда ребёнок испытывает наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, словотворчеству.
Этап обучения чтению вызывает у детей, как правило, большие трудности. Детей дошкольного возраста характеризует эмоциональность, впечатлительность. У них повышенная утомляемость, поэтому требуется смена видов деятельности, разнообразие занятий. Для них характерно неустойчивое внимание. Дело в том, что, отделы мозга, отвечающие за различные процессы, развиваются поочередно. И если начать развивать функцию, которая еще не развилась, можно получить такие проблемы, как гиперактивность , чрезмерная возбудимость и т. д. Ребенка ни в коем случае нельзя заставлять обучаться. Узнавать, называть буквы и из этих букв составлять слова должно быть для малыша занимательной игрой. Все обучение необходимо проводить в занимательной игровой форме и образном контексте понятных ребенку ситуаций. Еще существует мнение, что ребенку, который умеет читать, в школе будет скучно. Поверьте – не будет! Те времена, когда в школе учили «по слогам читать слова» давно прошли. Сейчас во многих школах в первом классе уже начинают изучать английский язык, во втором – римские цифры, сложение и вычитание трехзначных чисел столбиком, в третьем начнется геометрия. В современной школе интерес к учебе быстрее потеряет тот ребенок, кому тяжело учиться и у кого ничего не получается.
Начинать учить ребенка читать никогда не рано, но главное – это во всем нужно соблюдать меру, для того, чтобы не отбить любовь своего ребенка к чтению на начальном этапе. Поэтому коллективом нашего детского сада было принято решение создать программу по обучению детей чтению. Так была создана программа интеллектуально - познавательной направленности «Давайте почитаем», которая разработана на основе программы Д.Г. Шумаевой «Как хорошо уметь читать», допущенной Министерством образования и науки РФ, методики обучения детей 5-6 лет правильному чтению Н.С. Жуковой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Жукова Н.С. Букварь. – М.: Эскимо); методическими пособиями «Логопедическая азбука» Е.В. Новиковой, «Занимательное обучение чтению» Т.Е. Ковригиной, Р.Е. Шеремет ., В процессе ее реализации на занятиях используются: артикуляционные упражнения, проговаривание всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек; достаточно времени уделяется звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух у ребенка; для отдыха и снятия напряжения проводятся небольшие физкультминутки.
Система занятий включает в себя работу по четырем основным направлениям: - Организуя работу со звуком, важно научить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец); работать над интонацией и выразительностью речи. Важно помнить: звук первичен, а буква – вторична. При работе со слогом обращаем внимание, что следует читать слоги плавно, не отделяя звуки друг от друга. Протягивая первый звук, переходя на следующий, чтение прямых и обратных слогов, открытых и закрытых. Умение делить слова на слоги, находить ударный слог. На этапе запоминания слогов ребенок должен осмыслить, понять заучить слоговые слияния. Так называемые «слоговые песенки» распределены в определенной последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение слогов путём их «пения» (про маму: МА, МО, МУ и т. д, про папу: ПА, ПУ, ПЫ ит. д., что вызывает огромный интересу детей, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.
Проводя игры со словом, уточняем, обогащаем и активизируем словарь детей; учим правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснять их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учим определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом, время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки). Продолжительность этапа усвоения слогов у детей различна, так как каждый ребенок индивидуален в своем развитии. Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения носит индивидуально-дифференцированный характер . Работая над предложением и устной речью, обучаем детей правильному согласованию слов в предложении, пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете. В процессе обучения происходит совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них. Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребенка индивидуален: ребята, раньше усвоившие слово как единицу речи, успешнее выходят в предложение, затем в чтение текстов: отрывки произведений, небольшие сказки, стихотворения.
Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что предложенные в программе формы и методы организации занятий способствуют будущему первокласснику легче вписаться в процесс обучения, комфортнее чувствовать себя на новой ступени образования. Цели и задачи Программы Цель : Обучение чтению слогов и слов из 2-3 слогов. Задачи : формировать навык звукобуквенного обозначения; формировать навык слогослияния ; формировать языковой анализ и синтез слов; повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря; совершенствовать грамматический строй речи; развивать связную речь; формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию; формировать мотивацию к чтению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов; развивать графомоторные навыки.
Планируемые результаты сформируется процесс чтения (умение читать слоги и слова в 2 -3 слога) состоящий из определённых операций: опознание буквы в ее связи с фонемой (звукобуквенный анализ); слияние нескольких букв в слог ( слогослияние ); дети обучатся графическому обозначению слогов, звуков и слов, границ предложения; сформируется умение детей дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы; дети обучатся обозначать мягкость согласных звуков гласными буквами второго ряда и буквой «ь»; дети обучатся различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение, набор отдельных предложений и текст; будут развиты умения производить слоговой анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез предложений, составлять графическую схему предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ «ЮНЫЕ ЭКОНОМИСТЫ» ПО РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
В современных условиях дошкольное образование, согласно «Закону об образовании в Российской Федерации», стало первым звеном в непрерывной системе образования. Это определило необходимость ...
ОД по познавательному развитию (развитие финансовой грамотности) детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»
Цель: формировать начальные представления о финансовой грамотности, рациональное использование бюджета.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с финансовыми термина...
Игры по развитию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует фина...
Презентация "Создание условий для развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр".
Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме.Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре обще...
Презентация: Создание условий для развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр
Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить все так, чтобы ребенок был финансово грамотным.Для этого в нашей группе был создан центр финансовой гр...
Презентация «Развитие читательской грамотности детей младшего дошкольного возраста через использование метода «Сторисек»
Презентация «Развитие читательской грамотности детей младшего дошкольного возраста через использование метода «Сторисек»...
Лэпбук как средство развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Лэпбук "Юные финансисты"Цель: Способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности.Задача: преподнести элементарные финансовые понятия в м...