Статья "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ «ЮНЫЕ ЭКОНОМИСТЫ» ПО РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
В современных условиях дошкольное образование, согласно «Закону об образовании в Российской Федерации», стало первым звеном в непрерывной системе образования. Это определило необходимость соблюдения дошкольными образовательными учреждениями положений концепции государственно-общественной системы экономического образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ
«ЮНЫЕ ЭКОНОМИСТЫ» ПО РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОПИСАНИЕМ АЛГОРИТМА ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ
Боева Светлана Александровна
воспитатель,
Белгород, 2021
Актуальность
В современных условиях дошкольное образование, согласно «Закону об образовании в Российской Федерации», стало первым звеном в непрерывной системе образования. Это определило необходимость соблюдения дошкольными образовательными учреждениями положений концепции государственно-общественной системы экономического образования.
Актуальность использования обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни в обществе, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой. Ребенок с малых лет соприкасается с такими понятиями, как деньги, вещи, труд, реклама, едет с родителями в общественном транспорте, идет в магазин, в места платного отдыха и развлечений, участвует в финансово-экономических отношениях, таким образом, овладевая экономической информацией в реальной жизни. Уже к пяти годам у ребенка формируется понимание функции денег [1]. Именно поэтому проблема экономического воспитания стала актуальной уже применительно к дошкольному возрасту. В процессе экономического воспитания у детей формируются такие качества личности как трудолюбие, бережливость, деловитость, предпринимательство. Решение экономических задач осуществляется в процессе формирования навыков сотрудничества, а так же в единстве с трудовым и нравственным воспитанием, что находит выражение в поступках и поведении детей.
Решение проблемы экономического, финансового и предпринимательского воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле формирования здорового интереса к деньгам, совершенствования навыков сотрудничества взрослого и ребенка, ребенка со сверстниками, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результату человеческого труда и человеку. Педагогическая целесообразность заключается в том, что формирование экономической культуры приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, формирует представления о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается активный словарь, развиваются навыки сотрудничества ребенка со сверстниками, ребенка с взрослым, приобретаются такие качества, как умения продуктивно работать в малых подгруппах, командах, доводить начатое дело до конца, развивается чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, возникает здоровый интерес к деньгам и понимание их целевого назначения [2].
Говоря об экономическом воспитании детей дошкольного возраста, мы имеем в виду лишь некоторые предпосылки, основы, рассчитанные на возможности ребенка (зону ближайшего развития). Это доступные детям знания из области экономики и экономически значимые качества деятельности. Опыт показывает, многие предпосылки будущей экономической деятельности складываются очень рано, и, если не формировать их своевременно, могут проявиться негативные стороны в поведении детей - небрежность, неряшливость, безразличие к испорченным вещам, книгам, игрушкам; более того, формируются неразумные, а иногда и неоправданные потребности, нарушается процесс правильной ценностной ориентации.
Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение дошкольниками этических и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе, связанные с отношением к личным и семейным финансам. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками может и должно строиться с использованием различных ролевых моделей, тесно связанных с ведением домохозяйства.
Изучение основ финансовой грамотности дошкольниками обеспечивает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых, а также создает возможности для обучения приемам безопасного рационального поведения в социуме.
Таким образом, именно в дошкольном возрасте, возможно, обучать детей жизни, ее правилам и нормам, и бесспорно в современном обществе актуальной является потребность в формировании у детей основ экономической культуры, которая во многом определяет особенности их психического, физического и интеллектуального развития.
С 2018 года педагоги МБДОУ д/с № 53 г. Белгорода работают по внедрению в образовательный процесс программ по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Проблемное поле.
Анализ мониторинга развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с № 53 (на основе бесед с воспитанниками, наблюдений в разных видах детской деятельности), проведенный педагогом-психологом и воспитателями показал, что из 80 воспитанников старших групп 89% знают, что на деньги можно купить различные вещи, игрушки, еду, 73% расплачиваться самостоятельно не могут, только в присутствии взрослых, 67% могут (в силу своего возраста) отличить монеты достоинством до 10 рублей.
Выявленные проблемы: незнание детьми семейных проблем в целом, неумение правильно ставить акценты на приобретение необходимого (нужного) предмета или вещи. Завышенные требования к родителям и настаивание на приобретении желаемой игрушки, не желание считаться с возможностями родителей и слушать их доводы. Отсутствие бережливости и понимания ценности приобретенной вещи (игрушки) и денежной суммы. Дети в семье, чаще всего не принимают участия в обсуждении финансовых вопросов и не привлекаются к планированию семейного бюджета [3].
Работа по формированию финансовой грамотности дошкольника невозможна без участия родителей. На первом этапе деятельности по данной теме для родителей было предложено анонимное анкетирование, в котором приняли участие 74 родителя (законные представители) детей старшего дошкольного возраста. Анализ анкет показал, что 81% родителей считает, что нужно рассказывать детям о деньгах, но 68% не согласны знакомить с экономикой детей в дошкольном возрасте. Проведенное анкетирование показало, что 32% родителей не поощряют детей денежными суммами, не обсуждают с детьми финансовые вопросы, потребности семьи, 46% не привлекают к составлению семейного бюджета, ссылаясь на их возраст, считают, что данная тема сложная и не интересная для детей, и, поэтому, рано внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание.
Таким образом, перед творческой группой педагогов МБДОУ д/с № 53 возникла необходимость в разработке методического комплекса игровых заданий по развитию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Юные экономисты».
Диапазон использования.
Методический комплекс игровых заданий «Юные экономисты» может быть использован педагогическими работниками ДОУ, Центров дополнительного образования; в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным образовательным областям, а также родителями.
Можно адаптировать данный комплекс под интересы и возможности каждого ребенка, группы детей, комбинировать идеи, придумывать свои интересные игры и задания, дополнять новыми карточками и беседами по финансовой грамотности [4].
Методическое обоснование.
Методический комплекс игровых заданий «Юные экономисты» по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста и их родителей (законных представителей), разработан на базе МБДОУ д/с № 53 г. Белгорода в рамках национального проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», с учетом содержания программы дошкольного образования «Тропинка в экономику» А.Д. Шатовой.
Цель - формирование начал экономической, финансовой культуры и азов предпринимательства в процессе развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста; помочь детям войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей посредством игровых заданий и финансовых игр [5].
Для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности, систематизации знаний были поставлены следующие задачи:
- Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением).
- Знакомить дошкольников с теоретической основой экономических наук, предпринимательской деятельностью (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями, с современными рыночными отношениями, предпринимательской деятельностью).
- Развивать интеллектуальные и творческие способности детей через овладение действием наглядного моделирования; эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, способность распознать чувства других людей.
- Развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности; правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности, отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
- Создавать условия для формирования этических и экономических качеств: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие, и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, материальная взаимопомощь и поддержка.
Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания старших дошкольников с использованием методического комплекса «Юные экономисты» являются: использование игровых пособий не только как средства обучения экономике, но и как средства развития личности; создание предметной развивающей среды в дошкольной организации с учетом возрастной категории воспитанников, уровня их подготовки и цели обучения [5].
Отличительной особенностью данного комплекса является игровая составляющая, поэтому включает цикл дидактических игр и игровых заданий с экономическим содержанием. Игры познавательного характера экономической направленности используются в совместной деятельности с взрослым в различных формах воспитательно-образовательного процесса:
- в индивидуальной работе,
- в досугах, развлечениях,
- экспериментальной и проектной деятельности.
Основными приемами и методами реализации поставленных задач являются: игра, наблюдение, беседы, решение проблемных ситуаций, соревнования, викторины.
Для экономического воспитания особенно важно развивающее воздействие образовательных игр: развитие навыков поведения в соответствии с правилами, сопереживания, умения планировать, брать роль, сотрудничать, оценивать ситуацию, быть терпеливым. Дидактическая игра поможет постичь смысл трудовой деятельности взрослых, точно выполнять правила в соответствующей обстановке.
Игра, как правило, собственная инициатива дошкольников, поэтому сопровождение педагога организации детской игры должно соответствовать требованиям:
- выбор игры - зависит от образовательных задач, но в тоже время, должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей - происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);
- мотивация игрового сюжета (задания) - создаётся игровая проблемная ситуация, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий;
- объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;
- организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно;
- развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
- окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.
Главный признак педагогической игры в игровой технологии - чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся познавательной направленностью [1].
Алгоритм работы с играми по развитию финансовой грамотности:
- Построить систему применения игр, позволяющую вводить детей в экономическую сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.
- В детальном анализе содержания «экономических» игр вычленить в них экономические категории (деньги, товар, и др.) и нравственные качества личности, проявляющиеся в различных ситуациях.
- Сформулировать игровую проблемную ситуацию или (и) вопросы, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки. Вопросы и проблемные ситуации развивают у детей умения отмечать экономические явления, выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку экономическим действиям.
В методическом комплексе игровых заданий «Юные экономисты» представлены технологические карты финансовых игр и игровых заданий: «Круги Луллия», игровое пособие «Путешествие по стране Экономике вместе с Лосяшем», теневое лото «Монетки», «Экономический словарик».
Цикл игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Р. Луллия – «Круги Луллия» относится к технологии ТРИЗ. В XIII веке французский монах создал логическую машину в виде бумажных кругов. Играя с «Кругами Луллия», дети учатся не только выстраивать логические цепочки (профессия - продукт труда - товар), но и объяснять их. Играть с кругами Луллия дошкольникам предлагается, как самостоятельно, так и в парах.
Игровые «Круги Луллия» сделаны на основе виниловых пластинок разного диаметра (большой и маленький), сверху установлен указатель ограничитель. Все круги разделены на одинаковое число секторов (4 и 6, или 4 и 8). На сектора прикреплены ламинированные картинки по теме финансовая грамотность. Круги и указатель ограничитель свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.
Игровое пособие «Путешествие по стране Экономике вместе с Лосяшем» выполнено в форме книги: листы из картона в формате А3 и содержит элементы ламинированных цветных карточек финансовой направленности. Пособие имеет разделы: «Путешествие по городу Профессий вместе с Лосяшем», «Путешествие в рекламное агентство вместе с Лосяшем», «Путешествие на товарный склад вместе с Лосяшем», «Путешествие в страну Денег вместе с Лосяшем». Номинал указан арабскими цифрами - это условные деньги («рубли»), чтобы ребенку было проще соотнести игровую ситуацию с действительностью.
Образовательные игры и задания методического комплекса разделены на четыре блока (по Шатовой А.Д.):
1.«Труд – продукт (товар)».
2.«Деньги, цена (стоимость)».
3.«Реклама: желание и возможности».
4.«Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика».
Таблица 1
Образовательные игры и блоки
Название блока | Название игр | Содержание |
Первый блок «Труд и продукт (товар)» | «Труд - Продукт - Товар», «Ассоциации», Круги Луллия: «Труд - продукт. Происхождение товара» - №1, «Труд - продукт. Происхождение товара» - №2, «Человек - природа - машина» - №1. | Дошкольники выясняют, что результатом труда людей является продукт - полезная и нужная вещь, предмет, изделие. Выстраивают цепочку: откуда происходит продукт, что он является результатом труда людей. Что за свой труд взрослые получают деньги. А также, что из продукта, появляется товар (это разные предметы, которые производят, т.е. продукт деятельности какой либо профессии). |
Продолжение таблицы 1
1 | 2 | 3 |
Второй блок «Деньги и цена (стоимость)» | Теневое лото «Монетки», «Экономический словарик», «Классификация денег», «Дорогой - Дешевый», Круги Луллия: «Удачная покупка» - №1, «Удачная покупка» - №2, «Удачная покупка» - № 3, «Удачная покупка» - №4, «Удачная покупка» - №5. | Дошкольники выясняют, что такое деньги и зачем они нужны. Закрепляют представления о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Знакомились с валютой других стран. Говорят, что любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде, чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. Рассматривают еще один вид оплаты – оплата через терминал. |
Третий блок «Реклама: желания и возможности» | «Где можно увидеть рекламу?». Перечень карточек: журналы, газеты, Кремль, телевизор, офис рекламного агентства, полицейский участок, автобус, музей, коробка. | Воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе. Понимание детьми, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных. Дать представление о рекламе, как краткой, красочной информации о товаре. Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества и ценность. |
Четвертый блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту» | «Профессии». Перечень карточек: половник, набор расчесок, кастрюля, набор инструментов, | Создание предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно |
Продолжение таблицы 1
1 | 2 | 3 |
кассовый аппарат, прилавок с продуктами, колесо от машины, отвертка, фен, автослесарь, гитарист, певец, повар, парикмахер, офис менеджер, строитель, продавец, уборщик, учитель. | способов экономического поведения (не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду, относиться к вещам и продуктам с уважением). Знакомит с понятием «Семейный бюджет» и на что его можно потратить. Какие потребности нужны человеку в первую очередь, а какие нет. |
Ожидаемый результат:
- дошкольник имеет необходимый минимум экономических, финансовых понятий и представлений (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах); осознано употребляет в играх, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;
- сформированы экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями семьи, умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств);
- проявляет интерес к экономической деятельности взрослых (знает, кем работают родители, чувствует заботу о себе) знает несколько новых профессий, содержание их деятельности (менеджер, программист, рекламоизготовитель, участники рекламной деятельности и др.); о том, как получают профессию;
- называет разные виды рекламы (печатная, радио- и телереклама, на транспорте, объявления, рекламные щиты, рекламные ролики и др.);
- проявляет экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность и др.), бережно, рационально, экономно использует материалы и оборудование для игр и занятий (бумага, карандаши, краски, игрушки, игры и др.);
- проявляет социальную активность в ходе совместной деятельности с взрослыми, сверстниками; сочувствует и проявляет жалость к слабым, больным, старым людям, живым существам, бережно относится к природе, с удовольствием делает подарки другим и испытывает от этого радость.
Поэтапное и целенаправленное вовлечение родителей в игровую и проектную деятельность по экономическому воспитанию с использованием данного методического комплекса позволит повысить уровень знаний взрослых об использовании экономических представлений в условиях детского сада, и использовать полученный детьми практический опыт в семье.
ЛИТЕРАТУРА
- Киреева, Л.Г. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт.-сост.– Волгоград: Учитель, 2008. – 12 c.
- Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2002. – 15 c.
- Протасова, Е. Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М.: Карапуз, 2002. – 25 с.
- Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М.: АРКТИ, 2006. – 37 с.
- Шатова, А. Д. Деньги. – М.: Ювента, 2003. – 47 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/15/picture-831648-1581771368.jpg)
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/20/picture-1373364-1640011056.jpg)
ОД по познавательному развитию (развитие финансовой грамотности) детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»
Цель: формировать начальные представления о финансовой грамотности, рациональное использование бюджета.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с финансовыми термина...
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»
фИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/14/picture-117681-1350209486.jpg)
Игры по развитию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует фина...
Проект « Юные экономисты» по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста долгосрочный, творческий
Ежедневное принятие важных финансовых решений и сложность в использовании современных финансовфх инструментов обуславливают необходимость приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финан...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/03/picture-912745-1491230452.jpg)
Презентация "Создание условий для развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр".
Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме.Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре обще...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/17/picture-1319693-1634477003.jpg)
Презентация: Создание условий для развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр
Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить все так, чтобы ребенок был финансово грамотным.Для этого в нашей группе был создан центр финансовой гр...
- Мне нравится (1)