Аналитический отчёт о работе учителя-логопеда
материал по развитию речи
Аналитический отчёт о качестве результативности проведённой коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда Лунг А.В. в старшей группе компенсирующей направленности за 2021-2022 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Аналитический отчёт о работе учителя-логопеда | 67.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «______________» г. ______________
Аналитический отчёт
о качестве результативности проведённой
коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности «__________»
за 2021-2022 учебный год
Учитель-логопед: Лунг А.В.
Аналитический отчёт о качестве результативности проведённой коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда Лунг А.В. в старшей группе компенсирующей направленности «Морские черепашки»
за 2021-2022 учебный год
Организационное направление
Аналитический отчёт составлен по итогам деятельности учителя логопеда Лунг А.В. за 2021-2022 учебный год с целью оценки качества коррекционно-развивающей работы.
На основании результатов заседания ПМПК г. ______________ от 19.08.2021 г. в группу компенсирующей направленности МАДОУ «___________________» было зачислено 14 детей (+ один ребёнок переведён из детского сада «_______» 11.11.2021 г.). Из 15 детей с нарушениями речи:
- 13 детей– ОНР III уровня;
- 2 ребёнка – Дизартрия.
Коррекционно-развивающий процесс в группе компенсирующей направленности в 2021-2022 учебном году строился в соответствии с программами:
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «__________» для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) на 2021-2022 учебный год.
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3до 7 лет. (Н.В. Нищева).
Работа осуществлялась в соответствии с целями:
- Построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи от 5 до 7 лет, направленной на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
Задачи:
― Содействовать овладению детьми с тяжёлыми нарушениями речи самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками.
― Содействовать овладению детьми с тяжёлыми нарушениями речи фонетической
системой русского языка, элементами грамоты.
― Способствовать общему развитию детей с тяжёлыми нарушениями речи, коррекции их психофизического развития.
― Формировать психологическую готовность к обучению в школе, коррекционно-развивающими, коррекционно-образовательными, коррекционно-воспитательными.
Диагностическое направление
В сентябре 2021 года было проведено углубленное логопедическое обследование.
Цель: диагностика речевого развития ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- Выявить уровень речевого развития ребенка.
- Осуществить индивидуально-дифференцированный подход в развитии речи ребёнка.
- Упорядочить запись данных, сбор информации.
Методы, формы, приемы.
В данной работе для оценки речевого развития ребенка предлагаются контрольные упражнения и задания:
- диагностика состояния мелкой и артикуляционной моторики;
- диагностика общих речевых навыков;
- диагностика состояния звукопроизношения;
- диагностика состояния слоговой структуры и звуконаполняемости слов;
- диагностика состояния фонематического слуха, анализа, синтеза;
- диагностика импрессивной речи;
- диагностика эмпрессивной речи (активного словаря, обобщающих понятий, словоизменения, словообразования);
- диагностика состояния связной речи.
Предполагаемый результат.
Диагностика речевого развития позволяет:
- получить объективную оценку уровня речевого развития и речевой подготовленности детей;
- спланировать учебно-воспитательную и коррекционную работу с детьми;
- выбрать программные общеобразовательные и коррекционные задачи;
- использовать современные методики и технологии развивающего обучения;
- создать предметно-развивающую среду;
- организовать подгрупповую и индивидуальную работу с детьми;
- комплектовать подгруппы;
- определить временные нагрузки на каждого ребенка.
Виды диагностики нарушений речевого развития:
- скрининговая;
- дифференциальная;
- углублённая.
Принципы диагностики речевых нарушений:
- принцип всесторонности;
- принцип комплексности;
- онтогенетический принцип;
- принцип системности;
- принцип количественно-качественного анализа полученных данных.
Обследование позволило выявить не только нарушения в развитии воспитанников в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития, помогло адаптировать комплексную образовательную программу, сформировать подгруппы детей для коррекции нарушения речи, составить планы подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности.
Таблица мониторинга речевого развития детей старшей группы компенсирующей направленности на 2021-2022 учебный год
(вводный мониторинг)
Разделы диагностики | Низкий уровень (количество детей в %) | Средний уровень (количество детей в %) | Высокий уровень (количество детей в %) | ||
Моторика | Мелкая моторика | 6 (40%) | 9 (60%) | 0 (0%) | |
Артикуляционная моторика | 14 (93,3%) | 1 (6,7%) | 0 (0%) | ||
Общие речевые навыки | 5 (33,3%) | 10 (66,7%) | 0 (0%) | ||
Звукопроизношение | 14 (93,3%) | 1 (6,7%) | 0 (0%) | ||
Слоговая структура и звуконаполняемость слов | 9 (60%) | 6 (40%) | 0 (0%) | ||
Фонематический слух, анализ, синтез | 9 (60%) | 6 (40%) | 0 (0%) | ||
Импрессивная речь | 8 (53,3%) | 7 (46,7%) | 0 (0%) | ||
Экспрессивная речь | Активный словарь | 14 (93,3%) | 1 (6,7%) | 0 (0%) | |
Обобщающие понятия | 6 (40%) | 9 (60%) | 0 (0%) | ||
Словоизменение | 14 (93,3%) | 1 (6,7%) | 0 (0%) | ||
Словообразование | 15 (100%) | 0 (0%) | 0 (0%) | ||
Связная речь | 8 (53,3%) | 7 (46,7%) | 0 (0%) |
Содержание коррекционно-развивающей работы
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
- Развитие словаря;
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи;
- Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа;
- Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов;
- Совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза;
- Развитие связной речи;
- Обучение элементам грамоты;
- Формирование коммуникативных навыков.
Коррекционно-развивающее направление
Целью коррекционно-развивающей работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту звукопроизношением, словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на развитие речевых и неречевых процессов, согласованного и систематического взаимодействия с семьей дошкольников.
Осуществление коррекционной-развивающей работы в образовательной области «Речевое развитие» велось во фронтальной, подгрупповой и индивидуальной форме, по следующим направлениям:
- Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза;
- Обучение грамоте;
- Развитие словаря;
- Совершенствование грамматического строя речи;
- Развитие связной речи и речевого общения.
Реализация содержания коррекционно-развивающей работы осуществлялась через регламентируемые (ОД) и не регламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, экскурсии, прогулки, самостоятельную деятельность детей). Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определялось индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществлялась при максимальном использовании всех анализаторов. При планировании ОД учитывался тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий.
При изучении каждой темы определялся словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Темы соотносились с временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы проводилась работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения являлось создание условий для практического применения формируемых знаний. В течение учебного года на занятиях широко использовался наглядный материал, а также мультимедийное оборудование.
Большое внимание уделялось занятиям по логоритмике, которая способствовала развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличению словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти.
Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в ДОО условий, в своей практической деятельности мною использовались различные современные образовательные технологии: игровые, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие, мнемотехника, метод наглядного моделирования, Су-Джок терапия, ТРИЗ и другие.
Игровые технологии позволяют повышать успешность обучения воспитанников с речевыми нарушениями. Проведение на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создаёт максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях игровой деятельности. Используемые мною игровые пособия применяются на логопедических занятиях по разным направлениям работы (произносительной и лексико-грамматической стороны речи, формирование слоговой структуры слова, фонематического восприятия и обучения грамоте).
Активно использую информационно-коммуникационные технологии. Чтобы достичь максимального результата в коррекционно образовательном процессе на занятиях использую мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания на компьютере «Учимся говорить правильно», «Артикуляционная гимнастика», «Баба Яга учится читать».
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Оно подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу.
Для сохранения и укрепления физического здоровья использую здоровьесберегающие технологии:
- Артикуляционную гимнастику, систематические упражнения по тренировке движений пальцев.
- Регулярные занятия дыхательной гимнастикой (способствуют воспитанию правильного речевого дыхания).
- Зрительную гимнастику (снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации).
- Кинезиологические упражнения (направлены на активизацию межполушарного взаимодействия («гимнастика мозга»), помогают активизировать различные отделы коры головного мозга).
- Успешно апробировала метод использования Су-Джок терапии, шарики-«ёжики» и колечки используем при пальчиковой гимнастике, а также выполняем множество игровых упражнений с ними.
Применение данных технологий позволило в работе с детьми ТНР, повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировать у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укреплении здоровья.
Динамические изменения в освоении адаптированной образовательной программы на 2021-2022 учебный год
Для большей достоверности и наглядности были представлены данные итоговых диагностик, сопоставлены показатели данных диагностик уровня речевого развития после проведения коррекционной работы.
Таблица мониторинга речевого развития детей старшей группы компенсирующей направленности в 2019-2020 учебный год (итоговый мониторинг)
Разделы диагностики | Низкий уровень (количество детей в %) | Средний уровень (количество детей в %) | Высокий уровень (количество детей в %) | ||
Моторика | Мелкая моторика | 0 (0%) | 6 (40%) | 9 (60%) | |
Артикуляционная моторика | 0 (0%) | 7 (46,7%) | 8 (53,3%) | ||
Общие речевые навыки | 0 (0%) | 5 (33,3%) | 10 (66,7%) | ||
Звукопроизношение | 0 (0%) | 12 (80%) | 3 (20%) | ||
Слоговая структура и звуконаполняемость слов | 0 (0%) | 6 (40%) | 9 (60%) | ||
Фонематический слух, анализ, синтез | 0 (0%) | 8 (53,3%) | 7 (46,7%) | ||
Импрессивная речь | 0 (0%) | 3 (20%) | 12 (80%) | ||
Экспрессивная речь | Активный словарь | 0 (0%) | 4 (26,7%) | 11 (73,3%) | |
Обобщающие понятия | 0 (0%) | 6 (40%) | 9 (60%) | ||
Словоизменение | 0 (0%) | 7 (46,7%) | 8 (53,3%) | ||
Словообразование | 0 (0%) | 7 (46,7%) | 8 (53,3%) | ||
Связная речь | 0 (0%) | 3 (20%) | 12 (80%) |
По результатам, представленным в таблице видно, что на начало обучения 2021-2022 учебного года обследуемые дети были распределены по уровням речевого развития следующим образом:
- высокий уровень – 0%,
- средний уровень – 0%,
- низкий уровень – 100%.
На конец обучения следующие показатели состояния развития речи детей:
- высокий уровень – 80%,
- средний уровень – 20%,
- низкий уровень – 0%.
Вывод: на начало обучения в группе уровень развития всех компонентов речи был низким. За один учебный год была проделана большая работа, результат которой виден на конец обучения, что ещё раз подтверждает вывод о положительной динамике развития всех речевых процессов у дошкольников старшей группы. Об эффективности проведенной логопедической работы свидетельствует изменение процентного соотношения уровней речевого развития, выявленное на начальном этапе работы и в конце учебного года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
годовой отчёт о работе учителя - логопеда ДОУ
Годовой отчет учителя- логопеда Утемишевой Г. К. за 2015 -2016 учебный год. Логопедическая работа в течение года строилась в соответствии с «Положением об организации работы учител...
ОТЧЁТ о работе учителя – логопеда за первое полугодие 2017 – 2018 учебного года
Отчет о работе учителя–логопеда Зюляевой М. С. за первое полугодие 2017 – 2018 учебного годаВ 2017 - 2018 учебном году логопедическая деятельность осуществлялась по следующим направлениям:...
Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 пгт. Кокуй за 2016-2017 год
Отчет о проделанной работе за год, с описанием направлений работы...
Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2017-2018 год.
Отчет о проделанной работе за год, с описанием направлений работы...
Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2018-2019 год.
Отчет о проделанной работе учителя-логопеда отражает все направления работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, организационно-методическое, консультативно-просветительское, профилактическая р...
Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2018-2019 год по детям с ОВЗ.
Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей, а так же раз...