Логоритмика
проект по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное
учреждение детский сад № 28 общеразвивающего вида
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
(МДОАУ детский сад № 28)
Педагогический проект
«Логоритмика - как метод психомоторного и речевого развития детей дошкольного возраста»
Выполнила:
воспитатель первой квалификационной категории Ишпаева Лиана Петровна
89373631606
г. Нефтекамск, 2022 год
Содержание:
- Краткая аннотация проекта……………………………………………… 3
- Обоснование необходимости проекта…………………………………..........3
- Цели и задачи проекта……………………………….......................................4
- Основное содержание проекта………………………………………………. 5
- Ресурсы…………………………………………………………………………7
- Партнеры……………………………………………………………………….7
- Целевая аудитория……………………….……………………………………7
- План реализации проекта……………………………………………………..7
- Ожидаемые результаты и социальный эффект……………………………..10
- Перспективы дальнейшего развития проекта………………………………11
- Вывод…………………………………………………………………………..11
- Краткая аннотация проекта
Настоящий проект направлен на психомоторное и речевое развитие детей дошкольного возраста методами логоритмики.
Логоритмика - система упражнений, заданий, игр на основе музыки и движения, направленные на решение развивающих, образовательных и воспитательных задач.
Проект рекомендован для использования воспитателями и специалистами ДОУ, педагогами дополнительного образования, и родителями.
Представленная модель позволяет любому педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста, дополнить систему работы по психомоторному и речевому развитию инновационными технологиями и способствовать всестороннему развитию личности.
- Обоснование необходимости проекта
В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, разработанный на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка и выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ и организованных форм дошкольного образования, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей развитие личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Чистая речь одно из условий полноценного развития личности. Она не формируется сама по себе и не является врожденной способностью, речь формируется путем систематического выполнения упражнений, развивающих моторику артикуляционного аппарата и постоянного общения с ребенком с окружающих. Развитие звуковой стороны речи зачастую происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, необходимо должное вмешательство педагогов и специалистов. Развитию чистой речи способствует педагогические занятия логоритмикой.
Логоритмика – это система музыкально – двигательных, речедвигательных, музыкально – речевых заданий и упражнений. Она основана на использовании связи – слова, музыки и движения. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Новизна проекта заключается в использовании приемов логоритмической гимнастики в развитии психомоторики и речи детей дошкольного возраста.
Объект проекта – логоритмика - как средство развития и стимулирования речи и моторики у детей.
Предмет проекта – процесс речевого и психомоторного развития детей дошкольного возраста.
- Цели и задачи проекта
Цель проекта: содействовать психомоторному и речевому развитию детей дошкольного возраста средствами логоритмической гимнастики, создание необходимого двигательного режима и положительного настроя в режимных моментах.
Задачи проекта:
- совершенствование психомоторных и речевых функций детей;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) методами логоритмики;
- создание игровых приемов для психомоторного и речевого развития и апробация игровых приемов с приемами логоритмики с детьми дошкольного возраста;
- обеспечение эмоционального благополучия детей, сохранение и укрепление здоровья через оптимальную организацию педагогического процесса;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития речи и психомоторики детей дошкольников.
- Основное содержание проекта.
- изучение методической и нормативной литературы по теме;
- беседы и наблюдения;
- интернет ресурсы;
- применение дидактических игр по теме.
Механизмы реализации проекта:
- выступление на педсоветах ДОУ;
- проведение мастер-класса для педагогов ДОУ;
- распространение электронных версий дидактического материала;
- распространение опыта работы через публикации;
- распространение опыта на ГМО.
Проект базируется на общепедагогических принципах:
- гуманно-личностного подхода – реализуется путем формирования отношения к себе, окружающим миру;
- содружества и сотрудничества взрослых и детей;
- единства социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта;
- уважительного отношения к личности;
- диалогичности и сотрудничества.
Эффективность развития психомоторики и речи детей дошкольного возраста определяется соответствующими педагогическими условиями:
- Создание и реализация усложняющихся занятий и заданий для дошкольников.
- Переоборудование групповых помещений для повышения познавательной мотивации и двигательной активности. Подготовка специальных пособий для выполнения заданий детьми.
- Включение родителей в процесс работы с детьми (ведение индивидуальных дневниковых записей, совместная деятельность с ребенком по выполнению развивающих заданий, консультирование).
- Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
- Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
- Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к выполнению поставленной цели.
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
- Познавательное развитие включает формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
- Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- Закладывается художественно-эстетическое развитие личности: музыкально-ритмические движения, элементы хореографических упражнений; восприятие музыки, фольклора.
- Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, координации движения, крупной и мелкой моторики, артикуляционной моторики и дыхательные упражнения.
5. Ресурсы
Ресурсное обеспечение | ||||
Кадровые условия | Учебно-методические ресурсы | Интеллектуальные ресурсы | Организационные ресурсы | Материально-технические ресурсы |
воспитатели | методическая и художественная литература, дидактические игры | педагогические технологии, педсоветы, консультации, семинары, конкурсы | налаживание тесных связей с партнерами, использование педагогических приемов | пособия, изготовленные своими руками, использование |
6. Партнеры: родители (законные представители) воспитанников.
7. Целевая аудитория: воспитанники средней группы, воспитатели.
8. План реализации проекта
I этап. Информационно-аналитический
- Изучение программ по развитию речи и психомоторики дошкольников.
- Определение уровня психомоторного и речевого развития воспитанников. Выявление запросов и отношения родителей к проблеме развития психомоторики и речи детей дошкольного возраста.
- Преобразование развивающей среды группы, оснащение универсальными пособиями и оборудованием.
- Построение учебного материала в соответствии с возрастными возможностями детей: составление плана обучения детей дошкольного возраста в режиме дня средствами логоритмики, способствующими психомоторному и речевому развитию.
- Определение форм работы с детьми по развитию психомоторики и речи детей дошкольного возраста.
II этап – практический
- практическое апробирование приёмов логоритмики в воспитательно-образовательном процессе;
- повышение компетентности родителей в вопросах развития психомоторики и речи детей дошкольного возраста;
- Обеспечение преемственности в деятельности воспитателей и родителей воспитанников.
Логоритмика включает следующие виды упражнений:
- Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения письмом. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы полости глотки.
- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Речевое дыхание является - источником образования звука, голоса. Оно помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной.
- Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
- Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. Кроме того, у детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
- Речевые игры могут быть представлены в различных видах: игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицирование на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.
- Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
- Пальчиковые игры и сказки. Проговаривание с детьми несложного стихотворного текста одновременно с движениями пальцев очень полезно: речь ритмизируется; она становится более громкой, четкой, эмоциональной; рифма положительна для слухового восприятия.
- Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение.
- Подвижные игры и хороводы тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры;
- Различные виды игрового массажа: классический ручной (поглаживание, растирание, разминание, вибрация); точечный (воздействие на биологически активные точки); самомассаж языка (с помощью зубов).
III этап – результативный
- презентация пособия;
- анализ результатов деятельности;
- оформление материалов деятельности с целью дальнейшей трансляции.
9. Ожидаемые результаты и социальный эффект
- пополнилась развивающая среда универсальными пособиями, дидактическим и игровым материалом (многофункциональное пособие «Удивительная поляна», дидактические игры «Расскажи сказку»);
- повысилась доля воспитанников с высоким уровнем психомоторного и речевого развития;
- усовершенствован методический материал, позволяющий осуществлять деятельностный подход к развитию речи и психомоторики дошкольников, заключающийся в:
– в подборке оптимальных условий для раскрытия творческого потенциала педагогов (гибкость режима в воспитательно-образовательном процессе, постепенный переход к модели личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, мягкость контроля со стороны администрации, использование интерактивных и нетрадиционных форм работы;
- в создании картотеки логоритмических упражнений, методических рекомендаций (Картотеки: пальчиковые гимнастики, артикуляционные упражнения, народные хоровые игры, потешки, считалки, песенки, по развитию связной речи, скороговорки, чистоговорки).
10. Перспективы развития.
С целью повышения качества образования, его эффективности, освоения инновационных технологий обучения в качестве приоритетных нововведений в процессе развития ДОУ определить реализацию дальнейшей работы:
- продолжать работу по развитию речи и психомоторики детей дошкольного возраста приёмами логоритмики;
- разработка пособий;
- повышение уровня творческого потенциала педагогов ДОУ, родителей.
Вывод.
Каждая логоритмическая образовательная деятельность имеет сюжетный характер и построена на игре. Поэтому она дает детям радость, положительное общение, повышение самооценки и жизненного тонуса каждого ребенка. Неоценимо ее значение для сохранения и укрепления здоровья детей, а так же для развития речи. Логоритмические упражнения помогают укреплению костно – мышечного аппарата, развивают дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия. Так же развиваются: правильная осанка, походка. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его физическое здоровье.
Под влиянием регулярных логоритмических упражнений, игр, пальчиковых и дыхательных гимнастик у детей происходит положительная перестройка сердечно – сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а так же развиваются эмоционально – художественные стороны личности ребенка.
11. Литература
- Анищенкова, Елена Степановна. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов: [программа обучения в детском саду]/ - Москва: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
- Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду»; СПб, КАРО-2006г.
- Воронова, Алла Евгеньевна. Логоритмика для детей 5-7 лет: занятия и упражнения/ . - Москва: Сфера, 2010.- 144 с
- Судакова Е.А. «Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников» СПб.; Детство-пресс, 2013г.
- «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» - Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва, 1997г.
- Новиковская О.А. «Логоритмика» - СПб.: Корона принт., 2005 г.
- Мухина А.Я. «Речедвигательная ритмика» - Астрель, М.-2009 г.
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие для дошкольников по логоритмике. Логоритмика- один из методов преодоления речевых нарушений.
Логоритмика -это такая форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.Работая с детьми, имеющими...
Методическое пособие по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи"
Методическое пособие для родителей по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи".Пособие предназначено для родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи....
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная логоритмика» детского объединения «Логоритмика + » для детей от 4 до 6 лет.
Профилактика и коррекция отклонений в речевом развитии детей с незначительными нарушениями речи, путём развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, движением и музыкой, через музыкально-...
Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР
Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...
Школа педагогического опыта. Логоритмика. Чем полезна логоритмика и как ею заниматься?
Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувстви...
Конспект занятия по логоритмике "Весёлая логоритмика"
Конспект занятия по логоритмике для детей среднего и старшего дошкольного возраста....