Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с. для старшей группы
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Возраст: старшая группа
Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з – с и их дифференциации.
Задачи:
Образовательные задачи:
Познакомить со скороговоркой.
Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах.
Развивающие задачи:
Развивать фонематический слух.
Развивать логическое мышление и внимание.
Воспитательные задачи:
Воспитывать усидчивость у детей, умение выслушивать вопросы педагога до конца.
Воспитывать внимательность, активность.
Материал: картинки со звуками «с», «з», символы, обозначающие эти звуки;
Форма проведения: фронтальная
Способ организации: сидя, на стульчиках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с. | 20.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.
Возраст: старшая группа
Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з – с и их дифференциации.
Задачи:
Образовательные задачи:
Познакомить со скороговоркой.
Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах.
Развивающие задачи:
Развивать фонематический слух.
Развивать логическое мышление и внимание.
Воспитательные задачи:
Воспитывать усидчивость у детей, умение выслушивать вопросы педагога до конца.
Воспитывать внимательность, активность.
Материал: картинки со звуками «с», «з», символы, обозначающие эти звуки;
Форма проведения: фронтальная
Способ организации: сидя, на стульчиках
Ход занятия.
Вводная часть
Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
-Ребята, слышите кто-то стучит? Давайте откроем дверь?
Дети: Да, откроем.
В: Посмотрите, ребята, кто это к нам прилетел? Это фея Грамотности!
Фея Грамотности: Здравствуйте, ребята! Как я рада вас всех видеть! Я для вас приготовила много интересных заданий, но для этого нам нужно отправиться в мою волшебную страну! Готовы?
Дети: Да
Основная часть
Ф: Если палочкой волшебной
Я взмахну четыре раза
В мире сказок непременно
Мы окажемся все сразу
Считаем: раз, два, три, четыре
Вот мы в сказочном мире.
Вот мы с вами и оказались в волшебной стране!
Присаживайтесь на стульчики.
В: Ребята, фея пригласила вас в свою волшебную страну и хочет с вами поиграть.
Ф: Да, ребята. Для начала отгадайте две загадки. Готовы?
Это вовсе не пчела,
Нос — точёная игла,
Писк его всех раздражает,
Очень больно он кусает! (Ответ: Комар)
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Ответ: Вода)
-Молодцы, ребята, правильно отгадали! Давайте вспомним как пищит комар
Д: з-з-з
Ф: Молодцы! А теперь, как течет водичка из крана?
Д: с-с-с
Ф: Молодцы ребята! Сейчас вы пропели две песенки: песенку комара и песенку воды. Если вы услышите звук з, то прогоняйте комара (делают легкое отмахивающее движение рукой), а если услышите звук с – умывайтесь, не касаясь лица. Звук за мной не повторяйте, а лишь показывайте те или иные движения. (Произнести вперемешку 9-11 звуков, считая про себя «Раз, два, три».) Дети выполняют задание.
Ф: Молодцы, ребята! Как хорошо у вас получается.
В: Ребята, фея Грамотности к нам пришла не с пустыми руками. Она принесла небольшой подарочек.
Ф: Ребята, это картинки комара и водички, которая течет из-под крана. Давайте выполним еще одно интересное задание. Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – з или с – слышится в слове, при этом поднимая соответствующую картинку: слон, зебра, зеленый, синий.
Ф: А теперь не называйте звук, а, как при выполнении первого задания, жестами показывайте, что слышите: сахар (воспитатель проверяет, как дети выполняют задание), озеро (объясняет, кто ошибся и почему), заря, синичка, золотой, серебряный, солнце, звезда.
Далее задание выполняют только девочки (мальчики контролируют) (слова: зеленый, суровый, заяц, снегирь). Затем – мальчики (слова: слева, внизу, озорник, сутолока).
«Я назвала вам много слов со звуком з, - говорит педагог. – А какие слова назовете вы?»
Физкультминутка. Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
(Воспитатель ставит на подставки для книг картинки с изображением синицы (звук с) и комара (звук з). Между подставками лежат картинки.)
В: Сейчас ребята нужно взять картинку, сказать что там изображено, вслушаться в слово, и определить какой знакомый звук вы услышали, далее положить предмет либо к картинке с синичкой, либо к картинке с комаром. Если ваш товарищ выполнил задание верно, то вы все вместе хором говорите «Правильно, правильно», а если ошибся, то говорите «Нет, нет». А фея Грамотности с удовольствием на вас посмотрит, как вы выполняйте задание.
В: Ребята, я хочу вам рассказать про сорок. Кто это такие? В предложении, которое я произнесу будет пять слов со звуком с. Вам необходимо назвать эти слова.
«Сорок сорок
В короткий срок
Съели сырок»
(Дети повторяют рифмовку хором и по одному повторяют слова сорок, сорок, срок, съели, сырок.)
В: Ребята, рифмовку, которую мы сейчас произнесли это скороговорка и поэтому произносить ее надо быстро. Давайте произнесем сначала медленно и проговорим четко все слова, затем быстрее, потом еще быстрее и очень быстро. Готовы? (Дети произносят скороговорку)
Ф: Дети, кто готов выйти и быстро произнести скороговорку? (Выходят несколько детей)
Ф: Молодцы ребята! Справились со всеми заданиями! А сейчас, ребятам пора возвращаться в группу, а я остаюсь здесь в своей волшебной стране. Спасибо, что поиграли со мной! До свидания!
Д: До свидания!
Возвращение
Снова палочкой волшебной
Я взмахну четыре раза
В детский садик непременно
Дети все вернутся сразу
Считаем: раз, два, три, четыре.
Заключительная часть
В: Вот мы с вами и оказались в группе!
-Какие звуки мы сегодня проходили?
- Давайте вспомним, во что мы играли на сегодняшнем занятии?
Кому все было легко, то похлопайте. Что было легко? А у кого возникли трудности, то потопайте. Что было сложного? Что больше всего понравилось на занятии?
- Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями. Мне понравилось, что вы сегодня активно работали, были внимательны. Спасибо вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Звуковая культура речи: дифференциация звуков л - р. В разновозрастной группе среднего дошкольного образования. Апрель 2018.
Данный материал вам поможет в следующем. Упражнять детей в различии звуков л - р в словах, в фразовой речи. Учить слушать звук л - р в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. р...
Конспект открытого занятия «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [Ж] - [Ш]» в старшей группе
Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш» Цель: упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш; развивать фонематический слух: упражнят...
Звуковая культура речи. Дифференциация звуков Ч и Щ (Старшая группа)
Ход занятия:- Ребята, сегодня у нас необычный день, потому что к нам пришли гости! Посмотрите на них и поздоровайтесь!- А теперь подойдите ко мне и посмотрите, кого я вам принесла. Это игрушки Чебураш...
Звуковая культура речи: дифференциация звуков З – С для старшей группы
Звуковая культура речи: дифференциация звуков З – С для старшей группы...
Конспект занятия. Звуковая культура речи: дифференциация звуков З – С для старшей группы.
Задачи:1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.2. Развивать фонематический слух.3. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции з...
Конспект НОД на тему: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с в старшей группе.
Цель: дифференциация звуков з – с.Задачи:1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.2. Развивать фонематический слух.3. Упражнять в...
Конспект «Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ц и Ч» (старшая группа)
laquo;Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ц и Ч»Цель: учить детей дифференцировать звуки ц и ч.Задачи:• Определять местоположение звука в слове (начало, сер...