Опыт проектной деятельности в коррекционной работе с дошкольниками ДОО
проект по развитию речи (подготовительная группа)
В опубликованном материале учитель-логопед Секретова О.Ю. представила опыт проектной деятельности в коррекционно-воспитательной работе с дошкольниками 6-7 лет в ДОУ. Материал может быть полезен родителям, воспитателям и другим специалистам, работающим с детских образовательных организациях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16»
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ПРЕДМЕТЫ РУССКОГО БЫТА»
Руководитель:
Учитель-логопед
Секретова О.Ю.
Рязань, 2022
Актуальность темы.
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического восприятия.
Кроме того, одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.
В старшем дошкольном возрасте (с 5 лет) родители и воспитатели детских дошкольных учреждений активно занимаются физическим, психологическим, эмоциональным и речевым развитием ребенка. Не многие знают, что одной из составляющих полноценного развития речи является словарный запас и грамматический строй.
Речь ребенка должна быть не только связная, логичная, последовательная, но и богатая, грамматически правильная, для этого необходимо овладеть навыками словообразования и словоизменения.
Навыки словообразования - это автоматически осуществляемые действия в процессе образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов.
Навыки словоизменения – это изменение слов по различным грамматическим категориям: родам, числам, падежам, временам, без изменения основного значения слова.
В связи с тем, что в группе дошкольников с ТНР большое количество испытывает трудности, связанные с недостаточной сформированностью навыков словообразования и словоизменения, данная тема является актуальной.
Анализируя создавшуюся обстановку, появилась необходимость создания проекта «ПРЕДМЕТЫ РУССКОГО БЫТА», направленного на взаимодействие с родителями воспитанников подготовительной группы в целях осуществления полноценного речевого развития ребёнка.
Участники: воспитанники подготовительной к школе группы для детей с ТНР, родители, педагоги ДОУ (воспитатели логопедической группы, учитель логопед, музыкальный руководитель).
Тематический проект:
- Средней продолжительности.
- По количеству участников – групповой.
- По доминирующему методу – познавательный, творческий.
- По содержанию – ребенок-взрослый.
Часть проекта осуществляется в домашних условиях с привлечением родителей.
Цель проекта: обогащение словаря детей по теме «Предметы русского быта», «старинная русская посуда».
Задачи:
- уточнить и расширить знания и словарь по теме;
- развивать навыки словообразования и словоизменения;
- учить составлению небольших рассказов о предметах посуды и быта русского народа на Руси;
- развивать зрительное внимание и память, наглядно-образное мышление, творческое воображение;
- воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к старинным предметам быта.
Специфика проекта – его комплексный, интегрированный характер, вовлечение родителей в образовательный процесс.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Ожидаемые результаты:
Для детей: обогащение знаний и словаря детей по теме «Предметы русского быта», «старинная русская посуда».
Для родителей: повышение интереса родителей к коррекционно-воспитательной работе и формирование у них готовности к активному участию в образовательном процессе.
Для педагогов: организация педагогического поиска через реализацию проекта, повышение теоретического уровня и профессионализма специалиста, внедрение современных форм и методов коррекционно-воспитательной работы с детьми.
Этапы осуществления проекта.
- Информационно-накопительный.
- Изучение интересов и знаний воспитанников для определения цели проекта, подборка и изучение специальной литературы по теме проекта.
- Реализация проекта.
- Работа воспитателей с детьми:
- чтение стихов и сказок, отражающих быт и уклад жизни русского народа;
- конкурс рисунков «У бабушки в деревне»;
- беседы по сюжетным и предметным картинам;
- подвижные русские народные игры на прогулке;
- разучивание стихов, пословиц по теме;
- изготовление аппликаций, рисование, лепка по теме;
- Работа учителя-логопеда с детьми:
- проведение дидактических игр и упражнений «Для чего нужен предмет?», «Из чего какой?», «Объясни значение», «Подбери признак», «Назови части», «Один-много», «Сосчитай-ка», «Опиши предмет», «О чем можно сказать…», «Большой-маленький» и др.;
- проведение бесед, видеоэкскурсий, презентаций по теме;
- обучение составлению небольших рассказов о предметах посуды и быта русского народа на Руси;
- работа с коррекционным лэпбуком по теме на занятии;
- проведение пальчиковых игр, физминуток, кинезиологических упражнений;
- отгадывание загадок о предметах посуды и быта русского народа.
- Работа музыкального руководителя с детьми:
- проведение музыкально-ритмических упражнений на занятиях;
- разучивание русских народных песен и танцев;
- игры-инсценировки, театрализованная деятельность (игры «Золотые ворота», «Горшки» и др.).
- Работа с родителями:
- привлечение родителей к совместному созданию мини-музея посуды и предметов русского быта, изготовлению картотеки старинной русской посуды с описанием, совместному сочинительству стихов;
- консультация родителей (советы и рекомендации родителям по проведению бесед с ребенком дома по изучаемой теме).
- Практический.
- Рисунки детей «У бабушки в деревне»;
- Рисунки детей «Древняя посуда»;
- Рисунки детей «Какой бы была моя комната в древности»;
- Аппликация «Посуда русского народного быта»;
- Пластилинография «Лампа-керосинка».
- Презентационный.
- Создание мини-музея русской старинной посуды;
- Презентация картотеки «Предметы русского быта»;
- Совместное сочинительство загадок о предметах старинной посуды;
- Рассказы детей о старинной посуде.
- Проведение итогового занятия «Поможем Кузе навести порядок».
Конечный продукт проекта.
Совестная деятельность детей и родителей – создание книги «Предметы русского быта».
Проведение интегрированной НОД воспитателем Жаврихиной И.В. и учителем-логопедом Секретовой О.Ю. «В гостях у Кузи».
Педагоги и учитель-логопед ДОУ уточнили и расширили словарь детей по теме проекта, развивали навыки словообразования, учили составлению небольших рассказов о предметах посуды и быта русского народа на Руси, развивали зрительное внимание и память, наглядно-образное мышление, творческое воображение, воспитывали чувство любви к родному краю, бережное отношение к старинным предметам.
За время реализации проекта повысился уровень знаний детей и обогатился словарь по теме «предметы русского быта», «старинная русская посуда».
Эффективность проекта.
Семьи наших воспитанников помогали в создании мини-музея предметов русского быта, педагоги и родители изготавливали и оформляли картотеку старинной русской посуды и предметов быта, рассказывали о быте наших предков и предметах их быта детям, многие родители вместе с детьми проявили интерес и творчески подошли к выполнению заданий (нарисовали рисунки, сделали подписи к картинкам для картотеки).
Пополнился и расширился словарь детей в рамках проекта. Дети совершенствовали навыки употребления существительных, прилагательных и глаголов, образовывали прилагательные от существительных, существительные с уменьшительно-ласкательным значением, согласовывали числительные с существительными, прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, правильно использовали суффиксы и приставки, составляли небольшие рассказы о предметах посуды и быта русского народа на Руси.
На занятиях проводилась работа по развитию артикуляционной, общей и мелкой моторики, зрительного внимания и памяти, наглядно-образного мышления.
У детей воспитывается чувство любви к родному краю, бережное отношение к старинным предметам русского быта.
План реализации проекта
22.09.2022 Четверг | Видеоэкскурсия «Традиции и быт русского народа» Беседа с детьми подготовительной к школе группы об укладе жизни наших предков. |
23.09.2022 | Конкурс рисунков «У бабушки в деревне». Беседа с детьми о жизни на Руси и в современном мире. Видеоэкскурсия «Как жили наши предки». |
26.09.2022 Понедельник | Видеоэкскурсия «Предметы быта крестьян» Беседа о предметах домашнего обихода и посуде наших предков. Объяснение назначения предметов быта на Руси. |
27.09.2022 Вторник | Русские-народные игры на прогулке. Проведение учителем-логопедом д/игр «Из чего какой?», «Назови части предмета». |
28.09.2022 Среда | Презентация «Древняя посуда крестьян». Проведение учителем-логопедом д/игр «Для чего нужен предмет?», «Подбери признак». Отгадывание загадок о предметах быта. |
29.09.2022 Четверг | Выставка рисунков на тему: «Древняя посуда». Проведение учителем-логопедом д/игр «1-много», «Сосчитай-ка», «Опиши предмет». |
30.09.2022 Пятница | Работа с лэпбуком «Предметы древнего быта». Музыкальное занятие «Народные игры, забавы в Рязанской области». |
03.10.2022 Понедельник | Видеоэкскурсия «Народные промыслы и ремёсла Рязанской области». Беседа с детьми о народных промыслах нашей области. Чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Три медведя» с последующим обсуждением. |
04.10.2022 Вторник | «На земле мне близкой и любимой» - литературно-музыкальный досуг для детей подготовительной группы, посвященный 127-летию со дня рождения С.А. Есенина. Рисование «Какой бы была моя комната в древности». Изготовление картотеки «Предметы быта русского народа» родителями и детьми. |
05.10.2022 Среда | Подведение итогов конкурса «У бабушки в деревне». Награждение участников. Знакомство детей с мини-музеем «Предметы русского быта» в группе. Экскурсия по мини-музею. |
06.10.2022 Четверг | Видеоэкскурсия «Старинная домашняя утварь». Знакомство с русскими народными инструментами «Музыкальная гостиная». |
07.10.2022 Пятница | Проведение учителем-логопедом д/игр «О чем можно сказать …», «Большой-маленький». Аппликация «Посуда русского народного быта». |
10.10.2022 Понедельник | Работа с коррекционным лэпбуком. Викторина «Что мы знаем о предмете…». |
11.10.2022 Вторник | «Осенняя ярмарка» - фольклорный праздник для детей старшей группы. Видеоэкскурсия «Керамическая посуда Древней Руси». Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с последующим обсуждением. |
12.10.2022 Среда | Обучение составлению рассказов о предметах посуды и быта русского народа. Работа с коррекционным лэпбуком «Посуда». |
13.10.2022 Четверг | Обучение составлению рассказов о предметах посуды и быта русского народа. Работа с коррекционным лэпбуком «Посуда». |
14.10.2022 Пятница | Пластилинография «Лампа-керосинка». Чтение русских народных сказок «Чудесные лапоточки», «Горшеня» с последующим обсуждением. |
17.10-21.10 | Выступления детей с рассказами о предметах русского быта и их предназначением. |
24.10-26.10 | Оформление книги «Предметы русского быта». Презентация книги. |
27.10.2022 Четверг | Интегрированная НОД «В гостях у Кузи». |
28.10.2022 Пятница |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Проектная деятельность в коррекционной работе. Цветовосприятие."
Возможности проекта «цветовосприятие» неограниченны. В данном проекте цвет выходит на первый план – как сильный стимулятор развития зрительного восприятия и эмоциональной сферы. Цвет – одна из пе...
Консультация для воспитателей "Роль проектной деятельности в организации работы с дошкольниками"
Консультация для воспитателей "Роль проектной деятельности в организации работы с дошкольниками"...
Проектная деятельность в коррекционной работе с детьми с ОНР
Сегодня в ДОО одной из педагогических технологий, позволяющих успешно решать задачи речевого развития детей является проектная деятельность. Метод проектов является оптимальным, инновационным и ...
Использование проектной деятельности в профориентационной работе с дошкольниками.
С целью приобщения к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развития интереса детей к миру труда и профессиям мною был разработан и реализован профориентационный проект «В мир...
Проектная деятельность в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Использование современных технологий - ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в коррекционной логопедической работе и вовлечение родителей и детей в совместную деятельность повышают результаты корр...
Опыт Проектная деятельность как инновационный метод в работе с дошкольниками 2018 год
Описание работы с до школьниками по проектной деятельности...