Методическая разработка: "Проектная деятельность в коррекционной работе. Цветовосприятие."
методическая разработка по рисованию (старшая группа) по теме
Возможности проекта «цветовосприятие» неограниченны. В данном проекте цвет выходит на первый план – как сильный стимулятор развития зрительного восприятия и эмоциональной сферы. Цвет – одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимает ребёнок, цвет – является доминантой сенсорного восприятия окружающего мира. Обращая внимание ребёнка на цвет, как на один из признаков предмета, можно знакомить его с другими признаками (форма, величина, запах, вкус), указывая на наличие определённых взаимосвязей между ними. Под влиянием того или иного цвета человек испытывает определённые чувства, переживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Цветовосприятие | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в коррекционной работе.
ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ.
1. Тема: «Цветовосприятие»
- Название проекта: «Путешествия в страну цвета».
- Вид проекта: долгосрочный, групповой.
- Основные идеи проекта и обоснование его необходимости.
Одна из основных задач специализированного детского сада компенсирующего вида для детей с нарушением зрения направлена на то, чтобы через специальные методы, приёмы, способы обучения и воспитания, преодолеть и восполнить недостатки в развитии, нормализовать ход психического и физического развития дошкольников с нарушением зрения.
Исследования в тифлопедагогике и наш опыт работы, тифлопедагога и педагога-психолога, с детьми, имеющими нарушения зрения, лишний раз доказывают, что ребёнок с нарушением зрения – это особый ребёнок. В силу снижения основных офтальмологических качеств: световой чувствительности, диапазона яркости, цветоразличения и контрастности ребёнок испытывает зрительный дискомфорт и затрудняется в умении правильно воспринимать форму, цвет, величину, пространственное положение предметов и действий. Это сказывается меньшим запасом представлений об окружающем. Слабовидение оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребенка: замедлены процессы запоминания, затруднены мыслительные операции, ограничены движения. Эти дети отличаются такими особенностями поведения как агрессивность, раздражительность, замкнутость. Такие особенности объясняются неудачами и трудностями в учебе, игре, общении со сверстниками. То есть нарушение зрения затрудняет ребёнку вхождение в социальную среду, в которой он живёт и развивается. Вместо желания контактировать с взрослыми и сверстниками, как это характерно для нормально видящих детей, у ребенка с нарушениями зрения проявляется стремление уйти от контакта, замкнуться, обособиться от окружающих людей, что отражается на личности ребенка, иногда приводит к психоэмоциональной изоляции.
К моменту поступления в детский сад большинство детей имеют отставания в развитии познавательной деятельности, нарушения в ориентировке, в физическом развитии, и в межличностных отношениях, это так называемые вторичные отклонения, которые возникают на фоне слабовидения и неправильного воспитания в раннем возрасте.
Опыт работы специалистов нашего детского сада и поиск наиболее эффективных средств обучения и воспитания привели нас к тому, что одной из форм реализации комплексного сопровождения является проектная деятельность. Почему именно проектная деятельность? Да потому что у неё очень широкие возможности. В проектной деятельности проявляется согласованная работа специалистов, гибкость и преемственность форм и методов обучения, воспитания и развития воспитанников. Проект позволяет предупредить возникновение вторичных отклонений.
Мы нашли один из способов преодоления недостатков у детей с патологией зрения – это цвет. В данном проекте цвет выходит на первый план – как сильный стимулятор развития зрительного восприятия и эмоциональной сферы.
Цвет – одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимает ребёнок, цвет – является доминантой сенсорного восприятия окружающего мира. Обращая внимание ребёнка на цвет, как на один из признаков предмета, можно знакомить его с другими признаками (форма, величина, запах, вкус), указывая на наличие определённых взаимосвязей между ними. Под влиянием того или иного цвета человек испытывает определённые чувства, переживания.
- Цель и задачи проекта.
Цель:
- Развитие полисенсорной основы, то есть умение рационального взаимодействия зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, что позволяет накапливать запас представлений, признаков, действий об окружающем; и развитие эмоционально-волевых процессов.
Задачи проекта:
- Расширение представления детей о разных цветах и их оттенках, развитие умения их различать.
- Развитие зрительного и слухового восприятия.
- Обогащение и формирование вкусовых, осязательных, обонятельных образов.
- Обогащение чувственного и социального опыта ребёнка.
- Совершенствование коммуникативных навыков.
- Совершенствование мелкой моторики рук и координации движений.
- Развитие умения расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие.
- Расширение представлений детей об эмоциях и воспитание добрых чувств.
- Развитие фантазии и творческого воображения.
- Формирование способности понимать и осознавать свою ценность, как человека (уникальность), чувства ценности других.
6. Участники проекта.
Проект «Цветовосприятие» - это тесная работа тифлопедагога и педагога-психолога с привлечением других специалистов.
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Главная героиня и ведущая
игровых занятий - Фея одного из
14 цветов.
Родители вместе с детьми в свободное время выполняют творческую работу, предложенную Феей цвета.
7. Механизм и этапы реализации проекта.
Проект рассчитан на два года. В рамках проекта проводятся ежемесячные игровые коррекционно–развивающие занятия. Встреча с Феей цвета для детей это всегда сюрприз и неожиданность. В ходе игрового занятия дети выполняют различные тифлопедагогические, психологические, логопедические, спортивные, музыкально-ритмические задания. Все моменты с заданиями меняются от занятия к занятию, что придаёт разнообразие и необычность каждому цветному путешествию.
Поскольку в основе проекта лежит игра, то дети охотно включаются в предложенную деятельность, активно участвуют, и с интересом выполняют задания.
Все моменты с заданиями меняются от занятия к занятию, что придаёт разнообразие и необычность каждому цветному путешествию.
Но неизменными остаются такие моменты как: ощущение цвета, восприятие предметов, самовыражение в цвете.
«Ощущение цвета».
Как правило, за каждым цветом закреплены типичные ассоциации, но не у всех детей они одинаковые. Например, голубой цвет - для одних холодный, леденящий, а для других – освежающий, воздушный, просторный. Это важный момент, так как, погружаясь в цвет, дети дают и характеристику цвету, и высказывают свое отношение к нему, что позволяет выразить свои чувства и эмоции.
«Восприятие предметов».
Одним из существенных признаков предметов является цвет, но когда все предметы одинакового цвета, появляется возможность выделить другие признаки предмета: вычленить оттенок цвета, размер, форму, величину. Идет активная зрительно-исследовательская работа.
«Самовыражение в цвете».
Позволяет детям в этот момент освободиться от запретов и жестких правил. Это творческая самореализация, где дети рисуют, танцуют, лепят, конструируют.
Все остальные моменты с заданиями меняются от занятия к занятию, что придает разнообразие и необычность каждому цветному путешествию.
Это игровые упражнения на развитие полисенсорной основы: «Серебряный перезвон», «Зелёный аромат», «Черные загадки», «Угадай на вкус».
Это различные психологические игры: «Зажги звезду на небе», «Отражение в зеркале», «Солнечный лучик», «Выбери кружок».
Это музыкально–ритмические упражнения и игры на развитие физических качеств: «Золотой шатёр», «Оранжевая песенка», «Зелёное болото», «Красные препятствия».
8. Ресурсное обеспечение проекта
- Материалы для декорирования.
- Объемные предметы определенного цвета.
- Аудио записи.
- Подбор материала для формирования вкусовых, обонятельных образов.
- Художественно-изобразительный материал для творческой деятельности.
- Спортивное оборудование.
- Иллюстрационный материал.
- Демонстрационный материал.
- Ожидаемые результаты
- Оказание помощи в предупреждении трудностей развития детей с нарушением зрения.
- Накопление чувственного и эмоционального опыта детей об окружающем.
- Совместная творческая работа детей и родителей по заданию «Феи».
10. Критерии, показатели и методы оценки эффективности
- Беседа, обсуждение, обмен мнениями между детьми о полученных впечатлениях после «цветного путешествия». Например:
- понравилось ли вам путешествие?
- вы помните, что означает данный цвет? Какое создает настроение?
- что понравилось больше всего? Почему?
- что показалось трудным или не интересным? Почему?
- с феей какого цвета вы хотели бы встретиться в следующий раз.
11. Система информирования о проекте
- Педагоги делают для родителей информационные газеты с интересной информацией о каждом из цветов.
- Изготовление папок – передвижек о накопленном опыте для педагогов.
- Участие в районном конкурсе.
- Участие в Международной научно-практической конференции «Развитие науки и практики образования лиц с нарушение зрения».
- Дальнейшее развитие проекта
Возможности проекта «цветовосприятие» неограниченны. Содержание игровых занятий может быть самым разнообразным и использоваться в дошкольном образовательном учреждении любого вида. Ведь каждый педагог – творец, и ему решать, в каком виде предлагать детям игровые занятия по цвету. Нет двух похожих педагогов, как и нет двух одинаковых коллективов детей. Для одних будет достаточно и половины игрового занятия, для других окажется необходимым изменение структуры или внесение дополнительного материала. Главное – чтобы такой вид совместной деятельности доставлял радость и детям, и педагогам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая разработка, проектная деятельность в ДОУ. Презентация проекта, с подробным паспортом "Маленький пешеход"
В данном проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения. Реализация проекта осуществляется через специально организованную деятельность (ин...
Методическая разработка проектной деятельности "Мир насекомых".
Знакомство с многообразием мира насекомых....
Методическая разработка проектной деятельности "Мир насекомых".
Знакомство с многообразием мира насекомых....
методическая разработка проектной деятельности " Скоро в школу"
Подготовка к школьному обучению дошкольников - важная задача, но и проблематичная одновременнокак для педагогов детского сада, так и для родителей. Этот процесс длительный и кропотливый. В соответстви...
Методическая разработка: "Проектно-исследовательская деятельность старших дошкольников"
Методическая разработка направлена на развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования....
Методическая разработка«Проектно-исследовательская деятельность детей с использованием инновационной технологии: мультипликационная студия.»
Данная методическая разработка проектно-исследователдьской деятельности по экологическому воспитанию привела детей к созданию мультфильмов, как итогового резуьтата своей поисково - исследо...
Методическая разработка «Проектная деятельность детей дошкольного возраста» Тема методической разработки: «Карты открывают свои тайны».
Методическая разработка представляет собой серию учебных игровых занятий для дошкольников старшего возраста, разработанных в виде стационарных бинарных занятий и занятий в виде подвижных игр с элемент...