Методическая разработка: "Проектная деятельность в коррекционной работе. Цветовосприятие."
методическая разработка по рисованию (старшая группа) по теме

Возможности проекта «цветовосприятие» неограниченны. В данном проекте цвет выходит на первый план – как сильный стимулятор развития зрительного восприятия и эмоциональной сферы. Цвет – одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимает ребёнок, цвет – является доминантой сенсорного восприятия  окружающего мира.  Обращая внимание ребёнка на цвет, как на один из признаков предмета, можно знакомить его с другими признаками (форма, величина, запах, вкус), указывая на наличие определённых взаимосвязей между ними. Под влиянием того или иного цвета человек испытывает определённые чувства, переживания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Цветовосприятие111 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в коррекционной работе.

ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ.

                                                                                                     

1.   Тема: «Цветовосприятие»

  1. Название проекта:  «Путешествия в страну цвета».

  1. Вид проекта: долгосрочный, групповой.

  1. Основные идеи проекта и обоснование его необходимости.

Одна из основных задач специализированного детского сада компенсирующего вида для детей с нарушением зрения  направлена на то, чтобы через специальные  методы, приёмы, способы обучения и воспитания, преодолеть и восполнить недостатки в  развитии,  нормализовать ход психического и физического развития дошкольников с нарушением зрения.

Исследования в тифлопедагогике и наш опыт работы, тифлопедагога и педагога-психолога,  с детьми, имеющими нарушения зрения, лишний раз доказывают, что ребёнок с нарушением зрения – это особый ребёнок. В силу снижения основных офтальмологических качеств: световой чувствительности, диапазона яркости, цветоразличения и контрастности ребёнок испытывает зрительный дискомфорт и затрудняется в умении правильно воспринимать форму, цвет, величину, пространственное положение предметов и действий. Это сказывается меньшим запасом представлений об окружающем. Слабовидение оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребенка: замедлены процессы запоминания, затруднены мыслительные операции, ограничены движения. Эти дети отличаются такими особенностями поведения как агрессивность, раздражительность, замкнутость. Такие особенности объясняются неудачами и трудностями в учебе, игре, общении со сверстниками. То есть нарушение зрения  затрудняет ребёнку вхождение в социальную среду, в которой он живёт и развивается. Вместо желания контактировать с взрослыми и сверстниками, как это характерно для нормально видящих детей,  у ребенка с нарушениями зрения проявляется стремление уйти от контакта, замкнуться, обособиться от окружающих людей, что отражается на личности ребенка, иногда приводит к психоэмоциональной изоляции.

К моменту поступления  в детский сад большинство  детей имеют отставания в развитии познавательной деятельности, нарушения в ориентировке, в физическом развитии, и в межличностных отношениях, это так называемые вторичные отклонения, которые возникают на фоне слабовидения и неправильного воспитания в раннем возрасте.

Опыт работы специалистов нашего детского сада и поиск наиболее эффективных средств обучения и воспитания привели нас к тому, что одной из форм реализации комплексного сопровождения является  проектная деятельность.  Почему именно проектная деятельность? Да потому что у неё очень широкие возможности.  В проектной деятельности проявляется согласованная работа специалистов, гибкость и преемственность форм и методов обучения, воспитания и развития воспитанников. Проект позволяет предупредить возникновение вторичных отклонений.

Мы нашли один из способов преодоления недостатков у детей с патологией зрения – это цвет. В данном проекте цвет выходит на первый план – как сильный стимулятор развития зрительного восприятия и эмоциональной сферы.

Цвет – одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимает ребёнок, цвет – является доминантой сенсорного восприятия  окружающего мира.  Обращая внимание ребёнка на цвет, как на один из признаков предмета, можно знакомить его с другими признаками (форма, величина, запах, вкус), указывая на наличие определённых взаимосвязей между ними. Под влиянием того или иного цвета человек испытывает определённые чувства, переживания.

 

  1. Цель и задачи проекта.

Цель:

  • Развитие полисенсорной основы, то есть умение рационального взаимодействия зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, что позволяет накапливать запас представлений, признаков, действий об окружающем; и развитие          эмоционально-волевых процессов.

Задачи проекта:

  • Расширение представления детей о разных цветах и их оттенках, развитие умения их различать.
  • Развитие зрительного и слухового восприятия.
  • Обогащение и формирование вкусовых,  осязательных, обонятельных образов.
  • Обогащение чувственного и социального опыта ребёнка.
  • Совершенствование коммуникативных навыков.
  • Совершенствование мелкой моторики рук и координации движений.
  • Развитие умения  расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие.
  • Расширение представлений  детей об эмоциях и воспитание добрых чувств.
  • Развитие фантазии и творческого воображения.
  • Формирование способности понимать и осознавать свою ценность, как человека (уникальность), чувства ценности других.

6. Участники проекта. 

Проект «Цветовосприятие» - это тесная работа тифлопедагога и педагога-психолога с привлечением других специалистов.

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Главная героиня  и ведущая

игровых занятий - Фея одного из

14 цветов.

      Родители вместе с детьми в свободное время выполняют творческую работу, предложенную Феей цвета.

7.   Механизм и этапы реализации проекта.

Проект  рассчитан на два года. В рамках проекта проводятся ежемесячные  игровые коррекционно–развивающие занятия. Встреча с Феей цвета для  детей это всегда сюрприз и неожиданность. В ходе игрового занятия дети выполняют различные тифлопедагогические,  психологические, логопедические, спортивные, музыкально-ритмические задания. Все моменты с заданиями меняются от занятия к занятию, что придаёт разнообразие и необычность каждому цветному путешествию.

Поскольку в основе проекта лежит игра, то дети охотно включаются в предложенную деятельность, активно участвуют, и с интересом выполняют задания.

Все моменты с заданиями меняются от занятия к занятию, что придаёт разнообразие и необычность каждому цветному путешествию.

Но неизменными остаются такие моменты как: ощущение цвета, восприятие предметов, самовыражение в цвете.

«Ощущение цвета».

 Как правило, за каждым цветом закреплены типичные ассоциации, но не у всех детей они одинаковые. Например, голубой цвет - для  одних холодный, леденящий, а для других – освежающий, воздушный, просторный. Это  важный момент, так как, погружаясь в цвет, дети дают и характеристику цвету, и высказывают свое отношение к нему, что позволяет выразить свои чувства и эмоции.

«Восприятие предметов». 

Одним из существенных признаков предметов является цвет, но когда все предметы одинакового цвета, появляется возможность выделить другие признаки предмета: вычленить оттенок цвета, размер, форму, величину. Идет активная зрительно-исследовательская  работа.

«Самовыражение в цвете».

Позволяет детям в этот момент освободиться от запретов и жестких правил. Это творческая самореализация, где дети рисуют, танцуют, лепят, конструируют.

Все остальные  моменты с заданиями меняются от занятия к занятию, что придает разнообразие и необычность каждому цветному путешествию.  

Это игровые упражнения на развитие полисенсорной основы: «Серебряный перезвон», «Зелёный аромат», «Черные загадки», «Угадай на вкус».

 Это различные психологические игры: «Зажги звезду на небе», «Отражение в зеркале», «Солнечный лучик», «Выбери кружок».

Это музыкально–ритмические  упражнения и игры на развитие физических качеств: «Золотой шатёр», «Оранжевая песенка», «Зелёное болото»,  «Красные препятствия».

8.   Ресурсное обеспечение проекта

  • Материалы для декорирования.
  • Объемные предметы определенного цвета.
  • Аудио записи.
  • Подбор материала для формирования вкусовых, обонятельных образов.
  • Художественно-изобразительный материал для творческой деятельности.
  • Спортивное оборудование.
  • Иллюстрационный материал.
  • Демонстрационный материал.

  1. Ожидаемые результаты
  • Оказание помощи в  предупреждении трудностей  развития  детей с нарушением зрения.
  • Накопление чувственного и эмоционального опыта детей об окружающем.
  • Совместная творческая  работа детей и родителей по заданию «Феи».

10.  Критерии, показатели и методы оценки эффективности

  • Беседа, обсуждение, обмен мнениями между  детьми о полученных впечатлениях после «цветного путешествия». Например:

- понравилось ли вам путешествие?

- вы помните, что означает данный цвет? Какое создает настроение?

- что понравилось больше всего? Почему?

- что показалось трудным или не интересным? Почему?

- с феей какого цвета вы хотели бы встретиться в следующий раз.

11. Система информирования о проекте

- Педагоги делают для родителей информационные газеты с интересной информацией о каждом из цветов.

- Изготовление папок – передвижек о накопленном опыте для педагогов.

- Участие в районном конкурсе.

- Участие в Международной научно-практической конференции  «Развитие науки и практики образования лиц с нарушение зрения».

  1.  Дальнейшее развитие проекта

Возможности проекта «цветовосприятие» неограниченны. Содержание игровых занятий может быть самым разнообразным и использоваться в  дошкольном образовательном учреждении любого вида.  Ведь каждый педагог – творец, и ему решать, в каком виде предлагать детям игровые занятия по цвету. Нет двух похожих педагогов, как и нет двух одинаковых коллективов детей. Для одних будет достаточно и половины игрового занятия, для других окажется необходимым изменение структуры или внесение дополнительного материала. Главное – чтобы такой вид совместной деятельности доставлял радость и  детям, и  педагогам. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка, проектная деятельность в ДОУ. Презентация проекта, с подробным паспортом "Маленький пешеход"

        В данном проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения. Реализация проекта осуществляется через специально организованную деятельность (ин...

Методическая разработка проектной деятельности "Мир насекомых".

Знакомство с многообразием мира насекомых....

Методическая разработка проектной деятельности "Мир насекомых".

Знакомство с многообразием мира насекомых....

методическая разработка проектной деятельности " Скоро в школу"

Подготовка к школьному обучению дошкольников - важная задача, но и проблематичная одновременнокак для педагогов детского сада, так и для родителей. Этот процесс длительный и кропотливый. В соответстви...

Методическая разработка: "Проектно-исследовательская деятельность старших дошкольников"

Методическая разработка направлена на развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования....

Методическая разработка«Проектно-исследовательская деятельность детей с использованием инновационной технологии: мультипликационная студия.»

Данная методическая разработка  проектно-исследователдьской деятельности  по экологическому воспитанию привела детей к созданию мультфильмов, как итогового резуьтата своей поисково - исследо...

Методическая разработка «Проектная деятельность детей дошкольного возраста» Тема методической разработки: «Карты открывают свои тайны».

Методическая разработка представляет собой серию учебных игровых занятий для дошкольников старшего возраста, разработанных в виде стационарных бинарных занятий и занятий в виде подвижных игр с элемент...