ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ В ДОУ. ПРОЕКТ «ПОЗНАКОМЬТЕСЬ – ЭТО Я!»
учебно-методический материал по логопедии на тему

Ильина Марина Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ilina_talanenko.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ В ДОУ. ПРОЕКТ «ПОЗНАКОМЬТЕСЬ – ЭТО Я!»

Ильина М.В. , Таланенко Н.Ю., учителя-логопеды

ГБДОУ детский сад №52 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

В нашем обществе  активно проходят социально-экономические преобразования, которые диктуют необходимость в формировании творчески активной личности. В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями поставлена задача развития личности, способной эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Успешностью правильного формирования психической деятельности ребенка, социализации и саморазвития личности является своевременное и полноценное формирование речи. Совершенствование традиционных методов и приемов, поиск более эффективных путей развития речи у детей с общим недоразвитием речи, становится крайне необходимым [1].

В работе с детьми с общим недоразвитием речи мы активно используем проектный метод. Как педагогическая технология – это совокупность поисковых, исследовательских, проблемных методов. В его основе лежит развитие познавательных навыков ребенка, развитие критического и творческого мышления, умения ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания. Ни это ли активизирует ребенка к речевой деятельности и способствует активному развитию всех компонентов речи?

Работая над проектом для детей логопедической группы, конечно же, особое внимание уделяется  коррекции речи. Ребенок, задействованный в проекте, упражняет свои речевые возможности, тренирует языковые навыки и умения, формирует и развивает коммуникативные качества речи.

Основная цель метода проектов – это пробуждать активность собственных ресурсов в процессе обучения и развития. Посредством этой деятельности ребенок перестает быть объектом  педагогического воздействия, он сам становится активным участником творческого процесса.

В процессе работы с детьми с общим недоразвитием речи нами был разработан и успешно включен в коррекционный процесс ряд проектов по разным направлениям: «Хлеб – всему голова», «Читаем А.Барто», «Осенний лес», «Зоопарк», «Поиграем со словами», «Познакомьтесь – это Я!». Данный вид деятельности вызвал большой интерес у детей и получил не только отклик педагогов, но и родителей.

Таким образом, в  процессе перехода на ФГОС ДО, включение проектной деятельности в коррекционную логопедическую работу способствует всестороннему развитию речи детей.

Проект «Познакомьтесь – это Я!» является эффективным познавательным и коррекционным материалом для развития всех сторон речи детей и затрагивает все образовательные области в соответствии с ФГОС  ДО.

Проект «Познакомьтесь – это Я!»

«Имя человека – самый сладостный и самый  важный для него звук на любом языке» (Д. Карнеги)

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Сроки проведения: краткосрочный (1 месяц)

Возрастная категория: старшие дошкольник (5-7 лет)

Цель: социально-коммуникативное развитие и коррекция речевых нарушений на основе привлечения внимания и формирования представлений об имени человека.

Задачи:

  • Формировать интерес к имени человека, способствовать желанию расширить кругозор по теме.
  • Развивать коммуникативные способности детей в ходе совместной деятельности (ребенок – воспитатель – логопед – родитель)
  • Развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь, фонематические функции на доступном и личностно-ориентированном материале.
  • Автоматизировать поставленные звуки в свободной речи детей.
  • Научить детей использовать различные источники информации.
  • Развивать умение ставить задачу, делать выводы.
  • Стимулировать детей к проявлению творческих способностей и желанию представить результат своей работы другим.
  • Способствовать развитию эмпатии и эмоционально-заинтересованного отношения к выполняемой работе.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Актуальность темы.

Осознание человеком своей индивидуальности и уникальности начинается с имени. Часто дети плохо запоминают имена незнакомых людей, потому что у них не развито уважительное отношение к своему собственному имени. Чтобы подтолкнуть процесс самостоятельного освоения мира и своих возможностей, необходимо помочь ребёнку сформировать положительное отношение к своему имени.

Человеческое имя с древнейших времен обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано тайной.  Имя - это таинственный мир, разнообразный и красочный, непостижимым образом влияет на наши судьбы.

Имена людей – часть истории народов. В них отражается быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее, есть свои замечательные личные имена.

Привлечь внимание детей к истории происхождения имен, проследить эволюцию имён, узнать значение своего имени, обратить внимание на художественную литературу и искусство в контексте обращения к именам – это лишь часть тех знаний, которые дети могут получить в ходе реализации проекта.

Этапы работы над проектом.

  1. Подготовительный этап (погружение в проект).
  • Определение темы проекта и его актуальности.

Отгадайте загадку: «Нас не было – оно было, нас не будет – оно будет; никто ни у кого его не видел, а у каждого оно есть». Это имя человека.

Имена у детей разными бывают.

Почему, отчего так нас называют?

Вот Виктория – победа,

Названа по просьбе деда,

Леонид - подобный льву,

А Мариночка – морская,

Имя это слух ласкает.

Почему, отчего так нас называют?

Почему имена разными бывают?

  • Основополагающий вопрос -  Что мы знаем об именах?

Проблемные вопросы:         

- Что такое имя?

- Как выбрать имя?

- Какие бывают имена?

- Откуда у вас имена?

                                 - Что означают имена?

- Как растёт имя вместе с человеком?

- В каком документе записывают имена?

- Что вы знаете об именах других народов?

- Есть ли народы, у которых нет имени?

- Какие вы знаете женские и мужские имена?                 

- Какие имена героев сказок и мультипликационных      фильмов вы знаете?

- Какие известные люди носят имя, такое же, как у тебя?

- Как имя влияет на характер?

  • Определение способов получения информации (беседы в детском саду, информация, полученная от родителей, книги, интернет, сбор статистической информации)
  • Распределение детей на группы и определение направления деятельности каждой группы с учетом возрастных особенностей и уровня речевого развития.
  • Выбор способа визуализации полученных результатов (именные «ромашки», буклеты, книга – самоделка «Азбука имён», картотека речевого материала, занимательный материал в виде ребусов, кроссвордов, таблица «Имена в нашем ДОУ», творческие работы (продуктивная деятельность)).
  1. Основной этап (организация и осуществление деятельности)
  • Беседы в детском саду и дома по темам: «Почему меня так назвали?», «Что обозначает моё имя?», «Имя и характер человека»,  «Известные люди, которые носят такое же имя», «Имена раньше и сейчас», «Парные имена», «Как зовут меня в других языках» (активное включение родителей на данном направлении деятельности) [2], [3],  [4].
  • Исследовательская деятельность (сбор информации в группах детского сада «Имена детей»)
  • Коррекционно-развивающие занятия: «Назовите меня ласково», «Тайна моего отчества» (работа по словообразованию), «Игры со звуками» (составление имён по первым звукам, звуковой анализ имени, ребусы, кроссворды, шарады)
  • Чтение художественной литературы (стихи, сказки, рассказы, скороговорки, дразнилки с именами). Работа над связной речью и коррекция звукопроизношения на данном материале [5].
  • Интегрированные музыкальные занятия «Имена в песнях»
  • Интегрированные занятия по введению в искусство «Имена в творчестве русских художников»
  • Продуктивная деятельность детей «Именная ромашка», «Буква моего имени», «На что похоже моё имя»
  1. Заключительный этап (презентация конечного продукта)
  • Обобщение и подведение итогов проектной деятельности. Выступления детей.
  • Презентация конечного продукта.

В результате проектной деятельности были выполнены:

- индивидуальные книжки – буклеты (имя ребенка, почему так назвали, что обозначает имя, аналоги имени в иностранных языках, известные люди, носящие такое же имя, песни и стихи об имени, звуковой анализ имени)

- коллективные работы: картотека скороговорок, дразнилок, стихов с именами, книжка – самоделка «Азбука в именах», альбом занимательного материала «Угадай имя» (ребусы, шарады, кроссворды, загадки)

- статистическая таблица «Имена в нашем детском саду»

- творческие работы как результат продуктивной деятельности: «Именная ромашка» (в центре фото ребенка, на лепестках дети пишут своё имя в уменьшительно-ласкательной форме)

- выставка рисунков и поделок «На что похоже моё имя», «Первая буква моего имени»

  • Рефлексия. Выводы, планы на дальнейшую работу. Поощрение участников проекта.

Поставленная цель проекта достигнута.

Как итог проекта - заинтересованность детей данной темой, привлечение внимания к своему имени (поисковая работа), расширение кругозора, эффективная коррекционно-развивающая работа на доступном и личностно-ориентированном лексическом материале, включение родителей в образовательный процесс, продуктивная деятельность в сочетание с речевыми занятиями, социально-коммуникативная направленность проекта.

Использованные источники информации.

1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказы и письма Министерства образования и науки РФ - ТЦ «Сфера»,2014 г.

2.  Суперанская А.В. ,Суслова А.В. «О русских именах». Санкт-Петербург, Азбука-классика, 2001 г.

3. Хигир Б. Ю. Имя, характер, судьба. Сборник. – М.: ООО Изд-во "Яуза", ООО Изд-во "ЭКСМО", 2002

4. Хигир Б. Ю. Энциклопедия имен. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003

5. Успенский Л.В. «Ты и твое имя». Л., Детская литература, 1972 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Использование проектной деятельности в логопедической работе с детьми 6-7 лет, имеющими общее недоразвитие речи. Изготовление коллективного коллажа: «Мы гуляем по Москве» "

Использование нетрадиционных методик, а именно проектного метода, в логопедической работе с  дошольниками, имеющими общее недоразвитие речи позволяет решить ряд  коррекционных, образовательн...

Использование игровых технологий как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи

Практический материал предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей. Систематизированный лексический материал удобен для самостоятельного чтения детей. Проговаривание и чтение спос...

Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование элементов фольклора в  коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи...

Использование релаксирующих игр и упражнений в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Данная статья адресована педагогам, логопедам и инсрукторам по физической культуре....

Опыты, экспериментирование и другие формы познавательно-исследовательской деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР)

Согласно ФГОС познавательно-исследовательская  деятельность выделена, как  самостоятельное направление.Учитель-логопед ищет новые  возможности  организации коррекционной...

Использование сказки в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии, т.к. своевременно проводимая коррекционно-педагогическая работа имеет боль...

Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Изменения в современном дошкольном образовании требуют внедрения в работу педагогов ДОУ нетрадиционных методов и технологий, способствующих всестороннему развитию дошкольников. В настоящее время в пра...