Проектная деятельность в коррекционной работе с детьми с ОНР
статья по логопедии по теме
Сегодня в ДОО одной из педагогических технологий, позволяющих успешно решать задачи речевого развития детей является проектная деятельность. Метод проектов является оптимальным, инновационным и перспективным, он занял достойное место в системе дошкольного образования. Использование проектной деятельности в коррекционном процессе предоставляет широкие возможности нам, педагогам, в решении задач познавательно-речевого развития дошкольников с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnos_v_korrektsionnoy_rabote_s_detmi_s_onr.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в коррекционной работе с детьми с ОНР
Галинская Вера Андреевна,
учитель-логопед
МБДОУ ЦРР – детский сад № 37
Сегодня в ДОО одной из педагогических технологий, позволяющих успешно решать задачи речевого развития детей является проектная деятельность. Метод проектов является оптимальным, инновационным и перспективным, он занял достойное место в системе дошкольного образования.
Использование проектной деятельности в коррекционном процессе предоставляет широкие возможности нам, педагогам, в решении задач познавательно-речевого развития дошкольников с ОНР. Участие в проекте дает возможность детям экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, позволяет им самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, почувствовать себя самостоятельными. И, конечно, в процессе проекта решаются задачи развития речи, в первую очередь связной. Познавательно-исследовательская деятельность невозможна без логических заключений и выводов, которые, в свою очередь, дети должны озвучить. В процессе проектной деятельности мы развиваем коммуникативные умения детей, обогащаем словарь и формируем грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, т.к. вопросы и задания требуют от ребенка активизации имеющегося речевого опыта.
Довольно легко вписывается в систему проектной деятельности интеграция, поэтому мы включаем в логопедическую работу небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности: рисование, лепка, конструирование, математическое развитие.
Метод проекта делает образовательную систему ДОО открытой и доступной для активного участия родителей. Участие родителей в проектной деятельности незаменимо, так как они являются главными помощниками детей в поисковой деятельности. Работа над проектом сближает детей и родителей, делает их отношения более доверительными и близкими, что в настоящее время является актуальным.
Представляем вашему вниманию реализованный в подготовительной к школе группе детей с ОНР информационно-практико-ориентированный проект «Для чего медведю белая шерсть?»
Проблема: несформированность у детей представлений об особенностях образа жизни и внешнего вида белого медведя. Дефицит совместного общения родителей и детей.
Актуальность: расширение представлений детей о животном мире за счет детской любознательности и поисковой активности, в соответствии с ФГОС ДО. Современные родители в быстроменяющемся современном информационном мире, просто не находят времени для своих детей. Родители озабочены обеспечить детей всем необходимым, удовлетворить их физиологические жизненно-важные потребности, забывая о такой важной потребности, как общение.
Цель проекта: расширить и систематизировать знания детей о белом медведе.
Задачи проекта: - познакомить детей с особенностями жизни и внешнего вида белого медведя;
- сформировать представления детей об условиях жизни белого медведя через вовлечение детей в поисковую деятельность;
- развивать творческие способности;
- развивать у детей связную речь через составление описательных рассказов, придумывания продолжения истории;
- привлечь родителей к сотрудничеству через вовлечение их к поисковой деятельности детей.
Сроки реализации: краткосрочный – 5 недель.
Ожидаемые результаты: - сформированность у детей представлений об особенностях жизни и внешнего вида белого медведя;
- развитие коммуникативных способностей, познавательной активности, инициативности и любознательности;
- тесное, доверительное общение родителей и детей, активное участие в оказании детям помощи в поисковой и продуктивной деятельности.
На первом подготовительном этапе работы были созданы условия для реализации проекта: подобран демонстрационный материал, познавательная литература, мультипликационный и видео-материал, разработаны беседы, подвижные, пальчиковые и дидактические игры.
Второй ознакомительный этап был посвящен непосредственно знакомству с белым медведем. Чтобы заинтересовать образом жизни белого медведя детям было предложено посмотреть видеоролик «Белый медведь с медвежатами». А показать детям белого медведя в разных ситуациях его жизни на севере и поддержать интерес к поиску нужной информации помогла демонстрация слайд-шоу фотографий из жизни белого медведя.
Неподдельный интерес ребята проявили к совместному просмотру мультфильма «Умка», который помог акцентировать их внимание на внешнем виде и особенностях охоты белых медведей. Конечно, дети искали ответы на вопросы и из познавательной и художественной литературы. Из юкагирской сказки «Отчего у белого медведя нос чёрный» дети узнали, как охотится белый медведь.
Моделирование проблемно-игровой ситуации «Если бы я был белым медведем, то…» позволило ребятам актуализировать знания о белом медведе, полученных в ходе самостоятельной поисковой деятельности, а также проявить речетворчество с элементами фантазирования.
В процессе беседы «Белый и бурый медведи» дети сравнивали бурого и белого медведей, упражнялись употреблять в речи предложения со значением противопоставления. В ходе проблемно-поисковой ситуации «Что было бы, если бы белый медведь стал жить в лесу» ребята рассуждали и высказывали свои умозаключения. Для развития творческой активности в продуктивной и речевой деятельности дети просмотрели мультфильм «Умка ищет друга».
В процессе третьего практического этапа проекта дети занимались самостоятельной речевой и творческой деятельностью: изготовили схемы описания белого медведя; составили по ним описательные рассказы; придумали продолжение истории про медвежонка Умку. Отобразили добытые знания в продуктивной деятельности: слепили семью белых медведей, нарисовали любимого медвежонка Умку. Родители совместно с детьми изготовили флексагоны на тему «Мишка на Севере».
В ходе заключительного четвертого этапа проекта была проведена для детей и их родителей викторина «Дружим с белыми медведями» и презентация конечного продукта проекта: альбом «Все про белого медведя».
Хочется отметить, что все ожидаемые результаты проекта были достигнуты. В альбом были собраны не только фотографии и рисунки детей, но и аудиозаписи всех проблемно-игровых и поисковых ситуаций, описательные рассказы детей и коллективный творческий рассказ про медвежонка Умку, видеофильм викторины «Дружим с белыми медведями».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование материала по художественно-речевой деятельности в коррекционной работе с детьми
Использование материала по художественно-речевой деятельности в коррекционной работе с детьми. Игра- ведущий вид деятельности ребенка дошкольного ...
Методическая разработка: "Проектная деятельность в коррекционной работе. Цветовосприятие."
Возможности проекта «цветовосприятие» неограниченны. В данном проекте цвет выходит на первый план – как сильный стимулятор развития зрительного восприятия и эмоциональной сферы. Цвет – одна из пе...
Проектный метод в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматривается вопрос об актуальности использования метода проектов в коррекционной работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. Подробно описана структура и содержание дан...
Работа по самообразованию "Проектная деятельность в логопедической работе с детьми,имеющими тяжёлые нарушения речи(ОНР)".
Актуальность проблемы:Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.Д...
Проектная деятельность в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Использование современных технологий - ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в коррекционной логопедической работе и вовлечение родителей и детей в совместную деятельность повышают результаты корр...
Опыт проектной деятельности в коррекционной работе с дошкольниками ДОО
В опубликованном материале учитель-логопед Секретова О.Ю. представила опыт проектной деятельности в коррекционно-воспитательной работе с дошкольниками 6-7 лет в ДОУ. Материал может быть полезен родите...