Планирование работы над общими речевыми навыками
картотека по развитию речи (средняя группа)

Сухомлина Наталья Леонидовна

Работа над общими речевыми навыками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_obshchimi_rechnavykami_sr_gr.doc213.5 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование работы над общими речевыми навыками

(средняя группа)

Сентябрь, 4-я неделя

1. РАЗВИТИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО, ПЛАВНОГО ВЫДОХА.

Упражнение «Осенние листочки» На уровне рта ребёнка подвешены на ниточках сухие разноцветные листья деревьев. Рассматриваем их, называем, определяем цвет.

Дети стоят напротив листочков. Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочки, не раздувая щёк. (Повторяем 3-5 раз).

2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЁРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ.

Упражнение «Укачаем куклу». Дети стоят в кругу, спины прямые, на руках держат кукол. Логопед показывает, как нужно укачивать куклу, протяжно, на мягкой атаке распевая: «А-а-а». (Повторяем 3-5 раз)

Октябрь, 1-я неделя

1. РАЗВИТИЕ ГЛУБОКОГО ВДОХА.

Упражнение «Узнай овощ». Логопед ставит на стол перед детьми блюдо с овощами: луком, чесноком, огурцом, укропом. Дети рассматривают овощи, называют их. Логопед делает на овощах надрезы, укроп растирает в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запахи. Затем всем по очереди логопед завязывает глаза; ребёнок должен понюхать и узнать по запаху предложенный овощ. Предварительно логопед показывает, как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно, без подъёма плеч.

2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЁРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ.

Упражнение «Поезд». Логопед показывает картинку, на которой изображён поезд, идущий вдалеке. Логопед показывает, как тихо и протяжно гудит поезд: «У-у-у…». Дети повторяют 3-5 раз.

Октябрь, 2-я неделя

1. РАЗВИТИЕ ГЛУБОКОГО ВДОХА.

Упражнение «Узнай фрукт». Логопед ставит перед детьми на стол блюдо с фруктами: апельсином, лимоном, яблоком. Дети рассматривают фрукты, называют их. Логопед разрезает фрукты; дети нюхают, запоминают их запахи. Логопед всем по очереди завязывает глаза и предлагает по запаху угадать фрукт. Предварительно логопед напоминает, как делается глубокий, длинный вдох. Следить, чтобы дети не поднимали плечи.

2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЁРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ. ПЕНИЕ ГЛАСНЫХ.

Упражнение «Лесенка». Пропевание гласных А,У с повышением и понижением тона. Логопед показывает детям, как «голос поднимается и опускается по лесенке».

Октябрь, 3-я неделя

1. РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Эхо». Логопед показывает картинку: дети в лесу кричат: «АУ!». Ребята делятся на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричит: «АУ!» Вторая команда (эхо) тихо отвечает: «АУ!» (повторяем 3-5 раз)

2. РАЗВИТИЕ РИТМИЧНОЙ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ, ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ.

Игра «Дождик, дождик» («Игры в логопедической работе с детьми», с. 46)

    Стулья расставлены по кругу, их на один меньше, чем играющих. Дети ходят в середине круга и говорят:

Дождик, дождик, что ты льёшь,

Погулять нам не даёшь?

После этого дети бегут к стульчикам. Тот, кому не хватило стульчика, проиграл. (повторяется 3-5 раз)

Октябрь, 4-я неделя

1. РАЗВИТИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО, ПЛАВНОГО ВЫДОХА.

Игра «Пароходы». На высоком столе – таз с водой. Дети встают вокруг стола, опускают в воду бумажные кораблики. Необходимо, чтобы парус кораблика находился на уровне рта ребёнка. По команде логопеда дети набирают воздух через нос и начинают медленно и плавно дуть на парус своего кораблика. Логопед следит, чтобы дети не поднимали плечи, дули, держа губы «трубочкой», не раздувая щёк. Делаем 3-5 вдохов и выдохов. Победит тот, кто перегонит кораблик к противоположному краю таза.

2. РАБОТА НАД ЧЁТКОСТЬЮ ДИКЦИИ.

Чтение стихотворения А. Л. Барто «Мячик». Логопед читает стихотворение сам, чётко артикулируя; затем просит прочесть так же каждого ребёнка; в заключение стихотворение декламируется хором.

Ноябрь, 1-я неделя

1. РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение №1. Диафрагмальное дыхание лёжа. Ребёнок ложится на ковёр на спину; левую руку кладёт на живот, правую на грудь. Предварительно логопед показывает ребёнку на себе, как нужно дышать диафрагмой (животом): прикладывает руку ребёнка к своему животу. По команде логопеда ребёнок вдыхает, выпячивая живот, и выдыхает, втягивая живот. Если упражнение у ребёнка не получается, то полезно производить усиливающееся к концу выдоха лёгкое надавливание рукой на живот. Обучение диафрагмальному дыханию нужно проводить индивидуально. Только обучив каждого ребёнка, можно проводить упражнения с подгруппой.

2. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ, КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ.

Упражнение «Гномики-прачки»

Жили-были в домике (сжимают и разжимают кулачки)

Маленькие гномики:  

Токи, Пики, Лики, Чики, Микки. (правой рукой загибают на левой

                                          руке пальчики, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять, (правой рукой разгибают пальчики на

                                              левой руке)

Стали гномики стирать: (трут кулачки друг о друга)

(опять загибают на левой руке пальчики, начиная с большого)

Токи – рубашки,  (опять загибают на левой руке пальчики,

Пики – платочки,  начиная с большого)

Лики – штанишки,

Чики – носочки.

Микки умница был,

Всем водичку носил.

Ноябрь, 3-я неделя

1. РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение № 2. Диафрагмальное дыхание стоя. Для правильной постановки тела ребёнок вначале дышит, прислоняясь затылком, спиной и пятками к стене.

Методика дыхания такая же, как в упражнении № 1.

2. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ, КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ.

Упражнение «Помощники»

Раз, два, три, четыре,            (сжимают и разжимают кулачки)

Мы посуду перемыли.           (трут ладошками друг о друга)

Чайник, чашку, ковшик, ложку,    (загибают пальчики по-одному,

И большую поварёшку.            начиная с большого)

Мы посуду перемыли,              (опять трут ладошкой  ладошку)

Только чашку мы разбили.       (загибают пальчики)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.               (сжимают и разжимают кулачки)

Ноябрь, 2-я неделя

1. РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение № 1 (закрепление)

2. РАЗВИТИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО, ПЛАВНОГО ВЫДОХА.

Упражнение с дыхательным тренажёром. Тренажёр представляет собой изогнутую пластиковую трубочку с расширением на конце. На расширение укладывается шарик из пенопласта. Ребёнок выполняет упражнение стоя. Логопед следит, чтобы плечи ребёнка не поднимались на вдохе. Ребёнок берёт трубочку в рот, делает глубокий вдох и дует, не раздувая щёк, так чтобы шарик поднимался, но не падал.

Ноябрь, 4-я неделя

1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение № 3. исходное положение – см. упражнение № 1. Дети считают от 1 до 5.

2. РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.

Игра «Вьюга» («Игры в логопедической работе с детьми», с. 51)

Логопед показывает картинку, на которой нарисована вьюга.

Логопед: Вьюга начинается.

Дети стоят, спины прямые; делают глубокий вдох, на выдохе тихо начинают тянуть: у-у-у…

Логопед: Сильная вьюга.

Дети увеличивают силу голоса.

Логопед: Вьюга затихает.

Дети уменьшают силу голоса.

Логопед: Вьюга кончилась.

Дети затихают.

Декабрь, 1-я неделя

1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение № 3 (повторение).

2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЁРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ. ПРОПЕВАНИЕ ГЛАСНЫХ С ПОВЫШЕНИЕМ И ПОНИЖЕНИЕМ ТОНА.

Упражнение «Лесенка». Логопед объясняет детям, что голос как бы поднимается и опускается по лесенке, показывает это детям. Дети выполняют упражнение вместе с логопедом, потом самостоятельно.

Декабрь, 2-я неделя

1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение № 4. Исходное положение – см. упражнение № 1. Дети делают глубокий вдох на три счёта, задерживают дыхание, медленно выдыхают на счёт от 1 до 5.

2. РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.

Игра «Кто кого» («Игры в логопедической работе с детьми», с. 52)

Логопед ставит детей друг против друга, и по сигналу логопеда дети начинают сначала тихо, затем громче тянуть гласные: А,О и т.п. Кто тянет дольше, не делая дополнительного вдоха, тот выиграл.

Декабрь, 3-я неделя

1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение № 4 (повторение).

Игра «Приятный запах» («Игры в логопедической работе с детьми», с. 43).

Дети подходят к вазочке с очищенным апельсином, мандарином, к еловой веточке и т.п., нюхают, на выдохе произносят: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».

Декабрь, 4-я неделя

1. ВОСПИТАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ.

Игра «Узнай по интонации». («Игры в логопедической работе с детьми», с. 53).

Сначала логопед, а потом дети по очереди изображают больного, грустного, весёлого, удивлённого человека. При этом нужно произносить с определённой интонацией коротенькие слова: «Ай-ай-ай», «Ой-ой-ой», «Ох-ох-ох» и т.п. Дети отгадывают, кого изобразил говорящий.

2. РАБОТА НАД ЧЁТКОСТЬЮ ДИКЦИИ И ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ.

Проговаривание потешки Г. Лагздыня  «Петушок».

Петушок, петушок,

Подари мне гребешок.

Ну пожалуйста, прошу!

Я кудряшки расчешу.

Январь, 2-я неделя

1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение № 5. исходное положение – см. упражнение № 1.

Счёт на выдохе от 1 до 5 и обратно. Считать спокойно, плавно, не снижая голоса, так, чтобы в лёгких всё время был запас воздуха.

2. РАБОТА НАД ЧЁТКОСТЬЮ ДИКЦИИ, ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ.

Проговаривание потешки.

Как у нашего кота шубка очень хороша.

Как у котика усы удивительной красы.

Глаза смелые, зубки белые.

Январь, 3-я неделя

1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение № 5 (повторение).

2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЁРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ.

Проговаривание предложений типа:

Аня умывается.                 Алла ушла.

Игорь играл.                       Оля идёт. И т.п.

Январь, 4-я неделя

1. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ.

Проговаривание стихотворения в сопровождении металлофона. Логопед отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение. Затем отбить ритм пробуют дети по очереди.

ПРОДАВЕЦ.

 Продавец ребятам рад.

В магазине для ребят

         Есть матрёшки расписные,

                                 Есть машинки заводные.   /В. Степанов/

2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение № 5 (закрепление).

Февраль, 1-я неделя

      РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ.

Проговаривание стихотворения с куклой бибабо.

Логопед задаёт ритм и темп декламации с помощью куклы бибабо, затем это же пробуют сделать по очереди и дети.

ПОЧТАЛЬОН

 Кто приносит нам газеты

И от бабушки приветы?

Их приносит почтальон.

                               С толстой сумкой ходит он.  /В. Степанов/

Февраль, 2-я неделя

1. РАБОТА НАД ЧЁТКОСТЬЮ ДИКЦИИ.

Воспитание ясной шёпотной речи в потешках, отработанных на индивидуальных занятиях по звукопроизношению.

2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение № 6. Счёт на выдохе от 1 до 5 и обратно. Добрать воздух – счёт от 5; добрать воздух – счёт от 5 до 1.

Февраль, 3-я неделя

1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение № 6 (повторение).

2. РАЗВИТИЕ ТЕМПОВОЙ ОКРАСКИ И ВЫСОТЫ ТОНА.

Чтение сказки к. Чуковского «Путаница» (дети произносят только звукоподражания).

Февраль, 4-я неделя

1. РАБОТА НАД ИНТОНАЦИОННОЙ ОКРАШЕННОСТЬЮ РЕЧИ.

Проговаривание потешки «Солнышко» с заданной интонацией (грустно, радостно, с жалостью и т.п.).

СОЛНЫШКО

       Солнышко, солнышко,

Золотое донышко,

                                             Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение № 6 (закрепление).

Март, 1-я неделя

1. РАБОТА НАД ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ, ВОПРОСИТЕЛЬНОЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ.

Отражённое проговаривание предложений.

2. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ.

Упражнение № 7. Исходное положение прежнее. Глубокий вдох, задержка дыхания, на выдохе проговаривание поговорки:

При солнышке тепло, при матушке добро.

Март, 2-я неделя

1. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ.

Упражнение № 7 (повторение).

2. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ.

Чтение в сопровождении металлофона стихотворения «Март».

МАРТ

Март. Ещё стоят морозы,

                                       Но весна не за горами.

                                       Я пушистую мимозу

                  Подарил сегодня маме.  /В. Нищев/

Март, 3-я неделя

1. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ.

Упражнение 7 (закрепление).

Проговаривание на выдохе:

                              Гуляю на балконе я –

                               Там, где цветёт бегония.

2. РАБОТА НАД ЧЁТКОСТЬЮ ДИКЦИИ. ВОСПИТАНИЕ ЯСНОЙ ШЁПОТНОЙ РЕЧИ.

Проговаривание отработанных потешек.

Март, 4-я неделя

1. ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВРГО ДЫХАНИЯ. РАБОТА НАД ИНТОНАЦИОННОЙ ОКРАШЕННОСТЬЮ РЕЧИ.

Игра «Лесной переполох».

2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЁРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ.

Проговаривание предложений:

Аня утром умывалась.

Ира убрала игрушки.

У Ивана апельсин. И т.п.

Апрель, 1-я неделя

1. РАБОТА НАД ЧЁТКОСТЬЮ ДИКЦИИ.

Сопряжённое проговаривание отработанных потешек на ясном шёпоте.

2. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ.

Упражнение 7 (закрепление).

Проговаривание двустишия:

            Ты пасись, коровка, дольше,

            Молока неси побольше.

Апрель, 2-я неделя

1. РАБОТА НАД ЧЁТКОСТЬЮ ДИКЦИИ.

Проговаривание потешки:

                  Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

2. РАБОТА НАД ПЛАВНОСТЬЮ, НАПЕВНОСТЬЮ РЕЧИ.

Проговаривание стихотворения «Ласточка» на мягкой атаке с распеванием гласных.

Апрель, 3-я неделя

1. РАБОТА НАД ЧЁТКОСТЬЮ ДИКЦИИ. ВОСПИТАНИЕ ЯСНОЙ ШЁПОТНОЙ РЕЧИ.

Проговаривание потешки «Пчёлы гудят».

2. РАБОТА НАД ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ.

Проговаривание загадки о пчеле с заданной интонацией.

Полосатая хозяйка полетела над лужайкой.

         Похлопочет над цветком – он поделится медком.

Апрель, 4-я неделя

1. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ.

Проговаривание загадки о золотой рыбке с одновременным отхлопыванием:

           К нам из сказки приплыла,

           Там царицею была.

           Эта рыбка не простая,

           Рыбка эта золотая.

2. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ.

Упражнение 7 (закрепление).

Проговаривание загадки о соме:

                  На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.

Май, 1-я неделя

1. РАБОТА НАД ЧЁТКОСТЬЮ ДИКЦИИ. ВОСПИТАНИЕ ЯСНОЙ ШЁПОТНОЙ РЕЧИ.

Чтение стихотворения о городе.

2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЁРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ.

Проговаривание предложений:

У Иры и Иды игрушки.

У Ани и Ады апельсины.

Ира и Игорь играли. И т.п.

Май, 2-я неделя

1. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ.

Чтение стихотворения В. Кожевникова «Посадочная площадка» с одновременным отстукиванием:

У посадочных площадок

       Пассажиры транспорт ждут.

Установленный порядок

Нарушать нельзя и тут.

2. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ.

Упражнение 7 (закрепление).

Проговаривание загадки о дороге:

Не живая, а идёт. Неподвижна, а ведёт.

Май, 3-я неделя

1. РАБОТА НАД ИНТОНАЦИОННОЙ ОКРАШЕННОСТЬЮ РЕЧИ.

Чтение стихотворения С. Маршака «Радуга» с заданной интонацией:

В небе гром, гроза.

                                            Закрывай глаза!

                  Дождь прошёл, трава блестит,

 В небе радуга стоит.

2. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ.

Чтение стихотворения «На лужайке» с куклой бибабо:

    На зелёной на лужайке

Заиграла балалайка.

                                           Заиграла дудочка,

Дудочка-погудочка.

         В сарафане красненьком

    Заплясала Настенька.

Май, 4-я неделя

1. РАБОТА НАД ЧЁТКОСТЬЮ ДИКЦИИ.

Чтение стихотворения С. Маршака «Июнь»:

               Пришёл июнь. «Июнь! Июнь!» -

В саду щебечут птицы.

         На одуванчик только дунь –

                                        И весь он разлетится.

2. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ.

Проговаривание загадки про лето:

Это кто кусты, газоны

Разукрасил в цвет зелёный?

  1. Музыкальное воспитание (музыкальный руководитель)

Выполнение следующих упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития “мышечного чувства”, развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

Пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы  на автоматизацию тех  звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЮ

Сентябрь, 4-я неделя  «Осень»

Логопедические пятиминутки:

 Игра с мячом «Лето или осень?», упражнение «Осенние листочки»

Игры и упражнения:

 Пальчиковая гимнастика «Осенние листья», упражнение «Дождик»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Картины по теме из альбома «Времена года».

М. Пришвин «Листопад»

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

Октябрь, 1-я неделя  «Овощи»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Давайте отгадаем», игра «В огороде у козы Лизы»

Игры и упражнения:

Пальчиковая гимнастика «У Лариски – две редиски», игра «Урожай»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

М. Кончаловский «Поднос и овощи».

Русская народная сказка «Репка».

Октябрь, 2-я неделя  «Фрукты»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Наш сад», игра «Четвёртый лишний»

Игры и упражнения:

Пальчиковая гимнастика «Компот», упражнение «Ёжик и барабан»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

Картины из альбома «Времена года».

В. Сутеев «Яблоко» (из книги «Сказки и картинки»)

Октябрь, 3-я неделя  «Грибы. Лесные ягоды»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Бабочка и грибок», игра «Брать - не брать»

Игры и упражнения:

Пальчиковая гимнастика «За ягодами», игра «Ягодка-малинка»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

Картины из альбома «Времена года».

«Белка осенью» (ил. № 15 из книги «Времена года»).

«Заботливая сестра» (Т. Ткаченко «логопедическая тетрадь»)

Ю. Дмитриев «Что такое лес?»

Сказка «Война грибов с ягодами» (в обработке В. Даля)

Октябрь, 4-я неделя  «Продукты питания»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Пить - есть», упражнение «Чем будет»

Игры и упражнения:

Пальчиковая гимнастика «Бурёнушка», подвижная игра «Огород» (повторение)

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

Русская народная сказка «Колобок»

Л. Толстой «Тётя дала Варе мёду…»

З. Александрова «Вкусная каша»

Ноябрь, 1-я неделя  «Одежда»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Будь внимательным», упражнение «Посмотри и назови»

Игры и упражнения:

Пальчиковая гимнастика «Алёнка» и «Гномики-прачки»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

«На прогулку» (Т. Ткаченко «Логопедическая тетрадь»).

Украинская народная сказка «Рукавичка».

В. Липский «Волшебный утюжок» (из книги «На золотом крыльце сидели»).

«Новый передник» (из книги «Задушевное слово»).

Ноябрь, 2-я неделя  «Обувь»

Логопедические пятиминутки:

Обучение отгадыванию загадок, игра «Что перепутал художник?»

Игры и упражнения:

Диалог «Сапожник», пальчиковая гимнастика «Сколько обуви у нас?»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

Украинская сказка «Как кот ходил с лисом сапоги покупать» (из «Книги для чтения»).

«Чудесные лапоточки» (из «Книги для чтения»).

Ноябрь, 3-я неделя  «Мебель»

Логопедические пятиминутки:

Игра «Будь внимательным», упражнение «Котёнок и кресло»

Игры и упражнения:

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

Ноябрь, 4-я неделя  «Посуда»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Чего не хватает?», упражнение «Большой и маленький»

Игры и упражнения:

Игра «Посуда», пальчиковая гимнастика «Помощники»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

К. Чуковский «Федорино горе».

Братья Гримм «Горшок каши».

Декабрь, 1-я неделя  «Зима»

Логопедические пятиминутки:

Игра «Давайте отгадаем», игра «Вьюга»

Игры и упражнения:

Пальчиковая гимнастика «Снежок», хороводная игра «Снежная баба»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Д. Александров «Зимняя сказка».

Я. Аким «Первый снег».

И. Пчелко «Зимние развлечения» (из альбома «Иллюстративный материал»).

Иллюстрация № 1 (Н. Гусарова «Беседы по картинке»).

Русская народная сказка «По щучьему велению».

Русская народная сказка «Зимовье».

Декабрь, 2-я неделя  «Зимующие птицы»

Логопедические пятиминутки:

Игра «Давайте отгадаем», упражнение «Кого не стало?»

Игры и упражнения:

Подвижная игра «Снегири», пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

Картины из серии «Наши птицы».

Иллюстрация № 2 (Н. Гусарова «Беседы по картинке»).

В. Зотов «Синица» (из книги «Лесная мозаика»).

Декабрь, 3-я неделя  «Комнатные растения»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Чего не хватает?», упражнение «Переставь цветок»

Игры и упражнения:

Хороводная игра «Воробей», пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

Картины из серии «Уход за комнатными растениями».

«Дети поливают цветы» (из альбома «Картины по развитию речи…»)

Декабрь, 4-я неделя  «Новогодний праздник»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Что изменилось?», упражнение «Составь предложение»

Игры и упражнения:

Диалог «Ёлочка», пальчиковая гимнастика «Ёлочка»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

С. Козлов «Зимняя сказка».

А. Кондратьев «Праздник ёлки в детском саду» (из альбома «Картины по развитию речи»).

Январь, 2-я неделя  «Домашние птицы»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Найди маму», упражнение «Внимательные ушки»

Игры и упражнения:

Подвижная игра «Домашние птицы», пальчиковая гимнастика «Уточка»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

Картина «Утка с утятами».

«Курица с цыплятами» (из книги Н. Гусаровой «Беседы по картинке»).

«Петух поёт» (из альбома «Картины по развитию речи…»).

К. Ушинский «Петушок с семьёй».

Русская народная сказка «Курочка-Ряба».

В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок» (из книги «Сказки и картинки»).

В. Сутеев «Петух и краски» (из книги «Сказки и картинки»).

Январь, 3-я неделя  «Домашние животные»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Кто лишний?», упражнение «Хлопни в ладоши»

Игры и упражнения:

Подвижные игры «Хозяюшка», «Телёнок»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

Картина «Кошка с котятами».

«Корова щиплет траву» (из альбома «Картины по развитию речи…»).

Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц».

С. Маршак «Усатый полосатый».

Русская народная сказка «Смоляной бочок».

В. Сутеев «Три котёнка» (из книги «Сказки и картинки»).

Январь, 4-я неделя  «Дикие животные»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «У кого что?», упражнение «Разноцветные сигналы»

Игры и упражнения:

Подвижная игра «Заяц Егорка», пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке…»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

Картины серии «Из жизни диких животных» (под ред. С. Н. Николаевой и Н. Н. Мешковой).

К. Ушинский «Лиса Патрикеевна».

Русская народная сказка «Колобок».

Шарль Перро «Красная шапочка».

Февраль, 1-я неделя  «Профессии. Продавец»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Подскажи словечко», игра-соревнование «Кто больше?»

Игры и упражнения:

Игра «В универмаге», чистоговорка «Покупки»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Альбом «Детям о профессиях».

В. Маяковский «

Февраль, 2-я неделя  «Профессии. Почтальон»

Логопедические пятиминутки:

Игра «Что кому нужно?», упражнение «Внимательные ушки»

Игры и упражнения:

Пальчиковая гимнастика «Что принёс нам почтальон?», диалог «Весёлый магазин»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

Игра «Кому письмо?»

Февраль, 3-я неделя  «Транспорт»

Логопедические пятиминутки:

Игра «Найди место», игра «Разноцветные корзинки»

Игры и упражнения:

Подвижные игры «Самолёт» и Мчится поезд»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

В. Кулькова «Поезд» (из альбома «Иллюстративный материал…»).

С. Маршак «Вот какой рассеянный».

Февраль, 4-я неделя  «Профессии на транспорте»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Подскажи словечко», упражнение «Назови по порядку»

Игры и упражнения:

Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня», подвижная игра «Шофёр»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

С. Михалков «Дядя Стёпа»

Март, 1-я неделя  «Весна»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Подскажи словечко», упражнение «Слушай и выкладывай»

Игры и упражнения:

Подвижная игра «Веснянка», пальчиковая гимнастика «Кап, кап, кап»

Иллюстративный материал и художественная литература:

В. Токарев «Весенняя сказка».

«Весна» (из книги Н. Гусаровой «Беседы по картинке»).

Русская народная сказка «Заюшкина избушка».

Март, 2-я неделя  «Мамин праздник»

Логопедические пятиминутки:

Игра «Кем работает моя мама?», упражнение «Почини буквы»

Игры и упражнения:

Подвижная игра «Зима прошла», пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»

Иллюстративный материал и художественная литература:

«Поздравляем маму» (из книги Н. Гусаровой «Беседы по картинке»).

Март, 3-я неделя  «Первые весенние цветы»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Подскажи словечко», упражнение «Подними сигнал»

Игры и упражнения:

Подвижная игра «На лужайке поутру», пальчиковая гимнастика «Кап, кап, кап»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

В. Зотов «Мать-и-мачеха» (из книги «Лесная сказка»).

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Март, 4-я неделя  «Цветущие комнатные растения»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Подскажи словечко», упражнение «Разноцветные кармашки»

Игры и упражнения:

Подвижные игры «На окне в горшочках» и «Веснянка»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

Картины из серии «Уход за комнатными растениями».

Русская народная сказка «Привередница».

Апрель, 1-я неделя  «Дикие животные весной»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Кого не стало?», упражнение «Руки в стороны»

Игры и упражнения:

Игра «Лесной переполох», пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке…»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

Картины серии «Из жизни диких животных».

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка».

Апрель, 2-я неделя  «Домашние животные весной»

Логопедические пятиминутки:

Игра «Накорми животных», упражнение «Назови по порядку»

Игры и упражнения:

Пальчиковая гимнастика «Дудочка», подвижная игра «Козочка»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

«Кошка играет с мячиком» (из альбома «Картины по развитию речи…»).

Картина «Собака со щенятами».

Л. Толстой «Мальчик стерёг овец…».

Сказка «Три поросёнка» (в пересказе С. Михалкова).

Апрель, 3-я неделя  «Перелётные птицы»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Кто лишний?», упражнение «Разноцветные корзинки»

Игры и упражнения:

Подвижная игра «Ласточка», пальчиковая гимнастика «Ласточка»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

«Прилёт птиц» (из альбома «Иллюстративный материал…»).

Е. Чарушин «Воробей».

Л. Толстой «Хотела галка пить…».

Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

Апрель, 4-я неделя  «Насекомые»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Чего не хватает?», упражнение «Внимательные ушки»

Игры и упражнения:

Подвижная игра «Мотылёк», пальчиковая гимнастика «Пчела»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

В. Зотов «Майский жук» (из книги «Лесная мозаика»).

К. Чуковский «Муха-цокотуха».

Май, 1-я неделя  «Аквариумные рыбки»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Чего не хватает?», упражнение «Выбери картинки»

Игры и упражнения:

Подвижная игра «Аквариум», пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

«Рыбка плавает в аквариуме» (из альбома «Картины по развитию речи…»).

Картины серии «Дети кормят рыбок».

Л. Берг «Рыбка».

Май, 2-я неделя  «Наш город. Моя улица»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Кто полетит на ракете?», упражнение «Слушай и выкладывай»

Игры и упражнения:

Дидактическая игра «Экскурсия»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Наборы открыток, фотографии, посвящённые родному городу.

Фотографии детского сада и улицы, на котором он находится.

В. Кулькова «Улица нашего города» (из альбома «Иллюстративный материал…»).

Май, 3-я неделя  «Правила дорожного движения»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Разноцветные кармашки», упражнение «Живые буквы»

Игры и упражнения:

Дидактическая игра «Переход», подвижная игра «Шофёр»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Набор открыток «Пешеходу – малышу».

А. Вольский «Запомни, юный пешеход».

Май, 4-я неделя  «Лето»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Разноцветные круги», упражнение «Гласная потерялась»

Игры и упражнения:

Подвижные игры «Речка» и «На лужайке»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

Картины из альбома «Времена года».

А. Ляпина «Цветущий луг» (из альбома «Иллюстративный материал…»).

В. Зотов «Одуванчик», «Колокольчик» (из книги «Лесная мозаика»).

К. Чуковский «Краденое солнце».

Русская народная сказка «Пых».

Игры и упражнения

Сентябрь, 4-я неделя  «Осень»

Логопедические пятиминутки:

  1. Игра с мячом «Лето или осень?»

Цель: закрепление знания детьми признаков осени, дифференциация их от признаков лета. Воспитание ловкости. Работа над произношением двусложных слов.

Ход: воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель говорит: «Если листики желтеют, это…». И бросает мяч одному из детей. Ребёнок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: -«Осень».

Воспитатель продолжает: - Если птицы улетают – это…» и т.п.

  1.  Упражнение «Осенние листочки»

цель: развитие длительного плавного выдоха. Закрепление знания основных цветов, названий деревьев.

Ход: на уровне рта ребёнка подвешены на ниточках сухие разноцветные листья деревьев. Рассматриваем их, называем, определяем цвет. Ребёнок медленно набирает воздух через нос (следить, чтобы не поднимались плечи). Вытягивает губы трубочкой, дует на листочек, не раздувая щёк. Повторяется 3-5 раз.

Игры и упражнения:

 1.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,   - загибают пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать.       – сжимают и разжимают кулачки

Листья берёзы,                     - загибают пальчики, начиная с большого

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики клёна мы соберём,

Маме осенний букет принесём. – «шагают» по столу средним и указа-

                                                           тельными пальчиками.

2. упражнение «Дождик» (координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи).

Капля раз,                 - прыжок на носочках, руки на поясе

Капля два,                - прыжок

Очень медленно сперва.   – 4 прыжка

А потом, потом, потом      - 8 прыжков

Всё бегом, бегом, бегом.    

Мы зонты свои раскрыли,   - руки развести в стороны

От дождя себя укрыли.        – руки полукругом над головой.

Октябрь, 1-я неделя  «Овощи»

Логопедические пятиминутки:

1. Упражнение «Давайте отгадаем»

цель: обучение отгадыванию загадок об овощах.

Ход: воспитатель подводит детей к картине «Наш огород», просит показать и назвать знакомые овощи, заостряет внимание детей на том, где и как растут овощи. дети с воспитателем садятся вокруг стола, в центре которого на подносе свежий и солёный огурцы, сырая и варёная картошка, целая и нарезанная пополам луковица, репа и морковь (желательно с ботвой). Воспитатель объясняет детям, что сейчас он будет загадывать им загадки об овощах, которые лежат на подносе. Загадывает первую загадку о репке и просит детей подумать, о каком она овоще, почему они так считают. Дети отгадывают загадку, воспитатель помогает им дать объяснение. Для подтверждения того, что загадка отгадана правильно, рассматривается репка, её ботва, ещё раз обращается внимание детей на картину «Наш огород» и т.п.

ЗАГАДКИ.

Голова на ножке,           Бела, рассыпчата, вкусна,

В голове горошки.          И на столе всегда она.

                   (горох)                                  (картошка)

Круглый бок, жёлтый бок,        Красный нос в землю врос.

Сидит на грядке колобок.          А зелёный хвост снаружи.

Врос он в землю крепко.            Нам зелёный хвост не нужен,

Что же это?                                  Нужен только красный нос.

                              (репка)                                             (морковь)

Летом в огороде                 Прежде чем его мы съели,

Свежие, зелёные.               Все наплакаться успели.

А зимою в бочке                                                     (лук)

 Жёлтые, солёные.              Что за скрип?                      Как же быть

Отгадайте, молодцы,           Что за хруст?                      Без хруста,

Как зовут нас?                       Это что ещё за куст?        Если я …

                    (огурцы)                                                                 (капуста)

2. Игра «В огороде у козы Лизы»

цель: расширение словарного запаса по теме «Овощи». дифференциация овощей и фруктов.

Ход: на наборном полотне – картинка с изображением козы. Коза держит большую корзину, в которой вклеены квадратики-липучки. Рядом на наборном полотне – вырезанные по контуру изображения помидора, огурца, лука, моркови, капусты, яблока, груши с подклеенными с обратной стороны липучками. Воспитатель объясняет, что коза пришла в огород за овощами и просит помочь ей собрать в корзину только овощи. Дети по очереди подходят наборному полотну, закрепляют в корзине одно из изображений овощей, комментируют действия:

- Это помидор,

- Это огурец. И т.п.

в заключение воспитатель выясняет, почему дети не взяли в корзину яблоко и грушу.

Игры и упражнения:

1. Пальчиковая гимнастика «У Лариски – две редиски»

У Лариски – две редиски.         – по очереди разгибают пальчики из

У Алёшки – две картошки.           кулачка, начиная с большого, на

У Серёжки-сорванца –                 одной или обеих руках.

Два зелёных огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да ещё у Петьки –

Две хвостатых редьки.

2. Игра «Урожай» (Координация речи с движением. Закрепление в речи глаголов: соберём, накопаем, натаскаем, срежем, нарвём).

В огород пойдём,                - идут по кругу, взявшись за руки

Урожай соберём.                

Мы морковки натаскаем,    - «таскают»

И картошки накопаем.        – «копают»

Срежем мы кочан капусты,   - «срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный.

Щавеля нарвём немножко      - «рвут»

И вернёмся по дорожке.         – идут по кругу, взявшись за руки.

Октябрь, 2-я неделя  «Фрукты»

Логопедические пятиминутки:

1. Упражнение «Наш сад» (Развитие слухового внимания. Закрепление навыков счёта в пределах четырёх).

Воспитатель объясняет детям, что сейчас он прочитает им стихотворение, в котором прозвучат названия фруктов. Воспитатель просит детей быть внимательными и запомнить эти названия. Прослушав стихотворение, дети перечисляют названия фруктов, которые они услышали. Воспитатель выставляет картинки с изображениями этих фруктов на наборное полотно и просит детей пересчитать их.

Прекрасен наш осенний сад.     И жёлтый лист шуршит у ног.

Там слива есть и виноград.        Плоды мы утром соберём

На ветках, как игрушки,             И всех соседей созовём.

И яблоки, и груши.                      И солнышку помашем,

А к ночи веет холодок,                «Спасибо, осень!» - скажем.

2. Игра «Четвёртый лишний» (Развитие зрительного внимания, дифференциации овощей и фруктов по месту произрастания, по форме, по цвету).

Воспитатель помещает на наборное полотно три картинки с изображениями фруктов и одну с изображением овоща и просит детей подумать, какая картинка лишняя и почему. Дети объясняют, что лишняя картинка та, на которой изображён овощ. Затем воспитатель помещает на наборное полотно три картинки с изображениями овощей и фруктов круглой формы и одну картинку с изображением овоща или фрукта овальной формы. Дети объясняют, что лишнее. В заключение воспитатель помещает три картинки с изображениями овощей и фруктов жёлтого цвета и одну картинку с изображением овоща или фрукта красного цвета. Дети объясняют, что лишнее и почему.

Игры и упражнения:

1. Пальчиковая гимнастика «Компот»

Будем мы варить компот.         – левую ладошку держат «ковшиком»,

Фруктов нужно много. Вот:   указательным пальцем правой «мешают»

Будем яблоки крошить,           - ударять ребром одной ладони по другой

Груши будем мы рубить.     -  ладони параллельно, крошащие движения

Отожмём лимонный сок,     - сжимают пальцы в кулаки

Слив положим                  - соединять поочерёдно все пальцы с большим

И песок.                            – пальцы в «щепоть», крошащие движения

Варим, варим мы компот.       – опять «варят» и «мешают»

Угостим честной народ.

2. Упражнение «Ёжик и барабан» (Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи).

С барабаном ходит ёжик,        - маршируют по кругу, изображая

Бум-бум-бум!                              игру на барабане

Целый день играет ёжик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами,        - маршируют по кругу, спрятав руки

Бум-бум-бум!                              за спину

Ёжик в сад забрёл случайно,

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он,        - то одной, то другой рукой подносят

Бум-бум-бум!                            ко рту воображаемое яблоко

Барабан в саду забыл он,       - останавливаются, разводят руками

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались,     - руки на поясе, прыжки на месте

Бум-бум-бум!

И удары раздавались,             - прыжки на месте

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули,     - делают «ушки» из ладошек, медленно

Бум-бум-бум!                             приседают, сидят, дрожат,

Глаз до зорьки не сомкнули,    закрывают глаза руками.

Бум-бум-бум!

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

Картины из альбома «Времена года».

В. Сутеев «Яблоко» (из книги «Сказки и картинки»)

Октябрь, 3-я неделя  «Грибы. Лесные ягоды»

Логопедические пятиминутки:

1. Упражнение «Бабочка и грибок» (Совершенствование грамматического строя речи, закрепление предлогов НА, С, В, ИЗ).

На магнитной доске закреплено изображение мухомора и островка травы. Воспитатель помещает изображение бабочки на шляпку гриба и задаёт вопрос:

- Где сидит бабочка?

Дети отвечают:

- На грибке. Далее воспитатель снимает бабочку с грибка, помещает на траву, снимает с травы.

В заключение можно выяснить, как называется гриб, вокруг которого летала бабочка, что дети знают про этот гриб.

2. Игра «Брать - не брать» (Увеличение словарного запаса (тема «Ягоды»), дифференциация лесных и садовых ягод, развитие слухового внимания).

Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить названия лесных и садовых ягод. Если дети услышат названия лесной ягоды, они должны присесть, а если услышат название садовой ягоды, потянуться, подняв руки вверх (Земляника, черника, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, чёрная смородина, брусника, малина).

Игры и упражнения:

1. Пальчиковая гимнастика

 «За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,   - пальчики обеих рук «здороваются»,

                                                   начиная с больших

В лес идём мы погулять.      – обе руки «идут» указательными и

                                                   средними пальцами по столу

За черникой,                         - загибают пальчики, начиная с большого

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

2. Игра «Ягодка-малинка» (координация речи с движением, развитие творческого воображения).

За малиной в лес пойдем,    - идут в хороводе, взявшись за руки

                    в лес пойдём.

Спелых ягод наберём,           - идут по кругу, обеими руками собирая

                       наберём.             воображаемые ягоды.

Солнышко высоко,                - встают лицом в круг, тянутся руками

                                                   вверх,

А в лесу тропинка.                 – наклоняются, пальчиками достав пол

Сладкая ты моя                      - бегут по кругу, взявшись за руки

Ягодка – малинка.

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

Картины из альбома «Времена года».

«Белка осенью» (ил. № 15 из книги «Времена года»).

«Заботливая сестра» (Т. Ткаченко «логопедическая тетрадь»)

Ю. Дмитриев «Что такое лес?»

Сказка «Война грибов с ягодами» (в обработке В. Даля)

Октябрь, 4-я неделя  «Продукты питания»

Логопедические пятиминутки:

1. Упражнение «Пить - есть» (Расширение словаря по теме. Формирование грамматического строя речи, обучение употреблению глаголов буду есть, буду пить. Формирование в импрессивной речи обобщающего понятия продукты питания).

Воспитатель помещает на наборное полотно картинки с изображением продуктов питания и просит детей назвать картинки. Затем просит подумать, какие из них можно есть, а какие – пить. Затем воспитатель  показывает картинки, а дети отвечают по очереди буду есть или буду пить. (Каша, суп, молоко, котлета, сок, чай, и т.п.).

2.  Упражнение «Чем будет?» (Усвоение категории творительного падежа. Обогащение лексического запаса).

Яйцо будет… (яичницей)               Яблоко будет…(соком)

Мука будет  … (булочкой)             Ягода будет… (компотом)

Мясо будет… (котлеткой)            Молоко будет …(сыром)

Капуста будет… (салатом)            Гречка будет…(кашей)

Игры и упражнения:

1. Пальчиковая гимнастика «Бурёнушка»

Дай молочка, Бурёнушка,                 - дети показывают, как доят

Хоть капельку - на донышке.              корову.

Ждут меня котятки, малые ребятки. – делают «мордочки» из пальцев

Дай им сливок ложечку,                    - загибают по одному пальчику на

Творогу немножечко,                           каждое название, начиная с

Масла, простоквашки,                          мизинцев

Молочка для кашки.

Всем даёт здоровье                           - снова «доят»

Молоко коровье.

2. Подвижная игра «Огород» (повторение).

Смотреть в задании по теме «Овощи»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

Русская народная сказка «Колобок»

Л. Толстой «Тётя дала Варе мёду…»

З. Александрова «Вкусная каша»

Ноябрь, 1-я неделя  «Одежда»

Логопедические пятиминутки:

1. Упражнение «Будь внимательным» (Развитие слухового внимания, речевого слуха. Увеличение словарного запаса по теме «Одежда». Развитие зрительного внимания. Дифференциация зимней и летней одежды).

Воспитатель предупреждает детей, что они должны внимательно слушать стихи об одежде, которые он им прочитает, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в стихах. Когда дети будут называть одежду, воспитатель выставляет на наборное полотно картинки с её изображением и просит назвать сначала летнюю, затем зимнюю одежду.

Это чья рубашка –                   Баю-баю-баюшки,

Белые горошины?                    Голубые варежки.

Бабушка старалась,                  Мама шила, вышивала,

Шила для Алёшеньки.             Где с трудом, а где легко.

Это чей сарафан                       Крепкой ниткой пришивала

С белыми ромашками?            Настенькино имечко.

Бабушка старалась,                  Баю-баю-баюшки,

Шила для Наташеньки.            Именные варежки.

           (Г. Брасиловская)               (А. Прокофьев)

Сшила мама дочке                  Наша Маша маленька,

Платье голубое.                       На ней шубка аленька.

Платье голубое                        Опушка бобровая,

С белою каймою.                     Маша чернобровая.

До чего нарядно,                       (народная потешка)

Весело глядеть.

Надо это платье

К празднику надеть…

2. Упражнение «Посмотри и назови» (Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению имён существительных в форме единственного и множественного числа).

Воспитатель выставляет на наборное полотно парные картинки: рубашка – рубашки, платье – платья, кофта – кофты, шарф – шарфы и т.п.

Дети рассматривают и называют картинки. Воспитатель обращает внимание детей на разницу в окончаниях слов.

Игры и упражнения:

1. Хороводная игра «Алёнка»

Алёнка – малёнка    - дети стоят лицом в круг. Присели на корточки,

Шустра, быстра:        постепенно выпрямляются.

Воды наносила,       - руки в стороны, наклоны головы к плечам

Сарафан дошила,     - кружатся

Носок довязала,       - наклон, достать носки

Ягод насбирала,      - потянуться, руки вверх

Песню допела,         - хлопки

Везде поспела.         – прыжки на двух ногах

В охотку ей дело!    

2. Пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки»

Жили – были в домике                   - сжимают и разжимают кулачки

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики,               - загибают пальчики, начиная с больших

Чики, Микки

Раз, два, три, четыре, пять,  - разгибают пальцы, начиная с мизинцев

Стали гномики стирать:       - трут кулачки друг о друга

Токи – рубашки,                    - загибают пальчики, начиная с больших.

Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки.

Микки умница был,

Всем водичку носил.

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

«На прогулку» (Т. Ткаченко «Логопедическая тетрадь»).

Украинская народная сказка «Рукавичка».

В. Липский «Волшебный утюжок» (из книги «На золотом крыльце сидели»).

«Новый передник» (из книги «Задушевное слово»).

Ноябрь, 2-я неделя  «Обувь»

Логопедические пятиминутки:

1. Обучение отгадыванию загадок

2. Игра «Что перепутал художник?»

Игры и упражнения:

1. Диалог «Сапожник»

2. Пальчиковая гимнастика «Сколько обуви у нас?»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

Украинская сказка «Как кот ходил с лисом сапоги покупать» (из «Книги для чтения»).

«Чудесные лапоточки» (из «Книги для чтения»).

Ноябрь, 3-я неделя  «Мебель»

Логопедические пятиминутки:

Игра «Будь внимательным», упражнение «Котёнок и кресло»

Игры и упражнения:

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

Ноябрь, 4-я неделя  «Посуда»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Чего не хватает?», упражнение «Большой и маленький»

Игры и упражнения:

Игра «Посуда», пальчиковая гимнастика «Помощники»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

К. Чуковский «Федорино горе».

Братья Гримм «Горшок каши».

Декабрь, 1-я неделя  «Зима»

Логопедические пятиминутки:

Игра «Давайте отгадаем», игра «Вьюга»

Игры и упражнения:

Пальчиковая гимнастика «Снежок», хороводная игра «Снежная баба»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Д. Александров «Зимняя сказка».

Я. Аким «Первый снег».

И. Пчелко «Зимние развлечения» (из альбома «Иллюстративный материал»).

Иллюстрация № 1 (Н. Гусарова «Беседы по картинке»).

Русская народная сказка «По щучьему велению».

Русская народная сказка «Зимовье».

Декабрь, 2-я неделя  «Зимующие птицы»

Логопедические пятиминутки:

Игра «Давайте отгадаем», упражнение «Кого не стало?»

Игры и упражнения:

Подвижная игра «Снегири», пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

Картины из серии «Наши птицы».

Иллюстрация № 2 (Н. Гусарова «Беседы по картинке»).

В. Зотов «Синица» (из книги «Лесная мозаика»).

Декабрь, 3-я неделя  «Комнатные растения»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Чего не хватает?», упражнение «Переставь цветок»

Игры и упражнения:

Хороводная игра «Воробей», пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

Картины из серии «Уход за комнатными растениями».

«Дети поливают цветы» (из альбома «Картины по развитию речи…»)

Декабрь, 4-я неделя  «Новогодний праздник»

Логопедические пятиминутки:

1. Упражнение «Что изменилось?» (Развитие зрительного внимания, связной речи).

На наборном полотне – большая картинка с изображением ёлки. На ветвях закреплены магниты. Рядом с ёлкой – изображения ёлочных игрушек (с подклеенными к обратной стороне магнитами). Воспитатель предлагает детям украсить ёлку, прокомментировав свои действия. Дети украшают ёлку и поясняют:

 - Я повешу на ёлку шарик.

 - Я повешу снежинку.

 - Я повешу звёздочку. И .т.п.

затем воспитатель предлагает детям посмотреть на ёлочку и запомнить, какие игрушки висят на ней. Далее воспитатель просит детей закрыть глаза и убирает одну из игрушек или меняет две игрушки местами. Открыв глаза, дети рассказывают, что изменилось.

 2. Упражнение «Составь предложение» (Развитие связной речи. Составление простых предложений со словами: карнавал, гирлянда, украшение, Снегурочка с опорой на сюжетные картинки).

Игры и упражнения:

1. Диалог «Ёлочка» (Развитие интонационной выразительности речи).

 - Ёлочка, ёлка,                - Что в лесу?

колка иголка,                   - Морозы,

Где ты выросла?              Голые берёзы,

 - В лесу.                           Волки и медведи –  

 - Что ты видела?             Вот и все соседи.

 - Лису.                              - А у нас под Новый год

                                           Каждый песенку поёт.

2.  Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»

Перед нами ёлочка:   - пальцы рук переплетены, из больших пальцев –

                                       верхушка «ёлочки»

Шишечки, иголочки. – кулачки, указательные пальцы выставлены

Шарики, фонарики,   - «шарики» из пальцев, вверх, вниз

Зайчики и свечки,      - «ушки» из указательного и среднего пальцев;

                                         обе ладони сложены, пальцы сжаты

Звёзды, человечки.     – ладони сложены, пальцы расправлены; средний

                                         указательный пальцы стоят на столе.

Январь, 2-я неделя  «Домашние птицы»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Найди маму», упражнение «Внимательные ушки»

Игры и упражнения:

Подвижная игра «Домашние птицы», пальчиковая гимнастика «Уточка»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

Картина «Утка с утятами».

«Курица с цыплятами» (из книги Н. Гусаровой «Беседы по картинке»).

«Петух поёт» (из альбома «Картины по развитию речи…»).

К. Ушинский «Петушок с семьёй».

Русская народная сказка «Курочка-Ряба».

В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок» (из книги «Сказки и картинки»).

В. Сутеев «Петух и краски» (из книги «Сказки и картинки»).

Январь, 3-я неделя  «Домашние животные»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Кто лишний?», упражнение «Хлопни в ладоши»

Игры и упражнения:

Подвижные игры «Хозяюшка», «Телёнок»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

Картина «Кошка с котятами».

«Корова щиплет траву» (из альбома «Картины по развитию речи…»).

Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц».

С. Маршак «Усатый полосатый».

Русская народная сказка «Смоляной бочок».

В. Сутеев «Три котёнка» (из книги «Сказки и картинки»).

Январь, 4-я неделя  «Дикие животные»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «У кого что?», упражнение «Разноцветные сигналы»

Игры и упражнения:

Подвижная игра «Заяц Егорка», пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке…»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

Картины серии «Из жизни диких животных» (под ред. С. Н. Николаевой и Н. Н. Мешковой).

К. Ушинский «Лиса Патрикеевна».

Русская народная сказка «Колобок».

Шарль Перро «Красная шапочка».

Февраль, 1-я неделя  «Профессии. Продавец»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Подскажи словечко», игра-соревнование «Кто больше?»

Игры и упражнения:

Игра «В универмаге», чистоговорка «Покупки»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Альбом «Детям о профессиях».

В. Маяковский «

Февраль, 2-я неделя  «Профессии. Почтальон»

Логопедические пятиминутки:

Игра «Что кому нужно?», упражнение «Внимательные ушки»

Игры и упражнения:

Пальчиковая гимнастика «Что принёс нам почтальон?», диалог «Весёлый магазин»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

Игра «Кому письмо?»

Февраль, 3-я неделя  «Транспорт»

Логопедические пятиминутки:

Игра «Найди место», игра «Разноцветные корзинки»

Игры и упражнения:

Подвижные игры «Самолёт» и Мчится поезд»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

В. Кулькова «Поезд» (из альбома «Иллюстративный материал…»).

С. Маршак «Вот какой рассеянный».

Февраль, 4-я неделя  «Профессии на транспорте»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Подскажи словечко», упражнение «Назови по порядку»

Игры и упражнения:

Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня», подвижная игра «Шофёр»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

С. Михалков «Дядя Стёпа»

Март, 1-я неделя  «Весна»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Подскажи словечко», упражнение «Слушай и выкладывай»

Игры и упражнения:

Подвижная игра «Веснянка», пальчиковая гимнастика «Кап, кап, кап»

Иллюстративный материал и художественная литература:

В. Токарев «Весенняя сказка».

«Весна» (из книги Н. Гусаровой «Беседы по картинке»).

Русская народная сказка «Заюшкина избушка».

Март, 2-я неделя  «Мамин праздник»

Логопедические пятиминутки:

Игра «Кем работает моя мама?», упражнение «Почини буквы»

Игры и упражнения:

Подвижная игра «Зима прошла», пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»

Иллюстративный материал и художественная литература:

«Поздравляем маму» (из книги Н. Гусаровой «Беседы по картинке»).

Март, 3-я неделя  «Первые весенние цветы»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Подскажи словечко», упражнение «Подними сигнал»

Игры и упражнения:

Подвижная игра «На лужайке поутру», пальчиковая гимнастика «Кап, кап, кап»

Март, 4-я неделя  «Профессии наших мам»

Логопедические пятиминутки:

1. Игра: «Кем работает моя мама?» (Развитие слухового внимания и речевого слуха).

Воспитатель читает детям стихотворения, дети догадываются о  профессии мамы.

МОЯ МАМА – УЧИТЕЛЬНИЦА        МОЯ МАМА - ДОКТОР

- Ты почему такой упрямый:                  Пусть у мамы шприц в руках,

Моей не слушаешься мамы?                   Ты не пяться, словно рак.

Я маму слушаться привык,                      Это ж мамочка моя,

Я сын её и ученик.                                    Очень добрая она.

                             МОЯ МАМА – ПОЧТАЛЬОН

                               В сумке погляжу почтовой,

                               Нет ли мне письма какого.

                               Грушу спелую достал…

                               Интересно, кто прислал?

2. Упражнение «Почини буквы» (Профилактика дисграфии).

На магнитной доске – разломанные на части буквы А, У, О. Воспитатель предлагает детям «починить» буквы. Дети выполняют задание.

Игры и упражнения:

1. Подвижная игра «Веснянка» (Координация речи с движением)

Солнышко, солнышко,    - идут по кругу, взявшись за руки

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,    - бегут по кругу

Прилетели сто грачей,    - «летят» по кругу

А сугробы тают, тают,    - медленно приседают

А цветочки подрастают. – тянутся на цыпочках, руки вверх.

2. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая» (Развитие мелкой моторики).

Как у нас семья большая     - ритмичные хлопки в ладоши и удары

Да весёлая.                              кулачками попеременно

Два у лавки стоят,        - загнуть большие пальцы на обеих руках

Два учиться хотят,       - загнуть указательные на обеих руках

Два Степана сметаны объедаются,   - загнуть средние пальцы

Две Дашки кашкой питаются,        - загнуть безымянные пальцы

Две Ульки в люльке качаются.  – загнуть мизинцы одновременно

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

Картины из серии «Уход за комнатными растениями».

Русская народная сказка «Привередница».

Апрель, 1-я неделя  «Дикие животные весной»

Логопедические пятиминутки:

1. Упражнение «Кого не стало?» (Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже).

На наборном полотне картинки с изображением медведя, лисы, ежа, зайца, белки. Воспитатель просит детей рассмотреть картинки, назвать из, запомнить. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну из картинок. Дети открывают глаза. Воспитатель спрашивает?

- Кого не стало?

Дети отвечают:

- Не стало зайца. И т.п.

 2. Упражнение «Бочка мёда» (Развитие фонематического слуха, выделение звука О из ряда гласных звуков, начала слов (ударная позиция).

Игры и упражнения:

Игра «Лесной переполох», пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке…»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

Картины серии «Из жизни диких животных».

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка».

Апрель, 2-я неделя  «Домашние животные весной»

Логопедические пятиминутки:

Игра «Накорми животных», упражнение «Назови по порядку»

Игры и упражнения:

Пальчиковая гимнастика «Дудочка», подвижная игра «Козочка»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

«Кошка играет с мячиком» (из альбома «Картины по развитию речи…»).

Картина «Собака со щенятами».

Л. Толстой «Мальчик стерёг овец…».

Сказка «Три поросёнка» (в пересказе С. Михалкова).

Апрель, 3-я неделя  «Перелётные птицы»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Кто лишний?», упражнение «Разноцветные корзинки»

Игры и упражнения:

Подвижная игра «Ласточка», пальчиковая гимнастика «Ласточка»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

«Прилёт птиц» (из альбома «Иллюстративный материал…»).

Е. Чарушин «Воробей».

Л. Толстой «Хотела галка пить…».

Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

Апрель, 4-я неделя  «Насекомые»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Чего не хватает?», упражнение «Внимательные ушки»

Игры и упражнения:

Подвижная игра «Мотылёк», пальчиковая гимнастика «Пчела»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

В. Зотов «Майский жук» (из книги «Лесная мозаика»).

К. Чуковский «Муха-цокотуха».

Май, 1-я неделя  «Аквариумные рыбки»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Чего не хватает?», упражнение «Выбери картинки»

Игры и упражнения:

Подвижная игра «Аквариум», пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

«Рыбка плавает в аквариуме» (из альбома «Картины по развитиб речи…»).

Картины серии «Дети кормят рыбок».

Л. Берг «Рыбка».

Май, 2-я неделя  «Наш город. Моя улица»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Кто полетит на ракете?», упражнение «Слушай и выкладывай»

Игры и упражнения:

Дидактическая игра «Экскурсия»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Наборы открыток, фотографии, посвящённые родному городу.

Фотографии детского сада и улицы, на котором он находится.

В. Кулькова «Улица нашего города» (из альбома «Иллюстративный материал…»).

Май, 3-я неделя  «Правила дорожного движения»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Разноцветные кармашки», упражнение «Живые буквы»

Игры и упражнения:

Дидактическая игра «Переход», подвижная игра «Шофёр»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Набор открыток «Пешеходу – малышу».

А. Вольский «Запомни, юный пешеход».

Май, 4-я неделя  «Лето»

Логопедические пятиминутки:

Упражнение «Разноцветные круги», упражнение «Гласная потерялась»

Игры и упражнения:

Подвижные игры «Речка» и «На лужайке»

Иллюстративный материал и художественная литература:

Предметные картинки по теме.

Картины из альбома «Времена года».

А. Ляпина «Цветущий луг» (из альбома «Иллюстративный материал…»).

В. Зотов «Одуванчик», «Колокольчик» (из книги «Лесная мозаика»).

К. Чуковский «Краденое солнце».

Русская народная сказка «Пых».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию общих речевых навыков у воспитанников дошкольного детского дома «Весною на здоровье».

В структуре речевых дефектов воспитанников детского дома наблюдаются недостатки  интонационных средств оформления речи. Широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияни...

Планирование кружковой работы "Веселый голосок" по развитию общих речевых навыков у детей с ОНР в старшей группе

Планирование кружковой работы "Веселый голосок" по развитию общих речевых навыков у детей  с ОНР в старшей группе...

Планирование работы по формированию общих речевых навыков у детей 2-3 лет

Планирование работы по формированию общих речевых навыков у детей 2-3 лет...

Планирование работы по развитию общих речевых навыков

Работа над правильным дыханием является одим из направлений в коррекции заикания. Упражнения и игры представленные в этом плане помогут сформировать правильную воздушную струю. При систематическом вып...

Планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ОНР Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих общее недоразвитие речи III уровня

В данном материале представлено планирование на один учебный год по формированию речевой деятельности детей с ОНР, в которое включено: лексико - грамматический строй речи и связная речь....

Ежедневное планирование работы по формированию общих речевых навыков

ЕЖЕДНЕВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ...