Ежедневное планирование работы по формированию общих речевых навыков
план-конспект занятия по логопедии
ЕЖЕДНЕВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ежедневное планирование работы по формированию общих речевых навыков | 70.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ЕЖЕДНЕВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ Хабаровск 2020 |
1.Развитие плавного, длительного вдоха. | Упражнение «Осенние листочки» медленно набрать воздух через нос (Ах, как приятно пахнет!), плечи не поднимать; определить цвет цветочка (повторять 3-5 раз). |
2. Развитие артикуляционной моторики | Максимально открывать и закрывать рот, растягивать губы в улыбку, трубочкой. |
3. Развитие мелкой моторики | Гладить животных (мягкие игрушки). |
4. Развитие фонематического слуха | Слушать и повторять звуки бубна, ксилофона, металлофона, барабана (Х – хлопок: Х – Х, ХХ – Х и т.д. с постепенным усложнением элементов). |
5. Развитие понимания речи | Запомнить название игрушки, части тела. |
6. Пальчиковая гимнастика | Работать над темпом и ритмом речи. На большом диване в ряд (попеременно хлопать в ладоши, стучать кулачками.) Куклы Танины сидят: Два Медведя, Буратино Поочередно сгибать пальчики. И веселый Чиполлино, И котенок, и слоненок. 1, 2, 3, 4, 5 – помогаем нашей Тане Поочередно разгибать пальчики. Мы игрушки сосчитать. |
7. Развитие чувства ритма | «Как постучался ежик» Это упражнение можно включать в любое занятие как методический приём. Оно может сопровождать появление игрового персонажа. «Сегодня к нам на занятие пришёл ёжик. Он пришёл рано утром и постучался вот так: ** ***. Покажите, как постучался ёжик». (Дети воспроизводят ритм). Игровое упражнение можно и продолжить: «Ёжик постучался, но я подумала, что это идёт дождь и не открыла ему. Тогда он решил постучаться по-другому, вот так: *** *** *. Покажите». (Дети повторяют ритм за педагогом). Если на занятии не один игровой персонаж, то они могут стучаться по-разному. |
1.Развитие плавного, длительного выдоха. | Упражнение «Узнай овощ» На столе блюдо с овощами: лук, чеснок, огурец, укроп. Дети рассматривают овощи, называют их. Затем логопед делает на овощах надрезы, укроп растирает в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запахи, узнают овощи на вкус, лизнув кончиком языка. Затем всем по очереди логопед завязывает глаза, дети должны узнать по запаху предложенный овощ. Предварительно логопед показывает, как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно, без подъема плеч. | |
2. Развитие артикуляционной моторики | «Язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик». | |
3. Развитие мелкой моторики | Указательным пальцем правой руки делать круговые движения на левой ладони: «Ладушки, ладушки, Где были?» – «У бабушки». Ладушки, ладушки, Звонкие хлопушечки. Хлоп-хлоп-хлоп! | |
4. Развитие фонематического слуха | Звучащие игрушки: барабан, бубен, дудочка; узнать звучание барабана среди других инструментов. | |
5. Развитие понимания речи | Назвать предметы одежды для осени по картинкам и без них. | |
6. Координация слова с движениями, активизация в речи глаголов соберем, натаскаем, накопаем, срежем, нарвем. | В огород пойдем, Дети идут по кругу, взявшись за руки. Урожай соберем. Мы морковки натаскаем Тащат. И картошки накопаем. Копают. Срежем мы кочан капусты, Срезают. Щавеля нарвем немножко Рвут. И вернемся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки. | |
7. Развитие чувства ритма | «Матрешки» Перед ребёнком на столе находятся большая и маленькая матрёшки. Логопед поочерёдно берёт матрёшки и показывает соответствующий каждой из них темп передвижения: большая – идёт медленно, а маленькая – быстро. Ребёнку нужно воспроизвести заданный темп, изображая ходьбу двух матрёшек, а затем ответить на вопросы: «Как идёт большая матрёшка? Маленькая? Кто двигается быстрее? Кто медленнее?» | |
1.Развитие плавного, длительного вдоха. | Упражнение «Узнай фрукт» Логопед приносит блюдо с апельсином, лимоном, яблоком. Дети рассматривают фрукты, нюхают, запоминают ароматы. Затем всем по очереди завязывает глаза и предлагает узнать фрукт по запаху. Предварительно напоминает, как делается глубокий, длительный вдох; следит, чтобы дети не поднимали плечи. Затем предлагает определить фрукты на вкус | |
2.Артикуляционная гимнастика | «Надуть щечки» (щечки толстые – худые). | |
3. Массаж рук | ||
4. Понимание речи. | Назвать предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины. Развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей (сухие, мокрые), используются миски с теплой водой. | |
5. Имитация движений | Упражнение «Умывание» Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы щечки блестели, Чтобы глазки горели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. | |
6. Развитие чувства ритма. | «Как постучался ежик» Это упражнение можно включать в любое занятие как методический приём. Оно может сопровождать появление игрового персонажа. «Сегодня к нам на занятие пришёл ёжик. Он пришёл рано утром и постучался вот так: ** ***. Покажите, как постучался ёжик». (Дети воспроизводят ритм). Игровое упражнение можно и продолжить: «Ёжик постучался, но я подумала, что это идёт дождь и не открыла ему. Тогда он решил постучаться по-другому, вот так: *** *** *. Покажите». (Дети повторяют ритм за педагогом). Если на занятии не один игровой персонаж, то они могут стучаться по-разному. |
| ||
1.Развитие плавного, длительного выдоха. | Упражнение «Ветерок» Подуть на веточку с листочками: Очень жаркий день-денечек. Дунь-подунь, мой ветерочек. Ветерочек-ветерок, Дунь-подунь, наш ветерок. | |
2.Артикуляционная гимнастика | Формировать и развивать артикуляционный праксис звука «а» Упражнение «Птенчики» (сюжетная картинка «Гнездо с птенцами») Кушать птенчики хотят, Маму ждут, но не шумят, Ротик на замок закрыт. Очень тихо все сидят! Мама зернышко несет. Открывайте шире рот! Дети широко открывают рот, выполняя «немую» артикуляцию. Логопед кладет на кончик языка витаминку, ребенок произносит: «Ам». | |
3. Развитие слуха на неречевом материале. | В трех одинаковых бутылочках – горох, пуговицы, манная крупа. Определить на слух, что в каждой бутылочке. | |
4. Понимание речи. | Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий (спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает). Затем дети показывают эти действия на картинках, называют их по просьбе логопеда; определяют по имитации, кто что делает (символический праксис). | |
5. Развитие моторики | Прилетели гули-голубочки, Дети машут руками. На головку сели гули моей дочке. Кладут руки на голову. Ой! Шу! Улетели! Разводят руками. | |
6. Развитие чувства ритма | «Матрешки» Перед ребёнком на столе находятся большая и маленькая матрёшки. Логопед поочерёдно берёт матрёшки и показывает соответствующий каждой из них темп передвижения: большая – идёт медленно, а маленькая – быстро. Ребёнку нужно воспроизвести заданный темп, изображая ходьбу двух матрёшек, а затем ответить на вопросы: «Как идёт большая матрёшка? Маленькая? Кто двигается быстрее? Кто медленнее?» | |
1.Развитие плавного, длительного выдоха | Игра на дудочке. | |
2. Развитие артикуляционной моторики. | Упражнение «Язычок гуляет» Язычок пошел гулять (широкий, расслабленный язычок на нижней губе); в домик спрятался опять (язык в состоянии покоя лежит за нижними резцами). | |
3. Развитие мелкой моторики | (дифференциация кинестетических ощущений) с использованием различных поверхностей. На столе миска с теплой водой, вата (губка), жесткая щетка. Логопед действует рукой ребенка, хлопает поочередно по воде, вате (губке), жесткой щетке, сопровождая словами: «Хлоп! Хлоп, моя рученька». | |
4. Понимание речи. | Различать понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки. Используя героев сказки «Три медведя», узнать по голосу, кто говорит. | |
5. Развитие мелкой моторики. | Будем мы варить компот. Указательным пальцем правой руки «мешают, рубят, крошат». Фруктов нужно много. Вот. Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Варим, варим мы компот, Угостим честной народ. | |
6. Развитие чувства ритма. | «Как постучался ежик» Это упражнение можно включать в любое занятие как методический приём. Оно может сопровождать появление игрового персонажа. «Сегодня к нам на занятие пришёл ёжик. Он пришёл рано утром и постучался вот так: ** ***. Покажите, как постучался ёжик». (Дети воспроизводят ритм). Игровое упражнение можно и продолжить: «Ёжик постучался, но я подумала, что это идёт дождь и не открыла ему. Тогда он решил постучаться по-другому, вот так: *** *** *. Покажите». (Дети повторяют ритм за педагогом). Если на занятии не один игровой персонаж, то они могут стучаться по-разному. |
1.Развитие плавного, длительного выдоха | Подуть на шарик для пинг-понга в тазике с водой; сдувать с ладошки перышко, ватку и т.д. |
2. Развитие артикуляционного аппарата. | Упражнение «Лакание молочка» Молоко лакает кот. Котик нас лакать зовет. |
3. Понимание речи. | Понятия «громко – тихо». Игра со звучащими игрушками. |
4. Развитие мелкой моторики. | Удерживать пальцы в кулаке, сгибать и разгибать их; согнуть пальцы одной руки в кулак – «птички пьют из бочки»; пальцы другой руки попеременно вставлять сверху в отверстие «бочки». |
5. Обучение пространственному расположению предметов | Предметы должны быть в привычных для детей местах: на столе, под столом, за шкафом и т.д. |
6. Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. | Капля раз, Дети прыгают на носочках. Капля два. Очень медленно сперва, Темп убыстряют. А потом, потом, потом. Все бегом, бегом, бегом. |
1.Развитие глубокого вдоха, выдоха. | Упражнение «Сдувание снежинок со снежной поляны» С листа бумаги сдувать голубые бумажные снежинки. |
2. Развитие мелкой моторики. | Упражнение «Рыбак» Ловить намагниченных рыбок. |
3. Развитие артикуляционного аппарата. | Формировать и развивать артикуляционный праксис звука «И». Улыбнулись губки, Показались зубки. Губы улыбнулись, К ушкам потянулись. Следить, чтобы дети улыбались без напряжения, показывая верхние и нижние зубы. |
4. Развитие понимания речи. | Совершенствование словарного запаса. На столе шарик, кошка, птичка. Учить узнавать игрушки по их описанию (у нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы; у нее есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он круглый, красный, пластмассовый. |
5. Развитие фонематического слуха на неречевом материале | Узнать бубен из ряда звучащих игрушек. |
6. Развитие чувства ритма. | «Как постучался ежик» Это упражнение можно включать в любое занятие как методический приём. Оно может сопровождать появление игрового персонажа. «Сегодня к нам на занятие пришёл ёжик. Он пришёл рано утром и постучался вот так: ** ***. Покажите, как постучался ёжик». (Дети воспроизводят ритм). Игровое упражнение можно и продолжить: «Ёжик постучался, но я подумала, что это идёт дождь и не открыла ему. Тогда он решил постучаться по-другому, вот так: *** *** *. Покажите». (Дети повторяют ритм за педагогом). Если на занятии не один игровой персонаж, то они могут стучаться по-разному. |
1.Развитие плавного, длительного выдоха. | С помощью бумажных «снежных» комочков определять, чей комочек улетит дальше. |
2. Развитие мелкой моторики. | С использованием «пальчикового бассейна». Упражнение «Пальчики побежали» Опереть руки на дно бассейна; передвигаться по дну всеми пальчиками. |
3. Развитие артикуляционного аппарата. | Формировать и развивать артикуляционный праксис звука «О». Упражнение «Шарик» Используя теннисные шарики разного размера, что помогает округлению и выдвижению губ вперед, активизации губной артикуляции. Шарик губками возьми, «О» тихонько протяни. |
4. Развитие понимания речи. | Учить понимать вопросы (где? куда? откуда? на чем?), помогающие определить местонахождение предметов. (покажи и скажи, где лежат книги.) |
5. Развитие фонематического слуха на неречевом материале | Действия с бумагой: встать спиной к логопеду, рассказывать, что он делает (мнет, рвет бумагу, листает книгу). |
6. Развитие чувства ритма. | «Как постучался ежик» Это упражнение можно включать в любое занятие как методический приём. Оно может сопровождать появление игрового персонажа. «Сегодня к нам на занятие пришёл ёжик. Он пришёл рано утром и постучался вот так: ** ***. Покажите, как постучался ёжик». (Дети воспроизводят ритм). Игровое упражнение можно и продолжить: «Ёжик постучался, но я подумала, что это идёт дождь и не открыла ему. Тогда он решил постучаться по-другому, вот так: *** *** *. Покажите». (Дети повторяют ритм за педагогом). Если на занятии не один игровой персонаж, то они могут стучаться по-разному. |
1.Развитие плавной, длительной воздушной струи. | Упражнение «Чей паровоз громче и дольше гудит?» Используются стеклянные пузырьки из-под лекарства или духов. Логопед дует в пузырек, чтобы послышался свист, затем предлагает это сделать детям по очереди, не надувая щек. |
2. Развитие артикуляционной моторики | Формировать и развивать артикуляционный праксис звука «Э». Упражнение «Мишка» Педагог вносит игрушку. Дети занимают положение «на четвереньках», что помогает выведению языка в передние отделы, снятию напряжения с корня языка. «Э-э», как Мишка, вы пропойте, Ротик широко откройте. Ваня с Мишенькой играет И по комнате гуляет, Как Мишутка напевает: «Э-э-э-э-э-э». |
3. Развитие мелкой моторики. | Упражнение «Пальчиковый бассейн» Достать со дна бассейна геометрические фигуры, захватив щепоткой, двумя пальцами. |
4. Развитие фонематического слуха. | Стоять спиной к логопеду, рассказать, что он делает: стучит ложкой по чашке, щелкает ножницами. |
5. Развитие понимания речи. | Различать форму единственного и множественного числа (покажи, где нарисованы дом – дома, окно – окна, кукла – куклы и т.д.) |
6. Обучение различать основные цвета. | Красный, желтый, зеленый. Действовать по инструкции, выделять заданный цвет, называя его. (Ветер сорвал крыши с разноцветных домиков. Надо поставить их на место.) |
7. Развитие чувства ритма. | «Как постучался ежик» Это упражнение можно включать в любое занятие как методический приём. Оно может сопровождать появление игрового персонажа. «Сегодня к нам на занятие пришёл ёжик. Он пришёл рано утром и постучался вот так: ** ***. Покажите, как постучался ёжик». (Дети воспроизводят ритм). Игровое упражнение можно и продолжить: «Ёжик постучался, но я подумала, что это идёт дождь и не открыла ему. Тогда он решил постучаться по-другому, вот так: *** *** *. Покажите». (Дети повторяют ритм за педагогом). Если на занятии не один игровой персонаж, то они могут стучаться по-разному. |
1.Развитие плавного носового вдоха. | Упражнение «Ароматные коробочки» Понюхать коробочки с еловыми или сосновыми иголками, апельсиновые корочки, определить запах. |
2. Развитие артикуляционной моторики. | Формировать и развивать артикуляционный праксис звука «У». Упражнение «Слоник» На слоненка погляжу, Губы хоботком сложу, На слоненка погляжу, Губы трубочкой сложу. Дети вместе с логопедом повторяют артикуляционный уклад звука «У», выполняя упражнение «Дудочка». |
3. Развитие мелкой моторики. | Упражнение «Солим воду, еду, салат и т.д.» Перетирать тремя пальцами – большим, указательным, средним – крупу (гречку, рис). |
4. Развитие фонематического слуха на неречевом материале. | Стоять спиной к логопеду, рассказывать, что он делает: переливает воду, щелкает ножницами. |
5. Развитие понимания речи. | Учить быстрому ориентированию в названии действий без обозначений их объектов или субъектов. Сначала спросить: «Покажи, где мальчик катается на велосипеде? Где девочка поливает цветы? Где кошка спит?» затем из вопросов исключить названия субъектов: «Покажи, кто катается? Кто сидит? Кто стоит?» |
6. Обучение различать основные цвета. | Красный, зеленый, желтый. Используя набор варежек, носков названных цветов. |
7. Развитие чувства ритма. | «Матрешки» Перед ребёнком на столе находятся большая и маленькая матрёшки. Логопед поочерёдно берёт матрёшки и показывает соответствующий каждой из них темп передвижения: большая – идёт медленно, а маленькая – быстро. Ребёнку нужно воспроизвести заданный темп, изображая ходьбу двух матрёшек, а затем ответить на вопросы: «Как идёт большая матрёшка? Маленькая? Кто двигается быстрее? Кто медленнее?» |
1.Формирование предпосылок комбинированного типа дыхания – носовой вдох – ротовой выдох. | Упражнение «Пузырьки» Используется стакан, наполовину наполненный водой, и соломинки для коктейля. Педагог показывает, как можно пускать пузыри с помощью соломинки: вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами (при сильном выдохе вода выливается из стакана, при слабом – на поверхности воды образуются пузырьки). | |
2. Развитие артикуляционного аппарата. | Формировать и развивать артикуляционный праксис звука «Ф». Упражнение «Зайка» Нижняя губа прижата к краям верхних зубов, верхняя губа слегка приподнята. Ушки – на макушке, А зубки – на губке. Упражнение «Ветерок» Между губами и зубами имеется узкая щель, через которую проходит воздушная струя; используется тактильный контроль ладонями логопеда и ребенка. | |
3. Развитие фонематического слуха на неречевом материале. | Определить звучание дудочки среди звучащих игрушек. | |
4. Развитие мелкой моторики. | С использованием пальчикового бассейна и стихотворного текста «Повар». Варим, варим щи Дети выполняют круговые движения кистью в бассейне по часовой стрелке и против нее. Щи у Вовы хороши. | |
5. Развитие понимания речи. | Научить понимать вопрос «Чем?». Чем мама режет хлеб? Чем мальчик вытер лицо? Чем ты ешь суп? Чем девочка расчесывает волосы? | |
6.Обучение различать основные цвета предметов. | Красный, синий, желтый. Действовать по инструкции, выделять и называть заданный цвет. Упражнение «Строим башню» | |
7. Развитие чувства ритма. | «Матрешки» Перед ребёнком на столе находятся большая и маленькая матрёшки. Логопед поочерёдно берёт матрёшки и показывает соответствующий каждой из них темп передвижения: большая – идёт медленно, а маленькая – быстро. Ребёнку нужно воспроизвести заданный темп, изображая ходьбу двух матрёшек, а затем ответить на вопросы: «Как идёт большая матрёшка? Маленькая? Кто двигается быстрее? Кто медленнее?» | |
| ||
1.Формирование предпосылок комбинированного типа дыхания. | Игра «Мотылек» На уровне глаз ребенка крепится шнур с привязанными к нему бумажками разного цвета или величины. Логопед читает стихотворный текст и предполагает ребенку продуть на мотылек определенного цвета или величины: На весеннем на лугу Мотыльки летают. Красный мотылек взлетел… и т.д. | |
2. Развитие артикуляционной моторики. | Формировать и развивать артикуляционный праксис звука «А». Упражнение «Ветер» Сильный ветер налетел, Голосок у нас запел. Ручку к шейке прижимай, Голосочек подключай! | |
3. Развитие фонематического слуха. | Определять на слух знакомые звучащие игрушки. | |
4. Развитие мелкой моторики. | Имитировать движения в сопровождении стихотворного текста. Пили, пила, Пили живей. Дети выполняют скользящие движения ребром ладони по поверхности стола. Мы домик строим Для друзей. | |
5. Развитие понимания речи. | Понимать вопросы, поставленные к сюжетным картинкам (ситуации, знакомые детям):
(Например, «Зимние забавы». Кто лепит снежную бабу? Скажи, что надето у девочки на голове, а что на ручках? Из чего лепят снежную бабу?) | |
6. Закрепление знаний осн. цветов. | Подбери пару: к красной шапочке красный шарфик и т.д. | |
7. Развитие чувства ритма. | «Матрешки» Перед ребёнком на столе находятся большая и маленькая матрёшки. Логопед поочерёдно берёт матрёшки и показывает соответствующий каждой из них темп передвижения: большая – идёт медленно, а маленькая – быстро. Ребёнку нужно воспроизвести заданный темп, изображая ходьбу двух матрёшек, а затем ответить на вопросы: «Как идёт большая матрёшка? Маленькая? Кто двигается быстрее? Кто медленнее?» | |
1.Формирование предпосылок комбинированного типа дыхания. | Упражнение «Воздушные шары» Подуть на шарик так, чтобы он отлетел к кукле, мишке, зайке. | |
2. Развитие артикуляционного аппарата. | Формировать и развивать артикуляционный праксис звука «П». Упражнение «Рыбка» Открывает рыбка рот, Да не слышно, что поет. Упражнение «Звук «П»» Воздух в носик надувайся, «П» сквозь губы прорывайся! | |
3. Развитие фонематического слуха на неречевом материале. | Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают), тихое – приседают. | |
4. Развитие мелкой моторики. | Упражнение «Пальчиковый бассейн» Опустить руку в «бассейн», прижимать ладонь ко дну, попеременно сгибать и разгибать пальцы (ладонь находится на дне «бассейна»). Если ребенок испытывает двигательные затруднения, логопед помогает ему, положив свою ладонь на руку ребенка. | |
5. Развитие понимания речи. | Разложить картинки в нужной последовательности, поставить друг за другом игрушки так, как назовет логопед: корова, машина, кубик и т.д. | |
6. Обучение видению закономерности. | Вставить недостающие звенья нежного цвета в гусеницу из 12 звеньев, чередующихся по цвету: красный, зеленый; красный, зеленый; …? Красный, зеленый. | |
7. Развитие чувства ритма. | «Как постучался ежик» Это упражнение можно включать в любое занятие как методический приём. Оно может сопровождать появление игрового персонажа. «Сегодня к нам на занятие пришёл ёжик. Он пришёл рано утром и постучался вот так: ** ***. Покажите, как постучался ёжик». (Дети воспроизводят ритм). Игровое упражнение можно и продолжить: «Ёжик постучался, но я подумала, что это идёт дождь и не открыла ему. Тогда он решил постучаться по-другому, вот так: *** *** *. Покажите». (Дети повторяют ритм за педагогом). Если на занятии не один игровой персонаж, то они могут стучаться по-разному. |
1.Развитие речевого дыхания. | Дуть через трубочку из плотной бумаги на ватку или перышко, лежащее на столе. |
2. Развитие артикуляционного аппарата. | Формировать и развивать артикуляционный праксис звука «Б». Упражнение «Голосок» «Б» легко произнеси, Голосочек подключи. Если озвончение звука идет трудно, логопед подключает тактильный контроль, приложив руку ребенка к своей гортани, чтобы он ощутил, как дрожи «домик» голоска – горло. Упражнение «Колыбельная Любе» Баю-баюшки-баю, Баю Любоньку мою! Используется кукла, которую дети укачивают и напевают колыбельную. |
3. Развитие фонематического слуха. | Упражнение «Звучащий предмет» На столе две коробочки, в одной колокольчик. Логопед достает его и демонстрирует звучание, затем убирает в коробочку; меняет коробочки местами и предлагает детям найти колокольчик, выбрав нужную коробочку. |
4. Расширение и активизирование словарного запаса по теме. | Картинки «Украсим елку». Рассмотреть елку без игрушек, рассказать о ней; рассмотреть игрушки, уточнить их цвет, материал, из которого они сделаны (бумага, стекло, пластмасса); украсить елку, повесив игрушки на нижние, верхние, короткие, длинные ветки. |
5. Развитие конструктивного праксиса. | Выложить елку из зеленых треугольников, ориентируясь на их величину, сначала по образцу логопеда, затем самостоятельно (помощь логопеда в случае затруднения). |
6. Закрепление знаний цветов. | Составить гирлянды из флажков красного, синего, желтого цвета. |
7. Развитие пространственного праксиса. | Выделить голосом предлоги на и под. (Что под елкой, что на елке?) |
8. Развитие чувства ритма. | «Матрешки» Перед ребёнком на столе находятся большая и маленькая матрёшки. Логопед поочерёдно берёт матрёшки и показывает соответствующий каждой из них темп передвижения: большая – идёт медленно, а маленькая – быстро. Ребёнку нужно воспроизвести заданный темп, изображая ходьбу двух матрёшек, а затем ответить на вопросы: «Как идёт большая матрёшка? Маленькая? Кто двигается быстрее? Кто медленнее?» |
1.Развитие речевого дыхания. | Игра «Кто больше сдует одуванчиков?» |
2. Развитие артикуляционного аппарата. | Формировать и развивать артикуляционный праксис звука «Т». Упражнение «Игра с язычком» Кто же так стучит – тук-тук? Язычок, наш верный друг. Мы тихонько присядаем, Язычками поиграем. Нужно домик прибирать. Ну-ка, язычок-дружок, Побели-ка потолок. Упражнение «Маляр» В дверку постучим с тобой: «Той, той, той!» Дети стучат кончиком языка за верхними зубами. |
3. Развитие фонематического слуха. | Узнать бубен среди звучащих игрушек. |
4. Развитие мелкой моторики | С использованием прищепок разных цветов, аппликационных шаблонов «Солнышко», «Рыбка», «Метла», «Гребешок», «Шаль с кистями» и др.: нанизывать прищепки на шаблоны; снять прищепки по инструкции: сначала красные «лучики», затем зеленые, потом желтые. |
5.Расширение словарного запаса | По теме «Зима». «Что бывает зимой?» (Идет снег, на деревьях нет листьев, люди надевают теплую одежду, дети катаются на санках и лыжах.) |
6. Развитие конструктивного праксиса. | Из трех белых кружочков выложить снеговика сначала по образцу логопеда, затем самостоятельно. |
7. Развитие чувства ритма. | «Матрешки» Перед ребёнком на столе находятся большая и маленькая матрёшки. Логопед поочерёдно берёт матрёшки и показывает соответствующий каждой из них темп передвижения: большая – идёт медленно, а маленькая – быстро. Ребёнку нужно воспроизвести заданный темп, изображая ходьбу двух матрёшек, а затем ответить на вопросы: «Как идёт большая матрёшка? Маленькая? Кто двигается быстрее? Кто медленнее?» |
1.Развитие речевого дыхания. | Компьютерная игра «Игры для Тигры», блок «Дыхание», модуль «Кораблики». Игра «Чей кораблик уплывет дальше?» |
2. Развитие фонематического слуха на неречевом материале. | Используя одинаковые коробочки, наполненные витаминами, солью, бобами, определить, в какой коробочке бобы, соль, витамины. |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Формировать и развивать артикуляционный праксис звука «Д». Упражнение «Строим дом» Мы построить дом хотим, Работу язычкам дадим. Молоточки мы возьмем, Дружно гвоздики забьем, «Д» легко произнесем. «Д» легко произнеси, Голосок свой подключи! Дети легко ударяют кончиком языка по верхним зубам. Установка: для ощущения работы голоса нужно подключить тактильный контроль – тыльная сторона ладони логопеда и ребенка. |
4. Расширение словарного запаса. | По теме «Зима» с использованием настоящего снега, сосулек. Ответить на вопросы: Какого цвета снег, сосулька? (Снег белый, а сосулька прозрачная.) Какие они на ощупь? (Холодные; снег мягкий, а сосулька твердая.) Наблюдать из окна, как снег и сосулька тают и превращаются в воду. (Что лежит на земле? Какой снег? Что висит под крышей? Какая сосулька?) |
5. Развитие моторики. | Рисовать сосульки пальцем на запотевшем стекле. |
6. Тренировка конструктивных умений. | Из треугольников составить сосульку разных размеров. |
7. Развитие чувства ритма. | «Матрешки» Перед ребёнком на столе находятся большая и маленькая матрёшки. Логопед поочерёдно берёт матрёшки и показывает соответствующий каждой из них темп передвижения: большая – идёт медленно, а маленькая – быстро. Ребёнку нужно воспроизвести заданный темп, изображая ходьбу двух матрёшек, а затем ответить на вопросы: «Как идёт большая матрёшка? Маленькая? Кто двигается быстрее? Кто медленнее?» |
1.Развитие речевого дыхания. | Надувать резиновые игрушки. |
2. Развитие артикуляционного аппарата. | Произносить звук «М», используя тактильный контроль тыльной стороной руки логопеда и ребенка. |
3. Развитие фонематического слуха. | Тема «Домашние птицы». «Кто как кричит?», (Курица и цыпленок и т.д.) |
4. Развитие словарного запаса. | Упражнение «Птичий двор» Строить забор из кирпичиков. (На забор взлетел петух и закричал: «Ку-ка-ре-ку!»). рассказать, что есть у петуха (клюв, гребешок, крылья, голова, хвост, ноги). Как он кричит? Что умеет делать? (Ходить, клевать, кукарекать, звать, пить). При появлении курицы и цыпленка описать их внешний вид, повадки, части тела; тренироваться в звукоподражаниях: «Ко-ко-ко, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку». |
5. Развитие пространственного праксиса. | Используется разрезная картинка (два горизонтальных разреза яйца). Игра проводится после чтения сказки «Курочка Ряба». Вопросы: Что получилось? Какого цвета яйцо? Как можно назвать его ласково? Кто снес яичко? После проведенной предварительной работы дети складывают части, чтобы получить целое яйцо. |
6. Развитие мелкой моторики. | Обвести форму яйца, наложив на рисунок пластинку из прозрачного оргстекла, раскрасить яйцо, используя основные цвета: красный, желтый, зеленый. |
7. Развитие чувства ритма. | «Как постучался ежик» Это упражнение можно включать в любое занятие как методический приём. Оно может сопровождать появление игрового персонажа. «Сегодня к нам на занятие пришёл ёжик. Он пришёл рано утром и постучался вот так: ** ***. Покажите, как постучался ёжик». (Дети воспроизводят ритм). Игровое упражнение можно и продолжить: «Ёжик постучался, но я подумала, что это идёт дождь и не открыла ему. Тогда он решил постучаться по-другому, вот так: *** *** *. Покажите». (Дети повторяют ритм за педагогом). Если на занятии не один игровой персонаж, то они могут стучаться по-разному. |
1.Развитие речевого дыхания. | Плавной, сильной выдыхаемой струей (используется пособие С.А. Васильевой «Развитие речевого дыхания»). Упражнения «Сдуть Колобка с пенька», «Помоги убежать от Лисы». |
2. Развитие артикуляционного аппарата. | Формировать и развивать артикуляционный праксис звука «Н». Упражнение «Закроем ворота» Тактильный контроль выдыхаемой воздушной струи через нос, контроль за работой голоса. |
3. Развитие фонематического слуха. | Игра «Игрушка улыбается» Плюшевый мишка услышал, что малыш знает много слов. Мишка просит научить произносить их. Он плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко. Мишка старается подражать ребенку в произношении звуков, но иногда заменяет один звук друг: «кубик» – «пубик» и т.д. Малыш не соглашается с ответами, более внимательно прислушивается к высказываниям мишки. |
4. Развитие речи. | Тема «Домашние животные» (кошка). Назвать части тела животного, уточнить, чем питается, как подает голос, где живет. |
5. Закрепление знания цветов. | «Какой бантик завяжем кошке?» (Красный, желтый, зеленый.) |
6. Определение величины предмета. | Учим складывать пирамидку из трех-пяти колец с учетом их величины. |
7. Развитие чувства ритма. | «Как постучался ежик» Это упражнение можно включать в любое занятие как методический приём. Оно может сопровождать появление игрового персонажа. «Сегодня к нам на занятие пришёл ёжик. Он пришёл рано утром и постучался вот так: ** ***. Покажите, как постучался ёжик». (Дети воспроизводят ритм). Игровое упражнение можно и продолжить: «Ёжик постучался, но я подумала, что это идёт дождь и не открыла ему. Тогда он решил постучаться по-другому, вот так: *** *** *. Покажите». (Дети повторяют ритм за педагогом). Если на занятии не один игровой персонаж, то они могут стучаться по-разному. |
1.Развитие воздушной струи. | Игра «Сдуй бабочку с цветка» (используется пособие С.А. Васильевой) |
2. Развитие артикуляционного аппарата. | Формировать и развивать артикуляционный праксис звука «Н». Используем прием «Подражание» и тактильный контроль тыльной стороны рук взрослого и ребенка. |
3. Развитие слухового внимания. | Игра «Подскажи словечко». Чтение стихотворения (ребенок подсказывает последнее слово). Наша Таня громко плачет, Уронила в речку …(мячик). |
4. Заучивание стихотворения про кошку. | |
5. Развитие конструктивного праксиса. | Строить забор, ворота из брусков (машина должна свободно проехать в построенные ворота). |
6. Развитие мелкой моторики. | Сжимать пальчики в кулачки и разжимать (повторять 3-5 раз). |
7. Развитие чувства ритма. | «Как постучался ежик» Это упражнение можно включать в любое занятие как методический приём. Оно может сопровождать появление игрового персонажа. «Сегодня к нам на занятие пришёл ёжик. Он пришёл рано утром и постучался вот так: ** ***. Покажите, как постучался ёжик». (Дети воспроизводят ритм). Игровое упражнение можно и продолжить: «Ёжик постучался, но я подумала, что это идёт дождь и не открыла ему. Тогда он решил постучаться по-другому, вот так: *** *** *. Покажите». (Дети повторяют ритм за педагогом). Если на занятии не один игровой персонаж, то они могут стучаться по-разному. |
1.Развитие воздушной струи. | Игра «Сдуй зайку и его друзей с одного облачка на другое» (используется пособие С.А. Васильевой) |
2. Развитие артикуляционного аппарата. | Учить переключению с артикуляции гласных, узнавать звуки по артикуляции; «А» – губы кружочком, «У» – губы трубочкой, форма маленького кружочка, «И» – губы растянуты в узенькую полоску. |
3. Развитие фонематического слуха. | Узнавать звук «А» среди гласных «О», «У», «И». |
4. Развитие речи. | Тема «Домашние животные» (свинья). Изучение животного с его детенышами в течение недели. |
5. Закрепление знаний основных цветов. | Выстроить лодочки в ряд – красная, желтая, зеленая. |
6. Развитие мелкой моторики. | Игра «Пальчики здороваются» Пальчики правой руки здороваются с одноименными пальчиками левой. |
7. Развитие чувства ритма. | «Как постучался ежик» Это упражнение можно включать в любое занятие как методический приём. Оно может сопровождать появление игрового персонажа. «Сегодня к нам на занятие пришёл ёжик. Он пришёл рано утром и постучался вот так: ** ***. Покажите, как постучался ёжик». (Дети воспроизводят ритм). Игровое упражнение можно и продолжить: «Ёжик постучался, но я подумала, что это идёт дождь и не открыла ему. Тогда он решил постучаться по-другому, вот так: *** *** *. Покажите». (Дети повторяют ритм за педагогом). Если на занятии не один игровой персонаж, то они могут стучаться по-разному. |
1.Развитие речевого дыхания выдыхаемой воздушной струей. | Игра «Помоги слоненку загнать мяч в ворота» (используется пособие С.А. Васильевой). |
2. Развитие артикуляционного аппарата. | См. предыдущую неделю. |
3. Развитие фонематического слуха. | Узнавание звука «У» среди гласных. |
4. Развитие речи. | Тема «Домашние животные» (корова). Уточнение и расширение словарного запаса: назвать части тела животного, чем питается, где живет, назвать детенышей. |
5. Развитие зрительного восприятия. | Узнавать домашних животных по контурам. |
6. Развитие мелкой моторики. | Пальчики одной руки здороваются с большим пальцем. |
7. Развитие чувства ритма. | «Как постучался ежик» Это упражнение можно включать в любое занятие как методический приём. Оно может сопровождать появление игрового персонажа. «Сегодня к нам на занятие пришёл ёжик. Он пришёл рано утром и постучался вот так: ** ***. Покажите, как постучался ёжик». (Дети воспроизводят ритм). Игровое упражнение можно и продолжить: «Ёжик постучался, но я подумала, что это идёт дождь и не открыла ему. Тогда он решил постучаться по-другому, вот так: *** *** *. Покажите». (Дети повторяют ритм за педагогом). Если на занятии не один игровой персонаж, то они могут стучаться по-разному. |
1.Развитие речевого дыхания плавной воздушной струей. | Игра «У кого пузырей больше?» Пускаем мыльные пузыри. |
2. Развитие артикуляционного аппарата. | Закрепление гласных, умение различать по форме губ. |
3. Развитие слухового внимания. | Игра «Солнце и дождик» Условия игры: погода хорошая – бубен звенит, идет дождь – логопед стучит в бубен, надо прятаться. |
4. Развитие речи. | Тема «Домашние животные» (собака). Игра «Давай познакомимся» Ответы на вопросы: Кто это? Какие части тела у нее есть? (Хвост, уши, спинка, лапы, хвост). Какого цвета шерсть у собаки? Чем питается? Как она лает? Что умеет делать? Где живет? Логопед объясняет, что собака – домашнее животное, живет рядом с человеком, он заботится о ней. |
5. Разрезные картинки. | Составление целого из трех частей (например, образ домашнего животного – кошки, собаки, коровы, лошади). |
6. Развитие моторики. | Обводить контуры домашних животных через прозрачную пластиковую пластинку, затем раскрасить. |
7. Развитие чувства ритма. | «Как постучался ежик» Это упражнение можно включать в любое занятие как методический приём. Оно может сопровождать появление игрового персонажа. «Сегодня к нам на занятие пришёл ёжик. Он пришёл рано утром и постучался вот так: ** ***. Покажите, как постучался ёжик». (Дети воспроизводят ритм). Игровое упражнение можно и продолжить: «Ёжик постучался, но я подумала, что это идёт дождь и не открыла ему. Тогда он решил постучаться по-другому, вот так: *** *** *. Покажите». (Дети повторяют ритм за педагогом). Если на занятии не один игровой персонаж, то они могут стучаться по-разному. |
1.Развитие речевого дыхания. | Используется имитация свечи – деревянная палочка с перышком. Упражнение «Кто задует свечи одним выдохом?» |
2. Развитие артикуляционного аппарата. | Формировать и развивать артикуляционный праксис звука «С». Упражнение «Язычок отдыхает» Язычок наш загорает. Легко, спокойно отдыхает И тихонько напевает: «И-и-и-и». Упражнение «Насос» Губки улыбаются, Зубки появляются… Воздух ротиком вдыхаем, Через зубы выдыхаем… Мы в насос сейчас играем! Свист воздуха, выходящего из «насоса», напоминает звук «С». дети должны ощутить холодную струю воздуха, используя тыльную сторону руки. |
3. Развитие фонематического слуха. | Игра «Кто внимательный?» Логопед садится на расстоянии 2-3 м рядом с которыми расположены игрушки, и дает инструкции очень тихо, шепотом: «Возьми мишку и посади в машину. Вынь мишку из машины. Посади в машину куклу». Дети должны услышать, понять и выполнить эти команды. |
4. Развитие речи. | Игра «Помоги маме найти детенышей» На столе картинки с изображением детенышей, изображения взрослых животных у логопеда, который показывает картинку собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Дети ищут подходящую картинку и называют детеныша собаки. При необходимости логопед помогает. Игра продолжается, пока все мамы не найдут своих детенышей. |
5. Развитие мелкой моторики. | Обводить контуры собаки, накладывая на рисунок прозрачную пластиковую пластинку, затем раскрасить. |
6. Развитие пространственного праксиса. | Составить картинку собаки из трех частей, имея перед собой образец. |
7. Развитие чувства ритма. | «Матрешки» Перед ребёнком на столе находятся большая и маленькая матрёшки. Логопед поочерёдно берёт матрёшки и показывает соответствующий каждой из них темп передвижения: большая – идёт медленно, а маленькая – быстро. Ребёнку нужно воспроизвести заданный темп, изображая ходьбу двух матрёшек, а затем ответить на вопросы: «Как идёт большая матрёшка? Маленькая? Кто двигается быстрее? Кто медленнее?» |
1.Развитие речевого дыхания. | Используются султанчики. |
2. Развитие артикуляционного аппарата. | Формировать и развивать артикуляционный праксис звука «Х». Упражнение «Теплый ветерок» Теплый воздух выдыхай, Свои ручки согревай! Дети должны тактильно ощутить теплую выдыхаемую струю. |
3. Развитие фонематического слуха. | Игра «Угадай, кто кричит?» Логопед подражает крику домашних животных и просит угадать, кто придет к ним в гости. |
4. развитие речи. | Тема «Домашние животные». Задание: «Назови ласково: собака – собачка, хвост – хвостик и т.д.» |
5. Развитие мелкой моторики. | Задание такое же, как и на 3-й неделе. Используется маркер. При затруднении логопед помогает. |
6. Развитие пространственного праксиса. | Составить целую картинку с изображением домашнего животного из трех частей. |
7. Развитие чувства ритма. | «Как постучался ежик» Это упражнение можно включать в любое занятие как методический приём. Оно может сопровождать появление игрового персонажа. «Сегодня к нам на занятие пришёл ёжик. Он пришёл рано утром и постучался вот так: ** ***. Покажите, как постучался ёжик». (Дети воспроизводят ритм). Игровое упражнение можно и продолжить: «Ёжик постучался, но я подумала, что это идёт дождь и не открыла ему. Тогда он решил постучаться по-другому, вот так: *** *** *. Покажите». (Дети повторяют ритм за педагогом). Если на занятии не один игровой персонаж, то они могут стучаться по-разному. |
1.Развитие речевого дыхания. | Используются султанчики. |
2. Развитие артикуляционной моторики. | Формировать и развивать артикуляционный праксис звука «К». Упражнение «Потеряли мы кота» Язык книзу – та-та-та. Потеряли мы кота. Язык книзу – та-та-та. Где же нам найти кота? Ребенок многократно повторяет слог «та», а логопед прижимает кончик его языка книзу (шпателем или зондом), постепенно отодвигая язык назад. Вначале получается «тя», затем «кя» и, наконец, «ка». |
3. Развитие фонематического слуха. | Дети закрывают глаза, логопед тихо встает в стороне от них и звенит в колокольчик. Дети должны повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз рукой показать направление. |
4. Развитие речи. | Тема «Домашние животные». Уточнить понятие «один – много». «Кто где спрятался? (предлоги под, за, в, на). По разрезным картинкам учить составлять целое из трех-четырех частей, используя вертикальные и горизонтальные разрезы. |
5. Развитие мелкой моторики. | Обводить контуры домашних животных по шаблонам, раскрасить их. |
6. Развитие чувства ритма. | «Как постучался ежик» Это упражнение можно включать в любое занятие как методический приём. Оно может сопровождать появление игрового персонажа. «Сегодня к нам на занятие пришёл ёжик. Он пришёл рано утром и постучался вот так: ** ***. Покажите, как постучался ёжик». (Дети воспроизводят ритм). Игровое упражнение можно и продолжить: «Ёжик постучался, но я подумала, что это идёт дождь и не открыла ему. Тогда он решил постучаться по-другому, вот так: *** *** *. Покажите». (Дети повторяют ритм за педагогом). Если на занятии не один игровой персонаж, то они могут стучаться по-разному. |
1.Развитие речевого дыхания. | Используется набор игр из сборника С.А. Васильевой «Загони мяч в ворота». |
2. Развитие фонематического слуха. | Игра «Угадай, кто идет?» Дети рассматривают картинки с изображением цапли и воробья. Логопед объясняет (показывает), как цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Если логопед медленно стучит в бубен, дети должны ходить, как цапля, если быстро – дети скачут, как воробьи. |
3. Развитие артикуляционного аппарата. | Формировать и развивать артикуляционный праксис звука «Г». Игра «Молоточки стучат» Молоточки стучат – да-да-да-да, Строят дом для ребят – да-да-да-да. Ребенок многократно повторяет слог «да», а логопед прижимает ему кончик языка книзу шпателем или зондом, постепенно отодвигая язык назад. Вначале получается «дя», затем «гя» и, наконец «га». |
4. Развитие речи. | Игры «Дикие животные», «Давай познакомимся» проводятся аналогично игре из темы «Домашние животные» (Помоги маме найти детеныша», «Угадай, кто это?»). |
5. Развитие мелкой моторики. | Разобрать и собрать матрешку из четырех предметов. |
6. Развитие чувства ритма. | «Как постучался ежик» Это упражнение можно включать в любое занятие как методический приём. Оно может сопровождать появление игрового персонажа. «Сегодня к нам на занятие пришёл ёжик. Он пришёл рано утром и постучался вот так: ** ***. Покажите, как постучался ёжик». (Дети воспроизводят ритм). Игровое упражнение можно и продолжить: «Ёжик постучался, но я подумала, что это идёт дождь и не открыла ему. Тогда он решил постучаться по-другому, вот так: *** *** *. Покажите». (Дети повторяют ритм за педагогом). Если на занятии не один игровой персонаж, то они могут стучаться по-разному. |
1.Развитие речевого дыхания. | Игра «Сдуй шмеля с цветка» (из методического пособия С.А. Васильевой). |
2. Развитие фонематического слуха. | Упражнение «Так ли это звучит?» Используются две большие карточки с изображением мишки и лягушки; набор картинок, сходных по звучанию (шишка, мышка, фишка; кукушка, катушка, хлопушка). Задание: подобрать картинки, названия которых звучат сходно. Если дети не справляются, логопед помогают им. |
3. Развитие артикуляционного аппарата. | Чтение сказки про маленького котенка, который хотел научиться говорить. Упражнение «Качели» Напряженным языком тянуться к носу, подбородку; прямые руки одновременно с языком вытягивать то вверх, то вниз. |
4. Развитие фонематического слуха. | Отобрать картинки, в названии которых есть звук «А» (мак, сук, рак, стол и др.); гласные звуки проговаривать утрированно: мааак, сууук. |
5. Развитие речи. | Тема «Весна»: признаки весны, наблюдения за снегом; одежда людей. Игра «Оденем куклу Лялю на прогулку». |
6. Развитие реакции, мелкой моторики. | Используется пособие по методике Е.А. Стребелевой «Желобок». Дети ловят катящиеся с желобка шарики разных размеров и цветов. |
7. Развитие чувства ритма. | «Как постучался ежик» Это упражнение можно включать в любое занятие как методический приём. Оно может сопровождать появление игрового персонажа. «Сегодня к нам на занятие пришёл ёжик. Он пришёл рано утром и постучался вот так: ** ***. Покажите, как постучался ёжик». (Дети воспроизводят ритм). Игровое упражнение можно и продолжить: «Ёжик постучался, но я подумала, что это идёт дождь и не открыла ему. Тогда он решил постучаться по-другому, вот так: *** *** *. Покажите». (Дети повторяют ритм за педагогом). Если на занятии не один игровой персонаж, то они могут стучаться по-разному. |
1.Развитие речевого дыхания. | Игра «Сдуй стрекозу» (из методического пособия С.А. Васильевой) |
2. Развитие артикуляционного аппарата. | Упражнение «Футбол» Напряженным языком упереться попеременно в одну и другую щеку. |
3. Развитие фонематического слуха. | Отобрать картинки, в названии которых есть звук «А» (мак, суп, рак, сок, лук и др.); гласные в этих словах произносить утрированно: мааак, суууп. |
4. Развитие речи. | Тема «Игры детей весной». Беседы по сюжетным картинкам, наблюдение за жизнью растений. |
5. Развитие моторики. | Игра в мяч «Попади в цель» |
6. Закрепление знаний основных цветов. | Составить веночек, используя основные цвета. |
7. Развитие чувства ритма. | «Как постучался ежик» Это упражнение можно включать в любое занятие как методический приём. Оно может сопровождать появление игрового персонажа. «Сегодня к нам на занятие пришёл ёжик. Он пришёл рано утром и постучался вот так: ** ***. Покажите, как постучался ёжик». (Дети воспроизводят ритм). Игровое упражнение можно и продолжить: «Ёжик постучался, но я подумала, что это идёт дождь и не открыла ему. Тогда он решил постучаться по-другому, вот так: *** *** *. Покажите». (Дети повторяют ритм за педагогом). Если на занятии не один игровой персонаж, то они могут стучаться по-разному. |
1.Развитие речевого дыхания, длительного плавного вдоха. | Используется цветок сирени (Ах, какой аромат!). |
2. Развитие артикуляционного аппарата. | Упражнения «Лопаточка», «Иголочка». |
3. Развитие фонематического слуха. | Узнать звук «У» среди гласных. |
4. Развитие речи. | Тема «Дикие животные» (заяц). Назвать части тела животного, чем оно покрыто? Где живет? Что любит? Используются сюжетные картинки. Разъяснить понятия: заяц – зайцы, заяц – зайчик. |
5. Развитие моторики. | Игра «Ушки» Указательный и средний пальцы вытянуть (повторить 3-5 раз). |
6. Закрепление знаний основных цветов. | Тема «Клумба». Цветы красные, желтые; листочки зеленые. |
7. Развитие чувства ритма. | «Как постучался ежик» Это упражнение можно включать в любое занятие как методический приём. Оно может сопровождать появление игрового персонажа. «Сегодня к нам на занятие пришёл ёжик. Он пришёл рано утром и постучался вот так: ** ***. Покажите, как постучался ёжик». (Дети воспроизводят ритм). Игровое упражнение можно и продолжить: «Ёжик постучался, но я подумала, что это идёт дождь и не открыла ему. Тогда он решил постучаться по-другому, вот так: *** *** *. Покажите». (Дети повторяют ритм за педагогом). Если на занятии не один игровой персонаж, то они могут стучаться по-разному. |
1.Развитие плавного, длительного вдоха. | Используются цветы яблони (Ах, какой аромат!). |
2. Развитие артикуляционного аппарата. | Упражнение «Громкий барабан» Широкий язык поднять вверх, произносить громко, отрывисто, не опуская кончика языка: «Д-д-д-д-д». |
3. Развитие фонематического слуха. | Звук «О» среди гласных. |
4. Развитие речи. | Тема «Дикие животные» (лиса) (см. занятие на предыдущей неделе). |
5. Развитие моторики. | Упражнение «Солнечные лучики» Пальцы вытянуть, затем сжать в кулак (повторить 3-5 раз). |
6. Закрепление знаний основных цветов. | Картинка «Цветные коврики» составлять из четырех частей. |
7. Развитие чувства ритма. | «Как постучался ежик» Это упражнение можно включать в любое занятие как методический приём. Оно может сопровождать появление игрового персонажа. «Сегодня к нам на занятие пришёл ёжик. Он пришёл рано утром и постучался вот так: ** ***. Покажите, как постучался ёжик». (Дети воспроизводят ритм). Игровое упражнение можно и продолжить: «Ёжик постучался, но я подумала, что это идёт дождь и не открыла ему. Тогда он решил постучаться по-другому, вот так: *** *** *. Покажите». (Дети повторяют ритм за педагогом). Если на занятии не один игровой персонаж, то они могут стучаться по-разному. |
1.Развитие плавного, длительного вдоха. | Используется одуванчик (Ах, какой аромат!). |
2. Развитие артикуляционного аппарата. | Упражнение «Лошадка» Используется прием подражания. |
3. Развитие фонематического слуха. | Звук «И» среди гласных. |
4. Развитие речи. | Тема «Дикие животные» (белка) (см. занятие 2-й недели). |
5. Развитие моторики. | Лепить из пластилина «орешки» для белочки. |
6. Закрепление знаний основных цветов. | Игра «Конфетные обертки». |
7. Развитие чувства ритма. | «Как постучался ежик» Это упражнение можно включать в любое занятие как методический приём. Оно может сопровождать появление игрового персонажа. «Сегодня к нам на занятие пришёл ёжик. Он пришёл рано утром и постучался вот так: ** ***. Покажите, как постучался ёжик». (Дети воспроизводят ритм). Игровое упражнение можно и продолжить: «Ёжик постучался, но я подумала, что это идёт дождь и не открыла ему. Тогда он решил постучаться по-другому, вот так: *** *** *. Покажите». (Дети повторяют ритм за педагогом). Если на занятии не один игровой персонаж, то они могут стучаться по-разному. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста " Играем с мишкой"
Материал конспекта поможет совершенствованию понимания речи детьми, развитию чувства ритма и фонематического восприятия, обучению действию по словесной инструкции....
Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста "Мяч и мячик "
Материал конспекта позволяет закрепить понятия БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ, различать предметы по величине и отражать эти различия в речи. Кроме этого упражнения, содержащиеся в конспекте позволят развивать у д...
Планирование работы по формированию общих речевых навыков у детей 2-3 лет
Планирование работы по формированию общих речевых навыков у детей 2-3 лет...
«Формирование общих речевых навыков на материале лексической темы «Животные жарких стран» у детей 6 – 7 лет с ОНР»
Конспект подгруппового логопедического занятия...
Планирование работы по развитию общих речевых навыков
Работа над правильным дыханием является одим из направлений в коррекции заикания. Упражнения и игры представленные в этом плане помогут сформировать правильную воздушную струю. При систематическом вып...