План работы кружка "Говорушки" (для речевого развития ребенка) в младшей группе.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Васильева Анастасия Леонтьевна

План работы кружка "Говорушки" (для речевого развития ребенка) в младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx30.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   УТВЕРЖДАЮ:

                                                                 Заведующий МДОУ детский сад

                                                                           № 5 «Сказка» р.п. Озинки

_____________ Е.И. Кулибабина

Кружок «Говорушки» в младшей группе «Солнышко»

на 2021-2022 год

Воспитатель: Васильева А.Л.

Кружок «Говорушки» в младшей группе «Солнышко.

Содержание программы:

1.Информационная карта программы

2.Актуальность кружка

3.Цель кружка

4.Задачи кружка

5.Методы проведения кружка

6.Календарно – тематический план занятий

7.Прогнозируемый результат

8.Список используемой литературы

9.Список детей

1.Информационная карта программы

Тип: образовательная

Вид: авторская

Уровень: развивающий

Форма проведения занятий: подгрупповая

Интеграция образовательных областей:

1.Речевое развитие

2.Социально – коммуникативное развитие

3.Познавательное развитие

4.Художественно – эстетическое развитие

5.Физическое развитие

2.Актуальность кружка.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр. Исходя из этого, я выбрала тему моего кружка: «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» под названием «Говорушки».

3.Цель:

Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр.

4.Задачи кружка:

Обучающие:

1.Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором. 2.Обогащать, активизировать речь детей.

3.Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры. 4.Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.

5.Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки. 6.Учить подражать движениям взрослых.

 Развивающие:

1.Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.

2.Развивать интерес к народному творчеству.

3.Развивать чувство ритма, образное мышление детей.

4.Развивать внимание, зрительное восприятие.

5.Развивать согласованность движений обеих рук.

 Воспитательные:

1.Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек. 2.Воспитывать любовь ко всему живому.

5.Методы проведения кружка:

1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);

2. Наглядный - показ действий.

3.Действия руками ребёнка.

4. Самостоятельные действия ребёнка.

Кружковые занятия проводятся по 10- 15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю по средам.

Педагогический анализ проводится 2 раза в год (в начале года - вводный, в конце года - итоговый).

6. Календарно – тематическое планирование кружка

месяц

                                                Тема занятия

сентябрь

Пальчиковая игра «Осенние листья»

Потешка «Здравствуйте».

Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка)

Пальчиковая игра  «Апельсин»

октябрь

Пальчиковая игра «Перелётные птицы»

Потешка «Тили-бом! Тили-бом!»

Русская народная сказка «Колобок» (настольный театр)
Пальчиковая игра «Засолка капусты»

ноябрь

Потешка «Зайка серенький сидит»

Потешка «Сидит белка на тележке»

Украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка)

Пальчиковая игра «Котик»

декабрь

Потешка  «Как на горке снег»

Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр). Пальчиковая игра «Новый год»

январь

Потешка Ты, мороз, мороз, мороз»

Пальчиковая игра «Варежка»

Пальчиковая игра «Ладушки»

Русская народная сказка «Репка» (драматизация)

февраль

Потешка «Снежинки»

Загадывание загадок о зиме

Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр)

Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать»

март

Считалка «Зайчик»

Потешка «Мыши»

Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (инсценировка)

Пальчиковая игра «Моя семья»

апрель

Потешка «Солнышко»

Потешка « Пекла кошка пирожки»

Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр)

Пальчиковая игра «Дом»

май

Пальчиковая игра «Сказки»

Песенка «Жили у бабуси»

Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (рассказывание с использованием иллюстраций)

Пальчиковая игра «Дружба» 

 

месяц

                                  Тема занятия

сентябрь

1.Пальчиковая игра « Осенние листья.»

Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины,
(загибать пальчики, начиная с большого)
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём. Маме осенний букет отнесём.

2.Потешка «Здравствуйте»

Здравствуйте, ладошки, 
Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопать) 
Здравствуйте, ножки, 
топ-топ-топ! (топать) 
Здравствуйте, щёчки, (погладить свои щёчки) 
Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам) 
Пухленькие щёчки, (снова погладить щёчки) 
Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам) 
Здравствуйте, губки, 
Чмок-чмок-чмок! (или три раза ритмично почмокать губами) 
Здравствуйте, зубки, 
Щёлк-щёлк-щёлк! (или три раза ритмично пощёлкать зубками) 
Здравствуй, мой носик, (потрогать кончик носа) 
Бип-бип-бип! (три раза нажать на свой носик) 
Здравствуйте, гости! (протянуть ручки вперёд) 
Привет! (помахать рукой над головой)

3.Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка)

4. Пальчиковая игра «Апельсин»

Мы делили апельсин, (рука в кулаке)

Много нас, а он один, (указательный палец)

Эта долька для ежа, (разгибаем пальцы по очереди)

Эта долька для чижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

Ну, а волку кожура, (потряхиваем разжатой рукой)

Он сердит на нас, беда, (из двух рук делаем волчью пасть)

В домик прячемся – сюда! (руки «домиком» над головой)

октябрь

1.Пальчиковая игра «Перелетные птицы»

Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж -

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с

мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

Указательным и большим пальцами делают клюв –

«птицы поют».

2.Потешка «Тили-бом! Тили-бом!
Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Идет дым столбом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром,
Заливает кошкин дом,
А лошадка – с фонарем,
А собачка - с помелом,
Серый заюшка с листом
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь
Погас!

3. Русская народная сказка «Колобок» (пальчиковый театр)

4.Пальчиковая игра «Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим, (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз)

Мы морковку трём, трём, (трём кулак о кулак)

Мы капусту солим, солим, (движение пальцев, имитирующие посыпание солью)

Мы капусту жмём, жмём.(интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки)

ноябрь

1.Потешка «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так,

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так,

Надо зайке поскакать!

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал!

2.Потешка «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:(загибаем пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку

3.Украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка)

4. Пальчиковая игра «Котик»

Котик, котик, котик (круговыми движениями погладить ладонью по животику)

Тёпленький животик,

Подойди к нам близко. (кистями обеих рук сделать манящие движения)

Вот сметаны миска, (ладони соединить в виде чаши )

Вот тарелка с молоком, (руки положить на стол ладонями вверх и прижать друг к другу рёбрами )

Ну, лакай же языком! (ладони поднести к лицу)

декабрь

1.Потешка «Как на горке снег»

Как на горке - снег, снег, 
(встаем с вытянутыми руками на носочки) 
И под горкой - снег, снег, 
(приседаем) 
И на елке - снег, снег, 
(встаем с вытянутыми руками на носочки) 
И под елкой - снег, снег. 
(приседаем) 
А под снегом спит медведь. 
(склоняем голову набок, подложив сложенные ладони под щеку) 
Тише, тише. Не шуметь! 
(прикладывает палец к губам).

2.Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.

3.Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр).

4.Пальчиковая игра «Новый год»

Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцы загибать:

хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О.

по очереди массажируем каждый палец

январь

1.Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз»

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмём,

Мы на улицу пойдём,

Сядем в саночки – самокаточки.

2.Пальчиковая игра «Варежка»

Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак)

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал, (все пальцы разжать, кроме большого)

В свой домишко не попал».

Маша варежку сняла: (разогнуть оставшийся согнутый палец)

«Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь – и найдёшь,

Здравствуй, пальчик, как живёшь?» (сжать пальцы в кулачок)

3.Потешка «Ладушки»

Ладушки, ладушки,
- Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу! полетели!
На головку сели!
Сели,
Посидели,
И опять полетели!

4.Русская народная сказка «Репка» (драматизация)

февраль

1.Потешка «Снежинки»

С неба падали снежинки,
(пружинящие движения)
Белоснежные пушинки,
Они вертелись, они кружились
(кружимся)
И в сугробы превратились
(садимся на корточки)
Вот такие вот высокие,
(поднимаем руки вверх)
Вот такие вот широкие,
(разводим руки в стороны)
Вот такие вот глубокие,
(присаживаемся на корточки)
Вот такие белобокие
(поглаживаем себя по бокам)
.

2.Загадывание загадок о зиме.

3.Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр)

4.Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать».
(взрослый разворачивает левую ручку ладошкой к себе, правой ручкой загибает мизинчик на левой руке)
Этот пальчик лег в кровать.
(загибает безымянный пальчик)
Этот пальчик чуть вздремнул.
(загибает средний пальчик)
Этот сразу же уснул.
(загибает указательный пальчик)
Этот крепко-крепко спит
и тихонечко сопит.
(загибает большой пальчик)
Солнце красное взойдет,
утро ясное придет,
Будут птички щебетать,
будут пальчики вставать!
(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)
Повторить то же самое с правой рукой.

март

1.Считалка «Зайчик»

Раз, два, три, четыре, пять,
Негде зайчику скакать;
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами — щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, погоди!

2.  Потешка «Мыши»

Мыши-мыши, ну-ка тише! 
Старый кот заснул на крыше. 
Вы тихонечко ходите 
И кота не разбудите! 
Только мышки-шалунишки – 
Очень вредные малышки: 
Стали весело скакать, 
За усы кота таскать. 
Кот проснулся – ой-ой-ой! 
Разбегайтесь все домой!

3. Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» (инсценировка)

4.Пальчиковая игра «Моя семья»

Знаю я, что у меня (руку поднять вверх, ладонью к себе, пальцы выпрямить)

Дома дружная семья:

Это – мама, (согнуть безымянный палец)

Это – я, (согнуть мизинец)

Это – бабушка моя, (согнуть средний палец)

Это – папа, (согнуть указательный палец)

Это – дед, (согнуть большой палец)

И у нас разлада нет! (пальцы сжать в кулак)

апрель

1.Потешка «Солнышко»

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки

- Очень рады солнышку.

2.Потешка «Пекла кошка пирожки»

Пекла кошка пирожки,

Из гороховой муки.

Лист из печки вынула

- На пол опрокинула.

Покатился колобок

Прямо мышке под порог.

Мышка Прасковья пищит из подполья:

- Катись, колобок, на мышкин зубок!

Мышка-то рада, а кошке досада.

3.Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр)

4. Пальчиковая игра «Дом».

Я хочу построить дом, (руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём, (пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла, (одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял, (делаем круг перед собой)

Пёс ворота охранял, (соединяем руки в замочек)

Солнце было,

Дождик шел, (сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены", затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвел! (соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики )

май

1.Пальчиковая игра «Сказки»

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

(Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.)

Эта сказка - «Теремок».

Эта сказка - «Колобок».

Эта сказка - «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

(Поочередно касаются большим пальцем остальных,

начиная с указательного.)

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад!

(Показывают большой палец)

2.Песенка «Жили у бабуси»

Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый,
Другой белый –
Два веселых гуся.
Мыли гуси лапки 
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый –

Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся: 
«Ой, пропали гуси!
Один серый, 
Другой белый –
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси, 
Кланялись бабусе.
Один серый, 
Другой белый –
Кланялись бабусе.

3.Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (рассказывание с использованием иллюстраций)

4.Пальчиковая игра «Дружба.»
(Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения.)
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.
(Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения.)
Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.
(Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца.)
Один, два, три, четыре, пять.
Начинай считать опять.

7.Ожидаемый результат:

1.Обогащение активного и пассивного словаря детей;

2.Знакомство детей  с фольклором;

3.Освоение детьми  невербальных средств общения;

4.Способность выражать свои чувства и понимать чувства других;

5.Уверенность  в себе, преодоление  робости;

6.Интерес к фольклору, пальчиковым играм.

7.Знакомство  родителей с  особенностями  развития мелкой моторики рук у детей, с  ролью  развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений детей.

8.Список использованной литературы:

1) «Методика развития речи детей»- Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич;

2) « Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина;

3)  «Словесные игры в детском саду» - А.К. Бондаренко;

4) Сборник потешек «Прилетели гули» - составитель  К.М. Скопцов;

5) Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет» - составитель  Н. Френкель, В. Карасева;

6) «Учите детей отгадывать загадки» - Ю.Г. Илларионова

7) «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» Е.А.Савельева.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по коррекции речевого развития в младшей дошкольной группе

   Опираясь на полученные диагностические данные, программу второй младшей группы, учитывая индивидуальные особенности детей, мы постарались построить  работу так, чтобы...

План - конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми младшей группы на тему: «Беседа об осени»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие....

Перспективный план работы по ОО «Речевому развитию» (Чтение Художественной литературы) в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Лесная сказка» на 2016– 2017 учебный год.

Перспективный план работы по ОО «Речевому развитию»  (Чтение Художественной литературы) в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Лесная сказка» на 2016– 2017 учебный год....

Отчет о проделанной работе по ОО Речевое развитие в первой младшей группе «Знайки» (дети от 2 до 3 лет) ( август – декабрь 2016г.)

Отчет о проделанной работе  по ОО Речевое развитие  в первой младшей группе «Знайки»  (дети от 2 до 3 лет)  ( август – декабрь 2016г.)...

Перспективный план работы по «Социально-коммуникативному развитию детей в младшей группе 2022-2023 учебный год

Перспективный план работы по «Социально-коммуникативному развитиюдетей в младшей группе 2022-2023 учебный год...

Перспективный план коррекционно-развивающей работы по образовательной области "Речевое развитие" во второй младшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Перспективный план коррекционно-развивающей работы по образовательной области "Речевое развитие" во второй младшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи ...

Анализ результатов анкетирования родителей «Речевое развитие ребенка» в младшей группе «Ромашка» МАРТ 2023

Анализ анкет показал, что проблема речевого развития детей – одна из актуальных в семейном воспитании, что большинство родителей начинают осознавать значимую роль семьи в речевом развитии детей:...