Конспект ООД по развитию речи с использованием карт Я.Проппа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект ООД по развитию речи с использованием карт Я.Проппа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект ООД по развитию речи с использованием карт Я.Проппа | 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД в подготовительной группе по развитию речи с использованием карт Я. Проппа
«Книга волшебных сказок»
Цель:
Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений. При пересказе использовать карточки Проппа.
Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
Побуждать узнавать сказочных героев.
Закрепление навыка употребления в речи антонимов.
Совершенствование связной речи, активизация словаря.
Развитие интонационной выразительности речи.
Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Развитие слухового и зрительного внимания.
Развитие диалогической речи.
Формирование навыков работы в группах.
Воспитание у детей доброты, отзывчивости, готовности оказать помощь другу.
Воспитание любви к устному народному творчеству, потребности в чтении книг.
Оборудование: декорации: печка, яблонька, речка (из синей гофрированной бумаги), избушка; Баба-Яга (кукла би-ба-бо); мяч; сундучок с волшебными предметами; мультимедийное оборудование для показа презентации; карты Проппа; иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди»
Ход НОД:
К нам на занятие пришли гости. Подарим им улыбки и поприветствуем.
- Посмотрите, у меня в руках цветок, но он не простой, а волшебный. Передавая волшебный цветок, мы будем называть друг друга ласковым словом.
- Ребята, приятно было получать комплименты? Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к сказке. А в гости со мной пойдет тот, кто слово наоборот назовёт:
— Весёлый — грустный,
— добрый — злой,
— Смелый — трусливый,
-Старый — молодой,
-Сильный — слабый,
-Здоровый — больной,
-Умный — глупый,
— Вежливый — грубый,
— Сытый — голодный,
— Озорной — послушный,
— Ленивый — трудолюбивый.
- Молодцы! Но для того чтобы оказаться в сказке, нам надо 2 раза топнуть, 3 раза хлопнуть и произнести раз, два, три сказка в гости приходи.
Включить фон «В гостях у сказки»
- Что это?
Что за чудо- сундучок?
Не закрыт он на замок!
Мы посмотрим, что же тут?
Может, сказки в нем живут!
- В волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы из сказки, а вы должны отгадать из какой он сказки.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино».
Туфелька – «Золушка».
Монетка – «Муха-цокотуха».
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Яйцо – «Курочка Ряба».
Яблоко – «Гуси-лебеди».
Перо Жар – птицы – «Сивка-бурка».
Золотой ключик – «Золотой ключик или приключения Буратино».
Лук и стрела – «Царевна – лягушка».
Горшок мёда – «Вини - Пух».
В сундучке есть книга. Она необычная, сказочная. Что же в ней? Здесь нет иллюстраций, только какие-то знаки. На первой странице нашей книги нарисован какой знак7
-Вопросительный.
-Правильно. Первая страница нашей книги приготовила вопросы:
1.-Что такое сказка?
- Сказка-это волшебство, чудо, вымысел. Это то, чего не бывает на самом деле.
2. –Кто пишет сказки?
-Сказку пишут писатели, сказочники, народ.
3. – Почему сказки называют народными?
-Потому что их сочинил народ. Раньше их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом, когда появилась письменность, собрали эти сказки и записывали их. Так они дошли до нас. Это народные сказки.
4. - Почему сказки называют авторскими?
- Потому что их сочинил и написал один человек – автор.
Сказочка – это вязочка: сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита облачным поясом. Что я вам сейчас рассказала? Правильно, это присказка.
5. - Дети, зачем нужна сказке присказка?
- Чтобы заинтересовать, пригласить в сказку.
(Дети рассказывают знакомые присказки)
- Молодцы, ребята. Правильно ответили на вопросы.
- Вторая страница превращает вас в сказочных героев знакомых вам сказок. Вы должны с интонацией, мимикой имитировать сказочных героев. Найдём себе пару и имитируем.
Дети с интонацией, мимикой имитируют сказочных героев. Говорят от лица героя сказки. Остальные дети слушают и называют героя и название сказки. После каждого рассказа воспитатель хвалит детей.
- Следующая страница приглашает вас отдохнуть со сказкой «Репа».
Физминутка «РЕПКА»
Репка выросла большая. Вот какая! Вот какая! (руки в стороны, вверх, вниз)
Дед и бабка тянут репку, но она засела крепко. (наклоны, приседания)
Внучка к ним бежит, бежит, репку вытащить спешит. (бег на месте)
Жучка хвостиком виляет, бабке с дедом помогает. (повороты направо, налево)
Кошка спинку выгибает, кошка когти выпускает. (прогнуться назад)
Помогает дёрнуть репку, но она засела крепко. (приседания)
С мышкой быстро и умело репку вытянули смело. (прыжки вверх на двух ногах)
- Откроем следующую страницу нашей книги. Что это?
- Это карты Проппа – схемы и иллюстрации к сказке «Гуси –лебеди».
- Вспомним, что обозначают эти карточки и для чего они нужны.
- Карточки Проппа помогают рассказывать и пересказывать по порядку без пропусков и повторений.
- Скажите, а вы хотели бы попробовать себя в роли сказочников? У вас в руках карты Проппа – схемы, но любую схему можно соотнести с иллюстрацией из сказки. Сегодня мы используем следующие карточки:
1. Жили-были
2. Запрет
3. Нарушение запрета
4. Герой покидает дом
5. Появление друга-помощника
6. Враг начинает действовать
7. Преследование
8. Враг оказывается поверженным (уничтожают с помощью хитрости)
9. Герой возвращается домой
10. Мораль
Проводится беседа:
- Как называется сказка, которую я прочитала?
- Как начинается сказка?
- Какой запрет был в сказке?
- Кто нарушил запрет?
- Какой запрет был нарушен?
- Как гуси-лебеди унесли мальчика?
- Какие волшебные помощники пришли на помощь Машеньке?
- О чем просила Машенька печку, яблоньку и молочную реку?
Вам нужно выбрать карту – картинку, которая по значению соответствует карте – схеме в ваших руках и вспомним сказку.
Далее организуется пересказ детьми произведения.
- Вот и пришла пора нам возвращаться.
-Понравилось вам путешествие по страницам русской народной сказки «Гуси- лебеди»?
Мы с вами много работали, а теперь скажите, какое задание было самым
интересным?
Какое задание вам показалось самым сложным?
А какое было самым легким?
А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?
Потому что вы очень дружные, внимательные и никогда не бросаете друзей в беде. Я вас всех благодарю за активное участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Конспект ООД по развитию речи с использованием карт Проппа для детей 5-6 лет"
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием карт Проппа для детей 5-6 лет....
Презентация по развитию речи с использованием карт Проппа
Презентация к занятию по развитию речи с использованием карт Проппа...
НОД ро развитию речи с использованием карт Я. Проппа "В гостях у сказки"
Нод по развитию речи старших дошкольников с использованием карт Я. Проппа "В гостях у сказки"...
Конспект НОД по развитию речи Рассказывание по картинке «Мама моет посуду»
Приоритетная образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие речевое и художественно-эстетическое развитие.Тип: интегрированноеВозраст детей: 4-5 ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием карт Я. Проппа для детей 5-6 лет Тема: «В гостях у сказки»
Цель: формировать умение творческого рассказыванияс использованием технологии карт Проппа....
Конспект занятия по развитию речи « Рассматривание предметных картинок с изображением домашних птиц»
Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста...
Конспект ОД по развитию речи с использованием интеллектуальных карт для детей подготовительной группы дошкольного возраста. Тема: «Я -человек».
Конспект открытого занятия, в рамках проекта "В здоровом теле - здоровый дух!". Ожидаемый результат - появление интереса детей к здоровому образу жизни; сохранение и укрепление здоровья дете...