Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием карт Я. Проппа для детей 5-6 лет Тема: «В гостях у сказки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель:  формировать умение творческого рассказывания
с использованием технологии карт Проппа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №8 «Колокольчик»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи

с использованием карт Я. Проппа для детей 5-6 лет

Тема: «В гостях у сказки»

Подготовила: воспитатель

Минкова Вера Владимировна

Камень-на-Оби 2020

Цель:  формировать умение творческого рассказывания
с использованием технологии карт Проппа.

Задачи:
Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию.

 Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
Продолжать формировать умение сочинять волшебную сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет. Использовать выразительные средства — описание.

 Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

– Кто сочиняет сказки?

-Ребята, сказки, у которых неизвестен автор, не ясно, кто их написал -  называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому.

А бывают сказки авторские, потому что их сочинил и написал один человек – автор). Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает...(добро), а зло всегда...(наказывается).

Основная часть.

(Слайд №1)                                        

Воспитатель: Сегодня я предлагаю отправиться в гости к сказке, А вернее, к сказочнице бабушке Забавушке ...

СЛАЙД№2

Воспитатель: А живёт она далеко… В некотором царстве, в сказочном государстве в небольшой избушке, что притаилась на опушке заповедного леса, жила была бабушка Забавушка. Вот к ней в гости мы сегодня и отправимся.

Два раза хлопни,

Три раза топни,

Вокруг себя обернись,

И в сказочной стране очутись!

Слайд № 3

Больше всего на свете бабушка Забавушка любила рассказывать сказки. А помогали ей в этом ее верные помощники - сказочные действия. Жили они очень дружно и весело. К ним часто приходили гости сказки послушать.Вот и мы присядем, да послушаем.

Слайд №4

А по соседству с бабушкой-Забавушкой жила Баба-Яга. Жила она одиноко, никто к ней в гости не приходил, так как она была злая и вредная. Баба-Яга страшно завидовала своей соседке и все мечтала раздобыть себе таких помощников, которые ей бы помогали сказки сочинять, да гостей с подарками зазывать. И вот однажды, раздобыв где-то шапку-невидимку, зловредная старуха пробралась в дом к бабушке Забавушке и выкрала ее верных помощников и заперла их в сундуке.

Что бы освободить сказочные действия, нужно пройти испытания, которая приготовила Баба Яга. Ребята, поможем Забавушке с испытаниями справиться?

Задание 1Узнай сказку по загадке. СЛАЙДЫ № 5,6,7,8

Воспитатель:

Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда.
   (Мальвина )

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне
.     (Емеля)


Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах
. (Кот в сапогах).

Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
 (Дюймовочка).


Воспитатель:

СЛАЙД № 9

Молодцы, ребята! Мы с вами справились с первым испытанием и освободили первые два сказочных действия. Что они обозначают? (Зачин и особое обстоятельство). Правильно. С каких слов чаще всего начинаются сказки? (Ответы детей)

Я вижу вы настоящие знатоки сказок, и справится с испытаниями Бабы Яги не составит особого труда. Вы готовы к следующему испытанию? Тогда начинаем!

Задание 2. «Назови ласково»

Стул-стульчик

Мяч-мячик

Шапка- шапочка

Заяц-зайчик

Книга-книжечка

Цветок-цветочек

Сын-сыночек

Мама-мамочка

Слайд № 10

Воспитатель: Молодцы, справились и со вторым заданием. Мы освободили еще 2 сказочных действия. Что это за карты? (Запрет и нарушение запрета).

Воспитатель: Есть у бабы Яги волшебные ботинки-самоплясы , и нам нужно будет с ними станцевать. Вы готовы?

Задание 3Динамическая пауза "Танцующие ботинки"

Слайд № 11

Воспитатель: Ну вот освободили еще 2 карты со сказочными действиями. Что они означают? (Герой покидает дом и появление помощника).

Воспитатель: В следующем задании от бабы Яги нам нужно назвать противоположности.

Задание 4 "Антонимы"

Баба Яга злая, а фея добрая

Заяц скачет быстро, а черепаха ползает..

Буратино веселый, а Пьеро ...

Река широкая, а ручеек...

Лев смелый, а заяц...

Огонь в печке жаркий, а вода в речке...

Золушка добрая, а мачеха...

Зимой день короткий, а летом ….

Воспитатель: Освободили мы еще 2 действия, что это за действия?(Погоня и спасение от погони)

Слайд № 12

Воспитатель: В волшебной книге сказок баба Яга все перепутала, нам надо исправить все ошибки.

Задание 5.   «Назови первый звук» (на мольберте  картинки с разными предметами, каждый ребенок берет картинку, называет предмет и должен определить какой первый звук в этом слове)

Слайд № 13

Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием. Освободились у нас еще 2 сказочных действия. Что они означают? (Волшебное средство и возвращение домой). Осталось в плену у бабы Яги последнее действие, самое главное, без которого не обходится ни одна сказка. Это "Счастливый конец". Спрятала его баба Яга на самое дно сундука и ни за что отдавать не хочет. Отдаст она его только тому, кто сможет рассказать ей сказку, которую она еще никогда не слышала.

Но в этой сказке обязательно Баба Яга должна быть хорошей , а помогать ей будут Иван Царевич и Серый волк. Вы готовы придумать такую сказку? Хорошо. А сказочные действия нам помогут. Давайте расставим карты в той последовательности по которой будет развиваться сюжет.

 Какую карту мы поставим первой? Почему?

 Какую потом? Кто будет помогать бабе Яге?

А кто будет мешать? Каким образом он будет мешать?

Какой предмет поможет героям справится с испытаниями?

 Какой волшебной силой будет обладать этот предмет?

Дети придумывают сказку.

Воспитатель: Какая интересная сказка получилась. Слайд №14

Мы освободили все сказочные действия.

И теперь бабушка Забавушка и сказочные действия снова зажили дружно и счастливо.

Воспитатель: Вот и пришла пора нам возвращаться.

Два раза хлопни,

Три раза топни,

Вокруг себя обернись,

И в детском саду очутись!


Вам понравилось быть в гостях у сказки? А что понравилось? Что запомнилось больше всего?
(Дети отвечают.)
Воспитатель:

«Верить в сказку- это счастье,
И тому, кто верит,
Сказка обязательно отворит все двери».

В благодарность за помощь нам оставили сказочные раскраски.

Слайд №15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием социоигровых технологий в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в волшебный лес»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи  с использованием социоигровых технологий в подготовительной  к школе группе Тема: «Путешествие в волшебный лес»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники «Лесной гость»

Развивать речь, расширять и активизировать словарный запас детей; способствовать развитию речи детей при заучивании стихотворений с использованием мнемотехники и в игре с технологией ТРИЗ и ИКТ;- расш...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники (мнемотаблицы) во второй группе раннего возраста на тему «Весна»

Конспект будет полезен педагогам, которые используют в своей работе мнемотехнику и графическое моделирование. Цель: рассказывание стихотворение с опорой на мнемотаблицу с помощью воспитателя.Зада...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием математического планшета по сказке: «Три медведя» в подготовительной группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием математического планшета по сказке: «Три медведя»  в подготовительной группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в сказку»

laquo;Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом, находится в непосредственной ...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием игровых технологий На тему «Путешествие в Страну сказок» для детей подготовительной группы

Цель: Систематизировать знания детей о русских народных сказках.Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»,«Развитие речи»,«Социально-коммуникативное р...