Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием карт Я. Проппа для детей 5-6 лет Тема: «В гостях у сказки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: формировать умение творческого рассказывания
с использованием технологии карт Проппа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №8 «Колокольчик»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи
с использованием карт Я. Проппа для детей 5-6 лет
Тема: «В гостях у сказки»
Подготовила: воспитатель
Минкова Вера Владимировна
Камень-на-Оби 2020
Цель: формировать умение творческого рассказывания
с использованием технологии карт Проппа.
Задачи:
Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию.
Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
Продолжать формировать умение сочинять волшебную сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет. Использовать выразительные средства — описание.
Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?
– Кто сочиняет сказки?
-Ребята, сказки, у которых неизвестен автор, не ясно, кто их написал - называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому.
А бывают сказки авторские, потому что их сочинил и написал один человек – автор). Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает...(добро), а зло всегда...(наказывается).
Основная часть.
(Слайд №1)
Воспитатель: Сегодня я предлагаю отправиться в гости к сказке, А вернее, к сказочнице бабушке Забавушке ...
СЛАЙД№2
Воспитатель: А живёт она далеко… В некотором царстве, в сказочном государстве в небольшой избушке, что притаилась на опушке заповедного леса, жила была бабушка Забавушка. Вот к ней в гости мы сегодня и отправимся.
Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись,
И в сказочной стране очутись!
Слайд № 3
Больше всего на свете бабушка Забавушка любила рассказывать сказки. А помогали ей в этом ее верные помощники - сказочные действия. Жили они очень дружно и весело. К ним часто приходили гости сказки послушать.Вот и мы присядем, да послушаем.
Слайд №4
А по соседству с бабушкой-Забавушкой жила Баба-Яга. Жила она одиноко, никто к ней в гости не приходил, так как она была злая и вредная. Баба-Яга страшно завидовала своей соседке и все мечтала раздобыть себе таких помощников, которые ей бы помогали сказки сочинять, да гостей с подарками зазывать. И вот однажды, раздобыв где-то шапку-невидимку, зловредная старуха пробралась в дом к бабушке Забавушке и выкрала ее верных помощников и заперла их в сундуке.
Что бы освободить сказочные действия, нужно пройти испытания, которая приготовила Баба Яга. Ребята, поможем Забавушке с испытаниями справиться?
Задание 1. Узнай сказку по загадке. СЛАЙДЫ № 5,6,7,8
Воспитатель:
Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда. (Мальвина )
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах).
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка).
Воспитатель:
СЛАЙД № 9
Молодцы, ребята! Мы с вами справились с первым испытанием и освободили первые два сказочных действия. Что они обозначают? (Зачин и особое обстоятельство). Правильно. С каких слов чаще всего начинаются сказки? (Ответы детей)
Я вижу вы настоящие знатоки сказок, и справится с испытаниями Бабы Яги не составит особого труда. Вы готовы к следующему испытанию? Тогда начинаем!
Задание 2. «Назови ласково»
Стул-стульчик
Мяч-мячик
Шапка- шапочка
Заяц-зайчик
Книга-книжечка
Цветок-цветочек
Сын-сыночек
Мама-мамочка
Слайд № 10
Воспитатель: Молодцы, справились и со вторым заданием. Мы освободили еще 2 сказочных действия. Что это за карты? (Запрет и нарушение запрета).
Воспитатель: Есть у бабы Яги волшебные ботинки-самоплясы , и нам нужно будет с ними станцевать. Вы готовы?
Задание 3. Динамическая пауза "Танцующие ботинки"
Слайд № 11
Воспитатель: Ну вот освободили еще 2 карты со сказочными действиями. Что они означают? (Герой покидает дом и появление помощника).
Воспитатель: В следующем задании от бабы Яги нам нужно назвать противоположности.
Задание 4. "Антонимы"
Баба Яга злая, а фея добрая
Заяц скачет быстро, а черепаха ползает..
Буратино веселый, а Пьеро ...
Река широкая, а ручеек...
Лев смелый, а заяц...
Огонь в печке жаркий, а вода в речке...
Золушка добрая, а мачеха...
Зимой день короткий, а летом ….
Воспитатель: Освободили мы еще 2 действия, что это за действия?(Погоня и спасение от погони)
Слайд № 12
Воспитатель: В волшебной книге сказок баба Яга все перепутала, нам надо исправить все ошибки.
Задание 5. «Назови первый звук» (на мольберте картинки с разными предметами, каждый ребенок берет картинку, называет предмет и должен определить какой первый звук в этом слове)
Слайд № 13
Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием. Освободились у нас еще 2 сказочных действия. Что они означают? (Волшебное средство и возвращение домой). Осталось в плену у бабы Яги последнее действие, самое главное, без которого не обходится ни одна сказка. Это "Счастливый конец". Спрятала его баба Яга на самое дно сундука и ни за что отдавать не хочет. Отдаст она его только тому, кто сможет рассказать ей сказку, которую она еще никогда не слышала.
Но в этой сказке обязательно Баба Яга должна быть хорошей , а помогать ей будут Иван Царевич и Серый волк. Вы готовы придумать такую сказку? Хорошо. А сказочные действия нам помогут. Давайте расставим карты в той последовательности по которой будет развиваться сюжет.
Какую карту мы поставим первой? Почему?
Какую потом? Кто будет помогать бабе Яге?
А кто будет мешать? Каким образом он будет мешать?
Какой предмет поможет героям справится с испытаниями?
Какой волшебной силой будет обладать этот предмет?
Дети придумывают сказку.
Воспитатель: Какая интересная сказка получилась. Слайд №14
Мы освободили все сказочные действия.
И теперь бабушка Забавушка и сказочные действия снова зажили дружно и счастливо.
Воспитатель: Вот и пришла пора нам возвращаться.
Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись,
И в детском саду очутись!
Вам понравилось быть в гостях у сказки? А что понравилось? Что запомнилось больше всего?
(Дети отвечают.)
Воспитатель:
«Верить в сказку- это счастье,
И тому, кто верит,
Сказка обязательно отворит все двери».
В благодарность за помощь нам оставили сказочные раскраски.
Слайд №15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием социоигровых технологий в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в волшебный лес»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием социоигровых технологий в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в волшебный лес»...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники «Лесной гость»
Развивать речь, расширять и активизировать словарный запас детей; способствовать развитию речи детей при заучивании стихотворений с использованием мнемотехники и в игре с технологией ТРИЗ и ИКТ;- расш...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием ИКТ для детей Лексическая тема: «Овощи»
Формировать навыки составления описательного рассказа с опорой на схему....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники (мнемотаблицы) во второй группе раннего возраста на тему «Весна»
Конспект будет полезен педагогам, которые используют в своей работе мнемотехнику и графическое моделирование. Цель: рассказывание стихотворение с опорой на мнемотаблицу с помощью воспитателя.Зада...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием математического планшета по сказке: «Три медведя» в подготовительной группе
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием математического планшета по сказке: «Три медведя» в подготовительной группе...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в сказку»
laquo;Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом, находится в непосредственной ...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием игровых технологий На тему «Путешествие в Страну сказок» для детей подготовительной группы
Цель: Систематизировать знания детей о русских народных сказках.Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»,«Развитие речи»,«Социально-коммуникативное р...