Конспект ООД по речевому развитию в разновозрастной группе с 4 до 6 лет для детей ТНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: создать условия для формирование связной речи старших дошкольников, через составление рассказа по серии сюжетных картинно.к
Задачи:
Обучающие:
- Закреплять умения составлять самостоятельно рассказ по серии сюжетных картинок с последовательно развивающимся сюжетом, соблюдая структуру (начало, развитие событий, конец)
- Формирование умения устанавливать логическую последовательность действий и событий.
Развивающие:
- Развивать внимание, зрительную и образную память, логическое мышление;
- Развивать творческое воображение при составлении рассказа.
- Развивать связную, диалогическую и монологическую речь
Воспитательные:
- Воспитывать милосердие, любовь к живой природе, желание оказывать помощь зимующим птицам.
- воспитывать самостоятельность и активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_r_svyaznoy_rechi_rasskaz_po_ssk.docx | 621.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 175
Конспект ООД по речевому развитию в разновозрастной группе с 4 до 6 лет для детей ТНР
Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»
Разработал:
воспитатель группы № 5
Красникова О.В.
г. Иркутск, 2022 г
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?
Цель: создать условия для формирование связной речи старших дошкольников, через составление рассказа по серии сюжетных картин.
Задачи:
Обучающие:
- Закреплять умения составлять самостоятельно рассказ по серии сюжетных картинок с последовательно развивающимся сюжетом, соблюдая структуру (начало, развитие событий, конец)
- Формировать умения устанавливать логическую последовательность действий и событий.
Развивающие:
- Развивать внимание, зрительную и образную память, логическое мышление;
- Развивать творческое воображение при составлении рассказа.
- Развивать связную, диалогическую и монологическую речь
Воспитательные:
- Воспитывать милосердие, любовь к живой природе, желание оказывать помощь зимующим птицам.
- воспитывать самостоятельность и активность.
Оборудование: демонстрационный материал - серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?» (Н.Е.Ильякова, Серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?» - М.:Издательство ГНОМ и Д, 2007), схемы-пиктограммы, аудиозапись с голосами зимующих птиц, мячик для игры «Один – много», воробей на палочке для зрительной гимнастики, макет кормушки.
Предварительная работа:
- беседы о зимующих птицах, - кормление птиц в кормушках на участке, рассматривание альбомов «Зимующие птицы», «Что насыпать в кормушку», - чтение художественной литературы стихов Е. Благининой, З. Александровой, О. Веряевой «Стихи о зимующих птицах», А. Яшина «Покормите птиц зимой», сказки «Чудесные домики, Или Сказка о зиме и птицах» И. С.Сафаргуловой, рассказов «Птичьи кормушки» Л.Воронковой, «Воробей» Е. Чарушина
Ход ООД:
- Организационный момент (Слайд 1)
Воспитатель: - Здравствуйте, дети. Я очень рада видеть вас. Давайте друг с другом поздороваемся.
Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» - Доброе утро! - Солнцу и птицам! - Доброе утро! - Улыбчивым лицам! И каждый становиться добрым, доверчивым, Пусть доброе утро длится до вечера!
- Закройте глаза.
(Звучит аудиозапись звуков зимующих птиц) Слайд 2 Звук - Ребята, что вы слышите? (Ответы детей)
Воспитатель: - Правильно. Ребята, мы с вами оказались в зимнем парке. И птицы, живущие в этом парке, нам о чём-то пели. Что это за птицы? Вспомните названия зимующих птиц.
Любит прыгать и летать, Хлеб и зёрнышки клевать, Вместо «Здравствуйте» привык Говорить всем «Чик-Чирик». (Воробей) Слайд 3
Я вчера гулял в пургу, Видел веточку в снегу, А на ветке красный шарик. Кто же он, живой фонарик? (Снегирь) Слайд 4
Как в лесу похолодает, Птички в город прилетают. Грудкой жёлтой всем знакомы, Ищут сало на балконах. Часто в окна к нам стучат, И пронзительно свистят! (Синицы) Слайд 5
(Дети отгадывают загадки)
Что за стол среди берёз Под открытым небом? Угощает он в мороз Птиц зерном и хлебом (Кормушка) Слайд 6 Демонстрация макета кормушки
Воспитатель: - Но вы знаете, что в парке живет не одна птица, а много птиц.
Сейчас мы поиграем в игру «Один - много». Для этого нам понадобится мячик. Я бросаю мячик и называю птицу, а вы возвращаете мячик со словом МНОГО.
Игра «Один – много» Цель: упражнять детей в использовании названий зимующих птиц в единственном и множественном числе.
Синица - много синиц, ворона - много ворон, снегирь – много снегирей, дятел – много дятлов, клест – много клестов, голубь – много голубей, воробей – много воробьев.
Воспитатель: - А как мы называем всех этих птиц? (Ответы детей)
Воспитатель: - Почему мы их называем зимующими? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Подберём слово» - Какое время года сейчас? (Ответы воспитанников) Инструкция. У меня снежинка. Мы будем передавать её по кругу. Получивший снежинку ответит на вопрос: зима какая (Ответы детей) ( снежная, красивая, волшебная, хрустальная, холодная, суровая, снежная, вьюжная, морозная, долгая)
Дыхательная гимнастика «Снежинки» Слайд 7 Звук Инструкция. Правильно. Зима ветреная, холодная, снежная, студёная. Сейчас мы проверим, какой ветер можно создать, подув на волшебные снежинки. (Задание «У кого дальше улетит снежинка»). Вам нужно вдохнуть носом, а выдохнуть ртом. Условие: ваши плечи не должны подниматься. Вот так падает, и кружится снег зимой.
Упражнение на применение предлогов Стимулировать применение предлогов «на, под, в, из, за», обозначающих пространственное расположение предметов. - Вы очень сильно подули на снежинки. Все картинки разлетелись по группе и перепутались. Надо восстановить порядок. - Давайте найдем изображения. Отвечайте так: моя карточка была.... (Ответы детей : под стулом, на подоконнике, за мольбертом, в коробке…. Одна картинка не из серии). - Отлично. Все карточки найдены. Давайте попробуем поставить их по порядку. (Выясняем, какое изображение лишнее и почему)
II. Основная часть занятия
1. Рассматривание серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»
Воспитатель: - На сегодняшнем занятии мы узнаем одну очень любопытную историю. А действие этой истории разворачивается на этих четырех картинах. (Воспитатель помещает на доску сюжетные картины).
2. Беседа по каждой из картин. Воспитатель просит детей отвечать на вопросы полными предложениями.
Картина №1 Слайд 8
- Какое время года мы видим на картине? - Как вы это узнали? - Кто главные герои? - Как одеты дети? - Кого нашли ребята на снегу? - Что случилось с птичкой? - Почему птичка замерзла? - Что решили сделать дети?
Картина №2 Слайд 9
- Чем заняты дети? - Что мальчик держит в руках? - Куда дети спрятали воробья? - Почему дети спешат? - Куда они направляются?
Картина № 3 Слайд 10
- Кого мы видим на этой картине? - Это те же самые дети или другие? - Где находятся ребята и птичка? - Во что одеты дети? Почему? - А как выглядит воробей? - Что он делает? - А что делают дети?
Картина № 4 Слайд 11 - Кого вы видите на этой картине? - Что ребята повесили на березу в парке? Зачем? - Что девочка насыпает в кормушку? - Где сидит воробей? - Какое настроение у детей?
3. Физкультминутка «Воробьи» Слайд 13
Воробьи на веточках сидят и на улицу глядят
(дети сидят на корточках, поворачивают голову вправо, влево)
Погулять они хотят и тихонечко летят.
(встают, взмахивают руками)
Увидали крошки, поклевали немножко
(присаживаются на корточки и стучат пальчиками)
Вдруг увидали кота, разлетелись кто куда!
(разбегаются по группе, машут руками)
Полетели, полетели и на стульчики сели.
(садятся на свои рабочие места)
Пока мы с вами делали физминутку, хитрый и проворный воробышек утащил все картинки и заменил их на схемы- пиктограммы.
4. Замена картинок на схемы по рассказу Попробуйте по ним придумать рассказ. Слайды 14, 15, 16, 17. Воспитанники по очереди рассказывают собственные рассказы с помощью схем. Пример рассказа. 1. Зимой на улице холодно, и птицы голодают. Однажды брат и сестра гуляли по парку. Они увидели, как в снегу замерзает воробей. Девочка сняла варежки и своим теплом согрела воробья. Дети взяли птицу и быстро понесли домой в варежке. Дома дети насыпали в блюдце крошки хлеба, и воробей клевал их. Он согрелся и начал весело и благодарно щебетать. Дети выпустили воробья обратно в парк. Мальчик сделал кормушку и повесил ее на дереве. Дети стали кормить других птиц в парке.
2) Дети заметили на снегу воробья. Девочка аккуратно взяла замерзшего воробья и положила его в рукавичку. Ребята отнесли его домой. Дети насыпали в блюдце корма и налили в блюдце воды. В комнате воробышек отогрелся. Мальчик сделал кормушку. Малыши отнесли ее в лес. Дети посадили воробышка в кормушку. Девочка насыпала в кормушку пшена и хлебных крошек. Все были довольны.
3) Однажды зимним, холодным днём мальчик и девочка пошли гулять в парк. На тропинке они увидели маленького, холодного воробья. Дети взяли тёплую варежку, положили туда воробья и отнесли домой. Дома воробей отогрелся. Дети накормили воробья зерном и напоили водой. Друзья взяли воробья и кормушку и отнесли в парк. Повесили кормушку на дерево, насыпали крупы и посадили туда воробья. Дети были счастливы, ведь они спасли воробья.
5. Д/у «Придумай название» В: Отличный рассказ получился у каждого, только без названия. Придумайте название рассказу (варианты детей). Если дети затрудняются, воспитатель предлагает несколько вариантов названий: Зимой в парке. Птичка. Дети и воробышек. Воробышек. Как помочь птицам зимой? Спасение воробышка.
6. Зрительная гимнастика «Воробей» (птичка на палочке) Слайд 18
За окошком воробей
Прыгает по веткам,
Хочет что – то рассказать
Нашим малым деткам.
Мы поищем глазками
Шустрого воробушка.
Глазки смотрят, ищут птичку.
Где же птичка невеличка?
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Слайд 19 Звук (Включается аудиозапись с птичьим щебетанием, и дети летают по группе. А потом усаживаются на места).
- Чем мы сегодня занимались на занятии? - О ком составляли рассказ? - Чему нас научил рассказ? (Ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: - Легко ли приходится птицам зимой, особенно у нас в Прибайкалье? - Ребята, в трудное для птиц время мы с вами не забываем о пернатых. У нас висят кормушки, мы каждый день подкармливаем птиц. А весной и летом они отблагодарят нас: они будут уничтожать насекомых-вредителей и весело петь нам свои чудесные песни.
Слайд 20. Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию связной речи для детей средней группы Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Скворцы - весны гонцы».
Конспект НОД по развитию связной речи для детей средней группы Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Скворцы - весны гонцы»....
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе, тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин»
ООД «Развитие речи»Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин» Цель: Дети самостоятельно придумывают, связно и последовательно излагают события по серии сюжетных...
составление рассказа по серии сюжетных картинок "как помочь птицам зимой"
в развитии связной речи дошкольников огромное влияние оказывает умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок с последовательно развивающимся действием...
Конспект ООД по речевому развитию в разновозрастной группе с 4 до 6 лет для детей ТНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»
Цель: создать условия для формирование связной речи старших дошкольников, через составление рассказа по серии сюжетных картин.Задачи:Обучающие: Закреплять умения составлять самостояте...
Конспект по Речевой деятельности для детей 6-7 лет. Тема: составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам?»
Цель: обучение связному, последовательному изложению событий по ССК....
Конспект занятия по речевому развитию «Составление рассказа по серии сюжетных картинок: как помочь птицам зимой?»
Составление рассказа по серии сюжетных картинок: "Как помочь птицам зимой?»...
Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»...