Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Чащина Елена Николаевна

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель – логопед: Чащина Е.Н.

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»

Цель:  развитие связной речи.

Коррекционно –образовательные задачи: 

обучать связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин;

 -упражнять детей в словообразовании сложных прилагательных (короткохвостый, длинноклювый...);

- упражнять в употреблении существительных Р.п. ед.ч. существительных;

Коррекционно- развивающие задачи:

- формировать умение отвечать на вопросы полными предложениями;

- развивать словесно – логическое и произвольное внимание у детей ;

- активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»;

-развивать зрительное внимание и восприятие.

Коррекционно- воспитывающие задачи:

- воспитывать  бережное, заботливое отношение к птицам.

-воспитывать навык сотрудничества.

Оборудование:

- серия сюжетных картинок «Как помочь птицам зимой?», презентация «Зимуюшие птицы», раздаточный материал:  серия сюжетных картинок «Как помочь птицам зимой?», сигналы;

- магнитная доска, мяч.

Ход НОД:

1. Организационный момент. 

Колокольчик, мой дружок,
Собери ребят в кружок .
Дружно  за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

-Здравствуйте ребята. Я рада вас видеть, надеюсь, что у вас хорошее настроение, и вы готовы начать занятие.

-Присаживайтесь на стульчики.

2.Ведение в тему

 -Ребята а какое время года сейчас? (Сейчас время года -зима.)

-А какие вы знаете зимние месяцы? (Зимние месяцы декабрь, январь, февраль.)

(Звучит музыка «Пение птиц в зимнем лесу»)

- Ребята, я слышу чьи-то голоса, вы догадались чьи они? (да это голоса птиц)

-А каких птиц еще можно увидеть зимой вы узнаете, отгадав про кого я говорю. (При каждом правильном ответе на экране появляется соответствующая картинка.)

Игра «Узнай по описанию»

Маленький, драчливый, веселый, шустрый (кто?) — воробей.

Желтогрудая, веселая, юркая (кто?) — синица.

Красногрудый,   маленький (кто?) — снегирь.

Белобокая стрекотунья и воровка (кто?) — сорока.

Красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев — дятел.

Черная, с мощным клювом, каркает — ворона.

-Ребята а как одним словом назвать этих птиц? (Это зимующие птицы)

-Почему их называют «зимующими»? (Эти птицы не боятся морозов и могут добывать себе еду даже в холодные зимы.)

Игра с мячом «Сложные слова»

- Посмотрите какие птицы разные. У всех птиц разная внешность, я буду говорить про птицу, а вы говорите, как это можно называть одним сложным словом:

 

У синицы желтая грудь, то она какая……(желтогрудая)

У снегиря красная грудь, он какой... (красногрудый)

У дятла острый клюв, то  он какой … (остроклювый)

У сороки длинный хвост, она какая … (длиннохвостая)

У совы большие глаза, она какая... (большеглазая)

У сороки белые бока, то она какая ...(белобокая)

У галки черные крылья, она какая … (чернокрылая)

У вороны громкий голос, она какая… (громкоголосая)

У снегиря черная голова, то он какой… (черноголовый)

Игра «Какой птички не стало?» 

-Давайте с вами поиграем в игру какой птицы у вас нет. Посмотрите внимательно на экран и на свою карточку и скажите кого у вас нет. (У меня нет снегиря, воробья).

-Молодцы, все справились с заданием.

3.Основная  часть

Сообщение темы занятия

– Ребята сегодня мы учится составлять рассказ по картинкам про одну  маленькую зимующую птичку.

А какую- вы узнаете, отгадав загадку.  

                           

 Возле дома, по дорожке,

Скачет, собирая крошки.

Друг синиц и голубей,

 Серый, шустрый …? (Воробей)

-Правильно, как вы догадались что это воробей?  

-А что же случилось с воробьем нам помогут рассказать картинки, но вот беда все картинки перепутались. Помогите мне разложить их по порядку.

-Давайте пройдем к столам, возьмите конверты, подумайте что было сначала, а что потом, расставьте картины по порядку. (Логопед помещает на магнитную доску поочереди сюжетные картины.) сами выставили

Сейчас мы вместе восстановим правильную последовательность событий и проверим, правильно ли вы разложили свои картинки.

Рассматривание серии картинок и беседа по ним.

-  Давайте, ребята, посмотрим на картины, что же произошло? Посмотрите внимательно на первую картину.

Картина№1C:\Users\Мой\Desktop\0019-062-.jpg

- Какое время года изображено на картине?

- Кто изображен на картине?

- Кого нашли ребята на снегу?

- Что случилось с птичкой?

- Что решили сделать дети?

Картина№2

- Что делают дети на этой картине?C:\Users\Мой\Desktop\0019-062-.jpg

- Что у мальчика в руках?

- Куда ребята положили воробышка?

Картина№3C:\Users\Мой\Desktop\0019-062-.jpg

- Где находятся ребята и птичка?

- Что он делает воробей?

- А как выглядит воробей?

- А что делают дети?

- Почему воробышек отогрелся?

Картина№4C:\Users\Мой\Desktop\0019-062-.jpg

- Что ребята повесили на березу в парке? Зачем?

- Что девочка насыпает в кормушку?

- Где сидит воробышек?

- Какое настроение у детей?

Коллективное составление предложений по подсказке логопеда.

Упражнение «Закончи предложение с опорой на картины»

-Ребята, а теперь давайте вместе составим рассказ по картинам. Я буду говорить начало предложения, а вы окончание.

Наступила….

Однажды дети гуляли в….

Дети заметили на снегу….             Дети посадили воробышка….

Девочка аккуратно взяла….           Девочка насыпала в кормушку….

Ребята отнесли….                          Ребята были радостные…..

Дети насыпали в блюдце….

В комнате воробышек….

Мальчик сделал кормушку и ….

Динамическая пауза Игра «Отгадай и присядь»

А теперь давайте немного отдохнем, я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками, как будто мы улетаем.

Молодцы, присаживайтесь на места.

Рассказ по серии картинок. (Составление рассказа по частям, затем один повторяет рассказ целиком )

-А теперь я хочу послушать вас, кто хочет выйти и начать наш рассказ. Слушайте внимательно, следующий продолжит.

- Кто из вас хочет составить рассказ по всем картинкам?

 Наступила холодная зима. Однажды днем дети гуляли в парке. Они увидели на снегу замерзающего воробышка. Девочка сняла варежки и аккуратно положила туда замерзшего воробья. Ребята взяли воробушка и быстро понесли домой. Дети насыпали в блюдце корма и налили воды. В комнате воробышек отогрелся. Мальчик сделал кормушку и ребята отнесли воробья обратно в парк.. Дети посадили воробышка в кормушку. Девочка насыпала в кормушку семечек. Дети были счастливы, ведь они спасли воробья.

«Придумай название»

– Замечательный рассказ получился. Давайте придумаем нашему рассказу название.

Если дети затрудняются, логопед предлагает несколько вариантов названий:

Зимой в парке.                                Как помочь птицам зимой?         

Дети и воробышек.                       

Спасение воробышка.

-Молодцы, ребята!  Я очень довольна вашими рассказами. Они были такими интересными!

Игра «Исправь ошибку» с сигналами

Наступила холодная осень.

Птичка увидела ребят на снегу.

Ребята отнесли птичку домой.

Дети насыпали в блюдце хлебных крошек.

В комнате воробушек замерз.

Дети повесили дерево на кормушку.

Птицы приносили корм и кормили ребят.

Ребята были грустные.

-Молодцы ребята. 

Подведение  итогов  занятия

-Наше занятие подошло к концу. Что вам запомнилось сегодня на занятии? Что было сложным И мне понравилось как вы сегодня отвечали на вопросы, составляли рассказы.

-Ребята,   не забывайте кормить птиц зимой. Помните, что без вашей помощи им трудно придется.

 -Спасибо до свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

составление рассказа по серии сюжетных картинок "как помочь птицам зимой"

в развитии связной речи дошкольников огромное влияние оказывает умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок с последовательно развивающимся действием...

Конспект ООД по речевому развитию в разновозрастной группе с 4 до 6 лет для детей ТНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»

Цель: создать условия  для  формирование связной речи старших дошкольников, через составление рассказа по серии сюжетных картин.Задачи:Обучающие: Закреплять умения составлять самостояте...

Конспект ООД по речевому развитию в разновозрастной группе с 4 до 6 лет для детей ТНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»

Цель: создать условия  для  формирование связной речи старших дошкольников, через составление рассказа по серии сюжетных картинно.кЗадачи:Обучающие: Закреплять умения составлять самосто...

Конспект занятия по речевому развитию «Составление рассказа по серии сюжетных картинок: как помочь птицам зимой?»

Составление рассказа по серии сюжетных картинок: "Как помочь птицам зимой?»...