ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ в младшей группе №2 общеразвивающей направленности
материал по развитию речи (младшая группа)
Методическая разработка. Перспективный план по развитию речи в младшей группе общеразвивающей направленности ГБДОУ №29 Василеостровского района.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_perspektivnoe_planirovanie_po_razvitiyu_rechi_v_mladshey_gruppe_.docx | 42.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
младшая группа №2 общеразвивающей направленности
2022 – 2023 учебный год
Сентябрь.
Неделя | Тема недели | Цели и задачи недели |
1 неделя | Мой любимый детский сад. | Вызвать у детей радость от нахождения в детском саду; развивать представление детей о детском саде как ближайшем социокультурном окружении: о сотрудниках, предметном окружении; способствовать установлению эмоционального контакта, формированию мотивации на взаимодействие путём вовлечения детей в совместную деятельность. Учить пересказу знакомых им литературных произведений, составлению коротких рассказов с помощью взрослого. Развивать умение ориентироваться на признаки объекта Звуковая культура речи: Звук А открытый, артикуляция. Дид./упр. «Укачай куклу» |
2 неделя | Человек. Части тела и лица. | Развивать представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом), об особенностях внешнего вида и строения человека, эмоциональных состояниях, о делах и добрых поступках людей. Формировать интерес к изучению себя, своих возможностей. Помогать в освоении способов взаимодействия с людьми. Воспитывать доброжелательное отношение к людям. Учить составлять совместно с воспитателем небольшой рассказ о себе. Учить правильно произносить наименования частей тела и лица. Звуковая культура речи: Звук А в слогах. Дид./упр. «Мишка отвечает» |
3 неделя | Одежда. Обувь. Головные уборы. | Познакомить детей с обобщающими понятиями «Одежда», «Обувь», «Головные уборы». Формировать представления у детей о разнообразии предметов одежды, обуви, головных уборов, их назначении. Закреплять названия предметов одежды, обуви, головных уборов. Познакомить с составными частями одежды, обуви, головных уборов. Познакомить детей с профессиональной деятельностью швеи, работой мастера в ателье. Развивать связную речь детей, активизировать словарь детей по теме. Подвести к составлению короткого описательного рассказа кукольной одежды. Звуковая культура речи: Звук А в словах. Дид./ упр. «Скажи слово в микрофон» |
4 неделя | Овощи. | Продолжить обогащать и совершенствовать представления об овощах. Учить различать овощи по вкусу, по запаху, по тактильным ощущениям и составлять рассказ-описание. Закрепить обобщающее понятие «овощи». Научить узнавать и правильно называть конкретные предметы, относящиеся к этим понятиям. Учить дифференцировать понятия «овощи». Учить пересказу сказки совместно со взрослым . Закреплять в активном словаре названия овощей. Звуковая культура речи: Звук А: открытый, в слогах, словах, во фразовой речи. |
Октябрь.
1 неделя | Фрукты | Обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об осени; закрепить знания о наиболее типичных особенностях осени, о явлениях осенней природы, об овощах, фруктах; вовлекать в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы. Учить детей составлять короткий рассказ вместе с воспитателем. Учить правильно называть фрукты, согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе. Звуковая культура речи: Звук У: артикуляция звука, звук в слогах, словах. Дид./упр. «В лесу» |
2 неделя | Осень. Сад-огород. | Формировать у детей представление о взаимосвязях человека и щедрых даров природы. Воспитание уважения к труду взрослых в саду, на полях, в огороде. Активизация прилагательных, описательные рассказы о явлениях природы по своим личным впечатлениям. Звуковая культура речи: Звук И: артикуляция звука, звук в слогах, словах. Дид./упр. «Ослик Иа» |
3 неделя | Лес. Грибы. Ягоды. | Знакомить детей с понятием «лес». Формировать элементарные представления о лесе. Знакомить детей с грибами и ягодами. Формировать умение отвечать на вопросы. Развивать внимание и память. Закрепить представление о понятии «грибы», «ягоды». Продолжать знакомить с особенностями внешнего вида грибов и месте их произрастания. Учить быть осторожными с неизвестными объектами, воспитывать бережное отношение к природе. Учить составлять с помощью воспитателя короткие рассказы. Учить образовывать уменьшительно-ласкательные названия грибов и ягод, соотносить их наименования в единственном и множественном числе с изображениями на картинках. Звуковая культура речи: Звуки И, У во фразовой речи. |
4 неделя | Деревья. Поздняя осень. | Ознакомить детей с сезонным явлением «Золотая осень», с явлениями живой и неживой природы. Способствовать накоплению ребёнком ярких впечатлений о природе, установлению первых естественных взаимоотношений детей с миром природы, появлению любопытства и любознательности, проявлению переживаний, связанных с красотой природы. Пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость. Приучать детей участвовать в общей беседе, слушать, не перебивая своего сверстника. Учить узнавать и называть дуб, берёзу, ель, сосну. Звуковая культура речи: Звуки И, У: открытые, в слогах, словах, во фразовой речи. |
Ноябрь.
1 неделя | Знакомство с культурой и традициями (дымковская игрушка). | Расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрёшка и др.) Знакомить с народными промыслами. Побуждать детей рассматривать дымковские игрушки, выделять особенности их внешнего вида, замечать яркость цветовых образов в народных игрушках. Учить составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность. Учить согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе, использование предлогов за, под, перед. Звуковая культура речи: Звук О: артикуляция звука, звук в слогах, словах. Дид./упр. «Певец» |
2 неделя | Дикие животные и их детёныши. | Обогащать представления детей о диких животных и их детёнышах, познакомить со строением частей тела животных, с некоторыми особенностями образа жизни: как двигаются, какие звуки издают, где живут. Воспитывать интерес и любовь к животным. Учить совместно с воспитателем составлять короткий описательный рассказ по картине «Зайчиха и зайчата». Учить правильно называть игрушки, их цвет, величину, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе. Звуковая культура речи: Звук Э: артикуляция звука, звук в слогах, словах. Дид./упр. «Эй, эй, отзовись скорей!» |
3 неделя | Дикие птицы. | Обогащать представления о птицах, об образе жизни птиц, различать части тела. Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за птицами; формировать желание заботиться о живых существах, охранять их; развивать эмоции и гуманные чувства; помогать отражать в игре природный мир; побуждать к первым творческим проявлениям. Учить детей вместе с воспитателем составлять небольшой рассказ о том, как мы бережём птиц. Различать слова с противоположным значением (большой-маленький). Звуковая культура речи: Звуки О, Э во фразовой речи. |
4 неделя | Мама, бабушка. Семья. | Формировать представление детей о семье, сходстве родственников, близнецов. Учить называть членов семьи, их действия. Расширять словарный запас: генеалогическое древо, двоюродный брат, близнецы. Вызвать у детей чувство гордости своими родителями, благодарности за их заботу. Воспитывать доброжелательное отношение к близким людям, любовь к своей семье. Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, составлять рассказ по схеме, воспроизводить содержание сказки по вопросам. Учить детей согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе. Звуковая культура речи: Звуки О, Э открытые, в слогах, словах, во фразовой речи. |
Декабрь.
1 неделя | Домашние животные и их детёныши. | Уточнить и расширить знания детей о домашних животных, их образе жизни, повадках, характерных внешних признаках. Закрепить правила безопасного поведения при общении с животными, стимулировать проявление добрых чувств и отношения к животным. Содействовать накоплению ребёнком личного опыта познания окружающего мира и чувственного контакта с ним. Подводить к внеситуативному общению. Обогащать словарь детей словами, связанными с названиями животных. Формировать умение вести диалог, включится в рассказ воспитателя, добавляя отдельные слова. Звуковая культура речи: Звуки П, Б открытые, в слогах, словах, во фразовой речи. |
2 неделя | Домашние птицы и их птенцы. | Обогащать представления о птицах, об образе жизни птиц, различать части тела. Знакомить с особенностями их поведения и питания. Воспитывать любовь и бережное отношение к живому миру. Закреплять представления детей о домашних птицах, живущих рядом с человеком, (он заботится о них, кормит, создаёт необходимые условия для жизни). Развивать речь, внимание, речевое дыхание и голос, мелкую моторику рук. Активизация словаря: белый, холодный, мягкий, пушистый, липкий, растаял, тает. Звуковая культура речи: Звуки П, Б открытые, в слогах, словах, во фразовой речи. |
3 неделя | Зимушка-зима. Ёлочка. | Расширять представления о зиме. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Сформировать у детей представление о елке живой и искусственной. Познакомить детей с предстоящим новогодним праздником, с символом нового года ёлочкой. Умение, по внешнему виду определять ель. Развивать связную речь, обогащать словарный запас по теме, активизировать глаголы. Звуковая культура речи: Звуки П, Б открытые, в слогах, словах, во фразовой речи. |
4 неделя | Новый год. | Познакомить детей с традициями празднования Нового года в детском саду (украшение группы, подготовка к утреннику, изготовление новогодних поделок) и в семье (украшение елки, квартиры, изготовление подарков, приглашение гостей). Учить составлять рассказ по сюжетным картинкам, по собственным впечатлениям. Учить составлять описательные рассказы о елочных игрушках, находить их отличительные признаки: цвет, форма, величина, материал изготовления, назначение. Упражнять в согласовании существительных, прилагательных в роде, числе, падеже, активизировать в речи детей прилагательные. Звуковая культура речи: Звуки П, Б открытые, в слогах, словах, во фразовой речи. |
Январь.
2 неделя | Зима. Зимние забавы. | Продолжать знакомить с зимой как временем года, с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении зимой. Познакомить детей с зимними забавами. Развивать активную речь. Закрепить знания детей о зимних развлечениях, закрепить понятие, что зимние развлечения характерны только для зимы. Развивать у детей творческую активность, воображение и фантазию. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы. Учить детей вместе со взрослыми составлять короткие рассказы: «Лепим снеговика», «Расчищаем дорожки», «Лепим снежки», «Катаемся с горки». Звуковая культура речи: Звук Т: артикуляция звука, звук в слогах, словах. |
3 неделя | Зимняя одежда. | Способствовать усвоению обобщающего понятия зима, зимняя одежда, стимулировать речевую и психическую активность. Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов одежды, закрепить видовые и родовые понятия. Создать условия для воспитания аккуратности и внимания к своему внешнему виду, бережного отношения к одежде. Подбирать глаголы, обозначающие действия; закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает. Звуковая культура речи: Звук Д: артикуляция звука, звук в слогах, словах. Дид./упр. «Строим дом» |
4 неделя | Обувь. | Учить детей классифицировать и различать обувь по сезону. Формировать умение узнавать, называть и классифицировать «обувь». Расширять активный словарь, вводя прилагательные «резиновая», «кожаная», «зимняя», «летняя». Развивать внимание, усидчивость, учить подбирать пару, сравнивать, находить отличия. Образование уменьшительно-ласкательных суффиксов. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, составлять рассказ по схеме. Звуковая культура речи: Звуки Т, Д открытые, в слогах, словах, во фразовой речи. |
Февраль.
1 неделя | Профессии. | Расширение представлений о труде взрослых, о значении их труда для общества; пополнить словарь детей названиями профессий; развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работ; воспитывать уважение к людям труда. Пополнить активный словарь существительными: врач, строитель, повар, парикмахер, милиционер, летчик, водитель, продавец. Глаголами: лечит, учит, воспитывает, тушит, варит, готовит, стрижет, укладывает, следит, печет, пишет, летает, водит, возит, продает. Проговаривать сложные предложения в сюжетно-ролевой игре «Магазин». Звуковая культура речи: Звук К: артикуляция звука, звук в слогах, словах. Дид./упр. «Птички большие и маленькие» |
2 неделя | Опасности вокруг нас. | Дать детям представление об опасностях, подстерегающих человека на жизненном пути. |
3 неделя | День Защитника Отечества. | Формировать первоначальные представления о защитниках Отечества (солдатах), о празднике и его атрибутах. Рассмотреть иллюстрации праздничного салюта. Расширять представления детей о явлениях общественной жизни (праздник, праздничный салют). Учить рассказывать небольшие истории из личного опыта. Учить подбирать характерные определения. Развивать чувство патриотизма. Знакомить с военными профессиями. Воспитывать любовь к Родине. Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины). Воспитывать гордость за наших воинов. Звуковая культура речи: Звуки К, Г во фразовой речи. |
Март.
1 неделя | Мамин праздник. | Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, музыкально художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать доброе и заботливое отношение к маме. Продолжать учить детей внятно произносить звуки; отчетливо произносить слова, короткие фразы; активизировать речь детей, воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому, родному человеку – маме. Звуковая культура речи: Звук В: артикуляция звука, звук в слогах, словах. Дид./упр. «Стиральная машина» |
2 неделя | Весна. | Формирование у детей представления об изменениях, происходящих в природе с приходом весны. Конкретизировать и углублять представления детей о первых признаках весны (состоянии погоды, неба, растительности, характерных осадках); особенности жизни диких животных, растений и птиц в период наступления весны. Формировать представления о безопасном поведении весной. Упражнять детей в умении рассказывать о временах года с использованием наглядных пособий, связной логической последовательности. Формировать понятия причинно – следственных связей и закономерностей в явлениях природы. Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно – образное мышление. Звуковая культура речи: Звук Ф: артикуляция звука, звук в слогах, словах. |
3 неделя | Мебель. | Формировать знания детей о мебели. Дать знания о её назначении в жизни человека, о безопасном её использовании. Развивать умение отвечать на вопросы педагога полными предложениями. Учить выделять различные признаки предметов, сравнивать их, находить существенные для данного родового понятия признаки и по ним обобщать предметы в одно родовое понятие. Познакомить детей со свойствами дерева (твердый, неупругий материал). Учить подбирать характерные определения. Звуковая культура речи: Звуки Ф, В во фразовой речи. |
4 неделя | Знакомство с народной культурой и традициями. | Формировать интерес и приобщать к ценностям русской народной культуры, познакомить детей с народными традициями и обычаями, формировать представления о народных костюмах, быте русского народа. Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек (неваляшка, матрешка). Знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.). Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. Познакомить с русскими народными играми. Пользоваться словами, обозначающими предметы и действия, активизация глаголов и прилагательных, подбор антонимов. Учить правильно отвечать на вопросы воспитателя; воспроизводить содержание сказки «Волк и семеро козлят» по вопросам. Звуковая культура речи: Звуки Ф, В открытые, в слогах, словах, во фразовой речи. |
Апрель.
1 неделя | Посуда. | Знакомить детей с предметами домашнего обихода: посудой. Расширять представлений о предметах окружающих детей, о способе их назначения и использования. Формировать обобщающее понятие «Посуда». Развивать познавательный интерес; внимание, память. Обогащение словаря по теме «Посуда»: тарелка, блюдце, ложка, вилка, чашка, чайная ложка. Звуковая культура речи: Звук Т: артикуляция звука, звук в слогах, словах. Дид./упр. «Посудомоечная машина» |
2 неделя | Транспорт. | Формировать элементарные представления о транспорте и его основных частях, о безопасном поведении в общественном транспорте. Знакомить детей с различными видами транспорта (наземный, воздушный, водный), познакомить с социально важными видами транспорта (скорая помощь, полиция, пожарная машина). Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий. Развивать воображение и коммуникативные способности. Развивать речевую активность (умение задавать и отвечать на вопросы, делиться впечатлениями). Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи. Звуковая культура речи: Звук С: артикуляция звука, звук в слогах, словах. |
3 неделя | Перелётные птицы. | Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам. Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, пополнять словарь, используя в речи названия перелётных птиц. Звуковая культура речи: Звуки Т, С во фразовой речи. |
4 неделя | Правила дорожного движения. | Познакомить детей с основными правилами дорожного движения, с последствиями нарушения ПДД. Продолжать расширять представления детей о транспорте и его видах: грузовом, легковом, общественном и правилах поведения в нем. Дать детям знания о том, где и как нужно переходить улицу, ознакомить со специальными знаками — указателями пешеходных переходов, ввести в активный словарь детей слово «переход». Обсудить с детьми, для чего нужен светофор, знак пешеходного перехода, предложить объяснить, почему необходимо строго следовать правилам, переходить дорогу в отведенных для этого местах. Закрепить знания детей о том, что дорога делится на проезжую часть, тротуар, обочину. Беседуя с детьми о правильном и неправильном поведении на дороге, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать в речи свои впечатления). Звуковая культура речи: Звуки Т, С открытые, в слогах, словах, во фразовой речи. |
Май.
1 неделя | Деревья. | Расширять представления о весне. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту весенней природы. Расширять представления о сезонных изменениях (изменение в погоде, растения весной).Продолжать знакомить детей с некоторыми видами деревьев, учить детей отличать одно дерево от другого. Пополнить словарный запас. Закрепить название частей дерева. Учить отвечать на вопросы: Какие деревья вы знаете? Какие части есть у дерева? Учить детей самостоятельно составлять короткий рассказ «Моё любимое дерево», слушать рассказы других детей. Звуковая культура речи: Звук Ц: артикуляция звука, звук в слогах, словах. Дид./упр. «Тише, тише, тишина» |
2 неделя | Насекомые. | Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук), их строении, способах передвижения; воспитывать бережное отношение к живому; развивать эмоциональную отзывчивость; развивать коммуникативные навыки; формировать навыки исследовательской деятельности. Вызвать желание наблюдать за насекомыми, не причиняя им вреда. Учить составлять короткие рассказы по картинке «Весёлый жук». Учить регулировать темп речи. Звуковая культура речи: Звук З: артикуляция звука, звук в слогах, словах. Дид./упр. «Пчела» |
3 неделя | Цветы. | Формировать элементарные представления о цветах, об особенностях строения, характерных признаках и способах ухода за ними. Воспитывать желание ухаживать за ними, беречь природу; дать знания о профессии «садовник». |
4 неделя | Лето. | Дать детям представление о времени года "лето", воспитывать бережное отношение к пробуждению природы. Учить называть характерные признаки лета. Расширять знания об основных приметах лета: солнце светит ярко, на улице жарко, можно загорать; дни длинные, темнеет поздно. Учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ (два-три предложения) на тему из личного опыта детей. Активизировать в речи прилагательные и глаголы. Звуковая культура речи: Звуки Ц, З открытые, в слогах, словах, во фразовой речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа второй младшей группы «Кораблик» общеразвивающей направленности на 2016 – 2017 учебный год.
рабочая программа...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по Развитию речи в младшей группе общеразвивающей направленности. Тема: Заучивание стихотворения «Петушки распетушились»
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по Развитию речи в младшей группе общеразвивающей направленности. Тема: Заучивание стихотворения «Петушки распетушились» Ц...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по «Развитию речи» в младшей группе общеразвивающей направленности №2 «Лучик» Тема: Заучивание стихотворения «Петушки распетушились»
Помочь детям запомнить стихотворение учить выразительно читать его....
конспект ООД (оо «художественно-эстетического развития») Для детей младшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности Тема:«Прогулка в осенний лес»
Станем рядышком по кругу,Скажем «Здравствуйте!» друг другу.Нам здороваться не лень:Всем «Привет!» и «Добрый день!»Если каждый улыбнетсяУтро доброе начнется.(дети ра...
конспект ООД (оо «речевое развитие») Для детей младшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности Тема: «Моя мама»
Есть на свете человек, который с самого рождения находится всегда с нами рядом. Этот человек защищает нас от врагов, от всех опасностей, заботится о нашем здоровье, ласкает нас, жалеет. У этого ...
конспект ООД (оо «художественно-эстетического развития») Для детей младшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности Тема: «Снежки для лисички»
Беседа с детьми о времени года. Уточнение времени суток. В процессе занятия развивать стремление видеть и понимать эмоциональное состояние другого человека, грустит он, радуется, огорчается или боится...
- Мне нравится (1)