Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием ИКТ и элементами экспериментальной технологии «Знакомство со свойствами стекла»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Носова Ирина Валерьевна

Конспект ОД разработан для воспитателей логопедической группы. В процессе реализации воспитанники смогут выявить свойства стекла (прозрачное, водонепроницаемое, гладкое, ребристое, шероховатое, толстое, тонкое, холодное, хрупкое, светлое, цветное, мелодичное), познакомятся с профессией взрослых: стеклодув, с историей  изобретения стекла

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_svoystva_stekla.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 256»

Конспект образовательной деятельности

по познавательно-речевому развитию

с использованием ИКТ и элементами экспериментальной технологии

 «Знакомство со свойствами стекла»

старшая группа

Составила:

воспитатель Носова И.В.

Новокузнецкий городской округ, 2022

Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.

Задачи:

Образовательные:

- учить детей выявлять свойства стекла (прозрачное, водонепроницаемое, гладкое, ребристое, шероховатое, толстое, тонкое, холодное, хрупкое, светлое, цветное, мелодичное), обратить внимание детей на то, что  все свойства учитываются при изготовлении стекла, с профессией взрослых: стеклодув.

- познакомить с историей  изобретения стекла,  с профессией взрослых: стеклодув.  

Развивающие:

- развивать связную речь (монологическую, диалогическую, объяснительную, образовывать сложноподчиненные предложения); обогатить словарный запас детей словами – стеклодув, стекольный, свойство, водонепроницаемое, хрупкое, прозрачное, ребристое, шероховатое, мелодичное; учить подбирать антонимы, составлять предложения с предлогами на, под (грамматический строй); называть слова на заданный звук и определять его место в слове (звуковой анализ); следить за правильным звукопроизношением;

- развивать наблюдательность, память, логическое мышление, способность анализировать;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

- воспитывать бережное обращение с предметами, изготовленными из стекла.

- воспитывать умение выслушивать товарища.

Предварительная работа: рассматривание с детьми предметов, сделанных из различных материалов, составление описательных рассказов, презентация о том «Как появилось стекло», просмотр видео «Профессия стеклодув».

Чтение стихотворения В.Орлова «Сказка о стеклянном человечке»

Демонстрационный материал: изделия из стекла – стаканы из толстого стекла с ребристыми гранями, розетки, вазочки, лупа, часы, очки, флаконы, лампочка, салатница и т. д. Конверт с письмом, вода, бусины, электронная игра «Четвертый лишний»

Методические приёмы: сюрпризный момент, объяснение, рассматривание изделий, беседа – диалог, исследование объекта, подведение итогов, анализ.

Ход ОД:

Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей! Поздоровайтесь с ними. А теперь давайте поздороваемся друг с другом? Встаньте в круг.

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

Сегодня такой чудесный день, у меня очень хорошее настроение. Я желаю, чтобы оно было такое же чудесное и у вас.

- Вы готовы заниматься?

- Да, готовы заниматься,

Очень будем мы стараться!

Воспитатель. У меня для вас есть сюрприз, нас пригласили в стеклянную страну и прислали письмо. Это письмо необычное, его прислала сама Принцесса Стеклянной Страны.

(Воспитатель вскрывает конверт – показывает иллюстрацию с изображением Королевы и читает письмо).

«Здравствуйте, милые друзья!

Зовут меня Принцесса Хрусталинка – я живу в Стеклянной стране. Жители моей страны все сделаны из стекла, и я хочу познакомить Вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового, а для того чтобы начать наше знакомство, вы должны отгадать мои загадки».

Воспитатель: Дети, а вы хотите посетить незнакомую страну? Тогда давайте выполним условие Принцессы Хрусталинки.

Дети отгадывают загадки и объясняют свой ответ (например, это аквариум, потому что он сделан из стекла, в нем вода, на дне лежат камушки и плавает рыбка)

  1. Стеклянный домик на окне.

С прозрачною водой

С песком и камушком на дне

И с рыбкой золотой. (Аквариум.)

  1. Вот стеклянный пузырёк,

А живёт в нём огонёк

Днём он спит, а вечером проснётся

Ярким пламенем зажжётся. (Лампочка.)

  1. Вот стеклянный карандаш-

Он в беде помощник наш.

Определит без докторов

Кто заболел, а кто здоров. (Градусник.)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы отгадали се загадки, теперь Принцесса Хрусталинка разрешит нам попасть в свою страну. (Воспитатель снимает салфетку со стола, на котором стоят стеклянные предметы, и предлагает детям рассмотреть их).

Воспитатель: Посмотрите как  много предметов у вас на столах. Как вы думаете,  что у этих предметов общего? Из какого материала они сделаны?

Дети:  Из стекла.

Воспитатель: Правильно, все предметы сделаны из стекла. А если они сделаны из стекла, как можно сказать, какие предметы?

Дети: Стеклянные.

Воспитатель: Да, все эти предметы сделаны из одного и тоже материала  - стекла, они стеклянные.

Воспитатель: Показываю картинку с изображением стеклодува

Ребята, посмотрите на эту картинку и скажите, человек какой профессии здесь изображен? Почему вы так считаете? Кто такой стеклодув? Как вы думаете это легкая профессия? Почему? Что такое стекольный завод? (на этой картинке изображен человек профессии стеклодув, потому что у него специальный инструмент – трубка в которую он выдувает предметы из стекла. Это сложная профессия, потому что нужно быть очень сильным. Изделия из стекла изготавливаются на заводе, который называется стекольный)

Воспитатель. Как много изделий делают из стекла. И эти изделия тоже, были произведены на стекольном заводе.

Давайте познакомимся с ними поближе и узнаем свойства стекла.

Воспитатель: Возьмите в руки один предмет. Попытайтесь его согнуть. Получилось?

Дети: Нет, не получилось.

 Воспитатель: Что можно сказать о стекле? Какое оно?

Дети: Если стекло не гнется, значит оно твёрдое.

Воспитатель: Правильно, стекло твёрдое.

Воспитатель: Дети, возьмите с подноса и положите в стакан  бусину. Что вы видите в стакане?

Дети: В стакане мы видим бусину.

Воспитатель: Какого цвета бусина? (ответы детей)

Воспитатель: Если в стакане вы видите бусину, значит, что можно сказать про стекло, какое оно?

Дети: Если мы видим бусину, значит стекло прозрачное.

 Воспитатель: И так, мы определили, что стекло, материал прозрачный. Как выдумаете, где используется это свойство стекла?

Дети: Оконное стекло, аквариум, очки, электрические лампочки и т. д.

Воспитатель: Дети, а сейчас налейте в стакан воды. Вытекает вода из стакана?

Дети: Нет, вода из стакана не вытекает.

Воспитатель: Вода из стакана не вытекает. Значит можно сказать, что стекло водонепроницаемое (дети повторяют это слово хором и индивидуально)

Воспитатель: Дети, проведите  по стеклянным предметам рукой. Какое ещё свойство можно выделить у стекла?

Дети: - Стекло гладкое, (не гладкое), с бугорками, ребристое.

Воспитатель: Правильно, предметы, сделанные из стекла могут быть гладкими, а могут быт и шероховатыми.

Воспитатель: Дети, возьмите любой предмет и приложите к щеке. Что вы ощущаете? Тёплое или холодное стекло?

 Дети: Стекло холодное.

Воспитатель: Возьмите  предмет, погладьте его рукой. Что можно сказать о стекле, какое оно?

Дети: Стекло скользкое.

Воспитатель: Дети, возьмите в руку стеклянный предмет и скажите лёгкий он?

Дети: Тяжёлый.

 Воспитатель: Правильно, предметы, изготовленные из стекла – тяжёлые. А как вы думаете почему предметы из стекла тяжелые? (предметы из стекла тяжелые, потому что они сделаны из песка, пепла и соды.)

Воспитатель: Дети посмотрите у меня в руках зеркало. Если я неосторожно его выроню из рук, что с ним произойдёт?

Дети: Если зеркало выронить, то оно разобьётся.

Воспитатель: Правильно, зеркало разобьётся на мелкие осколки, с острыми краями, о которые можно пораниться. Уронить зеркало?

Дети: нет, не надо его ронять, зеркало красивое, а оно может разбиться. 

Воспитатель: Стеклянные предметы не прочные, легко бьются.  Что можно сказать о стекле, какое оно?

Дети: Стекло бьётся. Оно хрупкое.

Воспитатель: Стеклянные предметы легко бьются, стекло хрупкое. Если стеклянный предмет случайно разбился, как надо убрать осколки?

Воспитатель: Правильно осколки можно собрать с помощью веника, совка и на руки надеть перчатки, чтобы не пораниться. Об этом нам расскажет…..(имя ребенка)

Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться  может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат совок

И для мусора бочок.

Вмиг осколки соберут, наши руки сберегут.

Воспитатель: Дети, посмотрите, стеклянные предметы какого цвета могут быть?

Дети: Зелёного, жёлтого, красного и т. д.

Воспитатель: Да, стеклянные предметы бывают разного цвета, т.е. стекло может быть разноцветным. Повторите. (дети повторяют)

А сейчас возьмите карандаши и постучите по стеклянному предмету. Что вы слышите?

Дети: Мы слышали звон,  мелодичный звук.

Воспитатель: Правильно. У стекла есть ещё одно свойство: если до него дотронуться, оно издаёт мелодичный звук, похожий на звучание металлофона.

Воспитатель. А сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Отражение в зеркале» Физкультминутка.

Будь зеркальным отраженьем,

Повторяй мои движенья -

Раз, два, три-

И снова повтори!

Присядем на стульчики (дети рассаживаются)

Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот»: вспомним и назовём все свойства стекла (мячик)

Мягкий - твердый

Мутный, непрозрачный -  прозрачный;

Пропускает воду, водопроницаемый - водонепроницаемый;

Шершавый - гладкий;

Теплый - холодный;

Легкий - тяжелый;

Прочный, крепкий – хрупкий;

Воспитатель: ребята, составьте предложение с маленьким словом НА, ПОД. (Если я поставлю стакан вот сюда. Как можно сказать где он находится?) Употребление предлогов на, под

Воспитатель: Ребята, придумайте и назовите стеклянный предмет, в котором есть звук А. И определите, где он находится.

Дети: я знаю стеклянный предмет, в котором есть звук А – ваза, звук А находится в середине и в начале слова

Воспитатель. А теперь поиграем в игру «Четвертый лишний». (Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на картинки с изображением предметов назвать лишний и почему?)

Воспитатель: Дети, вот и закончилось наше пребывание по Стеклянной стране!

Итак, ребята, мы с вами сегодня познакомились со свойствами стекла. Этот материал обладает свойствами, которые нужны людям для изготовления различных предметов. Стекло – это не только посуда, зеркала, это и объективы фотоаппаратов, кинокамер. Мы говорили, что стекло - очень хрупкий материал, но сейчас учёные сумели создать очень прочное стекло. Из него можно делать окна автомобилей и самолётов. Если на такое стекло бросить тяжёлый стальной шар, оно не разобьётся, а если оно всё же разобьётся, то от него не будет осколков с острыми краями и люди не поранятся об осколки.

А сейчас  можете ещё раз рассмотреть изделия из стекла, потрогать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому  развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...

Конспект образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию для детей второй младшей группы с использованием (ЦОР) Тема: «Моя семья».

Программное содержание: - формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью, активизировать слова...

Конспект образовательной деятельности по познавательно -речевому развитию с использованием элементов современных педагогических технологий «По тропинкам любимых сказок» в подготовительной группе.

Тема:  «По тропинкам любимых сказок».Цель: совершенствовать устную речь детей c использованием современных технологий.Задачи:Образовательные: - уточнять и обогащать знания д...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по музыкально-творческому развитию с использованием элементов технологии «Кукляндия» в интеграции образовательных областей в рамках ФГОС «ДРУЖИМ С ТЕНЬЮ» для детей 6-7 лет группы общеразвивающей направленности

Одной из задач современного дошкольного образовательного учреждения является развитие личности ребенка, его творческой активности позитивной социализации.Данная методическая разработка поможет музыкал...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ в интеграции образовательных областей в рамках ФГОС для детей 5-6 лет группы общеразвивающей направленности: « Осень – волшебная пора»

Интеграция образовательных областей:  развитие речи, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.ЦельОбобщать и закреплять представления детей о характер...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ «А полезные продукты – это овощи и фрукты»

Итоговое занятие для детей старшей логопедической группы по лексическим темам "Овощи - Фрукты" с использованием элементов ТРИЗ....