Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ «А полезные продукты – это овощи и фрукты»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Якуш Ирина Сергеевна

Итоговое занятие для детей старшей логопедической группы по лексическим темам "Овощи - Фрукты" с использованием элементов ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yakush_i.s._konspekt.docx213.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Серпухов

Конспект образовательной деятельности
по познавательно-речевому развитию

с использованием элементов
ТРИЗ
«А полезные продукты – это овощи и фрукты» 

для детей 5лет группы
комбинированной направленности

Якуш И.С.,

Учитель - логопед

старшей группы № 4

г. Серпухов

2023г.

Цель: обобщение и систематизация знаний по лексической теме «Овощи – фрукты».

1. Коррекционно-обучающие задачи:

Расширять и уточнять знания детей об овощах и фруктах, как продуктов питания и источников витаминов. 

Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, относительных прилагательных).

Создавать условия для развития связной речи.

2. Коррекционно-развивающие задачи:

Активизировать речевую деятельность детей.

Совершенствовать диалогическую речь, фонематический слух, зрительное восприятие и внимание.

Развивать артикуляционную и общую моторику, координацию речи с движением.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

Формировать  навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Воспитывать умение работать в коллективе, дисциплинированность.

Методические приемы: создание проблемной ситуации,  придание личностной значимости предстоящей деятельности, сюрпризный момент, игровые и занимательные приемы, упражнения, моделирование, наблюдение,  фантазирование,  драматизация, подгрупповые формы организации деятельности.

Оборудование: картинки с изображением овощей и фруктов, свежие овощи и фрукты,  корзина, муляжи овощей и фруктов, баночки с фруктами по количеству детей,  кастрюля,  трубочки для дыхательной гимнастики, пенопласт, игра «Веселые молоточки», презентация к занятию, наборы резинок с изображением фруктов и овощей, шапочки для драматизации.

Конспект НОД:

        I        Вводная часть

  1. Организационный момент (психологический настрой).

Слайд 1.  Дети заходят в зал и встают полукругом. 

Логопед: Здравствуй, солнышко – дружок,     (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок    (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки     (показываем губки)

Здравствуйте, зубки     (показываем зубки)

Губками «почмокали»  («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали»  («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли   (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали      (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали   (хором здороваемся)

Здравствуйте, ребята,

Здравствуйте гости.

  1.  Мотивация детей к поиску решения познавательной проблемы.

Слайд 2. (включаем музыку 1)

Логопед:  Ребята, а вы ничего не слышите? Что – то происходит? (звучит шум)

(ответы детей)

Логопед:  Ой, как - будто  кто-то спорит?

(подхожу и беру корзину)

Ой! Вроде шум отсюда? Давайте прислушаемся…… Что же я услышала? Там говорят,  что яблоко квадратное?

Дети: Яблоко круглое.

Логопед: А еще я слышу, что банан синий?

(сладкий лимон, овальный апельсин, синий помидор, желтый баклажан, красный кабачок, горькая груша, морковь прямоугольная).

Логопед: Ребята? Кто же спорит в нашей корзине?

Дети: Овощи и фрукты.

Логопед : 

Вели однажды жаркий спор горох, морковь и помидор.

Банан, картофель, кабачок, фасоль, капуста и чеснок.

И фрукты тут не отставали, подпевали, подпевали.

Кто для людей всего важней, кто полезней, кто вкусней?

Логопед: Да что же они,  все спорят и спорят?

Ребята, хотите отправиться в волшебную страну Овощей и Фруктов? Ехать нам далеко, а транспорта  у нас нет. Давайте немножко пофантазируем и что-нибудь придумаем! На чем же мы можем отправиться в путь? (ответы детей)

- Что же нам делать? Ну тогда превратим наши стулья в машины!

(дети подходят к стульям)

        II. Основная часть

  1.  Речевая зарядка (формирование произносительных навыков).

Слайд 3.

Превращаем стулья в машины

(махи руками – «колдуют»).

Накачаем дружно шины

(с – с – с – с ….).

Заведем мотор мы громко,

Здесь, друзья, нужна сноровка!

(дын-дын-дын).

Подольем бензин чуть – чуть

(буль – буль – буль).

Можно трогаться нам в путь!

(Звучит музыка 2, дети садятся на стулья).

Логопед: Ребята, пока мы едем в страну Овощей и Фруктов, давайте посмотрим, умеете ли Вы их различать.

Слайд 4.

  1.  Игра «Садоводы – огородники» (умение классифицировать овощи и фрукты).

Логопед: если я назову фрукт, встают девочки – садоводы, а если я назову овощ – встают мальчики – огородники.

(огурец, лимон, кабачок, яблоко, груша, картофель, банан, капуста, морковь, апельсин)

Логопед: Мы с Вами так заигрались, что не заметили, как приехали в страну овощей и фруктов.

Слайд 5.

Садитесь за столы и посмотрите, что там лежит.

  1. Игра «Назови ласково» с использованием резинок (развитие мелкой моторики).

В огороде и в саду осенью созрело все.

Ну-ка, пальчики, вперед, посмотрите что растет

(на столах лежат подносы с резиночками,  на них приклеены фрукты и овощи. Дети поочередно надевают резинки на пальчики)

Логопед:

На мизинчике – морковка,

В середине вырос фрукт, яблоком его зовут.

На большом могучем пальце, поселился огурец.

Безымянный грушу выбрал, любит сладенькое он.

Указательным ребятам, достается помидор.

Логопед: Положите нарядные ладошки перед собой. Посмотрите, какие маленькие фрукты и овощи, давайте назовем их ласково.

-Саша, какой фрукт у тебя на мизинчике? (яблоко, груша, морковь, помидор, огурец)

 (Дети называют ласково и одновременно поднимают пальчики на двух руках сразу)

Логопед: Засиделись мы с Вами, пора нам отправляться дальше.

(дети подходят к экрану и встают полукругом)

Слайд 6.

  1. Нейроигра «Мы пойдем в огород» (с использованием приема моделирования). Логопед: Ребята, посмотрите на экран. Повторяйте вместе со мной, язычок говорит, а руки помогают.

https://sun9-west.userapi.com/sun9-8/s/v1/ig2/v5jtA-G-vZm_v6WreF8FScOSGoqBx94Mjnns_oZ_R14kUWpqZSLLoY8qi_4nj1VQctxa6CIrWY6a_BYE6vbplC33.jpg?size=553x708&quality=96&type=album

https://sun9-west.userapi.com/sun9-12/s/v1/ig2/xwB15xa9a9mMGthuk1lL_ZAq9CUy76CQaxcxMPxQK3ldAJe85W16BrqabaXdqE7mIVZVeslb6X2hRNhhsfOyAFk3.jpg?size=521x744&quality=96&type=album

  • От-от-от
  • Мы пойдем в огород,
  • Жу-жу-жу-жу
  • Я морковку посажу,
  • Цы-цы-цы
  • Поспевают огурцы,
  • У-у_у
  • Помидоры я сорву,
  • Чок-чок-чок
  • Я зеленый кабачок,
  • На-на-на
  • Желта репа, как луна.
  • Бы-бы-бы
  • Зреют крупные бобы.
  • Ди-ди-ди-ди
  • В огород к нам приходи.

Слайд 7.

  1. Игровое упражнение «Узнай по описанию»

        (Обобщение представлений о предмете, с использованием словаря прилагательных)

Логопед:  Вот мы и в огороде….. Давайте разделимся на три команды и подойдем к столам. А сейчас попробуйте догадаться, о каком овоще идет речь?   Тут лежат  волшебные молоточки, они и помогут выбрать нужный овощ, который я вам загадаю. Начнем.

  • Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий. Что это такое? (помидор) 
  • Крупная, зеленая, твердая, хрустящая (капуста) 
  • Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый (огурец) 
  • Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая (морковь) 
  • Большая, оранжевая, полезная (тыква) 
  1.  «Сварим компот» (активизировать умение образовывать относительные прилагательные)

Логопед: Овощей набрали, но посмотрите, что же осталось у нас на столах? (фрукты) 

Слайд 8.

Что же мы можем сварить из фруктов? (компот, варенье)

Давайте сварим компот из этих фруктов. Быстрее кладите картинки  в кастрюлю, я немного поколдую: «Дети много играли, дети устали, компот сварили, всех угостили».

(достаю из кастрюли баночки с фруктами, раздаю детям).

Логопед: Компот то мы сварили,  но он такой горячий….

Давайте подуем на компот, чтобы он остыл.

  1. «Остудим компот»  (игровой прием с элементами дыхательной гимнастики). 

Логопед: - Леня, ты остудил какой компот?

               - А ты, Аня, какой компот остудила?

(виноградный, яблочный, банановый, грушевый, ананасовый, гранатовый…)

Логопед: давайте продолжим наше путешествие (дети садятся на стулья)

Логопед: Ребята, столько всего полезного можно приготовить из  фруктов и овощей…

Слайд 9.

- Ой, а шум в корзине так и не прекратился. Они до сих пор спорят.

(беру корзину, выбегают дети в костюмах овощей).

  1. Драматизация «Спор овощей» (мелодия 3)

Я - морковка. Я очень популярный овощ, во мне много витаминов. Я расту длинная и оранжевая, сама я в земле, а снаружи зеленый хвостик.

Я – помидор. Я еще полезнее. Меня привезли из другой страны, я вообще иностранец. А сколько вкусных блюд из меня готовят….

Хватит овощи спорить, вы вообще не полезные…. Вот я, яблоко, я фрукт. Фрукты самые полезные. Я такое круглое, румяное и расту я выше Вас, на дереве.

Логопед: Фрукты и овощи, что вы спорите друзья? Все полезные всегда! А теперь мы скажем вместе:

Ешьте овощи и фрукты – витаминные продукты,

Пользы в них на миллион, даже если кислый он.

Овощи: Спасибо, ребята, мы теперь никогда не будем спорить, а будем дружить!

Логопед: Ребята, а нам пора возвращаться назад в детский сад. Давайте скажем волшебные слова: «В машину садись, и в детский садик вернись….» (музыка 2)

III. Заключительная часть.

Логопед:- Ребята, как мы решили проблему нашего путешествия?

                 - Что важного для себя узнали?

                 - Какое задание больше всего понравилось?

(оценка деятельности детей)

(мелодия 4)

Логопед: Мы каждый день и дома, и в детском саду едим овощи и фрукты. Вкусные сочные яблоки и груши, хрустящие огурцы и морковь, и даже горький лук и чеснок. И каждый маленький кусочек приносит нам пользу, мы знаем, что все овощи и фрукты – это полезные продукты.

А теперь посмотрите на экран.

Слайд 10, 11, 12, 13.     (слайд-шоу «Готовим дома»)

Стук в дверь.

Логопед: К нам кто-то еще пришел в гости? Заходите.

(в зал входит доставщик еды)

- А я  приготовила для вас  сюрприз. Так как  вы дома любите готовить разные блюда из овощей и фруктов, я заказала доставку еды. Принимайте посылку.

Посмотрите, какие полезные,  овощи и фрукты нам доставили. Сейчас вы, вместе с Татьяной Александровной, пойдете в группу готовить свежие витаминные салаты. Только сначала, попрощаемся с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Наблюдение за аквариумной рыбкой» по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, экспериментирования

Для реализации задач по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, экспериментирования я использовала следующие технологии:- развивающего обучени...

Презентация «Аквариумные рыбки» к непосредственно образовательной деятельности «Наблюдение за аквариумной рыбкой» по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, экспериментирования

Данная презентация была составлена к непосредственно образовательной деятельности "Наблюдение за аквариумной рыбкой" по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, э...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники «Лесной гость»

Развивать речь, расширять и активизировать словарный запас детей; способствовать развитию речи детей при заучивании стихотворений с использованием мнемотехники и в игре с технологией ТРИЗ и ИКТ;- расш...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием ИКТ и элементами экспериментальной технологии «Знакомство со свойствами стекла»

Конспект ОД разработан для воспитателей логопедической группы. В процессе реализации воспитанники смогут выявить свойства стекла (прозрачное, водонепроницаемое, гладкое, ребристое, шероховатое, т...

Конспект образовательной деятельности по познавательно -речевому развитию с использованием элементов современных педагогических технологий «По тропинкам любимых сказок» в подготовительной группе.

Тема:  «По тропинкам любимых сказок».Цель: совершенствовать устную речь детей c использованием современных технологий.Задачи:Образовательные: - уточнять и обогащать знания д...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ в интеграции образовательных областей в рамках ФГОС для детей 5-6 лет группы общеразвивающей направленности: « Осень – волшебная пора»

Интеграция образовательных областей:  развитие речи, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.ЦельОбобщать и закреплять представления детей о характер...