Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ «А полезные продукты – это овощи и фрукты»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Итоговое занятие для детей старшей логопедической группы по лексическим темам "Овощи - Фрукты" с использованием элементов ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yakush_i.s._konspekt.docx | 213.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Серпухов
Конспект образовательной деятельности
по познавательно-речевому развитию
с использованием элементов
ТРИЗ
«А полезные продукты – это овощи и фрукты»
для детей 5лет группы
комбинированной направленности
Якуш И.С.,
Учитель - логопед
старшей группы № 4
г. Серпухов
2023г.
Цель: обобщение и систематизация знаний по лексической теме «Овощи – фрукты».
1. Коррекционно-обучающие задачи:
Расширять и уточнять знания детей об овощах и фруктах, как продуктов питания и источников витаминов.
Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, относительных прилагательных).
Создавать условия для развития связной речи.
2. Коррекционно-развивающие задачи:
Активизировать речевую деятельность детей.
Совершенствовать диалогическую речь, фонематический слух, зрительное восприятие и внимание.
Развивать артикуляционную и общую моторику, координацию речи с движением.
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Воспитывать умение работать в коллективе, дисциплинированность.
Методические приемы: создание проблемной ситуации, придание личностной значимости предстоящей деятельности, сюрпризный момент, игровые и занимательные приемы, упражнения, моделирование, наблюдение, фантазирование, драматизация, подгрупповые формы организации деятельности.
Оборудование: картинки с изображением овощей и фруктов, свежие овощи и фрукты, корзина, муляжи овощей и фруктов, баночки с фруктами по количеству детей, кастрюля, трубочки для дыхательной гимнастики, пенопласт, игра «Веселые молоточки», презентация к занятию, наборы резинок с изображением фруктов и овощей, шапочки для драматизации.
Конспект НОД:
I Вводная часть
- Организационный момент (психологический настрой).
Слайд 1. Дети заходят в зал и встают полукругом.
Логопед: Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)
Здравствуйте, ребята,
Здравствуйте гости.
- Мотивация детей к поиску решения познавательной проблемы.
Слайд 2. (включаем музыку 1)
Логопед: Ребята, а вы ничего не слышите? Что – то происходит? (звучит шум)
(ответы детей)
Логопед: Ой, как - будто кто-то спорит?
(подхожу и беру корзину)
Ой! Вроде шум отсюда? Давайте прислушаемся…… Что же я услышала? Там говорят, что яблоко квадратное?
Дети: Яблоко круглое.
Логопед: А еще я слышу, что банан синий?
(сладкий лимон, овальный апельсин, синий помидор, желтый баклажан, красный кабачок, горькая груша, морковь прямоугольная).
Логопед: Ребята? Кто же спорит в нашей корзине?
Дети: Овощи и фрукты.
Логопед :
Вели однажды жаркий спор горох, морковь и помидор.
Банан, картофель, кабачок, фасоль, капуста и чеснок.
И фрукты тут не отставали, подпевали, подпевали.
Кто для людей всего важней, кто полезней, кто вкусней?
Логопед: Да что же они, все спорят и спорят?
Ребята, хотите отправиться в волшебную страну Овощей и Фруктов? Ехать нам далеко, а транспорта у нас нет. Давайте немножко пофантазируем и что-нибудь придумаем! На чем же мы можем отправиться в путь? (ответы детей)
- Что же нам делать? Ну тогда превратим наши стулья в машины!
(дети подходят к стульям)
II. Основная часть
- Речевая зарядка (формирование произносительных навыков).
Слайд 3.
Превращаем стулья в машины
(махи руками – «колдуют»).
Накачаем дружно шины
(с – с – с – с ….).
Заведем мотор мы громко,
Здесь, друзья, нужна сноровка!
(дын-дын-дын).
Подольем бензин чуть – чуть
(буль – буль – буль).
Можно трогаться нам в путь!
(Звучит музыка 2, дети садятся на стулья).
Логопед: Ребята, пока мы едем в страну Овощей и Фруктов, давайте посмотрим, умеете ли Вы их различать.
Слайд 4.
- Игра «Садоводы – огородники» (умение классифицировать овощи и фрукты).
Логопед: если я назову фрукт, встают девочки – садоводы, а если я назову овощ – встают мальчики – огородники.
(огурец, лимон, кабачок, яблоко, груша, картофель, банан, капуста, морковь, апельсин)
Логопед: Мы с Вами так заигрались, что не заметили, как приехали в страну овощей и фруктов.
Слайд 5.
Садитесь за столы и посмотрите, что там лежит.
- Игра «Назови ласково» с использованием резинок (развитие мелкой моторики).
В огороде и в саду осенью созрело все.
Ну-ка, пальчики, вперед, посмотрите что растет
(на столах лежат подносы с резиночками, на них приклеены фрукты и овощи. Дети поочередно надевают резинки на пальчики)
Логопед:
На мизинчике – морковка,
В середине вырос фрукт, яблоком его зовут.
На большом могучем пальце, поселился огурец.
Безымянный грушу выбрал, любит сладенькое он.
Указательным ребятам, достается помидор.
Логопед: Положите нарядные ладошки перед собой. Посмотрите, какие маленькие фрукты и овощи, давайте назовем их ласково.
-Саша, какой фрукт у тебя на мизинчике? (яблоко, груша, морковь, помидор, огурец)
(Дети называют ласково и одновременно поднимают пальчики на двух руках сразу)
Логопед: Засиделись мы с Вами, пора нам отправляться дальше.
(дети подходят к экрану и встают полукругом)
Слайд 6.
- Нейроигра «Мы пойдем в огород» (с использованием приема моделирования). Логопед: Ребята, посмотрите на экран. Повторяйте вместе со мной, язычок говорит, а руки помогают.
- От-от-от
- Мы пойдем в огород,
- Жу-жу-жу-жу
- Я морковку посажу,
- Цы-цы-цы
- Поспевают огурцы,
- У-у_у
- Помидоры я сорву,
- Чок-чок-чок
- Я зеленый кабачок,
- На-на-на
- Желта репа, как луна.
- Бы-бы-бы
- Зреют крупные бобы.
- Ди-ди-ди-ди
- В огород к нам приходи.
Слайд 7.
- Игровое упражнение «Узнай по описанию»
(Обобщение представлений о предмете, с использованием словаря прилагательных)
Логопед: Вот мы и в огороде….. Давайте разделимся на три команды и подойдем к столам. А сейчас попробуйте догадаться, о каком овоще идет речь? Тут лежат волшебные молоточки, они и помогут выбрать нужный овощ, который я вам загадаю. Начнем.
- Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий. Что это такое? (помидор)
- Крупная, зеленая, твердая, хрустящая (капуста)
- Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый (огурец)
- Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая (морковь)
- Большая, оранжевая, полезная (тыква)
- «Сварим компот» (активизировать умение образовывать относительные прилагательные)
Логопед: Овощей набрали, но посмотрите, что же осталось у нас на столах? (фрукты)
Слайд 8.
Что же мы можем сварить из фруктов? (компот, варенье)
Давайте сварим компот из этих фруктов. Быстрее кладите картинки в кастрюлю, я немного поколдую: «Дети много играли, дети устали, компот сварили, всех угостили».
(достаю из кастрюли баночки с фруктами, раздаю детям).
Логопед: Компот то мы сварили, но он такой горячий….
Давайте подуем на компот, чтобы он остыл.
- «Остудим компот» (игровой прием с элементами дыхательной гимнастики).
Логопед: - Леня, ты остудил какой компот?
- А ты, Аня, какой компот остудила?
(виноградный, яблочный, банановый, грушевый, ананасовый, гранатовый…)
Логопед: давайте продолжим наше путешествие (дети садятся на стулья)
Логопед: Ребята, столько всего полезного можно приготовить из фруктов и овощей…
Слайд 9.
- Ой, а шум в корзине так и не прекратился. Они до сих пор спорят.
(беру корзину, выбегают дети в костюмах овощей).
- Драматизация «Спор овощей» (мелодия 3)
Я - морковка. Я очень популярный овощ, во мне много витаминов. Я расту длинная и оранжевая, сама я в земле, а снаружи зеленый хвостик.
Я – помидор. Я еще полезнее. Меня привезли из другой страны, я вообще иностранец. А сколько вкусных блюд из меня готовят….
Хватит овощи спорить, вы вообще не полезные…. Вот я, яблоко, я фрукт. Фрукты самые полезные. Я такое круглое, румяное и расту я выше Вас, на дереве.
Логопед: Фрукты и овощи, что вы спорите друзья? Все полезные всегда! А теперь мы скажем вместе:
Ешьте овощи и фрукты – витаминные продукты,
Пользы в них на миллион, даже если кислый он.
Овощи: Спасибо, ребята, мы теперь никогда не будем спорить, а будем дружить!
Логопед: Ребята, а нам пора возвращаться назад в детский сад. Давайте скажем волшебные слова: «В машину садись, и в детский садик вернись….» (музыка 2)
III. Заключительная часть.
Логопед:- Ребята, как мы решили проблему нашего путешествия?
- Что важного для себя узнали?
- Какое задание больше всего понравилось?
(оценка деятельности детей)
(мелодия 4)
Логопед: Мы каждый день и дома, и в детском саду едим овощи и фрукты. Вкусные сочные яблоки и груши, хрустящие огурцы и морковь, и даже горький лук и чеснок. И каждый маленький кусочек приносит нам пользу, мы знаем, что все овощи и фрукты – это полезные продукты.
А теперь посмотрите на экран.
Слайд 10, 11, 12, 13. (слайд-шоу «Готовим дома»)
Стук в дверь.
Логопед: К нам кто-то еще пришел в гости? Заходите.
(в зал входит доставщик еды)
- А я приготовила для вас сюрприз. Так как вы дома любите готовить разные блюда из овощей и фруктов, я заказала доставку еды. Принимайте посылку.
Посмотрите, какие полезные, овощи и фрукты нам доставили. Сейчас вы, вместе с Татьяной Александровной, пойдете в группу готовить свежие витаминные салаты. Только сначала, попрощаемся с нашими гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Наблюдение за аквариумной рыбкой» по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, экспериментирования
Для реализации задач по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, экспериментирования я использовала следующие технологии:- развивающего обучени...
Презентация «Аквариумные рыбки» к непосредственно образовательной деятельности «Наблюдение за аквариумной рыбкой» по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, экспериментирования
Данная презентация была составлена к непосредственно образовательной деятельности "Наблюдение за аквариумной рыбкой" по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, э...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники «Лесной гость»
Развивать речь, расширять и активизировать словарный запас детей; способствовать развитию речи детей при заучивании стихотворений с использованием мнемотехники и в игре с технологией ТРИЗ и ИКТ;- расш...
Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием ИКТ и элементами экспериментальной технологии «Знакомство со свойствами стекла»
Конспект ОД разработан для воспитателей логопедической группы. В процессе реализации воспитанники смогут выявить свойства стекла (прозрачное, водонепроницаемое, гладкое, ребристое, шероховатое, т...
Конспект образовательной деятельности по познавательно -речевому развитию с использованием элементов современных педагогических технологий «По тропинкам любимых сказок» в подготовительной группе.
Тема: «По тропинкам любимых сказок».Цель: совершенствовать устную речь детей c использованием современных технологий.Задачи:Образовательные: - уточнять и обогащать знания д...
Конспект образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию с использованием ИКТ в интеграционной образовательной деятельности в рамках ФГОС «Звуки Земли» для детей 4-5 лет группы коррекционной направленности.
Занятие построено с использованием ИКТ....
Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ в интеграции образовательных областей в рамках ФГОС для детей 5-6 лет группы общеразвивающей направленности: « Осень – волшебная пора»
Интеграция образовательных областей: развитие речи, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.ЦельОбобщать и закреплять представления детей о характер...