конспект ООД "Дифференциация звуков С и Ш"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Цель:
- совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с—ш, на определение позиции звука в слове.
Задачи:
1. Образовательные:
- уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш] ;
- формировать умения дифференцировать звуки [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях.
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
2. Развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- развивать фонематический слух на звуки [С], [Ш] ;
- развивать речевое дыхание;
- развитие мелкой моторики рук;
3. Воспитательные:
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Методы и приемы:
- игровой, наглядный, словесный.
Средства реализации:
- кукла, коробочка, мяч, сумка, мешочек, игрушки со звуками [С], [Ш] в названиях.
Организационный момент
Воспитатель:
- Ребята, сегодня у нас необычный день. В гости к нам пришла Маша. Она хочет научиться правильно произносить свои любимые звуки. Давайте мы с вами ей в этом поможем. Садитесь на свои места. Для того, чтобы правильно произносить звуки, нам нужно выполнить артикуляционную гимнастику, «размять» наши язычки. А для этого у Маши есть необычная коробочка. Посмотрите, мы с вами сейчас выполним упражнение «Расческа», «Качели», «Часики».
- Молодцы! Наши язычки готовы для работы.
Основная часть
Ребята, Маша мне прошептала два слова ШАПКА, САНКИ. Скажите, пожалуйста, какие звуки мы слышим вначале?
Дети:
- звуки [С], [Ш]
Воспитатель:
- Правильно. Давайте вспомним, как мы произносим звук [С] (губы улыбаются, язык спрятался за нижними зубами, и выходит холодный воздух). Как произносится звук [Ш]? (губы улыбаются, язык прячется за верхними зубками и выходит теплый воздух). Давайте проверим, приложим ладошку к губам. Молодцы. Эти звуки, ребята, согласные и обозначаются синим цветом.
Давайте поиграем в любимую игру Маши «Топай-хлопай». Когда услышишь звук [ с ], надо топать ногой, и хлопать в ладоши, когда услышишь звук [ ш ].
Ш, с, с, ш, с, ш, ш, ш, с, ш.
- Ребята, у Маши очень много игрушек и самые любимые она хранит в своем сундучке. Маша нам сегодня разрешила поиграть с ее игрушками. Давайте посмотрим, что она туда положила. Это - мячик. С мячиком Маша играет в игру «Дружные звуки». Хотите поиграть?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- са — ша са — са — ша со — ша са — ша — ша су — шу са — ша — са сы- ши ша — ша — са ша — са ша — са — са шо — со ша — са — ша шу — су ши — си
Воспитатель:
- Давайте посмотрим, что еще есть в Машином сундучке. Ой! Что же здесь случилось? Маша приготовила для вас игрушки со звуками С и Ш, но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давайте поможем Маше вернуть игрушки на место. Но прежде, чем начать игру, давайте немного отдохнем. (физминутка)
-Это мешок, а это сумка. Какой из наших звуков есть в слове меШок? А в слове Сумка? В мешок кладем игрушки, в названии которых есть звук [ ш ]. В сумку кладем игрушки, в названии которых есть звук [ с ].
-Какие картинки вы положили в сумку? Ответьте полным предложением: «Я положил в сумку собачку». А какие картинки положили в мешок? Молодцы, вы все игрушки разложили правильно.
Вот какую игру интересную придумала Маша для нас, и она хочет, чтобы мы научили играть ее в нашу игру. Научим?
Дети:
- да.
Воспитатель:
- садитесь на свои места. Я предлагаю игру «Найди домик»
Возьмите карточки с рамками и фишками. Следующее задание: надо определить место звука в слове.( шкаф, карандаш; стол, адрес)
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь Маша хочет поиграть в игру, которая называется «Эхо». Маша будет говорить чистоговорки, а вы как эхо повторять за ней.
- Сы-сы-сы - у Маши две косы.
- Су-су-су - заплету косу.
- Ша-ша-ша – Маша моет малыша.
- Ши-ши-ши – на поляне малыши.
- Са-са-са - в сказке были чудеса.
- Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.
Заключительная часть
Ну что, ребята, как думаете, помогли мы Маше произносить звуки правильно? Вы прекрасно сегодня работали и старались правильно выполнять задания. И поэтому Маша оставляет вам еще одно задание. Это раскраски с ее любимыми звуками. Мы с вами сейчас раскрасим наши звуки, а картинки вы раскрасите дома.
- молодцы! У вас все хорошо получилось. Ребята, а что вам больше всего понравилось на занятии какое задание? Какое было самым легким? Какое самым трудным?
Ответы детей.
Воспитатель:
- ну а нам нужно попрощаться с Машей, поблагодарим ее за задания и подарки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспект занятия "Звук и буква У"
Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...
Конспект занятия "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...
Конспект занятия "Звуки вокруг нас"для детей 6-7 лет
На данном занятии дети знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками....
Конспект НОД "Звук и буква З"
Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....
Конспект занятия: Звук «Х». Части тела.
Фронтальное логопедическое занятие (для детей старшей группы) с элементами фольклора. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые ...