Сценарий образовательной ситуации по речевому развитию в подготовительной «А» группе. «Что мы заем о Весне?».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Сценарий образовательной ситуации
по познавательному развитию(ФЭМП)
в подготовительной группе «А» группе.
«Путешествие по сказке».
Составила: Исакова А.Д.
Надым 2022г
Цель:. Обобщить знания и закрепить умения детей ,которые они получили в течении учебного года.
Задачи:
Образовательные: закрепление представлений об измерении площади с помощью условной мерки; закрепление умений ориентироваться по плану; пространственных отношений; закрепление представлений о взаимосвязи целого и частей с помощью отрезка - (схемы); уточнение знаний состава числа 9, умения составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 9; систематизация умений выполнять сложение и вычитание в пределах 9 на числовом отрезке, расширение представлений о равенстве групп предметов;
Развивающие: развивать память, внимание, вариативное мышление.
Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания, умение договариваться
Материалы к занятию:
Демонстрационный: числовой отрезок; цифры «1- 9»; знаки«>», «<»; коврики составленные из квадратов; план – карта; картинки к задачам; схемы к задачам; картинки с изображением сказочных персонажей, конверты.
Раздаточный: числовые отрезки, картинки и схемы к задачам, знаки и цифры, геометрические фигуры разной формы, цвета и размера, простые карандаши.
Оборудование: интерактивная доска, демонстрационная доска, макеты домиков сказочных героев, макеты деревьев и пеньков, елочки, корзинка, макет замка царевны, ключ и замок.
Этапы мероп риятия | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
Введение в ситуацию (2-3 мин.) | Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь …..) | Вос-ль: Ребята, любите ли вы сказки? Назовите любимые сказки. Хотите побывать в сказке? Вос-ль: Утром па электронную почту пришло письмо, не простое, сказочное. Вос-ль: Давайте прочитаем письмо..( Читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Иванушка из мультфильма «Летучий корабль». Царь Берендей запер в башне царевну Забаву, чтобы выдать ее замуж за воеводу Полкана. А чтобы собрать ключ и освободить царевну, нужно пройти по указанному маршруту и выполнить несколько заданий, которые находятся у сказочных героев. Одному мне не справиться. Ребята, помогите, мне, пожалуйста, выполнить задания, найти ключ и освободить царевну.». Вос-ль: Ну что, ребята, выручим Иванушку, поможем? -А какая помощь нужна Ивану? Тогда вперед!» | постановка детской цели: Зачем? | Целеполагание Фиксация затруднения в деятельности Обдумывание и планирование своих действий | Вопросы: Хотите? Сможете?
|
Актуализация знаний (20 мин.) | Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания; | Вос-ль: Ребята, как вы думаете, на чем мы можем долететь до волшебного царства? (На вертолете, самолете, ковре - самолете). Вос-ль: Правильно ребята. Посмотрите слева и справа расположены два составленных из разноцветных квадратов ковра). Вос-ль: Ребята, чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо из двух ковров выбрать большой по площади. Вос-ль: Как можно измерить площадь? ( Нужно сосчитать, сколько квадратов умещается в ковре). «Так, давайте посчитаем квадраты». Дети считают квадраты и определяют, что площадь ковра слева больше площади ковра справа, так как число 9 больше числа 8. «Молодцы, ребята! Вос-ль: Давайте запишем неравенство математически, иначе наш ковер - самолет не взлетит». (Дети садятся на ковер) Вос-ль: - Готовимся к взлёту. Прямой счет от 1 до 10. А пока мы свами будем лететь на ковре- самолёте мы проведём зарядку для ума - Какое сейчас время года? - Назови весенние месяцы - Какой сейчас месяц? - Сколько месяцев в году? - Сегодня вторник, а завтра? - Какой день был вчера? - Сколько дней в неделе? Сколько выходных, сколько рабочих? - Назови число на один меньше 10. --Назови соседей числа 9. - Готовимся к посадке. Обратный счет от 20 до 10. Вос-ль: Ребята, вот мы и прилетели в сказочную страну. Посмотрите что это , сундук , давайте посмотрим что там. Это карта(депеша) царя Берендея». «Тот кто точно проследуете по этому маршруту и выполнит все задания, тот получит ключ от замка где томится царевна» Вос-ль: «Ребята, у нас немного времени. Нам нужно успеть выполнить все задания, иначе волшебство закончится, и мы не сможем найти ключ. Давайте определим по карте наш маршрут». (Дети рассматривают план – карту маршрут. (Дети вслух определяют дальнейший маршрут по карте и подходят к болоту Водяного. Находят конверт с заданием Задание №1 «Дорога к Бабе Яге» Вос-ль : Леший с Кикиморой отправились к Бабе Яге по определённому маршруту 1.Маршрут 9-3-2= ( )назовите первый маршрут и объясните, из какой точки надо выйти , куда и на сколько шагов надо переместится? Пройдите маршрут по линейке . В каком числе вы оказались? (4) Запишите это у себя в карточке. 2.маршрут 4+4+1=( ) И на втором маршруте объясните из какой точки надо выйти, куда и на сколько шагов надо переместится? Пройдите маршрут по линейке . В каком числе вы оказались? (9) Запишите это у себя в карточке. -Какой маршрут мы свами выберем , чтобы нам с вами отправится дальше.(ответы детей) Вос-ль : Вы согласны? (Находят конверт, на обратной стороне конверта написано число 9) ( в конверте спрятано часть ключа) Вос-ль: берите конверт. -Давайте посмотрим нашу карту. - Куда нам с вами надо идти?(ответы детей) Задание №2 «Решение задач» (Приходят к избушки Бабы Яги , и находят конверт с заданием) Вос-ль: Ребята чтобы нам свами продолжить путь ,нам нужно выполнить задание Бабы Яги, решить задачи Вос-ль: Мы с вами должны решить задачи и получить конверт с другой частью ключа.. -Сначала давайте вспомним, из чего состоит задача?(Задача состоит из известных и неизвестных данных. Из условия, вопроса и решения). Что такое условие? (То, что нам известно). Что такое вопрос задачи? (То, что нам нужно найти, неизвестное). Что такое решение? (Решение – это ответ на вопрос задачи. Чтобы найти ответ, нужно знать условие и вопрос задачи). Самостоятельно выполняют задание. Вос-ль: Все справились? -Теперь поменяйтесь листочком со своим соседом и проверьте друг у друга. - Поставьте плюс, если все сделано верно, минус, если есть ошибки. -Посмотрите нам оставили конверт ещё с одной частью ключа Задание №3 «Определи время и расшифруй слова» (Дети снова раскладывают карту, определяют дальнейший маршрут и направляются к «Летучему кораблю» там находится конверт с третьим заданием лежит конверт с третьим заданием) Вос-ль: «Летучий корабль» не сможет взлететь без волшебных слов. Вос-ль: Надо определить время и расшифровать эти волшебные слова. И получить последний конверт .(дети выполняют задание) Ну для того чтобы выполнить это задание , вам надо поделится на две команды. На ваших часах выставлено время. - Под каждыми часами впишите цифры соответствующие времени на часах. -Найдите букву которая соответствует вашему времени -Какие же слова зашифрованы «Волшебные слова «Земля Прощай» Дети получаю конверт , там последняя часть ключа и собирают ключ по образцу.
| Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания | Мотивация к самостоятельной деятельности | Фиксирование в речи затруднения и его причины |
Осмысление (2 мин) | Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь | Вос-ль: Нам пора возращатся Вос-ль: Ну, что, ребята, понравилось вам путешествие? ---Что запомнилось? -Что показалось особенно интересным?
| Рефлексия (личная оценка) | Умение достигать поставленной цели | Что хотели сделать? Получилось? Почему? |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_zanyatie_po_r.r.docx | 68.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий образовательной ситуации
по речевому развитию
в подготовительной «А» группе.
«Что мы заем о Весне?».
Составила: Исакова А.Д
Надым 2022г.
Цель: Формирование связной речи у детей. Пополнить словарный запас детей новыми словами: проталина, первоцвет, оттепель.
Задачи:
Образовательные:
- Углубить представления о сезонных изменениях в природе, устанавливать причинно-следственные связи.
- Закреплять умение составлять рассказы-описания и предложения о весне
- Активизировать навык подбора прилагательных и слов, обозначающих действие, упражнять в образовании синонимов, антонимов.
- Познакомить с новыми словами: оттепель, проталины, первоцвет, капель.
Воспитательные:
1.Воспитывать стремление детей говорить правильно и выразительно, умение выслушивать рассказ других детей.
2.Формировать навык работы в группе.
3.Воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе.
Развивающие:
1.Совершенствовать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, активизировать словарный запас по теме «Весна».
2.Развивать память, творческое воображение, логическое мышление.
3.Координировать речь и движения.
Предварительная работа: цикл бесед на занятиях и вне занятий по теме «Весна». Составление рассказа по мнемосхеме, предложений по картинкам. Рассматривание картины А. Саврасов «Грачи прилетели». Рассматривание иллюстраций о весне, весенних изменениях в природе. Наблюдение на прогулке, заучивание стихов о весне, загадывание загадок, знакомство с пословицами. Чтение А.Н.Плещеев «Весна», Е.Серова «Подснежник», Ф.И.Тютчев «Весенние воды».
Этапы мероп риятия | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
Введение в ситуацию (2-3 мин.) | Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь …..) | Воспитатель: «Ребята, я хочу рассказать вам маленькую сказку. «Зимой у мамы медведицы в берлоге родился маленький медвежонок по имени Потап. Медведица обняла малыша своей большой лапой и сказала, что спать они будут до конца зимы, а проснутся только весной. Долго спала медвежья семья. Однажды Потап услышал, как кукушка, которая жила в часах, громко кричит: «Весна, весна!». Наш медвежонок не знает, что это такое и на что она похожа. Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Потапу понять, что такое весна? Дети: Хотим! Воспитатель: Зачем Потапу знать, что такое весна? Дети: Чтобы вовремя проснуться. Воспитатель: Сможете рассказать о весне так интересно, чтобы медвежонку захотелось быстрее выбраться из берлоги? Дети: Сможем рассказать.
| постановка детской цели: Зачем? | Целеполагание Фиксация затруднения в деятельности Обдумывание и планирование своих действий | Вопросы: Хотите? Сможете? |
Актуализация знаний (5-6 мин.) | Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания; | Воспитатель: Скажите: «Какое время года наступило?». Дети: Весна. Воспитатель: После какого времени года приходит весна? Дети: После зимы. Воспитатель: Назовите весенние месяцы? Дети: Март, апрель, май. Воспитатель: Почему наступает весна? Дети: Солнце ярче светит, становится теплее. Воспитатель: Самое большое весеннее чудо – это солнце. Какое солнце весной? Дети: Теплое, яркое, ласковое, лучистое, золотое, желтое.. Воспитатель: На что похоже солнышко? Игра «Сравни и назови». (воспитатель начинает фразу, дети заканчивают) (работа с картинками на Смарт доске). Солнце желтое, как (одуванчик, цыпленок) Солнце круглое, как (мячик, шарик) Солнце ласковое, как (мама, бабушка) Солнце румяное, как (яблоко, блинчик) Солнце теплое, как (варежка, одеяло, грелка). Воспитатель: Хоть солнышко и пригревает, но весна бывает разная. Словесное упражнение «Какая весна?». Если наступит рано- ранняя Весной холодно – холодная Будет тепло – теплая Много солнца – солнечная Придет поздно – поздняя Долго весну ждали – долгожданная Часто идет дождь – дождливая Все вокруг цветет – цветущая. Воспитатель: Как вы, ребята, думаете, похожа ли весна на зиму? Словесная игра «Скажи наоборот» ( с мячом). (подбор антонимов). Зимой дни холодные, а весной (теплые) Зимой деревья голые, а весной (зеленые) На зиму птицы улетают, а весной (прилетают) Зимой лед на реках толстый, а весной (тонкий) Зимой надевают шубы, а весной (куртки) Зимой день короткий, а весной (длинный). Зимой снег чистый, а весной (грязный) Зимой медведь спит, а весной (просыпается) Зимой снег выпадает, а весной (тает) Зимой заяц белый, а весной (серый). Воспитатель: Весной природа оживает и наш маленький медвежонок у себя в лесу может увидеть весенние чудеса. Например: оттепель. Воспитатель: Ребята, сможете объяснить Потапу, что это такое? Упражнение «Объясните значение слов». (оттепель, проталины, первоцвет, капель) (Демонстрация картинок с весенними явлениями на СМАРТ доске). Воспитатель: Весенних чудес в лесу много. Помогите их посчитать! Игра "Считаем до 5". (сосулька, проталина. ручей, лужа, подснежник). (одна сосулька, две сосульки...)
| Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания | Мотивация к самостоятельной деятельности | Фиксирование в речи затруднения и его причины |
Затруднение в ситуации (2-3 мин) | Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения; | Воспитатель: Ребята, смогли вы помочь медвежонку понять, что такое весна? Дети: Не совсем. Воспитатель: Почему не смогли? (дети затрудняются ответить). Воспитатель: Когда мама вам читает сказку, а картинки не показывает, вы можете представить, как выглядят герои сказки? Дети: Нет, не можем! Воспитатель: Вам интереснее книга с картинками или без картинок? Дети: С картинками. Воспитатель: Что нам сделать, чтобы маленький медвежонок представил, что такое весна? Дети: Не знаем. Воспитатель: Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но хочешь узнать? Дети: Спросить у того, кто знает. | Анализ детьми возникшей ситуации | Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину | Выявление уровня затруднения |
Открытие нового знания (способа действия) (3-4 мин.) | Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин; | Воспитатель: Ребята, вы все любите рисовать. Чем вы рисуете? (красками, фломастерами, карандашами, мелками). Мы с вами нарисуем портрет весны картинками . Рисовать будем на СМАРТ доске. Дидактическая игра «Нарисуй портрет весны» ( дети по очереди двигают картинки на лучики солнышка и составляют предложения о весне). Воспитатель: Молодцы! Теперь вы знаете, что рассказывать о весне можно не только словами, но и картинками. Весной все оживает, все приходит в движение. Давайте и мы немного отдохнем. Физкультминутка. Мишка вылез из берлоги Огляделся на пороге (повороты головы вправо-влево) Потянулся он со сна (потягивание рук вверх) К нам опять пришла весна! Чтоб скорей набраться сил Головой медведь крутил(вращение головой) Наклонялся взад, вперед (наклоны вперед, назад) Вот он по лесу идет (ходьба в развалку) Ищет мишка корешки( наклоны вперед) И трухлявые пеньки (наклоны в разные стороны) В них съедобные личинки. Для медведя – витаминки. Наконец медведь наелся (гладит по животу) И на бревнышко уселся.
| Формирование опыта успешного преодоления затруднения | Умение определять способы и средства для достижения цели | Теперь вы знаете как? |
Включение нового знания в систему знаний и умений (3-4 мин) | Создание ситуации, в которых дети используют новое знание, совместно с освоенными ранее способами | Воспитатель: Ребята, мы сегодня много говорили о весне, придумывали предложения, играли в речевые игры. На нашей СМАРТ доске портрет весны составленный картинками. Чтобы маленький медвежонок Потап запомнил, что такое весна мы составим рассказ. Составление рассказа о весне по мнемосхеме». (2-3 реб) | Практическое выполнение задания | Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия | Самоконтроль |
Осмысление (2 мин) | Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь | Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогали? Дети: Помогали медвежонку Потапу, рассказывали о весне. Воспитатель: Для чего ему нужно было знать, что такое весна? Дети: Чтобы вовремя проснуться. Воспитатель: Какие знания вам пригодились? Дети: Мы рассказывали о весеннем солнце, сравнивали весну с зимой, составляли о весне предложения и рассказ. Воспитатель: Как вы думаете, получилось вам познакомить медвежонка с весной? Почему получилось? Дети: Потому что были внимательными и активными.
| Рефлексия (личная оценка) | Умение достигать поставленной цели | Что хотели сделать? Получилось? Почему? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии и показатели для оценки динамики индивидуального развития детей по образовательной области « Речевое развитие» в подготовительной группе
Критерии и показатели для оценки динамики индивидуального развития детей по образовательной области « Речевое развитие»в подготовительной группе...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну слов»
Данный материал поможет создать положительный эмоциональный настрой, развивать фантазию и интерес к речевому творчеству....
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Осень» образовательная область «Речевое развитие» в подготовительной группе
Задачи:1. Закрепить полученные знания по теме: «Осень», формировать умение выразительного чтения стихов об осени; умение описывать предметы, изображённые на картине, сове...
Анализ программно-методического обеспечения образовательной области «Речевое развитие» воспитанников подготовительной группы (6-7 лет) В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду»
Предлагаю вам анализ книги В.В. Гебовой "Развитие речи в детском саду"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.
Программное содержание:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы;-упражнять детей в...
конспект образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе тема: «Скоро в школу»
конспект поможет педагогам дошкольного образования при подготовке к итоговому занятию по развитию речи...