Открытое занятие по «Речевому развитию»
материал по развитию речи (старшая группа)

Гамова Элина Николаевна

Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш.

Цель: совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различие звуков С-Ш, на определение позиции в слове.

Задачи:

Обучающие:

  • Учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].
  • Уточнить правильную артикуляцию звуков [с] и [ш].
  • Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков [с] и [ш] в слогах, словах и в предложениях.
  • Учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.
  • Закреплять навыки звукового анализа.

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.
  • Развивать графические навыки и мелкую моторику рук
  • Развивать артикуляционный аппарат

Воспитательные:

  • Воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка.
  • Воспитывать внимание и культуру речевого общения.
  • Воспитывать желание помогать

Речевые:

  • Обогащать словарный запас детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по «Речевому развитию»

Образовательная деятельность: «Развитие речи и художественная литература»

Дата:08.12.22

Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш.

Цель: совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различие звуков С-Ш, на определение позиции в слове.

Задачи:

Обучающие:

  • Учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].
  • Уточнить правильную артикуляцию звуков [с] и [ш].
  • Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков [с] и [ш] в слогах, словах и в предложениях.
  • Учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.
  • Закреплять навыки звукового анализа.

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.
  • Развивать графические навыки и мелкую моторику рук
  • Развивать артикуляционный аппарат

Воспитательные:

  • Воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка.
  • Воспитывать внимание и культуру речевого общения.
  • Воспитывать желание помогать

Речевые:

  • Обогащать словарный запас детей.


Оборудование: колокольчик.

Демонстрационный материал: 1 конверт: карточки- картинки с упражнениями артикуляционной гимнастики. 2 конверт: список слов. 3 конверт: чистоговорки. 4 конверт: стихотворение. 5 конверт: графическое задание. 6 конверт: «Доскажи словечко»+ картинки ответов.

Раздаточный материал: листы с изображением снеговика и воздушного шарика точками, цветные карандаши

Организация и регламент занятия:

I. Вводная часть – 2 минуты.

II. Основная часть –23 минуты.

III.Заключительная часть –1 минута.



Ход занятия

I. Вводная часть

Дети с воспитателем стоят в кругу.

В: Ребята, предлагаю вам поприветствовать друг друга с помощью колокольчика. ( Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик.) Например:

– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!

– Здравствуй, Мишенька! Дин-дон-дон!

И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.

II. Основная часть

Ребята, нам сегодня почтальон принес письмо. Прошу о помощи -  Лунтик.

«Здравствуйте, ребята! Я пишу вам с просьбой о помощи. Мои друзья, Кузя и Майя, дали мне задания, чтобы я выучил два звука [с] и [ш], а я совсем запутался в них. Мне очень хочется разобраться, и прошу вас помочь мне с этим. Задания, которые надо сделать лежат в конверте. Прошу вас записать для меня видео ролик и прислать мне по эл.почте  (Luntik@mail.ru)

Помогите мне, пожалуйста. Заранее всех вас благодарю».

- Ребята, вы согласны помочь Лунтику? Тогда за дело.

Дети садятся за столы.

1 Конверт

(Сделать артикуляционную гимнастику)

На картинках из конверта изображены упражнения артикуляционной гимнастики:

1. Заборчик

2. Горка

3. Качели

4. Фуибол

5. Вкусное варенье

6. Часики

2 конверт

Список слов на определение звуков [С] и [Ш]

Определите звуки [С] и [Ш] на слух. Если в слове есть звук[С], вы хлопаете в ладоши, а если есть звук[Ш], сжимаете пальчики в кулачки. Слушайте внимательно: СУМКА, ГУАШЬ, КАПУСТА, ШАШКИ, МЯСО, МАШИНА, СОСИСКА, МАСЛО, МАЛЫШ, СУШКА, ШАЛАШ, КАМЫШ, КАРАНДАШ,ЛАВАШ, ЛАНДЫШ, ЕРШ, БРОШЬ, НОС, УКСУС,КОНТРАБАС, КОСМОС, ШОССЕ.

-Молодцы, ребята, вы справились и со вторым заданием.

3 Конверт

Чистоговорки

А сейчас мы поиграем в игру «Повтори и не ошибись». Произносим отчетливо, проговариваем правильно.

СА-СА-СА – в лесу бегает лиса.

СУ-СУ-СУ – было холодно в лесу.

Усь- Усь-Усь- на лугу пасется гусь.

Ши-Ши-Ши – любят сказки малыши

ШО-ШО-ШО – у нас в группе хорошо.

4 Конверт

Физкультминутка Дети выходят из-за столов

Выполнить все движения по тексту стихотворения (выполняется 2 раза)

Сначала буду маленьким (присесть на корточки)

К коленочкам прижмусь (обнять колени руками и прижать)

Потом я вырасту большим(Встать)

До лампы дотянусь(подняться на носочки)

-Как же здорово у вас получилось выполнить задание из 4 конверта. Садитесь, пожалуйста, мы продолжаем.

5 Конверт

Каждый ребенок получает задание обвести по точкам и дорисовать СНЕГОВИКА и ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.

- какой звук стоит в начале слова СНЕГОВИК? ШАРИК?

6 Конверт

Последнее задание, которое точно поможет Лунтику запомнить звуки [С] и [Ш] игра «Доскажи словечко»

  • Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка,

На бруски набил я планки.

Дайте снег! Готовы… (санки).

  • Банан на пальме – для мартышки,

А на сосне для белки …(шишки)

  • С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые …(снежинки)

  • Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные …(шары)

- Ребята, вы большие молодцы! А как выдумаете, мы помогли Лунтику . Теперь он никогда не перепутаю звуки [С] и [Ш] . Мы наше видео отправим Лунтику по электронной почте.

III.Заключительная часть

В. – Итак, сегодня мы учились различать звуки С-Ш.

Спасибо вам и от меня. Вы отлично поработали сегодня.



Каждый ребенок получает задание обвести по точкам и дорисовать СНЕГОВИКА и ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.

- какой звук стоит в начале слова СНЕГОВИК? ШАРИК?

hello_html_m50485f18.pnghello_html_63f0e240.jpg



1 Конверт

(Сделать артикуляционную гимнастику)

На картинках из конверта изображены упражнения артикуляционной гимнастики:

2 Конверт

Список слов на определение звуков [С] и [Ш]

3 Конверт

Чистоговорки

4 Конверт

Физкультминутка 

Дети выходят из-за столов

5 Конверт

Задание СНЕГОВИКА и ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.

6 Конверт

Последнее задание, которое точно поможет Лунтику запомнить звуки [С] и [Ш]

                    hello_html_m50485f18.png                             hello_html_63f0e240.jpg

                    hello_html_m50485f18.png                                 hello_html_63f0e240.jpg

Определите звуки [С] и [Ш] на слух.

Если в слове есть звук[С], вы хлопаете в ладоши, а если есть звук[Ш], сжимаете пальчики в кулачки.

Слушайте внимательно:

СУМКА,     ГУАШЬ,     КАПУСТА,     ШАШКИ,     МЯСО,     МАШИНА,     СОСИСКА,     МАСЛО, МАЛЫШ,     СУШКА,     ШАЛАШ,     КАМЫШ,     КАРАНДАШ,    ЛАВАШ,     ЛАНДЫШ,     ЕРШ, БРОШЬ,     НОС,     УКСУС,    КОНТРАБАС,     КОСМОС,     ШОССЕ.




Чистоговорки

А сейчас мы поиграем в игру «Повтори и не ошибись». Произносим отчетливо, проговариваем правильно.

СА-СА-СА – в лесу бегает лиса.

СУ-СУ-СУ – было холодно в лесу.

Усь- Усь-Усь- на лугу пасется гусь.

Ши-Ши-Ши – любят сказки малыши

ШО-ШО-ШО – у нас в группе хорошо.

Физкультминутка

Дети выходят из-за столов

Выполнить все движения по тексту стихотворения (выполняется 2 раза)

Сначала буду маленьким   (присесть на корточки)

К коленочкам прижмусь  (обнять колени руками и прижать)

Потом я вырасту большим  (встать)

До лампы дотянусь   (подняться на носочки)


Игра «Доскажи словечко»

  • Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка,

На бруски набил я планки.

Дайте снег! Готовы… (санки).

  • Банан на пальме – для мартышки,

А на сосне для белки …(шишки)

  • С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые …(снежинки)

  • Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные …(шары)


«Здравствуйте, ребята!

Я пишу вам с просьбой о помощи. Мои друзья, Кузя и Майя, дали мне задания, чтобы я выучил два звука [с] и [ш], а я совсем запутался в них. Мне очень хочется разобраться, и прошу вас помочь мне с этим. Задания, которые надо сделать лежат в конверте.

Прошу вас записать для меня видео ролик и прислать мне по эл.почте  (Luntik@mail.ru)

Помогите мне, пожалуйста. Заранее всех вас благодарю».
















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по речевому развитию на тему: «Я и моя семья»

Цели:1.     Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках;2.     Закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительны...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ.

ТЕМА: Звуковая культура речи: звуки З и ЗЬ.ЦЕЛЬ: Упражнять детей в произношении изолированного звука з; учить произносить звук з твёрдо и мягко; различать слова со звуками з и зь.ЗАДАЧИ: Формировать у...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе «Лесная прогулка»

Программное содержание:  1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком.  2. Упражнять в изменении  слов при помощи суффиксов.3. Закреплять умение детей использовать в реч...

Открытое занятие по речевому развитию «Путешествие по сказкам»

Совершенствовать использования в речи слов с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения.- Побуждать детей договаривать и повторять вслед за воспитателем отдельных слов и фраз.-Закрепить знание ск...

Конспект непосредственной образовательной деятельности открытого занятия по «Речевому развитию» на тему: « В мире сказок».

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: "В мире сказок"....

Конспект открытого занятия ОО «Речевое развитие» по развитию речи на тему: «В гости к бабушке Матрене» «В гости к бабушке Матрене»

Тема НОД: «В гости к бабушке Матрене»Цель: Обучающие задачи:Закреплять знания о домашних животных, повадках, условиях обитания;Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.Развивающи...