Технологическая карта совместной образовательной коммуникативной деятельности с детьми с ЗПР подготовительной группы по обучению связной речи Пересказ рассказа К. Ушинского «Умей обождать»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Данное мероприятие разработанно для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. Целью образовательной деятельности было создать условия для формирования способности у детей самостоятельно и последовательно передовать литературный текст. Специфика работы с детьми с ЗПР на занятии отражалась в использовании технологии разноуровневого обучения, создании условий для включения каждого воспитанника в деятельность, с учётом индивидуальных особенностей, опираясь на зону ближайшего развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_svyaznoy_rechi.docx | 38.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта совместной образовательной коммуникативной деятельности
с детьми с ЗПР подготовительной группы по обучению связной речи
Пересказ рассказа К. Ушинского «Умей обождать»
Составила: Ларионова В.А.
учитель-дефектолог МБДОУ «ДСКВ №110»
Цель: создать условия для формирования способности у детей самостоятельно и последовательно передавать литературный текст.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать грамматический строй речи, через образование притяжательных прилагательных и глагольных форм.
- Совершенствовать умения детей в образовании существительных множественного числа в родительном падеже.
Развивающие:
- Обогащать и активизировать словарь по теме: «Домашние птицы».
- Развивать психические процессы: внимание, мышление, память, речь, через определение и пересказывание последовательности событий сказки.
Воспитательные:
- Формировать навыки сотрудничества. Учить подчинятся правилам в групповых играх.
- Воспитывать умение внимательно выслушивать ответы своих товарищей.
- Выражать своё эмоциональное состояние от сказки через рисунок.
Коррекционные:
Развивать общую моторику детей посредством координация речи и движения.
Интеграция видов детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Материалы и оборудование: Мультимедийная установка. Презентация сказки «Умей обождать», разрезные картинки по теме «Домашние животные». Игрушечный микрофон. Сюжетные картинки, опорные модели. Альбомные листы на каждого ребёнка, краски, кисти.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, разгадывание загадок по темам: «Домашние птицы»; проведение дидактических игр на тему: «Домашние птицы».
Образовательные технологии: технология разноуровневого обучения.
Структура | Содержание образовательной деятельность | Планируемый результат | |
Деятельность педагога | Деятельность детей | ||
Вводная часть: Организация детей на предстоящую деятельность, создание проблемной ситуации (вход в деятельность) «Считалочка – выручалочка» | Педагог мотивирует детей на включение в деятельность. 1,2,3,4,5- Будем вместе мы играть Выбирай скорей дружочка Собирай всё по кусочкам 1,2,3,4,5 – разбегайтесь собирать | Дети внимательно слушают и выполняют инструкцию педагога. | Возникает интерес к предстоящей деятельности, активизируется общение между педагогом и детьми |
Игра на развитие внимания и воображения "Собери картинку". | Предлагает объединиться в пары и из частей картинок, которые лежат на столе. Собрав картинку в целое, рассказать, что получилось по плану - схеме: - Кто изображён на картинке? - Как называют такую семью? - Посчитай сколько гусят (цыплят, утят, индюшат) на картинке? - Посмотри внимательно и скажи кого не стало на картинке? (педагог закрывает одного из героев на картине) | Дети собирают картинки, на которых изображены птичьи семьи. Сравнивают их с целыми картинками-образцами, далее проверяют правильность выполненной работы. Каждая пара детей представляет свою картинку остальным детям, рассказывая им, что изображено на ней. Ответы детей. | Повышается уровень речевого развития детей через приём «вопрос-ответ» |
Рассматривание общей картины «На птичьем дворе» Игра «Умный микрофон» | Используя игрушечный микрофон, педагог организует игру и задаёт вопросы детям. - Назовите семьи, которые живут в этом дворе. - Посчитайте сколько взрослых птиц? - А сколько нарисовано птенцов? - Где живут все эти птицы? - Они сами по себе живут или за ними кто-то ухаживает? - Если за ними ухаживает человек, то, как их называют? Выслушивает ответы детей. | Дети располагаются около воспитателя полукругом. Рассуждают и отвечают на вопросы. | Формируются умения участвовать в диалоге с взрослым. Активизируется фразовая речь по теме. |
Динамическая пауза «Домашние птицы» | Педагог предлагает превратиться в домашних птиц и поиграть (аудиозапись) Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га! Наши курочки в окно – Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споёт ку-ка-ре-ку!» | Активно участвуют в динамической паузе и производят движения, согласно тексту. (Идут по круг вперевлочку, подражая походке уток. Идут по кругу, вытянув шеи вперёд и отставив руки – «крылья» назад. Останавливаются лицом в круг, бьют руками по бокам. Встают спиной в круг, вытягивают шеи вверх, поднимаются на цыпочки). | Идет снятие мышечного напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Осуществляется координация речи и движения; развитие общей моторики. |
Основная часть: Создание условий для достижения результата каждого ребёнка, осуществление дифференцированного подхода. Актуализация имеющихся у детей знаний.
| Педагог сообщает детям, что знает сказку о непослушном петушке. Предлагает сесть и послушать её с просмотром презентации, согласно тексту. | Рассаживаются на стульчики. Дети внимательно слушают сказку и просматривают её. | Привлечение направленного внимания, идёт внутренняя мотивация на деятельность и ребёнок проявляет способность решать поставленные задачи. |
| Педагог напоминает детям, что в сказке встречаются непонятные слова и выражения и объясняет их смысловое значение. |
| Формируется словарь новых понятий. Развивается воображение посредством зрительного восприятия через двигательную активность. |
| Педагог предлагает вспомнить детям сказку, задавая вопросы по содержанию. Обращает внимание детей на то, чтобы отвечали фразой, предложением. | Дети отвечают на вопросы педагога, пользуясь фразовой речью. | Умеют отвечать на вопросы фразой, предложением. |
Вариант А - для более успешных детей в речевом развитии предлагаются опорные модели сказки. Вариант Б - для детей, которые могут затрудняться при самостоятельном пересказывании сказки, предлагаются сюжетные картинки. Вариант С – для более слабых детей, у которых есть проблема с пересказыванием последовательности сказки, предлагается использовать игровой приём «Я начну, а ты продолжи» | Раздаёт опорные модели детям, согласно их уровню развития, для пересказывания сказки. | Дети внимательно слушают инструкцию педагога и осмысливают план пересказывания сказки Дети подгруппы 3 уровня (вариант А) – пересказывают сказки по опорным моделям. Представляют свою работу в форме пересказа по «цепочке». Дети подгруппы 2-го уровня (вариант Б) – самостоятельно пересказывают сказку по сюжетным картинкам последующим пересказом по цепочке. Дети подгруппы 1 уровня (вариант С) – пересказывают сказку, с использованием игрового приёма «Я начну, а ты продолжи» (Педагог произносит первую фразу, а ребёнок продолжает) | Формируется умение последовательно пересказывать текст сказки с использованием наглядных средств. Формируется умение представить результаты работы публично. Формируется умение творческого выражения эмоционального состояния при рассказывании сказки. . |
| Педагогом даётся анализ и оценка каждой группе рассказчиков с привлечением детей. | Дети осуществляют общение, взаимодействие со сверстниками и взрослым. | Формируется доброжелательное отношение к своим товарищам, интерес к рассказам. |
«Петя-петушок» | Педагог проводит динамическую паузу с детьми под текст: Петушок стоит на ножке И клюет в саду горошки - Ой, устала ножка, Похожу немножко | Выполняют двигательные упражнения, согласно текста. (стоят на одной ноге, руками изображают, как петушок клюет; ходьба на месте; то же другой ногой) | Идет снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Осуществляется координация речи и движения, развитие общей моторики. |
Заключительная часть: Рефлексия. Подведение итогов деятельности, поощрение детей (выход из деятельности, учёт индивидуального темпа ребёнка). Рисование ладошкой «Петушок» | Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы Педагог предлагает нарисовать своего доброго, весёлого, послушного петушка. Нарисовать ладошкой на листе бумаги. Педагог хвалит детей: - Какие красивые и послушные петушки у вас получились! Попробуйте придумать все вместе сказку про послушного петушка. | Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т.д Дети раскрашивают свою ладошку и большой палец жёлтой краской, а остальные пальцы любыми красками. Прикладывают ладошку, пропечатывают. Затем аккуратно дорисовывают пальчиком, обмакнув его в красную краску, гребешок. Работа подсохнет, дети чёрным карандашом рисуют глазик и лапки. | Формируется элементарные навыки самоконтроля, самооценки. Проявляет творческую активность в процессе изобразительной деятельности; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт(технологическая карта) совместной образовательной деятельности с детьми средней группы. Тема: «Гроздь рябинки»
Конструкт совместной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию средней группы Тема: "Гроздь рябинки"...
Конструкт (технологическая карта) совместной образовательной деятельности с детьми средней группы. Тема: «Как поросёнок говорить учился»
Конструкт совместной образовательной деятельности по развитию речи с детьми средней группы Тема: "Как поросёнок говорить учился"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ В ДОУ НА ТЕМУ: «ТРАНСПОРТ»
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка...
Технологическая карта совместной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми подготовительной группы на тему: "Морозные узоры"
Технологическая карта совместной образовательной деятельности по рисованию с детьми подготовиетльной группы....
Конспект занятия в средней группе по теме: «Пересказ сказки К.Д. Ушинского «Умей обождать»
Конспект занятия по Развитию речи в средней группе по теме: «Пересказ сказки К.Д. Ушинского «Умей обождать»...
Технологическая карта совместной образовательной деятельности по музейной педагогике в подготовительной группе «Старинные вещи»
Музей как образовательное пространство и место проявления творческой активности ребенка...
Технологическая карта НОД по продуктивной деятельности (рисовании + аппликации) для детей подготовительной группы
Тема: Необычные деревья «Баобаб и Кипарис»Образовательные области: Художественно-эстетическое- изобразительная(рисовании + аппликации)Возрастная группа: подготовительная группаЦель: Закреп...