Былина "Илья Муромец и Соловей - разбойник"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Технологическая карта
Тема: «Илья Муромец и Соловей – разбойник»
Возрастная группа: дети 7-го года жизни
Цель: формирование представлений о былине посредством чтения сказки-были «Илья Муромец и Соловей – разбойник»
Задачи:
Образовательные:
1.актуализировать знания детей о богатстве народного творчества, через былины, игры;
2.познакомить детей с произведением «Илья Муромец и Соловей – разбойник»;
3. формировать навыки диалогической речи, умение отвечать на вопросы полными распространенными предложениями;
Развивающие:
1.развивать память, логическое мышление, произвольное внимание;
2.развивать слуховое восприятие, упражнять в различии не речевых звуков, тембра голоса;
3.обогащать словарь образными выражениями языка.
Воспитательные:
1 .воспитывать коммуникативные навыки;
2.воспитывать умение слушать;
Словарная работа: богатырь, князь, княгиня.
Продуктивная деятельность: наклеивание на лист одежду для богатыря.
Планируемый результат: дети знают о таком жанре народного творчества, как былина
Материалы и оборудование: документ камера, ИКТ доска, текст былины «Илья и Соловей-разбойник» (пересказ А.Н. Нечаева), портретные иллюстрации богатырей Древней Руси и нечистой силы: Соловья – разбойника, Змея-Горыныча, книги со сказками и былинами о богатырях, военные атрибуты (кольчуга, шлем, булава, меч, лук, стрелы); звукозапись А. Пахмутовой «Богатырская наша сила», карточки с изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч, булава, кистень, щит), карточки с изображением с предметов современной одежды
Предварительная работа: Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской»
Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», И.Я. Билибина «Илья Муромец и Соловей разбойник»
Слушание фрагментов звучания праздничных колоколов; песни А. Пахмутовой «Богатырская сила»
Чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник» и др
Книжная выставка
Рассматривание альбома «Былинные богатыри»
Дидактические игры «Собери богатыря в дорогу»
Презентация - викторина «Богатыри земли русской»
Чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге русских богатырей
Оформление «Мини-Музея» «Русские богатыри»
Рисунки детей, аппликации
№ п/п | Этап продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы и приемы | Деятельность детей | Планируемый результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Организационный | Установить эмоциональный отклик детей на предстоящую совместную деятельность | - Ребята, я очень рада видеть всех вас здоровыми, веселыми и в хорошем настроении! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться и сказать волшебные слова. Давайте все встанем в круг и скажем волшебные слова: «Слава Вышнему! Слава навеки! Доброго здоровьица вашему дому! (дети низко кланяться со словами). - Ребята, вы обратили внимание, как мы с вами поздоровались? Сказали не «Здравствуйте!», а совсем другие слова? (ответы детей) | Словесный | Дети приветствуют друг друга и воспитателя
Ответы детей | Дети активно включаются в образовательный процесс, эмоционально отзывчивы, умеют управлять своим поведением |
2. | Основной этап | Создать проблемную ситуацию и выход из нее. |
- И это не случайно ребята, вы убедитесь, совершив со мной небольшое путешествие в прошлое истории нашего народа. Хотите со мной попутешествовать? (ответы детей) | Словесный, наглядный, вопросы к детям | Внимательно слушают, отвечают на вопросы. | Принятие детьми проблемной ситуации |
2.1 | Этап постановки проблемы | |||||
2.2 | Этап восприятия материала | Познакомить с хорошими поступками и плохими посредством русских народных сказок. | - Ребята, давным-давно наша страна называлась не Россия, а Русь. Все вместе повторим «Русь». - Молодцы!
- Скажите мне, кто такие враги? (ответы детей) - Враги — те, кто находятся в состоянии вражды с кем-либо. (противники) - Но русский народ свою землю в обиду не давал. Кто же защищал землю русскую? - Посмотрите, ребята, кто же защищал нашу землю русскую? На экране появляется картинка с богатырями. - Кто-нибудь вспомнил? - Да, ребята, это богатыри! Нашу землю от врагов защищали богатыри. - Молодцы! - Сегодня я познакомлю вас с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Эту былину придумал русский народ, ее можно найти в хрестоматии. К этой сказке представлены иллюстрации известного художника Васнецова. В этой былине рассказывается о том, как по дороге в Киев Илья Муромец победил врагов под Черниговым. За это жители позвали его быть воеводой. Илья отказался, люди рассказали ему, что по прямой дороге в Киев живёт Соловей-разбойник. Илья пошёл прямой дорогой и поймал Соловья, привязал к седлу и поехал с ним. По пути разбойника хотели отбить его родные, но Соловей сказал им не трогать Илью Муромца, а предложить ему еды, денег, но Илья не обратил на них внимания. Доехал Илья до Киева, повстречался с князем Владимиром. Князь не поверил, что тот смог прямым путём приехать. Как вы думаете, чем закончилась эта встреча? Выдвинете свои предположения. Запомните свои предположения. Предлагаю узнать, что же произошло на самом деле. Но перед тем как я начну, я познакомлю вас с новыми словами, которые встречаются в тексте. Богатыри - герои былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги религиозного или патриотического характера. Князь – это глава государства у славян и некоторых других народов. Княгиня – это жена князя. - Тогда все садимся поудобней, в позу слушателя. Я начинаю читать.
| Словесный, наглядный. | Внимательно смотрят, слушают, отвечают на вопросы, повторяют действия педагога. | У детей развито аналитическое мышление. |
2.3 | Этап практического решения проблемы | Применение ранее полученных знаний и умений на практике.
| -Каким был Илья Муромец, Соловей Разбойник? -Какой герой из сказки вам понравился больше и почему? -Правильно ли поступил Илья Муромец? А сейчас мы с вами немножко поиграем, я начну предложение, а вы его закончите. Засвистел он во весь соловьиный свист, заревел во всю мочь, зашипел во весь змеиный шип. Полно тебе обижать отцов-матерей, полно вдовить молодушек, сиротить детей, полно разбойничать.
А сейчас мы с вами разомнемся. Ванька-встанька, (Прыжки на месте) - Молодцы! Вы были внимательны и ответили на все вопросы, а сейчас мы с вами поиграем. Но перед этим повторим правила работы с доской. Теперь дадим нашим глазкам отдохнуть. «Дождик» Дождик, дождик, пуще лей. Смотрят вверх. Капай, капель не жалей. Смотрят вниз. Только нас не замочи. Делают круговые движения глазами. Зря в окошко не стучи
-А сейчас мы с вами соберём богатыря в дорогу. Готовы? Продуктивная деятельность «Собери богатыря в дорогу» Педагог раздает детям карточки с изображениями одежды богатыря и другими видами одежды и детям предлагается выбрать. - Ребята, садимся за столы. Сейчас мы с вами соберем богатыря в дальнюю дорогу. Глядя на картинку вспомним, что же нужно нашему богатырю? - Ребята, правильно выбранные вещи мы наклеим на лист, где у нас богатырь. (повторение техники безопасности в работе с клеем) - Скажите мне, что вы выбрали? (ответы детей) - Молодцы, ребята! Богатырю нужен богатырский конь, кольчуга, шлем, меч, лук и стрелы. - Ребята! Сейчас вспомним, с кем бился богатырь Илья Муромец? Свист соловьиный Взор орлиный Не зверь, не охотник А (соловей разбойник) | Словесный, наглядный, художественное слово. | Внимательно слушают, выполняют физкультминутку. Внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы. | Развитое аналитическое образное мышление, самостоятельность, взаимовыручка. |
3. | Заключительный этап | Самооценка результата и изученного материала. |
Вспомним, как называется произведение, с которым мы познакомились? А кто автор? Чему учит эта былина? А с какими словами мы с вами познакомились? Вспомним, в начале занятия мы с вами выдвигали предположения, оказались ли вы правы? Ребята, закончите предложение: «Моё настроение похоже на … солнце, тучку» - Наше с вами путешествие закончилось, до свидания, ребята!!! | Рефлексия | Отвечают на вопросы, рассуждают и оценивают свою работу | Умеют объективно оценивать результаты пройденной деятельности, анализировать её. |
| 3.1.Рефлексия |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ilya_muromets_i_solovey_razboynik.docx | 30.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Тема: «Илья Муромец и Соловей – разбойник»
Возрастная группа: дети 7-го года жизни
Цель: формирование представлений о былине посредством чтения сказки-были «Илья Муромец и Соловей – разбойник»
Задачи:
Образовательные:
1.актуализировать знания детей о богатстве народного творчества, через былины, игры;
2.познакомить детей с произведением «Илья Муромец и Соловей – разбойник»;
3. формировать навыки диалогической речи, умение отвечать на вопросы полными распространенными предложениями;
Развивающие:
1.развивать память, логическое мышление, произвольное внимание;
2.развивать слуховое восприятие, упражнять в различии не речевых звуков, тембра голоса;
3.обогащать словарь образными выражениями языка.
Воспитательные:
1 .воспитывать коммуникативные навыки;
2.воспитывать умение слушать;
Словарная работа: богатырь, князь, княгиня.
Продуктивная деятельность: наклеивание на лист одежду для богатыря.
Планируемый результат: дети знают о таком жанре народного творчества, как былина
Материалы и оборудование: документ камера, ИКТ доска, текст былины «Илья и Соловей-разбойник» (пересказ А.Н. Нечаева), портретные иллюстрации богатырей Древней Руси и нечистой силы: Соловья – разбойника, Змея-Горыныча, книги со сказками и былинами о богатырях, военные атрибуты (кольчуга, шлем, булава, меч, лук, стрелы); звукозапись А. Пахмутовой «Богатырская наша сила», карточки с изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч, булава, кистень, щит), карточки с изображением с предметов современной одежды
Предварительная работа: Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской»
Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», И.Я. Билибина «Илья Муромец и Соловей разбойник»
Слушание фрагментов звучания праздничных колоколов; песни А. Пахмутовой «Богатырская сила»
Чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник» и др
Книжная выставка
Рассматривание альбома «Былинные богатыри»
Дидактические игры «Собери богатыря в дорогу»
Презентация - викторина «Богатыри земли русской»
Чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге русских богатырей
Оформление «Мини-Музея» «Русские богатыри»
Рисунки детей, аппликации
№ п/п | Этап продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы и приемы | Деятельность детей | Планируемый результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Организационный | Установить эмоциональный отклик детей на предстоящую совместную деятельность | - Ребята, я очень рада видеть всех вас здоровыми, веселыми и в хорошем настроении! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться и сказать волшебные слова. Давайте все встанем в круг и скажем волшебные слова: «Слава Вышнему! Слава навеки! Доброго здоровьица вашему дому! (дети низко кланяться со словами). - Ребята, вы обратили внимание, как мы с вами поздоровались? Сказали не «Здравствуйте!», а совсем другие слова? (ответы детей) | Словесный | Дети приветствуют друг друга и воспитателя Ответы детей | Дети активно включаются в образовательный процесс, эмоционально отзывчивы, умеют управлять своим поведением |
2. | Основной этап | Создать проблемную ситуацию и выход из нее. | - И это не случайно ребята, вы убедитесь, совершив со мной небольшое путешествие в прошлое истории нашего народа. Хотите со мной попутешествовать? (ответы детей) | Словесный, наглядный, вопросы к детям | Внимательно слушают, отвечают на вопросы. | Принятие детьми проблемной ситуации |
2.1 | Этап постановки проблемы | |||||
2.2 | Этап восприятия материала | Познакомить с хорошими поступками и плохими посредством русских народных сказок. | - Ребята, давным-давно наша страна называлась не Россия, а Русь. Все вместе повторим «Русь». - Молодцы! - Скажите мне, кто такие враги? (ответы детей) - Враги — те, кто находятся в состоянии вражды с кем-либо. (противники) - Но русский народ свою землю в обиду не давал. Кто же защищал землю русскую? - Посмотрите, ребята, кто же защищал нашу землю русскую? На экране появляется картинка с богатырями. - Кто-нибудь вспомнил? - Да, ребята, это богатыри! Нашу землю от врагов защищали богатыри. - Молодцы! - Сегодня я познакомлю вас с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Эту былину придумал русский народ, ее можно найти в хрестоматии. К этой сказке представлены иллюстрации известного художника Васнецова. В этой былине рассказывается о том, как по дороге в Киев Илья Муромец победил врагов под Черниговым. За это жители позвали его быть воеводой. Илья отказался, люди рассказали ему, что по прямой дороге в Киев живёт Соловей-разбойник. Илья пошёл прямой дорогой и поймал Соловья, привязал к седлу и поехал с ним. По пути разбойника хотели отбить его родные, но Соловей сказал им не трогать Илью Муромца, а предложить ему еды, денег, но Илья не обратил на них внимания. Доехал Илья до Киева, повстречался с князем Владимиром. Князь не поверил, что тот смог прямым путём приехать. Как вы думаете, чем закончилась эта встреча? Выдвинете свои предположения. Запомните свои предположения. Предлагаю узнать, что же произошло на самом деле. Но перед тем как я начну, я познакомлю вас с новыми словами, которые встречаются в тексте. Богатыри - герои былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги религиозного или патриотического характера. Князь – это глава государства у славян и некоторых других народов. Княгиня – это жена князя. - Тогда все садимся поудобней, в позу слушателя. Я начинаю читать. | Словесный, наглядный. | Внимательно смотрят, слушают, отвечают на вопросы, повторяют действия педагога. | У детей развито аналитическое мышление. |
2.3 | Этап практического решения проблемы | Применение ранее полученных знаний и умений на практике. | -Каким был Илья Муромец, Соловей Разбойник? -Какой герой из сказки вам понравился больше и почему? -Правильно ли поступил Илья Муромец? А сейчас мы с вами немножко поиграем, я начну предложение, а вы его закончите. Засвистел он во весь соловьиный свист, заревел во всю мочь, зашипел во весь змеиный шип. Полно тебе обижать отцов-матерей, полно вдовить молодушек, сиротить детей, полно разбойничать. А сейчас мы с вами разомнемся. Ванька-встанька, (Прыжки на месте) - Молодцы! Вы были внимательны и ответили на все вопросы, а сейчас мы с вами поиграем. Но перед этим повторим правила работы с доской. Теперь дадим нашим глазкам отдохнуть. «Дождик» Дождик, дождик, пуще лей. Смотрят вверх. Капай, капель не жалей. Смотрят вниз. Только нас не замочи. Делают круговые движения глазами. Зря в окошко не стучи -А сейчас мы с вами соберём богатыря в дорогу. Готовы? Продуктивная деятельность «Собери богатыря в дорогу» Педагог раздает детям карточки с изображениями одежды богатыря и другими видами одежды и детям предлагается выбрать. - Ребята, садимся за столы. Сейчас мы с вами соберем богатыря в дальнюю дорогу. Глядя на картинку вспомним, что же нужно нашему богатырю? - Ребята, правильно выбранные вещи мы наклеим на лист, где у нас богатырь. (повторение техники безопасности в работе с клеем) - Скажите мне, что вы выбрали? (ответы детей) - Молодцы, ребята! Богатырю нужен богатырский конь, кольчуга, шлем, меч, лук и стрелы. - Ребята! Сейчас вспомним, с кем бился богатырь Илья Муромец? Свист соловьиный Взор орлиный Не зверь, не охотник А (соловей разбойник) | Словесный, наглядный, художественное слово. | Внимательно слушают, выполняют физкультминутку. Внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы. | Развитое аналитическое образное мышление, самостоятельность, взаимовыручка. |
3. | Заключительный этап | Самооценка результата и изученного материала. | Вспомним, как называется произведение, с которым мы познакомились? А кто автор? Чему учит эта былина? А с какими словами мы с вами познакомились? Вспомним, в начале занятия мы с вами выдвигали предположения, оказались ли вы правы? Ребята, закончите предложение: «Моё настроение похоже на … солнце, тучку» - Наше с вами путешествие закончилось, до свидания, ребята!!! | Рефлексия | Отвечают на вопросы, рассуждают и оценивают свою работу | Умеют объективно оценивать результаты пройденной деятельности, анализировать её. |
3.1.Рефлексия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
- сообщить элементарные исторические сведения об эпохи Древней Руси;- продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества через былины, игры, пословицы и поговорки;- воспитывать у де...
Непосредствеено образовательная деятельность "Физическое развитие" "Илья Муромец и Соловей разбойник" с детьми старшей группы
Тематическое...
Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Воспитатель читает следующий отрывок:У того ли города ЧерниговаНагнано-то силушки черным-черно…А подъехал как ко силушке великой,Он как стал-то эту силушку великую,Стал конем топтать да стал копьем ко...
" Илья Муромец и Соловей разбойник"
Новогоний утренник...
Сценарий выпускного "Илья муромец и Соловей разбойник"
Этот материал будет интересен музыкальным руководителям которые часто используют в своей работе театрализацию....
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности Чтение былины «Илья Муромец и соловей разбойник».
Цель:Познакомить с жанром былины, помочь выделить его особенности.Задачи:Образовательные:- Продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества черезбылины;- Формировать представление...
Конспект открытого занятия по развитию речи Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Цель:Познакомить с жанром былины, с необычным складом речи, помочь выделить его особенности, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Задачи:Дать представление о былинах, их происхождении,...