Конспект открытого занятия по развитию речи Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Цель:
Познакомить с жанром былины, с необычным складом речи, помочь выделить его особенности, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.
Задачи:
- Дать представление о былинах, их происхождении, содержании, расширить представления детей о былинном образе богатыря Ильи Муромца; закрепить знания детей о военных доспехах и вооружении русских воинов;
- формировать художественно-речевые навыки, обогащать и активизировать словарь детей, побуждать к высказыванию своих мыслей полными предложениями ;
- воспитывать любовь к родному языку и Родине, уважение к её защитникам;
- способствовать формированию положительных свойств психики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.r.ilya_muromets.docx | 28.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад «Дюймовочка»
с.Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области
Конспект открытого занятия по развитию речи
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Тема: «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Подготовила воспитатель I квалификационной категории:
Жардимова Е.Д.
2019 год
Цель:
Познакомить с жанром былины, с необычным складом речи, помочь выделить его особенности, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.
Задачи:
- Дать представление о былинах, их происхождении, содержании, расширить представления детей о былинном образе богатыря Ильи Муромца; закрепить знания детей о военных доспехах и вооружении русских воинов;
- формировать художественно-речевые навыки, обогащать и активизировать словарь детей, побуждать к высказыванию своих мыслей полными предложениями ;
- воспитывать любовь к родному языку и Родине, уважение к её защитникам;
- способствовать формированию положительных свойств психики.
Материалы: оборудование (ИКТ), презентация, карточки с изображением военных доспехов и оружия, фломастеры.
Ход работы:
Дети входят в зал , здороваются с гостями, встают в круг.
Воспитатель( переодетый в русский народный костюм)выходит из-за занавеса и обращается к детям: «Ой, вы добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною.
- Скажите, как называется наша страна, в которой мы с вами живём?
Давным-давно наша страна называлась не Россия, а как, ребята?
Слайд
В давние-давние времена большую опасность для наших русских земель представляли набеги врагов, они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, увозили с собой награбленные богатства.
Но русский народ свою землю в обиду не давал. Кто же защищал землю русскую?
Воспитатель: «Ребята, хотите отправиться в путешествие в далекие-далекие времена»?
«Чтобы отправиться в далекие времена нужно отгадать загадки, слушайте загадки и отгадывайте»
(Дети загадывают поочерёдно , на экране появляются картинки-отгадки)
Слайд
Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Слайд
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Слайд
Оружие — это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Слайд
Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Слайд
Воспитатель обращает внимание детей на экран…
-Как можно одной фразой сказать, что это? (военные доспехи и оружие)
-Ребята, кому принадлежат эти предметы?
-Как вы думаете, о чём же мы будем сегодня говорить?
-В давние – давние времена, еще в древней Руси стояли на страже нашей Родины очень сильные люди – богатыри.
-Ребята, а каких богатырей вы знаете?
-Какими качествами должны обладать герои, воины, богатыри?
-Богатыри существовали очень давно, как же мы узнали об их подвигах?»
- Сегодня я хочу познакомить вас ещё с одним источником получения информации- жанром устного народного творчества. Это былины. Давайте вместе повторим это слово.
Былины – это особые песни-сказания о народных героях, защитниках Родины, о нравах, радостях и бедах наших предков. Слово «былина» происходит от слова «быль» - правда, в этих старинных песнях поется о том, что было на самом деле. Но все-таки ребята, в них есть народный вымысел.
Слайд
Исполнялись былины под звучание вот таких музыкальных инструментов. Это гусли. Послушайте. Как они звучат.
Слайд
О былинном герое Илье Муромце сложено много былин, с одной из них мы сегодня познакомимся.
Былина называется «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
В былине встречаются такие интересные слова, как, «град» , «заколодела», «замуравела», «покляпая», «око». «косица». Давайте разберёмся, что же означает каждое из них.
Обратите внимание на то, какими интересными словами, совсем не похожими на нашу современную речь, рассказывается былина.
Слушайте внимательно, после прослушивания мы с вами побеседуем.
(аудиа запись былины).
Воспитатель:
Как называется былина?
Кто главный герой былины?
Из какого города выезжал и куда держал путь добрый молодец?
У какого города Илья встретил силушки темным-темно?
Как ему удалось побить силушку великую?
Как называется местечко, где произошла встреча Ильи Муромца и Соловья Разбойника?
Что происходило вокруг от посвиста соловьиного , покрика звериного?
Чем закончилась встреча с Соловьём разбойником?
Благодаря каким качествам Илья Муромец смог одолеть злодея?
Давайте представим, что мы с вами сильные, храбрые и отважные богатыри.
Дружно встанем раз-два-три
(Дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (Руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам приставим,
(Руку правую подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим, (Ноги в стороны)
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво. (Поворот вправо)
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек. (Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)
Наклонились влево - вправо (Руки на поясе, наклоны влево – вправо)
Получается на славу! (Руки вверх)
Ребята, а как вы думаете, что необходимо богатырю для защиты земли русской. (Военные доспехи, оружие, средство передвижения). Верно, давайте соберем богатыря в дорогу.
Слайд
Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу».
Для этого вам надо разделиться на две команды, одна команда мальчиков «Добры молодцы», другая – команда девочек «Красны-девицы».
Из всех предложенных вам картинок нужно выбрать доспехи и оружие, которое может пригодиться богатырю в бою и объяснить свой выбор.
(Дети из разных команд поочерёдно называют выбранные предметы, называя, что это и для чего используется)
Команды обмениваются карточками, проверяют правильность выполнения задания друг другом.
Затем вместе с воспитателем обсуждают, какие картинки были лишними и почему.
Слайд
Посмотрите, ребята, известных вам богатырей изобразил на своей картине русский художник Виктор Васнецов. Кто вспомнит, как эта картина называется? ( «Богатыри»).
Рассказ ребёнка о богатырях.
Три богатыря гордо стоят у заставы богатырской. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец. Он сильный и могучий. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Щит у Добрыни камнями украшен, меч у него булатный. Третий богатырь Алеша Попович. Он тоже храбрый и смелый воин.
У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.
Есть пословицы и поговорки о смелости, отваге. Назовите их.
Сам погибай, а товарища выручай.
Жить - Родине служить.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Не родом богатырь славен, а подвигом.
«Ну что, путешествие наше закончилось». (проходим на стульчики)
- Кто защищал Русь в древние времена?
- А кто защищает нас и нашу Родину в настоящее время?
-Как вы думаете, почему именно сегодня мы говорим о воинах, богатырях?
-Как вы поняли, что такое былина?
-О чём в них рассказывается?
- Что в них особенного?
- С какой былиной мы сегодня познакомились?
Ребята, к этой былине мы с вами ещё вернёмся и продолжим над ней работать.
Из этой былины вы смогли узнать о богатыре новую информацию, получить новые знания.
-А вы хотите быть такими же сильными, как Илья Муромец и защищать нашу Родину? Что нужно для этого делать?
Самое важное быть добрым, ведь недаром в былинах говорится «Добро побеждает зло». Помните об этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми подготовительного возраста в группе компенсирующей направленности «Экскурсия в школу»
Конспект открытого занятия по развитию речис детьми подготовительного возрастав группе компенсирующей направленности ...
Конспект открытого занятия по развитию певческих навыков в подготовительной к школе группе «Сочетание интонационной выразительности с чистотой и правильностью речи в пении»
Цель: формирование правильной и ясной певческой дикции.Задачи:Учить петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию.Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, ра...
Конспект открытого занятия по развитию речи у дошкольников подготовительной к школе группы «Заучивание стихотворения Я. Акима «Апрель» (с применением ИКТ)».
Помочь детям понять смысл стихотворения и запомнить стихотворение....
Конспект занятия основной образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной к школе группе. Тема: чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб»
Цель: Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского «Теплый хлеб»....
Схема конспекта непосредственно образовательной деятельности Тема: "Чтение былины Илья Муромец и Соловей-разбойник"
ФИО педагога: Вестникова Мария Владимировна.Возрастная группа воспитанников: подготовительная группа компенсирующей направленностиНаименование образовательной организации: МБДОУ «д/с № 11 «...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
- Дать представление о былинах, их происхождении, содержании, расширить представления детей о былинном образе богатыря Ильи Муромца; закрепить знания детей о военных доспехах и вооружении русских воин...
Конспект открытого занятия по развитию диалогической речи в подготовительной к школе группе «Зимушка-Зима»
Конспект открытого занятия по развитию диалогической речив подготовительной к школе группе«Зимушка-Зима»...