Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Воспитатель читает следующий отрывок:

У того ли города Чернигова

Нагнано-то силушки черным-черно…

А подъехал как ко силушке великой,

Он как стал-то эту силушку великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

Ай побил он ту силу всю великую.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

 11гр. Воспитатель Куприянова Е.И.

НОД

По развитию речи.

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цель: Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

Ход занятия:

Педагог предлагает детям послушать былину про русского богатыря Илью Муромца. Уточняет, слышали ли они что-нибудь об этом богатыре и как они его себе представляют.

Воспитатель читает отрывок из былины (в записи А. Гильфердинга). Дает детям возможность обменяться впечатлениями. Соглашается, что былина написана совсем не так, как привычные, легкие и понятные стихи: «Так народ давным-давно рассказывал о своих героях, и рассказы эти называли былинами. В былинах говорилось о героях, которые жили на русской земле, защищали ее от врагов и нечисти, например, от Соловья-разбойника, в страхе державшего простых людей».

Педагог зачитывает соответствующий отрывок из былины.

«Только подвиги этих былинных героев были иногда преувеличены, – продолжает воспитатель, – поэтому былины – необычные литературные произведения. В них реальные герои и события иногда описаны так, что они воспринимаются как сказочные. Мог ли, например, один человек, даже если он силы необыкновенной, победить целое войско?»

Воспитатель читает следующий отрывок:

У того ли города Чернигова

Нагнано-то силушки черным-черно…

А подъехал как ко силушке великой,

Он как стал-то эту силушку великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

Ай побил он ту силу всю великую.

Заканчивая занятие, педагог предлагает вниманию детей репродукцию картины

В. Васнецова «Три богатыря».

Если у детей появится желание узнать о двух других богатырях, следует пообещать им найти былины о них.

Былины

Илья Муромец и Соловей разбойник

(отрывок)

Из того ли то из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме,

Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

Дай подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.

У того ли города Чернигова

Нагнано-то силушки черным-черно,

Ай черным-черно, как черна ворона.

Так пехотою никто тут не прохаживат,

На добром коне никто тут не проезживат,

Птица черный ворон не пролетыват,

Серый зверь да не прорыскиват.

А подъехал как ко силушке великоей,

Он как стал-то эту силушку великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

Ай побил он эту силу всю великую.

Он подъехал-то под славный под Чернигов-град,

Выходили мужички да тут черниговски

И отворяли-то ворота во Чернигов-град,

Ай зовут его в Чернигов воеводою.

Говорит-то им Илья да таковы слова:

– Ай же мужички да вы черниговски!

Я не иду к вам во Чернигов воеводою.

Укажите мне дорожку прямоезжую,

Прямоезжую да в стольный Киев-град.

Говорили мужички ему черниговски:

– Ты, удаленький дородный добрый молодец,

Ай ты, славный богатырь да святорусский!

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела.

Ай по той ли по дорожке прямоезжею

Да пехотою никто да не прохаживал.

На добром коне никто да не проезживал.

Как у той ли то у Грязи-то у Черноей,

Да у той ли у березы у покляпыя,

Да у той ли речки у Смородины,

У того креста у Леванидова

Сидит Соловей разбойник на сыром дубу,

Сидит Соловей разбойник Одихмантьев сын.

А то свищет Соловей да по-соловьему,

Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному.

И от его ли то от посвиста соловьего,

И от его ли то от покрика звериного

Те все травушки-муравы уплетаются.

Все лазоревы цветочки осыпаются,

Темны лесушки к земле все приклоняются, —

А что есть людей – то все мертвы лежат.

Прямоезжею дороженькой – пятьсот есть верст,

Ай окольноей дорожкой – цела тысяча.

Он спустил добра коня да богатырского,

Он поехал-то дорожкой прямоезжею.

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холма на холмы стал перемахивать,

Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.

Подъезжает он ко речке ко Смородине,

Да ко тоей он ко Грязи он ко Черноей,

Да ко тою ко березе ко покляпыя,

К тому славному кресту ко Леванидову.

Засвистал-то Соловей да по-соловьему,

Закричал злодей-разбойник по-звериному

Так все травушки-муравы уплеталися,

Дай лазоревы цветочки осыпалися,

Темны лесушки к земле все приклонилися.

Его добрый конь да богатырский

А он на корни да спотыкается —

Ай как старый-от казак да Илья Муромец

Берет плеточку шелковую в белу руку,

А он бил коня да по крутым ребрам,

Говорил-то он, Илья, таковы слова:

– Ах ты, волчья сыть, дай травяной мешок!

Али ты идти не хошь, али нести не можь?

Что ты на корни, собака, спотыкаешься?

Не слыхал ли посвиста соловьего,

Не слыхал ли покрика звериного,

Не видал ли ты ударов богатырскиих?

Ай тут старыя казак да Илья Муромец

Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый,

Во свои берет во белы он во ручушки.

Он тетивочку шелковеньку натягивал,

А он стрелочку каленую накладывал,

Он стрелил в того-то Соловья разбойника,

Ему выбил право око со косицею,

Он спустил-то Соловья да на сыру землю,

Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,

Он повез его по славну по чисту полю,

Мимо гнездышка повез да соловьиного.

Запись А. Гильфердинга

Начало НОД (оргмомент, приветствие)

– Здравствуйте ребята.

Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!

Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым , доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Ход занятия НОД (процесс).

Включает в себя: повторение пройденного материала, объяснение нового, закрепление.

Выполнение поставленных задач, с учётом здоровье сберегающих методов обучения.

«Баба Яга»

В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша)

Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево)

А в избушке той старушка

Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок)

Нос крючком (прикладываем руку к носу и выставляем палец, как крючок)

Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам)

Словно угольки горят (не убирая рук, повороты вправо и влево)

И сердитая, и злая (показываем злость, машем кулаком)

Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову)

И всего одна нога (стоим на одной ноге)

Не простая, костяная

Вот так Бабушка Яга! (Хлопаем по коленям. На слова Бабушка Яга разводим руки в стороны)

Дидактическая игра «Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за, соба – ка, абри – кос, бара – бан, апель – син, ана – нас, боло – то, доро – га, мозай – ка, воро – на, газе – та, автомо – биль, трак – тор, и тд.)

Дидактическая игра «Я назову, а вы продолжите»

Цель: Развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти.

Ход: Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.

Царь … (Салтан)

Царевна - … (лягушка)

Сивка … (бурка)

Финист - … (Ясный сокол)

Никита … (Кожемяка)

Серебряное … (копытце)

Цветик - … (семи цветик)

Илья … (Муромец)

Добрыня … (Никитич)

Соловей - … (разбойник)

Василиса … (Прекрасная)

Царевич … (Елисей)

Мальчик … (с пальчик)

Конёк – (Горбунок)

Гадкий … (утёнок)

Медведь - … (косолапый)

Петушок - (Золотой гребешок)

Гуси - (Лебеди)

Сестрица - (Алёнушка)

Братец - (Иванушка)

Серый … (волк)

Баба - … (Яга, костяная нога)

Коза - … (дереза)

Красная- … (шапочка)

Курочка - … (Ряба)

Муха - … (Цокотуха)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности Чтение былины «Илья Муромец и соловей разбойник».

Цель:Познакомить с жанром былины, помочь выделить его особенности.Задачи:Образовательные:- Продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества черезбылины;- Формировать представление...

Конспект открытого занятия по развитию речи Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цель:Познакомить с жанром былины, с необычным складом речи, помочь выделить его особенности, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Задачи:Дать представление о былинах, их происхождении,...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Чтение былины "Илья Муромец и Соловей -разбойник"

Этот конспект  непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) по теме «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей - разбойник». Мате...

Конспект занятия «Речевое развитие детей подготовительной к школе группы «Чтение былины Илья Муромец и Соловей – разбойник».

Познакомить  детей с жанром устного народного творчества – «былины», с ее необычным складом речи,  с образом былинного богатыря Ильи Муромца...

«Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

это конспект для студентов и воспитателей...

Конспект занятия "Чтение былины "Илья Муромец и Соловей - разбойник"

Познакомить детей с жанром былины, помочь выделить его особенности...

«Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Конспект по развитию речи «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»Цель:Знакомить детей с жанром устного народного творчества – «былины», их сходством со ск...